Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в"
план-конспект урока по истории

Данная разработка будет полезна учителям истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Что было основой хозяйственной жизни России в начале XVI в.? В каких сферах российской экономики в начале XVI в. происходили изменения

Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; установить логические связи между изменениями в хозяйственной деятельности. Определить каким образом Россия в XVI в. оставалась земледельческой страной, как на территории Российского государства формировался внутренний рынок.

Образовательные ресурсы

История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания   http://nsportal.ru/node/1340631

План урока

1) Земледелие. Крестьянство.        5) Городское самоуправление и купеческие организации.

2) Казачество.                                  6) Торговля.

3) Города и горожане.                     7) Денежная система

4) Ремесло.

Личностно значимая проблема

Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем»

Методы и формы
обучения

Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы

Основные понятия

Роль природно-географического фактора в истории. Зона рискованного земледелия. Яровые и озимые культуры. Внутренний рынок. Слобода. Ярмарки

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Подумайте, что означает понятие зона рискованного земледелия».

Почему в начале XVI в. Россия оставалась земледельческой страной? В каких сферах российской экономики в начале XVI в. происходили изменения?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Пояснять значение терминов и понятий.

Ставить учебную задачу под руководством учителя

Фронтальная

Работа

Беседа.

Работа с текстом

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Включение в учебный процесс

II.

Актуализация

знаний

7

1. Беседа

2. Работа с историческим источником и картой

Известному российскому историку XIX в. С. М. Соловьёву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Как вы понимаете данное сравнение? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами

Комментировать с помощью примеров точку зрения учёного-историка.

Использовать изученный материал по различным предметам, курсам (география, биология, история Древнего мира и др.)

Беседа. Работа с источником, картой

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

 

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала

17

1. Беседа

2. Рассматривают слайд и отвечают на вопросы

3. Работа
с учебником и картой

Проследите по карте, где складывались казачьи вольницы. Каким образом государство могло использовать казаков в своих интересах?

Проанализируйте пословицы и поговорки россиян, посвящённые хозяйственной деятельности:

«На Егорья мороз — будет просо и овёс»; «Кукушка до Егорья — к неурожаю и падёжу скота»; «Май холодный — год хлебородный».

Приведите собственные примеры.

Какие выводы можно сделать?

Как характеризуют роль общины (мира) в жизни крестьянина следующие поговорки: «На миру и смерть красна»; «Мир — большой чело-

век»; «Мир — всему голова»?

Работа в группах

Используя материалы параграфа, проанализируйте структуру городского самоуправления в русских городах в начале XVI в. Какие слои населения входили в её со-

став?

Как вы думаете, какое значение для хозяйственной жизни страны имела проведённая в 1530-е гг. денежная реформа? В чём её суть?

Докажите взаимосвязь денежной реформы с ростом торговли

Использовать карту как источник

информации.

Приводить примеры, как труд вли

ял на развитие человека.

Самостоятельно извлекать и комментировать информацию из исторических источников (фольклор), аргументировать выводы примерами из собственного жизненного опыта.

Вспомнить правила работы в группе.

Прояснять смысл исторического явления. Описывать структуру городского самоуправления в русских городах в начале XVI в.

Доказать вывод, обосновать суждение на основе систематизации информации

Беседа.

Работа с учебником

Индивидуальная работа.

Работа в группах

Дискуссия.

Работа с картой

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

 

1. Устные

ответы.

2. Устные

ответы

3. Записи в рабочих тетрадях

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа с учебником

Из текста параграфа выберите цитаты, которые носят спорный характер, с точки зрения историков. Сделайте выводы, свой ответ аргументируйте.

Оцените, смогли ли мы в полной мере ответить на этот главный вопрос нашего урока. Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют дополнительного освещения?

Работаем с картой

1. Покажите на карте территории расселения казачества в XVI в.

2. Ознакомившись с картой (на с. 60—61 учебника), скажите, где было больше городов — западнее Волги или восточнее её?

1. Выполнение заданий в рабочей тетради и атласе с контурными картами. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Использовать изученный материал для аргументации вывода. Участвовать в контрольно-оценочной, рефлексивной деятельности. Планировать с помощью учителя свою дальнейшую познавательную

деятельность по изучаемой теме

1.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Устные ответы

2. Записи в контурных картах

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

1. Сравните подсечно-огневую систему земледелия с трёхпольем. С чем связан переход к трёхполью? 2. Какие зерновые культуры возделывали русские крестьяне в конце XV — начале XVI в.? Какая из них была основной? Предположите почему. 3. Охарактеризуйте орудия труда русских крестьян в конце XV — начале XVI в. Почему они столь незначительно изменились со времён Древней Руси? 4. Почему животноводство имело в хозяйстве русского крестьянина лишь вспомогательное значение? Какие трудности создавали природные условия крестьянину для разведения и содержания домашнего скота? 5. Как характеризуют роль общины в жизни крестьянина следующие поговорки: «На миру и смерть красна», «Мир — большой человек», «Мир — всему голова»? 6. Почему в течение XVI в. увеличивалась численность казачества? Каким образом государство могло использовать казаков в своих интересах? 7. Как изменилось значение русских городов с формированием единого государства? 8. Какое значение имела торговля для развития России? 9. Как вы думаете, какое значение для хозяйственной жизни страны имела проведённая в 1530-е гг. денежная реформа?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Введение, § 2 учебника. *Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Дополнительный материал к уроку

Изучаем документ

ИЗ ДОМОСТРОЯ

А коли насадит он [крестьянин. — Прим, авт.] капусты и свёклы, и те созреют, то листья капустные может сварить, а станет капуста свиваться в кочан, да ещё и густо, то, постепенно лист отсекая, тоже варить; листьями же, их обламывая, кормить скотину. В ту же пору до самой осени, борщ нарезая, сушить, он всегда пригодится — и в этот год, и позднее; и капусту в течение всего лета варить, и свёклу, по осени же хозяин капусту солит, а свекольный рассол готовит и солит огурцы, а летом наслаждается: ест дыни, горошек, морковь, огурцы и всякий овощ, а коли... больше чего уродилось, то ещё и продаст.

1. О каких видах хозяйственной деятельности говорится в тексте? 2. Какое значение для жизни россиян имели эти занятия

Запоминаем новые слова

Зона рискованного земледелия — территория с неблагоприятными для земледелия климатическими условиями.

Казачество — в XIV—XVII вв. — вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие службу в приграничных районах (городовые и сторожевые казаки). В XV—XVI вв. на границах России на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке возникли самоуправляющиеся общины вольных казаков (в основном из беглых крестьян); в XVIII — начале XX в. — военное сословие.

Озимые — зерновые культуры, засеваемые осенью, под зиму. Политика — часть жизни общества, связанная с государственными делами и властью.

Реформа — изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. 

Слобода — название различных поселений в Русском государстве XI— XVII вв. (стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, белые и др.), население которых временно освобождалось от уплаты налогов в казну. Ярмарка — торг, рынок товаров, организованный в установленном месте на определённое время, куда съезжались крестьяне из ближайших и дальних деревень. Ярмарки устраивались обычно в городах, больших сёлах, слободах и приурочивались к праздникам.

Яровые — зерновые культуры, засеваемые весной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."

Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."разработана для учащихся 7 класса по учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина, А. Я. То...

Территория, население и хозяйство России в начале 16 века

Научатся определять термины: мелкотоварное производство, таможенные пошлиныПолучат возможность научиться: давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности р...

мультимедийная презентация "Территория, население и хозяйство России в начале ХVIв."

Познакомить с территорией и хозяйством Рос­сии в начале XVI в., особенностями состава населения россий­ского государства; характеризовать особенности развития России в начале XVI в....

Технологическая карта урока Территория, население и хозяйство России в начале XVI в

Технологическая карта урока Территория, население и хозяйство России в начале XVI в...

Территория, население и хозяйство России в начале XVI.

Презентация разработана для учебника "История России" в 2-х ч. под ред. А.В. Торкунова по пар. 2...

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в

Технологическая карта урока истории России в 7 классе....