Технологическая карта урока "Культурное пространство России в первой половине XIX в. "
план-конспект урока по истории (9 класс)

Марина Петровна Болдырева

Технологическая карта урока  "Культурное пространство России в первой половине XIX в."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_hudozhestvennaya_kultura.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока история 9 класс.

Учитель:  

Болдырева Марина Петровна

Тема урока:

Культурное пространство России в первой половине XIX в.

Цель урока:

Создать у учащихся представление о российской культуре второй половины XIX в., обратив их

внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; познакомиться с творчеством

художников, скульпторов, литераторов, архитекторов данного периода;

План урока:

1. Особенности художественной культуры первой половины XIX в.

2.        Литература.

3.        Театр.

4.        Музыка.

5.        Живопись.

6.        Архитектура.

Тип урока: 

урок открытия нового знания

Форма урока:

урок исследование

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомить с художественной культурой России первой половины XIX века;

научить применять исторические знания для сопоставления художественных и литературных произведений с их авторами.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач, находят необходимую информацию, используя материал учебника; получают информацию, работая с легендой исторической карты

Коммуникативные: развивают умение групповой и парной работы; умение формулировать и доказывать свою точку зрения, уважать противоположное мнение;

Регулятивные ."формируют навыки планирования ответа; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; развивают навыки критического мышления; умения анализировать и обобщать ,ставят учебную задачу;

Личностные:

Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, уважение к историческому наследию России; проявляют чувства взаимопомощи при работе в парах; применяют исторический материал для осмысление современных событий.

Основные понятия темы:

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Формы и методы

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная

Образовательные

ресурсы

Учебник, исторические источники, историческая карта. презентация.

УМК

УМК: История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский, А.Я.Токарева]; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2019

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, сформированные деятельностью учителя и ученика

1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше творческое настроение не покидало вас в течение урока. Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем на уроке.

Приветствие учителя.

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Повторение изученного, проверка домашнего задания

Работа по карточкам (с понятиями).

Дают ответы на вопросы

Предметные:

Самостоятельно преобразуют

один вид информации в

другую.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка целей и задач.

Для определения темы учитель показывает картинки на презентации.

Задает вопросы:

- Ребята, что вы видите на этих картинках?

Какая тема урока?

Ребята, какую цель мы преследуем, какие задачи мы ставим перед собой, что мы уже знаем об этом событии?

Организует работу над проблемным вопросом:

Учитель: Первая половина XIX в. по праву считается золотым веком российской культуры. Её развитие проходило под влиянием многих событий мирового значения, из которых наиболее мощными были Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы русской армии. Литературный критик В. Г. Белинский писал, что именно с этого рубежа «начиналась новая жизнь для России», связанная главным образом с развитием в обществе культа «гражданственности и образования». «Гроза двенадцатого года» привела к росту национального самосознания, вызвала к жизни небывалый патриотический подъём..

На каких уроках мы уже успели познакомится с изучаемым материалам

Ответы учеников.

Ребята, отвечают тема урока: Культурное пространство России в первой половине XIX в.

Записывают тему урока.

Ребята отвечают на вопросы, ставят цель и задачи, выдвигают предположения, каким образом и с помощью чего достигнут цели.

Выдвигают проблему:

«Почему первую половину XIX в. называют золотым веком российской культуры?»

Ученики отвечают:

На уроках литературы, ИЗО, музыке.

Предметные:

Самостоятельно преобразуют один вид информации в другую.

УУД:

Л: построение личностных планов во временной перспективе Р: постановка учебной задачи на основе того, что туже известно и того, что предстоит К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

3. Изучение нового материала:

3.1.Лекция.

Нацеливает учащихся на работу с текстом  учебника, историческими

документами,исторической картой,

иллюстрациями, видеоматериалом.

Распределяет задания по группам, определяет время работы, помогает составить план работы:

1)        Изучить документы, послушать выступления учеников, посмотреть видеоматериал;

2)        Проанализировать, изобразить схематически;

3)        Поработать с картой

Рефлексия: Проверка выполнения задания в рабочем листе.

Вспоминают проблемный вопрос урока.

Опережающее задание – сообщение ученика :

« Выступление А.С. Пушкина».

Работа с классом:

Ученики должны ответить на вопрос:

- Назовите дату русско – турецкой войны, произошедшей в первой четверти 19 века, в которой как мы выяснили участвовал А.С. Пушкин?

- Подписанием какого мирного договора она закончилась?

- Назовите дату кавказской войны, произошедшей в 19 веке, в которой как мы выяснили участвовал М.Ю. Лермонтов?

Рефлексия: Проверка выполнения задания в рабочем листе.

Вспоминают проблемный вопрос урока.

Работа с классом:

Ученики должны подготовить вопросы для Дамы 19 века просчитав пункт 3. Театр, для беседы с ней:

Опережающее задание – сообщение ученика :

« Выступление дамы 19 века».

Работа с классом, ученики задают вопросы даме 19 века.

Рефлексия: Проверка выполнения задания в рабочем листе.

Вспоминают проблемный вопрос урока.

Физкультминутка.

Учитель возвращается к группе 2.

Рефлексия: Проверка выполнения задания в рабочем листе.

Вспоминают проблемный вопрос урока.

Учитель возвращается к группе 2.

Рефлексия: Проверка выполнения задания в рабочем листе.

Вспоминают проблемный вопрос урока.

Группа  № 1.

- Откройте стр. 103-104 учебника, пункт 1. «Особенности художественной культуры первой половины XIX в.».

- Причитайте пункт 1.

- Ответьте на вопросы:

1.        Что являлось главной особенностью художественной культуры первой половины XIX столетия?

2.        Какой художественный стиль господствовал на рубеже XVIII – XIX века?

3.        Какой появился стиль перед Отечественной войной 1812 года?

4.        Какой стиль его сменил?

5.        Какой стиль получил распространение во второй четверти XIX?

6.        Расскажите о каждом из них?

Рефлексия: Ученики: зачитывают выполненное задание.  Ученики пытаются ответить на проблемный вопрос урока.

Ученики слушают отвечают на вопросы:

Рефлексия: Ученики: зачитывают выполненное задание.  Ученики пытаются ответить на проблемный вопрос урока.

Ученики готовят вопросы:

Рефлексия: Ученики: зачитывают выполненное задание.  Ученики пытаются ответить на проблемный вопрос урока.

2        группа -

Откройте стр. 106 учебника, пункт 4. «Музыка».

- Причитайте пункт 4.

- Ответьте на вопросы:

1. Что испытала на себе музыка больше, чем другие виды искусства? К чему обратились композиторы?

2. Какая опера возглавила эти героические сюжеты исторического прошлого России, кто её автор?

3. Кто представил романтическое направление в музыкальном искусстве? Как называлась его опера?

4. Каму принадлежит центральное место в русском искусстве? Какие его знаменитейшие оперы?

    Каким двум направлениям русского оперного искусства они положили начало?

5. Чем отличается от этих произведений музыка А.С. Даргомыжского? Какие его главные произведения?

Рефлексия: Ученики: зачитывают выполненное задание.  Ученики пытаются ответить на проблемный вопрос урока.

3        группа -

Откройте стр. 106 учебника, пункт 5. «Живопись».

- Причитайте пункт 4.

- Ответьте на вопросы:

1. Чем характеризовалось изобразительное искусство эпохи романтизма?

2. Какой жанр живописи был самым распространенным?

3. Кто был ярким представителем романтизма, какие картины он написал?

4. Кто был представителем классицизма? Кто написал картину «Последний день Помпеи»?

5. Кто был одним из крупнейших мастеров русской живописи?

6. Кто был родоначальником критического реализма? Какие картины он написал?

7. С кем связано появление народно – бытового жанра? Какие картины он написал?

Рефлексия: Ученики: зачитывают выполненное задание.  Ученики пытаются ответить на проблемный вопрос урока.

Предметные:

Проводить поиски анализ

информации об ОВ в не скольких источниках:

историческаякарта, учебный

текст,историческиедокументы,иллюстрации

УУД:

К:инициативноесотрудничество впоиске и выбореинформации

П:моделирование,построение

логической цепирассуждений,

выдвижениегипотез и их

обоснование.

Р:составление планаипоследовательностидействий

П: умениеструктурировать

знания, выбороптимальных

решений, умениеосознанно и

произвольностроитьвысказывания,выбирать вариантрешения

К: инициативноесотрудничество ввыборе вариантарешения

Р:соотнесениерезультата с

заданием

4. Закрепление знаний.

Контролирует выполнение работы, осуществляет взаимопроверку. Организует беседу, связывая результаты.

Выполняют мини – тест;

Выполняют взаимно проверку

Оценивают работы по тестам, работы выступающих в группах и индивидуально.

УУД: П: умение осознанно строить высказывания,приводить доказательства; группировать факты

 К:оценка действий партнера

 Р: Контроль в форме сличения способа действия и его результатов

5. Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания.

Лекция в тетради, а стр. 103-109 учебника. Понятия, даты, выучить.

Ученики записывают домашнее задание.

УУД:

Л. Понимание поставленной задачи.

Р: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.

6. Рефлексия.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает высказать свое мнение.

Ребята, мы выслушали доклады групп, выступающих, посмотрели видеоматериалы, сделали определенные выводы:

Давайте ответим с вами на проблемный вопрос урока:

««Почему первую половину XIX в. называют золотым веком российской культуры?»»

Ученики отвечают, приводят свои доводы.

УУД:  П: умение осознанно строить высказывания, проводить доказательства; группировать факты.

К: оценка действий партнера

Р: соотнесение результата с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Культурное наследие Московской Руси"

Урок разработан для обучающихся по программе 7 вида по курсу "История России с древнейших времен...". Используемая технология - проблемно - диалогическая....

Технологическая карта урока по теме "Равенство треугольников. Первый признак равенства треугольников". 7 класс

Технологическая карта урока по теме "Равенство треугольников. Первый признак равенства треугольников". Геометрия 7 класс. Тип урока: урок освоения новых знаний. УМК: Геометрия 7, авторы  В.Ф.Буту...

Технологическая карта урока "Причины вступления России в первую мировую войну"

Готовая технологическая карта для проведения урока истории в 11 классе из раздела "Сложные темы по истории"...

Технологическая карта учебного занятия "Общественное движение в первой половине 19 века"

Технологическая карта для проведения учебного занятия по истории для обучающихся 1 курса....

Технологическая карта урока "Внешняя политика России во второй половине XVI века"

Технологическая карта урока "Внешняя политика России во второй половине XVI века"...

Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс

Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...