план -конспект к уроку истории в 5 кл по теме Религия древних египтян
рабочая программа по истории (5 класс)

план -конспект к уроку истории в 5 кл  на тему" Религия древних египтян."В конспекте представлены разные формы опроса и закрепления материала, особое внимание уделяется игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-konspekt_5_kl.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

             СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 104

           ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.С.ХАРЧЕНКО

                ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

                                       ПЛАН- КОНСПЕКТ

                     ТЕМА УРОКА:  « РЕЛИГИЯ  ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН»

                     

                                                              Учитель истории и обществознания:

                                                                    Уруджова Нажабат Руслановна

                                               Санкт-Петербург

                                                       2022 г.

                               

Тема урока: Религия древних египтян»

Цель урока: Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян. Сформировать умение выделять причинно-следственные связи, умение работать с информацией учебника. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне, формировать несложные выводы.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.

Регулятивные: определяют причинно-следственные связи, обобщают и делать выводы, работают с иллюстрациями.

Коммуникативные : обмениваются мнениями; планируют цели и способы взаимодействия; аргументируют свою точку зрения.

Предметные: определяют понятия

 храмы, статуи богов , жрецы; дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.

Личностные: сравнивают разные точки зрения; выражают положительное отношение к процессу познания.

Образовательные ресурсы: учебник Всеобщая история Древнего мира 5 кл.

А.А. Вигасин , Г.И. Годер, карты Средиземноморья и мира, карта Древний Восток, компьютер, проектор.

Этап урока:

1.Организационный момент.

2.Этап актуализации знаний.

А)

Проверка усвоения материала прошлой темы: « Военные походы фараонов»

1.Где располагается  Древний Египет?

2.Какая река протекает по территории Египта ?

3.Для чего фараоны Древнего Египта организовывали военные походы ? В какие страны фараоны совершали походы ?

4.Как было вооружено войско фараона?

5. Кто такие пехотинцы ?

6.Как выглядели боевые колесницы ?

7.Кто из фараонов Древнего Египта совершил самые крупные походы в 1500г. до н.э.?

Б)  Индивидуальная работа .Письменно на листочках.

-Проверьте, знаете ли вы слова и их значение. Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки

1.Дельта

2.

2.Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма

3.Фараон

3…

4…

4.Земледелец, имеющий своё небольшое хозяйство

5…

5.Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла

6…

Специалист по строительству зданий

7.Религия

7…

8…

Сбор в пользу государства

В) Работа с классом по карте

-Где находится Египет ?

-В какие страны совершали военные  походы Тутмос III со своим войском ?

Г)  Игра « Исторический калейдоскоп»( кто быстрее?)

Вопросы:

1.Знатные люди в Египте –это…(вельможи)

2.Как называли повелителей Египта? ( фараоны)

3.Какой царь носил двойную корону? ( царь Южного Египта)

4.Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте? (шадуф)

5.Первая столица египетского государства ?  ( Мемфис)

Даётся отзыв на ответы учащихся, собираются на проверку индивидуальные задания

3- этап. Изучение нового материала

План темы:

1.Боги и жрецы.

2.Что рассказывали египтяне о своих богах.

3.Миф об Осирисе и Исиде.

4.Что рассказывали египтяне о «стране мёртвых»

5.Религия и власть фараона.

1.Рассказ учителя.

Египтяне поклонялись множеству богов. Они были язычниками. Одним из главных богов древних египтян был бог Амон- Ра  -бог солнца, который считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного мира Осирису: каждый умерший переходил в подчинение этому богу.

Египтяне изображали богов в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини выступают в образе того или иного животного. Это является пережитком первобытной эпохи.

2.Работа с текстом учебника

-Прочитайте п.2 ( параграф 10) учебника Вигасина.

-Выясните , какие боги существовали у древних египтян?

-Заполните таблицу в тетрадях.

Боги

Какие силы природы и занятия они отражали

1

2

3

4

 

3.Работа с историческим источником

Книга мёртвых ( вера в загробную жизнь)

«  Слава тебе,  бог великий, владыка правды. Я пришёл к тебе, господин мой. Ты привёл меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя ,  я знаю имя твоё, я знаю имена 42 богов , находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчёта перед лицом Благого. Вот я пришёл к тебе ,  владыка правды; я принёс правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал… Я не делал зла. Не делал я того , что для богов мерзость… Не уменьшал хлебов в храмах , не убавлял пищи богов. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей… Я чист, я чист, я чист…»

- Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?

-Где человек произносил подобную клятву? ( на суде Осириса)

-Для чего нужна была эта клятва? ( для того, чтобы попасть на чудесные поля царства мёртвых)

4.Работа с текстом учебника

-Прочитайте п.3 ( параграф 10)

-  Какое явление природы получило отражение в этом мифе?

5. Рассказ учителя

В храмах, посвящённым богам, устраивались богослужения. Фараоны делали щедрые подарки храмам.  Распоряжались ими жрецы. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Во время церемоний они читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб- отрывки из « Книги Мёртвых».

Тело умершего бальзамировали-натирали специальными мазями. После этого мумию заворачивали в несколько слоёв ткани и помещали в специальные ящики-саркофаги. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде. Гробницу начинали строить ещё при жизни знатного египтянина.

4-этап

Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам.

1.Дайте определение понятию « религия».

2.Кому принадлежат имена Амон-Ра, Апоп, Геб, Нут, Бастет , Апис, Осирис, Исида, Сет, Гор, Анубис, Маат. Что рассказывают египтяне о каждом из них.

3.С какой целью тело умершего превращали в мумию?

4. Почему жрецы были богаты и могущественны ?

Опишите древнеегипетский рисунок на папирусе « Суд Осириса» ( стр 55) по плану-слева направо; 1) бог-шакал и умерший ; 2) запись  показаний умершего и взвешивание сердца; 3) бог Гор с оправданным на суде; облик Осириса –владыки « страны мёртвых»

Подумайте, почему египтяне почитали Амона-Ра с главным богом. Для ответа вспомните , как почитание Солнца связано с главным занятием египтян. Какую роль играют солнечный свет и тепло для роста растений ?

5- этап

Итог урока

Домашнее задание

1.Прочитать  параграф 10 учебника

2.Подготовить ответ на вопрос « Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?»

3.Письменно: объяснить значение слов : храм, жрец, статуя, саркофаг , мумия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для 5 класса на тему "Религия древних египтян"

Разработка урока для учащихся 5 класса на тему "Религия древних египтян"...

Урок истории 5 класс "Письменность и знания Древних Египтян"

Урок знакомство с новым материалом по теме "Письменность и знания Древних Египтян"...

Презентация на тему "Религия древних египтян"

Презентация к уроку в 5 классе...

Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Религия древних египтян»» /класс девочек/

Урок по теме: «Религия древних египтян»»проводится в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме самообразования учителя «Здоровье сбе...

Презентация по теме "Религия древних египтян", 5 класс

Презентация по теме "Религия древних египтян"  из курса "История Древнего мира" 5 класс...