Зарождение демократии в Афинах
план-конспект урока по истории на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории Древнего мира в 5-м классе
Тема: Зарождение демократии в Афинах.
Цель:
- дать представление о зарождении демократии в Афинах
- реконструировать социальный конфликт между демосом и аристократией в Афинах в VI в до н.э.
- ознакомить с реформами Солона в управлении Афинами
- развить умение работать с картой, первоисточниками, умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события
- воспитать чувства сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки.
Оборудование:
- карта “Древняя Греция”,
- меловая схема “Население Аттики” VII в. до н.э,
- таблица “Законы солона 594 г. до н.э.,
- индивидуальные задания-карточки,
- жетоны- “следы ног”.
Организационный момент. (Эмоциональный настрой детей)
Актуальные знания учащихся.
Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.
А как еще можно прославиться?
Совершая хорошие поступки.
Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?
Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.
Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.
(За правильные ответы даю ребятам жетоны – “следы ног”)
Проверка домашнего задания.
Индивидуальные задания трем учащимся.
- Что означало для земледельцев гибель олив? (Полисы Греции часто воевали друг с другом, противники, пытаясь навредить друг другу вырубали оливковые деревья. Земледелец горевал по загубленным оливковым деревьям больше чем по вытоптанному полю ячменя, оливковое дерево приносит первые плоды на 18 год, долго дожидаться урожая ).
- Кого погубило пьянство?(Людоеда-циклопа Полифема из поэмы Гомера “Одиссея”).
- В VII в. до н.э. В Афинах были изданы Драконовские законы. В чьих интересах проводились это законы? Объясните двойственное значение выражения “Драконовские законы”. Почему считали, что “законы написаны не чернилами, кровью”?
- Работа 1 ученика у доски. Объяснить значения слов:
— полис, ареопаг,
— архонт, долговое рабство. - Ответ 1 ученика у доски. В какой области Греции возникло Афинское государство? (Аттика).
— Покажите эту область на карте.
— Покажи главный город Афинского государства. Далеко ли от берега моря был расположен этот город? - Расскажите миф о том, как богиня Афина стала покровительницей одного из самых знаменитых в Греции городов. (Индивидуальное задание, данное на предшествующем уроке ученику).
Изучение нового материала.
Тема нашего сегодняшнего урока “Зарождение демократии в Афинах”.
План изучения нового материала:
- Афинский демос и его требования.
- Демос восстает против знати.
- Законы Солона. Отмена долгового рабства.
- Перемены в управлении Афинами.
- Солон покидает Афины.
Работа по меловой схеме.
Всё население Аттики в VII в. до н.э. можно разделить на свободных и рабов.
- Какими путями жители Аттики становились рабами?
- Должники.
- Однако в Аттике были не только рабы должники, но и такие невольники, которые какими-то другими путями потеряли свободу.
- Как рабы-чужеземцы могли оказаться в Афинах?
- Чужеземцы проданные в рабство за серебро. Люди, захваченные пиратами из заморских стран.
(делается запись: чужеземцы) - Кому в Аттике принадлежали земли и власть?
(делается запись: знатные)
Знатных людей называли - аристократы в переводе с греческого благородные, лучшие, знатные люди, господа.
- Как назывались остальные свободное население Аттики?
делается запись: демос (земледельцы, ремесленники, купцы).
Большую часть демоса составляли бедняки. Немногие из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил 2 рабов для черной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати. Почему? Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса.
(Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души).
Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему?
- Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?
- Чем гордились знатные люди?
- Афинский демос был недоволен тем, что правителей (аристократов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному.
Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами. Демос требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным.
Солон в V в. до н.э. был избран архонтом (правителем Афин). Он желал примирить между собой знатных и демос. Поступить так, чтобы те и другие остались довольны. Но всем угодить очень трудно. В результате Солон не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. Что же он сделал?
Работа по учебнику.
Громкое чтение § 30 п.1. со слов “В 554 г. до н.э. знать и демос…”
Составление таблицы.
Законы Солона 594 г. до н.э.
№ | Суть закона | Основное содержание |
1 | Прощение долгов | Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат, заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью |
2 | Запретить обращать в рабство за долги | Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны |
3 | Выборность судей | Из всех афинян независимо от их знатности и богатства |
4 | Регулярный созыв народного собрания (экклесия). | В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане. |
5 | Значения законов | Заложены основы демократии |
Законы можно разделить на 2 части:
- Отмена долгов, долгового рабства.
- Изменения в управлении государством.
Рассматривание рисунка, посвященного отмене Солоном долгов стр. 138.
Солон приказал выкинуть с полей ненавистные земледельцам камни.
Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди?
Все старые долги были отменены. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде отберут его имущество. В этом случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого неоплатного должника уже не сделают рабом.
Он повелел выкупить за государственные деньги всех рабов- должников, даже тех, которых продали в заморские страны.
Разбор отрывка из стихов Солона, в которых описаны его законы. (стр.139)
Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона. (слово “должники”)
Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? (Рабы- чужеземцы остались)
Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызывал недовольство бедняков, т.е. никому он не угодил).
Главная перемена состояла в том, что знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых, а судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества. Большинство суровых законов Драконта было отменено. Со временем Солона вновь регулярно стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне – граждане.
Работа с 5 пунктом плана “Солон покидает Афины” – краткий рассказ учителя.
- о причинах всеобщего недовольства Солоном,
- отъезд за границу,
- странствие по странам и возвращение на родину.
Законы Солона заложили в Афинах основы “демократии” - по-гречески означает “власть народа”.
Закрепление пройденного материала.
Работа в рабочих тетрадях по истории Древнего Мира с.15.
Задание. Выпишите недостающие слова. Главное в законах Солона _________________
(Учащиеся вписывают в текст недостающие слова).
Прочитайте выполненные задание.
Итог урока.
Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставлять как можно больше следов в истории.
- А кто больше всех наследил? (Ребята поднимает свои “следы ног”)
- У кого больше всех следов?
Оценивание (по количеству).
- На дом: 30 в рабочих тетрадях с.15, задание 21.
- Из законов Солона (отрывки с.139). Подумайте и постарайтесь ответить на поставленные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории Тема"Зарождение демократии в Афинах"
Для учителей истории...
Зарождение демократии в Афинах
урок истории в 5 классе...
Зарождение демократии в Афинах
Презентация к учебнику Вигасина, Годера, Свенцицкой История Древнего мира.Содержит элементы урока в соответствии со ФГОСами....
Зарождение демократии в Афинах
Изучение нового материала по теме с использованием интерактивной доски elite Panaboard...
Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».
План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста. На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:умение определять цель...
Открытый урок в 5 классе по теме"Зарождение демократии в Афинах"
Урок с использованием ИКТ, интерактивных методов, ролевой игры...
Технологическая карта к уроку "Зарождение демократии в Афинах"
Карта для самооценки....