Технологическая карта урока "Внешняя политика России во второй половине XVI века"
методическая разработка по истории (6 класс)
Технологическая карта урока "Внешняя политика России во второй половине XVI века"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тест: Внешняя политика России во второй половине XVI века 7 класс 1 вариант
1. Как называлась крепость, возведённая недалеко от Казани, ставшая центром сосредоточения русских войск и опорным пунктом для наступления на Казань?
1) Хабаровск 2) Мурманск 3) Свияжск 4) Павловский посад
2. Присоединение Казани и Астрахани привело к включению в состав Российского государства территории по течению реки
1) Невы 2) Яузы 3) Волги 4) Лены
3. Разрушительными для русских земель стали походы в 1569 и 1571 гг. крымского хана
1) Темучина 2) Девлет-Гирея 3) Сулеймана Великолепного 4) Тохтамыша
4. Назовите государственного деятеля, приближённого Ивана Грозного, члена Избранной рады, который отвечал за вопросы внешней политики государства в 1550-е гг.____________________________
5. Поход в Сибирь казаков под предводительством Ермака был организован на средства купцов
1) Демидовых 2) Курбских 3) Строгановых 4) Воротынских
6. После прекращения существования Ливонского ордена противниками России в Ливонской войне стали
1) Литва и Польша 2) Франция и Англия 3) Франция и Литва 4) Китай и Польша
Тест: Внешняя политика России во второй половине XVI века 7 класс 2 вариант
1. Как звали военачальника из войска Ивана IV, под руководством которого были построены осадные сооружения и произведены подкопы под стены Казанского кремля?
1) Иван Фёдоров 2) Пётр Мстиславец 3) Иван Выродков 4) Никита Панин
2. Отметьте один из результатов присоединения Казани к Российскому государству.
1) возможность раздачи новых земель служилым людям 2) распространение влияния Крымского ханства в России
3) сокращение торговых путей для русских купцов 4) потеря земельных владений государя
3. Хан Девлет-Гирей, совершивший набеги на русские земли в 1569 и 1571 гг., был главой
1) Османской империи 2) Французского королевства 3) Ногайской Орды 4) Крымского ханства
4. Как называлась система оборонительных сооружений, включавшая естественные заграждения и применявшаяся для защиты от нападений врагов?____________________________________________________________
5. В каком году начался поход Ермака, направленный на завоевание Сибири?
1) 1550 г. 2) 1560 г. 3) 1581 г. 4) 1594 г.
6. Что послужило поводом для Ливонской войны?
1) расширение территории Ливонского ордена за счёт присоединения Новгорода
2) вмешательство Франции в отношения Ливонского ордена и России
3) стремление Ливонского ордена завоевать территории в Сибири
4) отказ Ливонского ордена выплачивать дань за город Юрьев
Ответы на тест по истории Внешняя политика России во второй половине XVI века 7 класс
1 вариант
1-3
2-3
3-2
4. Алексей Адашев
5-3
6-1
2 вариант
1-3
2-1
3-4
4. Засечная черта
5-3
6-4
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока | Внешняя политика России во второй половине XVI в. | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Рассмотрение внешней политики России во второй половине XVI в. | ||
Задачи урока | На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; Определить основные направления внешней политики России во второй половине XVI в., выявить ее особенности и итоги | ||
Образовательные ресурсы | История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, Электронное приложение, карта «Россия в XV — начале XVI в.», | ||
План урока | 1) Основные задачи внешней политики Российского государства во второй половине XVI в. 5) Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. 2) Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Присоединение Поволжья к России. 6) Россия и Западная Европа в середине XVI в. 3) Россия и Кавказ. 7) Ливонская война, её итоги 4) Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. | ||
Личностно значимая проблема | Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем» | ||
Методы и формы | Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы | ||
Основные понятия | Засечная черта. Острог. Ясак. Основные даты 1552 г. — осада и взятие Казани. 1556 г. — присоединение Астраханского ханства к России. 1571 г. — набег Девлет-Гирея. 1572 г. — битва при Молодях. 1581—1585 гг. — поход Ермака Тимофеевича. 1558—1583 гг. — Ливонская война | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Какие актуальные, на ваш взгляд, внешнеполитические задачи стояли перед правителями страны? Какими способами можно было их решать? Какие вопросы (задания) потребуют работы с картой? Какой картой вы воспользуетесь? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя) | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа | С помощью карты назовите народы, населявшие в XVI в. территорию современной России. Приведите из всеобщей истории примеры расширения государств. Какими путями это могло происходить? Какое значение для экономического и политического развития Российского государства имело расширение его территории, укрепление рубежей? | Находить на карте изучаемые объекты. Применять ранее полученные знания. Определять причинно-следственные связи исторических процессов | Беседа. Работа с источником, картой | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Устный рассказ. Беседа |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Беседа 2. Работа с картой #1056;ассматривают слайд и отвечают на вопросы 4. Работа 5. Работа | Пользуясь текстом параграфа, составьте план рассказа о походе русских войск под предводительством Ивана IV на Казань. Используя план, карту, отрывок из Александро-Невской летописи (см. рубрику «Изучаем документ»), иллюстрации и дополнительный материал из Интернета, составьте рассказ о взятии Казани в 1572 г. Какие источники информации оказались для вас наиболее информативными, какие — интересными? Найдите на карте России остроги и города, появившиеся в XVI в. Покажите на карте территорию России до и после окончания Ливонской войны. Почему именно Польша и Литва стали союзниками Ливонского ордена в борьбе с Россией? Расскажите об обороне Пскова в ходе Ливонской войны русскими войсками. Сравните причины и итоги военных действий России против «татарских царств» и Ливонского ордена. Выделите среди них схожие и различные. | Составлять план рассказа. Использовать в рассказе сведения, представленные в разных знаковых системах (текст, карта, схема, визуальный ряд). Употреблять эмоционально-окрашенные атрибуты речи. Выражать собственное отношение при оценке поступков людей. Оценивать информационную значимость разных видов исторических источников. Находить на карте изучаемые объекты, делать выводы на основе сравнения. Рассказывать об историческом событии, раскрывать его значение. Сравнивать причины и итоги исторических событий, выделяя общее и различное | Беседа. Работа с учебником Работа с картой Дискуссия. Индивидуальная работа | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | 1. Устные ответы. 2. Записи в карте 3. Устные Ответы 4. Работа в карте #1059;стные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | В ХVI в. в состав России в ходе войн и добровольного присоединения вошли многие народы (см. карту). Как присоединение к России многих народов повлияло на их хозяйственное и культурное развитие? Что потеряли и что приобрели представители различных слоёв общества этих народов? Назовите последствия взаимовлияния народов, культур и цивилизаций для развития Российского государства. Нанесите на контурные карты события, связанные с Ливонской войной. Опишите ход войны. Определите её итоги. Какое влияние на ход Ливонской войны имело объединение Польши и Литвы в единое государство — Речь Посполитую? | Понимать, что Российское государство складывалось на многонациональной основе. Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Аргументировать выводы и суждения. Описывать с опорой на карту ход и итоги военных действий. Определять причинно-следственные связи. Приводить аргументы за и против сделанного вывода. В художественной форме излагать результаты познавательной деятельности по теме урока. Оценивать и представлять результаты проектной и познавательной деятельности | #1060;ронтальная работа с текстом | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы 2. Записи в контурных картах |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: 1. Почему в XVI в. для России особенно важны были внешнеполитические успехи на востоке? Какое значение для развития страны имело установление контроля над Волжским торговым путём? 2. Как вы оцениваете вхождение в состав Российского государства Поволжья? 3. Сравните действия Ивана IV по отношению к Казанскому ханству и Кавказу. Что влияло на его политику на этих направлениях? 4. Почему Иван IV опасался союза Казанского ханства с Османской империей и Крымским ханством? По вашему мнению, это были обоснованные опасения? Работаем с картой: 1. Покажите на карте походы войск Ивана IV на Казань и Астрахань. 2. Покажите на карте территорию Сибирского ханства и его столицу Кашлык. 3. Покажите на карте территорию России после окончания Ливонской войны. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Показывают на карте территорию России в период правления Ивана Грозного | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 7—8 учебника. *Мини- проекты | Конкретизирует домашнее задание 1. Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». 2. Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте рассказ о военном искусстве и героизме участников событий второй половины XVI в. 3. Задание 7 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Дополнительный материал к уроку
Изучаем документ
ИЗ «ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» Н. М. КАРАМЗИНА
Конец горький для завоевателя: ибо, лишаясь жизни, он мог думать, что лишается и славы!.. Нет, волны Иртыша не поглотили её: Россия, история и церковь гласят Ермаку вечную память! Сей Герой... погиб безвременно, но совершив главное дело: ибо Кучум, зарезав 49 сонных казаков, уже не мог отнять Сибирского Царства у великой державы, которая единожды навсегда признала оное своим достоянием. Ни современники, ни потомство не думали отнимать у Ермака полной чести сего завоевания, величая доблесть его не только в летописаниях, но и в святых храмах...
1. Какое значение автор текста придаёт походу Ермака в Сибирь? 2. Прокомментируйте оценку, данную автором текста походу Ермака. Согласны ли вы с ней?
ИЗ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ
О взорвании подкопа. И се прииде время... солнце уже восходяшу... и абие якоже сильный громъ грянул и велми земля дрогну и потрясеся... И се внезапу вторый подкопъ градцкую стену грознее перваго створи... и с великои высоты брёвна падаху во град и множество нечестивых побиваше. И поиде воинство царское со всехъ стран на град... Татарове же... говорятъ: «Все помрём за юртъ [город. — Прим. авт.]». И бьющимся обоим во вратех и на стенахъ крепце...
Какие события штурма Казани описываются в приведённом фрагменте?
Иван Выродков — первый известный русский военный инженер, дьяк. В 1551 г. руководил строительством крепости Свияжск на берегу реки Свияги. Крепостные стены, башни, прочие оборонительные и хозяйственные постройки были собраны под Угличем, а затем сплавлялись по Волге к месту строительства. На постройку крепости ушло более 20 тыс. кубометров леса, около 30 тыс. кубометров земли. Эта деревянная крепость, ставшая главным опорным пунктом для взятия Казани русскими войсками, была возведена всего за 28 дней. Крепость стала опорой дальнейшему продвижению русских войск в глубь Казанских земель. Впоследствии Иван Выродков руководил операциями по осаде самого города, из заготовленных деталей соорудив за одну ночь 13-метровую осадную башню. В 1552 г. принимал участие в осаде Казани.
Казнён в период опричнины. От рук опричников также погибли его дети, многие родственники.
Запоминаем новые слова
Засечные черты — система оборонительных сооружений, применявшаяся с XIII в. на Руси и получившая особое развитие в XVI—XVII вв. на южных и юго-восточных границах Российского государства для защиты от нашествия монгольских и крымских войск, а также в качестве опоры при наступлении на противника.
Ясак — в России XV — начала XX в. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. До начала XVIII в. взимался также с народов Поволжья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст с ошибками по теме "Внешняя политика России во второй половине 18 века"
Внешняя политика России во второй половине 18 века (материал к уроку, к олимпиаде)...
«Внешняя политика России во второй половине 19 века. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»
Урок по истории России в 8 классе по теме «Внешняя политика России во второй половине 18 века. Русско – турецкая война 1877-1878 годов». Урок предполагает получение учащимися не только знаний по внешн...
Внешняя политика России во второй половине 18 века
Урок-презентация для 10 класса - база. В уроке обозначены цели, проблемный вопрос, задачи, и основные эхтапы внешней политики....
Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века
Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...
Технологическая карта урока истории "Внешняя политика России во второй половине XVI века" 7 класс
к учебнику История России. 7 класс. Авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева...
Внешняя политика России во второй половине 16 века (технологическая карта)
Технологическая карта урока в 7 классе (первый из двух уроков по теме)...
7 класс Технологическая карта "Внешняя политика России во второй половине XVI века".
7 класс Технологическая карта "Внешняя политика России во второй половине XVI века"....