Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в"
план-конспект урока по истории
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока | Территория, население и хозяйство России в начале XVI в | ||
Тип урока | Изучение нового материала | ||
Цель урока | Что было основой хозяйственной жизни России в начале XVI в.? В каких сферах российской экономики в начале XVI в. происходили изменения | ||
Задачи урока | На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; установить логические связи между изменениями в хозяйственной деятельности. Определить каким образом Россия в XVI в. оставалась земледельческой страной, как на территории Российского государства формировался внутренний рынок. | ||
Образовательные ресурсы | История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1340631 | ||
План урока | 1) Земледелие. Крестьянство. 5) Городское самоуправление и купеческие организации. 2) Казачество. 6) Торговля. 3) Города и горожане. 7) Денежная система 4) Ремесло. | ||
Личностно значимая проблема | Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем» | ||
Методы и формы | Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы | ||
Основные понятия | Роль природно-географического фактора в истории. Зона рискованного земледелия. Яровые и озимые культуры. Внутренний рынок. Слобода. Ярмарки | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Подумайте, что означает понятие зона рискованного земледелия». Почему в начале XVI в. Россия оставалась земледельческой страной? В каких сферах российской экономики в начале XVI в. происходили изменения? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Пояснять значение терминов и понятий. Ставить учебную задачу под руководством учителя | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа 2. Работа с историческим источником и картой | Известному российскому историку XIX в. С. М. Соловьёву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Как вы понимаете данное сравнение? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами | Комментировать с помощью примеров точку зрения учёного-историка. Использовать изученный материал по различным предметам, курсам (география, биология, история Древнего мира и др.) | Беседа. Работа с источником, картой | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. |
Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Беседа 2. Рассматривают слайд и отвечают на вопросы 3. Работа | Проследите по карте, где складывались казачьи вольницы. Каким образом государство могло использовать казаков в своих интересах? Проанализируйте пословицы и поговорки россиян, посвящённые хозяйственной деятельности: «На Егорья мороз — будет просо и овёс»; «Кукушка до Егорья — к неурожаю и падёжу скота»; «Май холодный — год хлебородный». Приведите собственные примеры. Какие выводы можно сделать? Как характеризуют роль общины (мира) в жизни крестьянина следующие поговорки: «На миру и смерть красна»; «Мир — большой чело- век»; «Мир — всему голова»? Работа в группах Используя материалы параграфа, проанализируйте структуру городского самоуправления в русских городах в начале XVI в. Какие слои населения входили в её со- став? Как вы думаете, какое значение для хозяйственной жизни страны имела проведённая в 1530-е гг. денежная реформа? В чём её суть? Докажите взаимосвязь денежной реформы с ростом торговли | Использовать карту как источник информации. Приводить примеры, как труд вли ял на развитие человека. Самостоятельно извлекать и комментировать информацию из исторических источников (фольклор), аргументировать выводы примерами из собственного жизненного опыта. Вспомнить правила работы в группе. Прояснять смысл исторического явления. Описывать структуру городского самоуправления в русских городах в начале XVI в. Доказать вывод, обосновать суждение на основе систематизации информации | Беседа. Работа с учебником Индивидуальная работа. Работа в группах Дискуссия. Работа с картой | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания |
1. Устные ответы. 2. Устные ответы 3. Записи в рабочих тетрадях |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | Из текста параграфа выберите цитаты, которые носят спорный характер, с точки зрения историков. Сделайте выводы, свой ответ аргументируйте. Оцените, смогли ли мы в полной мере ответить на этот главный вопрос нашего урока. Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют дополнительного освещения? Работаем с картой 1. Покажите на карте территории расселения казачества в XVI в. 2. Ознакомившись с картой (на с. 60—61 учебника), скажите, где было больше городов — западнее Волги или восточнее её? | 1. Выполнение заданий в рабочей тетради и атласе с контурными картами. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Использовать изученный материал для аргументации вывода. Участвовать в контрольно-оценочной, рефлексивной деятельности. Планировать с помощью учителя свою дальнейшую познавательную деятельность по изучаемой теме | 1.Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы 2. Записи в контурных картах |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: 1. Сравните подсечно-огневую систему земледелия с трёхпольем. С чем связан переход к трёхполью? 2. Какие зерновые культуры возделывали русские крестьяне в конце XV — начале XVI в.? Какая из них была основной? Предположите почему. 3. Охарактеризуйте орудия труда русских крестьян в конце XV — начале XVI в. Почему они столь незначительно изменились со времён Древней Руси? 4. Почему животноводство имело в хозяйстве русского крестьянина лишь вспомогательное значение? Какие трудности создавали природные условия крестьянину для разведения и содержания домашнего скота? 5. Как характеризуют роль общины в жизни крестьянина следующие поговорки: «На миру и смерть красна», «Мир — большой человек», «Мир — всему голова»? 6. Почему в течение XVI в. увеличивалась численность казачества? Каким образом государство могло использовать казаков в своих интересах? 7. Как изменилось значение русских городов с формированием единого государства? 8. Какое значение имела торговля для развития России? 9. Как вы думаете, какое значение для хозяйственной жизни страны имела проведённая в 1530-е гг. денежная реформа? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Введение, § 2 учебника. *Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Дополнительный материал к уроку
Изучаем документ
ИЗ ДОМОСТРОЯ
А коли насадит он [крестьянин. — Прим, авт.] капусты и свёклы, и те созреют, то листья капустные может сварить, а станет капуста свиваться в кочан, да ещё и густо, то, постепенно лист отсекая, тоже варить; листьями же, их обламывая, кормить скотину. В ту же пору до самой осени, борщ нарезая, сушить, он всегда пригодится — и в этот год, и позднее; и капусту в течение всего лета варить, и свёклу, по осени же хозяин капусту солит, а свекольный рассол готовит и солит огурцы, а летом наслаждается: ест дыни, горошек, морковь, огурцы и всякий овощ, а коли... больше чего уродилось, то ещё и продаст.
1. О каких видах хозяйственной деятельности говорится в тексте? 2. Какое значение для жизни россиян имели эти занятия
Запоминаем новые слова
Зона рискованного земледелия — территория с неблагоприятными для земледелия климатическими условиями.
Казачество — в XIV—XVII вв. — вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие службу в приграничных районах (городовые и сторожевые казаки). В XV—XVI вв. на границах России на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке возникли самоуправляющиеся общины вольных казаков (в основном из беглых крестьян); в XVIII — начале XX в. — военное сословие.
Озимые — зерновые культуры, засеваемые осенью, под зиму. Политика — часть жизни общества, связанная с государственными делами и властью.
Реформа — изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём.
Слобода — название различных поселений в Русском государстве XI— XVII вв. (стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, белые и др.), население которых временно освобождалось от уплаты налогов в казну. Ярмарка — торг, рынок товаров, организованный в установленном месте на определённое время, куда съезжались крестьяне из ближайших и дальних деревень. Ярмарки устраивались обычно в городах, больших сёлах, слободах и приурочивались к праздникам.
Яровые — зерновые культуры, засеваемые весной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-320126-1382274796.jpg)
Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."
Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."разработана для учащихся 7 класса по учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина, А. Я. То...
Территория, население и хозяйство России в начале 16 века
Научатся определять термины: мелкотоварное производство, таможенные пошлиныПолучат возможность научиться: давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности р...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/20/picture-1059562-1537429718.jpg)
мультимедийная презентация "Территория, население и хозяйство России в начале ХVIв."
Познакомить с территорией и хозяйством России в начале XVI в., особенностями состава населения российского государства; характеризовать особенности развития России в начале XVI в....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/07/picture-1163794-1599461068.jpg)
Технологическая карта урока Территория, население и хозяйство России в начале XVI в
Технологическая карта урока Территория, население и хозяйство России в начале XVI в...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/26/picture-1358236-1635263124.jpg)
Территория, население и хозяйство России в начале XVI.
Презентация разработана для учебника "История России" в 2-х ч. под ред. А.В. Торкунова по пар. 2...
Технологическая карта урока. Тема: «Территория, население и хозяйство России в начале XVI в».
Тип урока: комбинированныйВид урока: исследование...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243272-1366074070.jpg)
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в
Технологическая карта урока истории России в 7 классе....