Зарождение демократии в Афинах
план-конспект занятия по истории (5 класс)

Татьяна Кирилловна Новолодская

Цель урока: формирование представления учащихся о предпосылках зарождения демократии в Афинах; на примерах реформ Солона сформировать представление учащихся о формах проявления демократии.

Задачи урока:

Обучающие:

- oзнaкомить учащихся с понятием «Демократия»; положении демоса;

- формирoвать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информaцию (познавательное УУД);

- формировать умение работать в паре (коммуникативные УУД);

Развивающие:

– развивать навыки парной, самостоятельной работы;

- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к предмету;

- воспитывать творческую личность, которая стремиться к самореализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Зарождение демократии в Афинах

Цель урока: формирование представления учащихся о предпосылках зарождения демократии в Афинах; на примерах реформ Солона сформировать представление учащихся о формах проявления демократии.

Задачи урока:

Обучающие:

- oзнaкомить учащихся с понятием «Демократия»; положении демоса;

- формирoвать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информaцию (познавательное УУД);

- формировать умение работать в паре (коммуникативные УУД);

Развивающие:

– развивать навыки парной, самостоятельной работы;

- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к предмету;

- воспитывать творческую личность, которая стремиться к самореализации.

                                             Ход урока

1. орг. Момент (проверка списочного состава)

2. мотивационный этап

Слайд 1. Ребята, посмотрите на слайд: что вы видите?  Как думаете, с чем это связано? Почему люди сбрасывают камень? Может что-то не нравится?

(ответы детей)

Слайд 2. Долговой столб.

3. новая тема

Сегодня мы с вами продолжим изучать Древнюю Грецию.

На столах у вас лежат листы с терминами, прошу вместе  прочитать понятия и ответить на вопрос: кто такие демос?  

(ответы детей).

Слайд 3. И так, жителями Афин называли знатных людей, демос (свободные граждане) и рабы. Интересно, а какие у них были взаимоотношения?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику.

Слайд 4. Девочки находят информацию о знати, мальчики о демосе.

(выступление команд).

И так, мы узнали, что у демоса были проблемы.

Что дальше? (ответы детей) –

Слайд 5. В Афинах обострилась борьба аристократов с простым народом – демосом.  Люди требовали себе:

 равных прав,

освобождения от долгов,

 возвращения земельных наделов.  

Аристократы не хотели отступать и делиться властью.

Государство оказалось на краю гибели.

Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры.

Слайд 6. Тема урока: зарождение демократии в Афинах.

(запись в тетрадь)

Ребята, найдите на листочках термины, что такое демократия

(ответы детей, запись в тетрадь)

О чем будем говорить на уроке?

(Ответы детей) о власти народа

Слайд 7. В 594 г. до .н.э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона.

Посмотрите на листочки Термины, прочитайте кто такой архонт.

(читать)

Солона  наделили властью, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас государство. Солона уважали все жители. Найти в учебнике ст. 156 почему Солона уважали

(ответы детей – честный, умный).

Солон установил реформы –

Опять обращаемся к терминам – что такое реформы?

(ответы детей)

Слайд 8.  На стола у вас лежат таблицы, поработайте с таблицей с соседом по парте, узнайте какие реформы провел  Солон в Афинах.

(Работа с таблицей, Ответы детей)

Слайд 9. Ребята, по реформе Солона – вместо знати,  Высшим органом, выражавшим волю народа, стало Народное собрание, т.е. власть стала принадлежать  народу.

Слайд 10.  Народное собрание:

- принимало законы;

- выбирало должностных лиц полиса;

- решало насущные вопросы.

Слайд 11. Народ по-гречески- демос, власть- кратос, следовательно народная власть или власть народа – демократия.

(Записать в тетрадь)

Попробуем доказать, что в Афинах зародилась демократия, т.е. власть народа.

Найти в учебнике доказательства на ст. 157.

(Самостоятельная работа)

(Ответы детей)

Слайд 12. (еще раз повторить)

Именно реформы Солона привели к зарождению демократии в Афинах

Демократия – власть народа.

Ребята, скажите, а в наше государство – демократическое? Докажите

(Ответы детей)

Вы правы! В нашей стране у всех одинаковые права, мы имеем право участвовать в управлении государства, принимаем участие в голосовании – избираем президента.

4. Закрепление

Игра «Снежный ком»

Слово «Демократия»

(ответы детей)

5. Рефлексия

А сейчас я попрошу всех поставить руки на локти, “открыв” мне ладони. Я буду произносить  поочередно несколько предложений. Если вы согласны полностью с предложением, то ладони открыты, если совсем не согласны – два кулачка.

 Всем понятно?  

Итак:

мне понравилось работать на уроке в паре;

мне понятна тема урока;

я разобрался с новыми понятиями;

я смогу объяснить другим новые понятия;

мне было интересно на уроке.

Оценивание за активную работу на уроке

Дз:

Читать параграф 32;

на выбор:

Ст. 158 Проверь себя: (устно)

  • Вопрос 1 или 2;
  • почему Солон своими реформами вызвал недовольство и демоса, и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех, и других?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарождение демократии в Афинах

урок истории в 5 классе...

Зарождение демократии в Афинах

Презентация к учебнику Вигасина, Годера, Свенцицкой История Древнего мира.Содержит элементы урока в соответствии со ФГОСами....

Зарождение демократии в Афинах

Изучение нового материала по теме с использованием интерактивной доски elite Panaboard...

Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».

План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста.  На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:умение определять цель...

Открытый урок в 5 классе по теме"Зарождение демократии в Афинах"

Урок с использованием ИКТ, интерактивных методов, ролевой игры...