Территория, население и хозяйство России в начале 16 века
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Научатся определять термины: мелкотоварное производство, таможенные пошлины
Получат возможность научиться: давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности развития экономики в данный период
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p2_territoriya_naselenie_i_hozyaystvo.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Территория, население и хозяйство России в начале 16 века
Цели
Предметные УУД
Научатся определять термины: мелкотоварное производство, таможенные пошлины
Получат возможность научиться: давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности развития экономики в данный период
Метопредметные УУД
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Личностные УУД
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверяет готовность к уроку
II. Актуализация знаний.
Ребята мы начинам изучать с вами историю России . Вспомните деятельность какого царя мы изучали в гонце 6 класса.
А кто вспомнит, чем он нам запомнился?
III. Постановка учебной задачи
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Вспомните, какую территорию занимало Московское княжество в середине 15 века?
Перечислите основные слои населения Московского княжества в 15 веке и их занятия?
1.Земледелие, крестьянство
В XVI веке Российское государство значительно расширило свои рубежи. Были освоены новые земли. В начале XVI века население России составляло около 6 миллионов человек.
Как и в прежние времена, главным занятием россиян оставалось пашенное земледелие. Ранее на просторах северо-восточной и северной Руси господствовала подсечно-огневая система.
?-вспомним? что собой представляла подсечно-огневая система?
На смену ей пришло пашенное земледелие, которое на Руси называли трехполье.
?-давайте вспомним, что собой представляло трехполье ?
?-что такое яровые культуры(c 21 словарь)
?-озимые культуры(c 21словарь)
? Известному российскому историку XIX в. С. М. Соловьёву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Как вы понимаете данное сравнение? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами
?-Подумайте, что означает понятие «зона рискованного земледелия».
?-почему крестьяне в Росси занимались земледелием больше, чем скотоводством
?- как жили крестьяне, что такое крестьянская община
(с 15 последний абзац п.1) Дополнительно с 20
2.Казачество
?-кто такие казаки (определение с 15)
В XVI веке, в связи с наступлением на личные права крестьян, продолжала увеличиваться численность казачества. Возникали общины волжских, донских, терских и яицких вольных казаков, состоявшие главным образом из беглых крестьян. Основу хозяйственной жизни казачества составляли промыслы — охота, рыболовство, бортничество, а также скотоводство. Важнейшим источником существования была также военная добыча. В то же время казаки охотно принимали и «жалованье» деньгами, хлебом и боеприпасами от государства, заинтересованного в охране своих рубежей от набегов крымских и казанских татар.
Все казаки считались свободными и равноправными. В общинах существовало самоуправление. Наиболее важные дела обсуждались на «кругу» (казачьем сходе). Во главе общин стояли выборные атаманы и старшины.
В первой половине XVI века казацкие поселения, расположенные на лесистых островах в низовьях Днепра, за его порогами, объединились в своеобразную казацкую республику — Запорожскую Сечь. - показать на карте
3)Города и горожане
В начале XVI века на огромных просторах Российского государства было разбросано около 130 городов и городков. С конца XV века наблюдался быстрый рост числа горожан, а города переживали свой расцвет. Но доля городского населения была невелика. Россия значительно уступала по этому показателю развитым странам Западной и Центральной Европы.
С формированием единого государства изменилось значение русских городов. Многие города уже не были столицами независимых княжеств, но при этом усиливалось их значение как центров ремесла и торговли.
? Крупными торговыми городами были ?( Псков, Архангельск, Холмогоры, Ярославль, Кострома, Тверь, Серпухов, Тула, Смоленск, Нижний Новгород и др)
Значительную роль в жизни страны продолжал играть Новгород, но все больше и больше возрастало политическое и хозяйственное значение Москвы. Иностранцы сравнивали русскую столицу с крупнейшими городами Западной Европы. Современники считали, что в Москве проживало примерно 100 тысяч человек, тогда как в Новгороде — всего 25-30 тысяч.
Основную часть городского населения составляли ремесленники, которые платили налоги и несли различные повинности в пользу государства — так называемые «черные» горожане, а также купцы. В городах размещались и княжеские наместники. Они возглавляли городское управление, судили «черных»
горожан, следили за крепостными сооружениями, правильным сбором торговых пошлин. В городских усадьбах проживали бояре, а также различные категории служилых людей.
4)Ремесло.
? какие ремесла были наиболее распространены в русских городах (самостоятельная работа с учебником с 17)
5-6)Городское самоуправление и купеческие организации. Торговля.
(самостоятельная работа с учебником с 17-18)
?-Кого на Руси называли гостями (купцов)
7) Денежная реформа
Рост торговых связей между различными территориями страны, а также расширение внешней торговли настоятельно требовали изменений в области денежного обращения.
До конца XV — начала XVI века на Руси существовала система с двумя основными денежными единицами: новгородским и московским рублем. Рост товарооборота требовал все больше денег, но в стране был очень мал запас драгоценных металлов. В городах появилось большое количество фальшивомонетчиков. И хотя виновных жестоко преследовали, отрубали им руки, лили олово в горло, ничего не помогало. В 1535—1538 годах все старые монеты были запрещены. Вводилась единая для всей России денежная единица — московский рубль. Появилась также монета, равная одной сотой рубля, с изображением всадника с копьем, получившая название копейки. В 1534 году в Москве был основан первый в России казенный Монетный двор, где изготавливались монеты для всей страны.
IV Закрепление
Задание 3
V Д\з пар 2 , термины, даты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ 9-ОГО КЛАССА (ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК: А.И.АЛЕКСЕЕВ В.В.НИКОЛИНА «ГЕОГРАФИЯ: НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ»
Для индивидуальной работы....
Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."
Технологическая карта урока "Территория, население и хозяйство России в начале XVI в."разработана для учащихся 7 класса по учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина, А. Я. То...
мультимедийная презентация "Территория, население и хозяйство России в начале ХVIв."
Познакомить с территорией и хозяйством России в начале XVI в., особенностями состава населения российского государства; характеризовать особенности развития России в начале XVI в....
Технологическая карта урока Территория, население и хозяйство России в начале XVI в
Технологическая карта урока Территория, население и хозяйство России в начале XVI в...
Территория, население и хозяйство России в начале XVI.
Презентация разработана для учебника "История России" в 2-х ч. под ред. А.В. Торкунова по пар. 2...
Технологическая карта урока. Тема: «Территория, население и хозяйство России в начале XVI в».
Тип урока: комбинированныйВид урока: исследование...