План-конспект урока истории в 10 классе "Россия и мир накануне Первой мировой войны"
план-конспект урока по истории (10 класс)
Цель: рассмотрение изменений, произошедших в экономическом положении великих мировых держав в начале XX в., определение военно-политических блоков и их целей; анализ причин начала Первой мировой войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Россия и мир накануне Первой мировой войны»
Цель: рассмотрение изменений, произошедших в экономическом положении великих мировых держав в начале XX в., определение военно-политических блоков и их целей; анализ причин начала Первой мировой войны.
Задачи:
- определять пути достижения поставленной цели;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и познавательные задачи.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-лекция.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь в клетку, классная доска, фрагменты исторических источников, учебные картины и иллюстрации.
План:
I. Орг. момент.
II. Актуализация.
III. Изучение нового материала.
1. Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений.
2. Военно-политические блоки.
3. Новые средства военной техники и программы перевооружений.
4. Предвоенные международные кризисы.
5. Сараевский выстрел и начало войны.
6. Планы сторон.
IV. Закрепление.
V. Итоги. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Орг. момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация. Почему началась Первая мировая война?
III. Изучение нового материала.
1. Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений.
Империализм (от лат. imperium — власть, господство) — государственная политика, основанная на использовании военной силы для разных форм внешнеполитической экспансии.
По объёму тяжёлой промышленности Германия обогнала Англию, ведущую промышленную державу с середины XIX в. Завершился колониальный раздел Африки. Усилилось проникновение ведущих мировых держав в Китай, на Ближний и Средний Восток. Германия угрожая войной Китаю, добилась права аренды порта Циндао и сделала сферой своего влияния обширные китайские земли. На Тихом океане Германия приобрела у Испании Каролинские, Марианские острова и архипелаг Палау. Овладела половиной Новой Гвинеи. Захватила колонии в Восточной и Западной Африке. Посягала на территории, принадлежавшие в то время Франции, Англии, Бельгии, Португалии.
Активность Германии в Османской империи привела к серьёзному столкновению интересов. Германия объявила об участии в экономической и политической модернизации Турции, направив туда огромные инвестиции. Основным проектом стало строительство Багдадской ж/д из Берлина через Стамбул в Багдад. Эти планы вызвали серьёзные опасения во Франции, Англии и в России.
Первая мировая война носила империалистический характер, причина её заключалась в империалистических противоречиях между государствами Тройственного союза и Антанты:
- между Англией и Германией (экономический, военно-морской, колониальный антагонизм);
- между Францией и Германией (из-за Эльзаса и Лотарингии; из-за французских колоний в Африке, на которые претендовала Германия);
- между европейскими державами на Балканах и Ближнем Востоке (проблема сфер влияния, политических позиций на Балканах, вопрос о проливах).
2. Военно-политические блоки.
1882 г. – Тройственный союз: Германия, Австро-Венгрия, Италия.
1904-1907 гг. – Антанта: Англия, Франция. Россия.
3. Новые средства военной техники и программы перевооружений.
Задание. Прочитать пункт № 3, рассказать о новшествах военной техники.
4. Предвоенные международные кризисы.
1905-1906 гг. и 1911 г. – два марокканских кризиса.
1908 г. – Боснийский кризис, из-за аннексии Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины.
1911 г. – Италия объявила войну Турции, оккупировала Триполитанию (Ливию), архипелаг Додеканес в Эгейском море. Германия приняла сторону Турции, что привело к началу распада Тройственного союза.
1912-1913 гг. – Первая Балканская война. Балканский союз (Болгария, Греция, Сербия, Черногория) нанесли поражение Турции.
1913 г. – Вторая Балканская война.
Перемена в расстановке сил. Болгария примкнула к Тройственному союзу, Румыния перешла на сторону Антанты. Усиление позиций Германии в Болгарии и Турции, претензии немцев на контроль проливов Босфор и Дарданеллы создавали угрозу жизненно важным интересам России.
5. Сараевский выстрел и начало войны.
Поводом к началу войны послужило убийство в Сараево наследника австрийского престола, эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены членом сербской националистической организации Гавриилом Принципом 28 июня 1914 г.
23 июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум с неприемлемыми условиями: допущение австрийских следователей на территорию страны и ввод ограниченного контингента войск.
31 июля – в России была объявлена общая мобилизация.
1 августа – Германия объявила войну России.
3 августа Германия вступила в войну с Францией.
4 августа – Германия перешла границу Бельгии. Англия, в ответ на её действия выступила против Германии.
К концу войны в ней участвовало 38 стран, 1,5 млрд. человек.
6. Планы сторон.
План начальника германского Генерального штаба генерала А. фон Шлиффена включал быстрый разгром Франции через территорию Бельгии и переброску сил против России, затем против Англии.
Россия и Франция планировали одновременное наступление на Германию, как на западе, так и на востоке.
Россия первоначально предусматривала разгром Австро-Венгрии, с тем, чтобы все силы направить на борьбу с Германией. Часть войск сосредотачивалась на границе с Румынией и в Прибалтике.
Планы всех участников войны были скорректированы реально складывающейся ситуацией.
IV. Закрепление.
«Работаем с источником». Прочитать фрагменты исторических источников «Из манифеста Николая II» и «Мнение учёного», ответить на вопросы.
V. Итоги. Рефлексия.
Итоги урока подводит один из учеников (рубрика «Подведём итоги» на стр. 12).
Анализ урока учащимися. Самоанализ учащимися своей деятельности на уроке.
VI. Домашнее задание. § 1 – прочитать, выучить записи в тетради, подготовить сообщения о новшествах военной техники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест. «Российская империя накануне Первой мировой войны»
Контрольный тест по теме: «Российская империя накануне Первой мировой войны». 11 класс...
презентация по истории "Россия накануне Первой мировой войны"
презентация по истории "Россия накануне Первой мировой войны"...
Внешняя политика России накануне Первой Мировой войны
Для закрепления новой темы...

Методическая разработка к уроку истории в 10 классе по теме: "Первая Мировая война "
Методическая разработка к уроку истории 10 класс по теме " Первая Мировая война"...

Презентация по истории "Россия и мир накануне Первой Мировой войны"
В презентации наглядно представлен материал по теме и использован соответствующий иллюстративный материал (карты, карикатуры, изображения), что облегчит изучение новой темы!...
Конспект урока "Накануне Первой мировой войны"
Конспект урока "Накануне Первой мировой войны"...

Россия и мир накануне первой мировой войны. История России 10 класс
Россия и мир накануне первой мировой войны...