план -конспект к уроку истории в 5 кл по теме Религия древних египтян
рабочая программа по истории (5 класс)
план -конспект к уроку истории в 5 кл на тему" Религия древних египтян."В конспекте представлены разные формы опроса и закрепления материала, особое внимание уделяется игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-konspekt_5_kl.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 104
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.С.ХАРЧЕНКО
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ПЛАН- КОНСПЕКТ
ТЕМА УРОКА: « РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН»
Учитель истории и обществознания:
Уруджова Нажабат Руслановна
Санкт-Петербург
2022 г.
Тема урока: Религия древних египтян»
Цель урока: Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян. Сформировать умение выделять причинно-следственные связи, умение работать с информацией учебника. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне, формировать несложные выводы.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы.
Регулятивные: определяют причинно-следственные связи, обобщают и делать выводы, работают с иллюстрациями.
Коммуникативные : обмениваются мнениями; планируют цели и способы взаимодействия; аргументируют свою точку зрения.
Предметные: определяют понятия
храмы, статуи богов , жрецы; дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.
Личностные: сравнивают разные точки зрения; выражают положительное отношение к процессу познания.
Образовательные ресурсы: учебник Всеобщая история Древнего мира 5 кл.
А.А. Вигасин , Г.И. Годер, карты Средиземноморья и мира, карта Древний Восток, компьютер, проектор.
Этап урока:
1.Организационный момент.
2.Этап актуализации знаний.
А)
Проверка усвоения материала прошлой темы: « Военные походы фараонов»
1.Где располагается Древний Египет?
2.Какая река протекает по территории Египта ?
3.Для чего фараоны Древнего Египта организовывали военные походы ? В какие страны фараоны совершали походы ?
4.Как было вооружено войско фараона?
5. Кто такие пехотинцы ?
6.Как выглядели боевые колесницы ?
7.Кто из фараонов Древнего Египта совершил самые крупные походы в 1500г. до н.э.?
Б) Индивидуальная работа .Письменно на листочках.
-Проверьте, знаете ли вы слова и их значение. Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки
1.Дельта | |
2. | 2.Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма |
3.Фараон | 3… |
4… | 4.Земледелец, имеющий своё небольшое хозяйство |
5… | 5.Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла |
6… | Специалист по строительству зданий |
7.Религия | 7… |
8… | Сбор в пользу государства |
В) Работа с классом по карте
-Где находится Египет ?
-В какие страны совершали военные походы Тутмос III со своим войском ?
Г) Игра « Исторический калейдоскоп»( кто быстрее?)
Вопросы:
1.Знатные люди в Египте –это…(вельможи)
2.Как называли повелителей Египта? ( фараоны)
3.Какой царь носил двойную корону? ( царь Южного Египта)
4.Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте? (шадуф)
5.Первая столица египетского государства ? ( Мемфис)
Даётся отзыв на ответы учащихся, собираются на проверку индивидуальные задания
3- этап. Изучение нового материала
План темы:
1.Боги и жрецы.
2.Что рассказывали египтяне о своих богах.
3.Миф об Осирисе и Исиде.
4.Что рассказывали египтяне о «стране мёртвых»
5.Религия и власть фараона.
1.Рассказ учителя.
Египтяне поклонялись множеству богов. Они были язычниками. Одним из главных богов древних египтян был бог Амон- Ра -бог солнца, который считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного мира Осирису: каждый умерший переходил в подчинение этому богу.
Египтяне изображали богов в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини выступают в образе того или иного животного. Это является пережитком первобытной эпохи.
2.Работа с текстом учебника
-Прочитайте п.2 ( параграф 10) учебника Вигасина.
-Выясните , какие боги существовали у древних египтян?
-Заполните таблицу в тетрадях.
Боги | Какие силы природы и занятия они отражали |
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
3.Работа с историческим источником
Книга мёртвых ( вера в загробную жизнь)
« Слава тебе, бог великий, владыка правды. Я пришёл к тебе, господин мой. Ты привёл меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя , я знаю имя твоё, я знаю имена 42 богов , находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчёта перед лицом Благого. Вот я пришёл к тебе , владыка правды; я принёс правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал… Я не делал зла. Не делал я того , что для богов мерзость… Не уменьшал хлебов в храмах , не убавлял пищи богов. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей… Я чист, я чист, я чист…»
- Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?
-Где человек произносил подобную клятву? ( на суде Осириса)
-Для чего нужна была эта клятва? ( для того, чтобы попасть на чудесные поля царства мёртвых)
4.Работа с текстом учебника
-Прочитайте п.3 ( параграф 10)
- Какое явление природы получило отражение в этом мифе?
5. Рассказ учителя
В храмах, посвящённым богам, устраивались богослужения. Фараоны делали щедрые подарки храмам. Распоряжались ими жрецы. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Во время церемоний они читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб- отрывки из « Книги Мёртвых».
Тело умершего бальзамировали-натирали специальными мазями. После этого мумию заворачивали в несколько слоёв ткани и помещали в специальные ящики-саркофаги. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде. Гробницу начинали строить ещё при жизни знатного египтянина.
4-этап
Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам.
1.Дайте определение понятию « религия».
2.Кому принадлежат имена Амон-Ра, Апоп, Геб, Нут, Бастет , Апис, Осирис, Исида, Сет, Гор, Анубис, Маат. Что рассказывают египтяне о каждом из них.
3.С какой целью тело умершего превращали в мумию?
4. Почему жрецы были богаты и могущественны ?
Опишите древнеегипетский рисунок на папирусе « Суд Осириса» ( стр 55) по плану-слева направо; 1) бог-шакал и умерший ; 2) запись показаний умершего и взвешивание сердца; 3) бог Гор с оправданным на суде; облик Осириса –владыки « страны мёртвых»
Подумайте, почему египтяне почитали Амона-Ра с главным богом. Для ответа вспомните , как почитание Солнца связано с главным занятием египтян. Какую роль играют солнечный свет и тепло для роста растений ?
5- этап
Итог урока
Домашнее задание
1.Прочитать параграф 10 учебника
2.Подготовить ответ на вопрос « Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?»
3.Письменно: объяснить значение слов : храм, жрец, статуя, саркофаг , мумия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
Методическая разработка урока для 5 класса на тему "Религия древних египтян"
Разработка урока для учащихся 5 класса на тему "Религия древних египтян"...
Урок истории 5 класс "Письменность и знания Древних Египтян"
Урок знакомство с новым материалом по теме "Письменность и знания Древних Египтян"...
Презентация на тему "Религия древних египтян"
Презентация к уроку в 5 классе...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Религия древних египтян»» /класс девочек/
Урок по теме: «Религия древних египтян»»проводится в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме самообразования учителя «Здоровье сбе...
Презентация по теме "Религия древних египтян", 5 класс
Презентация по теме "Религия древних египтян" из курса "История Древнего мира" 5 класс...