Моя педагогическая концепция
материал

Пауль Маргарита Евгеньевна

Моя педагогическая концепция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_kontseptsiya.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция учителя истории и обществознания

    Пауль Маргариты Евгеньевны ВСОШ №2, учителя истории и обществознания.

     Завтра новый день. Каким он будет? Какие ученики войдут в мой класс? Увижу ли я любознательность в их глазах? Будут ли они меня уважать и понимать? Не пропадет ли у них желание удивляться? Всё это в моих руках. Ведь современное общество ставит задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, необходимых будущему выпускнику в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной сферах. История является одной из базовых дисциплин в отечественной системе образования, воплощает накопленный веками социальный и духовно- нравственный опыт, и выступает важным фактором социализации личности. Чтобы этот процесс проходил безболезненно, стремлюсь помочь обучающимся адаптироваться в мире взрослых. Вызывать положительные эмоции, создавать комфортный климат на занятиях, снять стресс.

     В соответствии с этим проблема моей педагогической деятельности заключается в следующем: «Формирование познавательной активности у обучающихся на занятиях истории и обществознания». Отсюда целью моей педагогической деятельности является «Развитие творческих способностей  обучающихся через использование современных образовательных технологий». Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:

  • Формировать учебную мотивацию.
  • Раскрывать интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого обучающегося.
  • Развивать самостоятельность
  • Вырабатывать умение критически мыслить и высказывать свою точку зрения.

Знание основных документов в сфере образования позволяет мне правильно определять задачи преподавания истории и обществознания.

Учебную деятельность осуществляю согласно общеобразовательной программе  по истории и обществознанию основной школы Министерства образования и науки РФ, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений, руководствуюсь требованиями федерального государственного образовательного стандарта и примерными  программами по учебным предметам, которые направлены на формирование УУД и реализацию системно - деятельного подхода в организации образовательного процесса.

Важную роль в преподавании истории и обществознания играет методическое обеспечение, поэтому я пользуюсь учебно-методическим комплектом «История» и «Обществознание» 5-11 классы, которые имеют программу, учебники, КИМы. Есть методическое пособие и для педагога.

На уроках использую учебники и методические пособия, одобренные Министерством Образования в соответствии с программой для образовательных учреждений:

5 класс – «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И.С.Свенцицкой;

6 класс - «История средних веков» под редакцией В.А. Ведюшкина; «История России»  Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др./ Под ред. Торкунова А.В. История России (в 2 частях) *с древнейших времен до начала XVI в. 5 класс – «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой

7 класс – «История России» Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В. История России (в 2 частях) *с ХVI — до конца XVII в.

8 класс – «История России» Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В. История России (в 2 частях) *XVIII в.

9 класс – «Истрия России» Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./ Под ред. Торкунова А.В. История России (в 2 частях) *XIX — начало XX в.

10 класс – «История России» 1 914-1945 г. Базовый уровень. Новый единый учебник. ФГОС | Мединский Владимир Ростиславович, Торкунов Анатолий Васильевич

11 класс – «История России» 1945 год-начало XXI века. Базовый уровень. Новый единый учебник. ФГОС | Мединский Владимир Ростиславович, Торкунов Анатолий Васильевич

10 – 11 класс – «Обществознание» ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ , под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой

УМК входит в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе, соответствует требованиям ФГОС. Содержание и методические рекомендации разработаны в соответствии с ядром содержания общественно-научного образования и направлены на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. В учебниках содержится большое количество цветных иллюстраций, высокое качество полиграфии, наличие словарей, дат, понятий, что обеспечивает преемственность содержания, раскрывает межпредметные связи. Соответствуют возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям. В учебниках обеспечивается преемственность содержания, раскрываются межпредметные связи. Учебники позволяют использовать разные  методы и приёмы.

На уроках истории и обществознания использую электронные образовательных ресурсы, что преображает не только преподавание, но и внеклассную работу, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, поднимается на более высокий уровень интерес школьников к учебе. Использовать их можно как при объяснении нового материала, так при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным средством обучения. При отборе теоретического и практического материала для занятия учитываю цель урока, индивидуальные и психические особенности обучающихся.

Процесс обучения направляю на то, чтобы у учеников появился интерес к моим предметам, создавался положительный эмоциональный настрой. Уделяю внимание оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Для этого меняю виды деятельности на занятие (работа с учебником, работа в тетрадях, у доски, устные ответы, поиск информации в словарях и т.д.), слежу за осанкой  обучающихся.

Занятия провожу в кабинете, освещённость и оснащённость которого, соответствует нормам СанПиНа. Кабинет оснащён:

  • ученической мебелью (с учётом требований СанПиНа);
  • современной магнитно-меловой доской;
  • компьютером с мультимедийным проектором;
  • необходимыми демонстрационными и иллюстративными материалами;
  • справочной литературой;
  • набором учебно-методической литературы.

Сегодня на занятиях недостаточно дать готовую информацию об исторических процессах, событиях, изложить обучающимся свод правил, алгоритмов, которые необходимо выполнять, чтоб быть успешным. Сегодня необходимо научить добывать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления обучающихся.  Эффективно  реализовать педагогическую деятельность можно с помощью современных образовательных технологий:

  • Здоровьесберегающая  (Н.К. Смирнов, М.К. Петровский, В.И. Ковалько).
  •  ИКТ
  • Проблемное обучение (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер)
  • Метод проектов ( Е. С. Полат, С. Т. Шацкий)

Здоровьесберегающая  (Н.К. Смирнов, М.К. Петровский, В.И. Ковалько).

На учителя возложены обязательства по охране здоровья детей, воспитания у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Основной целью считаю укрепление, профилактику здоровья обучающихся. Учитываю возрастные и физиологические особенности обучающегося на занятиях. Многие классные часы посвящены теме здоровья, например классный час в 5 классе на тему «Я  за здоровый образ жизни, а ты?» Провожу внеклассные мероприятия, родительские собрания по теме здорового образа жизни, по теме «Здоровье ребенка в наших руках».

    Используя здоровьесберегающую технологию, не менее важным считаю - научить обучающегося различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы обучающиеся могли самостоятельно их применять.

    Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на занятиях и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Поэтому на занятиях я стараюсь создать благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы обучающиеся в полной мере могли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

На  занятиях провожу:

  1. Минуты релаксации.
  2. Физкультминутки  с использованием различных движений.  
  3. Использую рациональную организацию учебной деятельности на занятиях.
  4. Применяю личностно-ориентированный, индивидуальный подход в образовательном процессе.
  5. Переключения  на новый вид деятельности.
  6. Динамические  паузы: в упражнении для глаз использую тренажер Базарного В. Ф., кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на занятие,
  7. Эмоциональные  разрядки: шутки, юмористические  картинки, поговорки, афоризмы.  
  8. На занятиях использую задачи, пропагандирующие спорт, туризм.
  9. Беседы  по ЗОЖ.

    На своих занятиях я использую физкультурные минутки и паузы, как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц спины и мелких мышц кистей. Для этого провожу упражнения (комплекс упражнений по системе В.И. Ковалько). Цель всех этих упражнений – снять психическое напряжение, тренировать внимание,  предупредить зрительное утомление, учить обучающихся заботиться о правильном положении тела.

     Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях  позволяет повысить успеваемость по предмету. Процесс обучения становится интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливается интерес детей к предмету. Обучающиеся более мотивированы к соблюдению здорового образа жизни.

ИКТ- технологии. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации.

     Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования.  Информатизация образования - это процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов управления образованием, учебных учреждений, общественных объединений на основе формирования и использования информационных образовательных ресурсов единого информационного пространства.

Цели использования ИКТ на занятии:

1.        Сделать занятие современным (использование технических средств).

2.        Приблизить занятие к мировосприятию современного ребёнка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств.

3.        Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и обучающимся.

4.        Помощь учителю в проверке знаний, умений и навыков; компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты; он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков; позволяют создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации, тесты, обучающие программы, Интернет-ресурсы.

    В своей педагогической деятельности я использую ИКТ на различных этапах занятия. На уроках истории и обществознания целесообразнее применять их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.

    На уроках обобщения и повторения использую интерактивные тестовые задания и таблицы, что помогает лучше запомнить изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц обучающиеся учатся соотносить то или иное событие, совершившееся в одно и то же время, либо в одном и том же месте, делать выводы и обобщения, схематично представлять материал. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Эпоха возрождения»  или «Объединения стран в Средние века»). На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Так при изучении  темы «Гражданские войны в Риме. Гибель республики », 5класс использую Виртуальную прогулка по Акрополю. Виртуальная экскурсия  знакомство с греческой архитектурой.  Сокровища гробницы Тутанхамона Наглядное представление о предметах быта, искусства и культа, характерных для египетских фараонов. Расширение и конкретизация изучаемого материала, для самостоятельного изучения с целью ответов на вопросы учителя. Дополнительный материал беру из ЦОР http://school-collection.edu.ru.  

    Применение ИКТ позволяет  мне  расширить рамки учебника, раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого. ИК технология и мультимедийные ресурсы позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета.

     Однако, при использовании ИКТ на занятиях, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным.

Проблемное обучение.

Технология проблемного обучения позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт. Также создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия. Обучающиеся формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют события, происходящие вокруг них для ее аргументации. При выполнении проблемных заданий обучающиеся учатся находить пути решения проблемы – компетентность разрешения проблем, учатся анализировать ситуацию, выделять главное, применять ранее полученные знания и опыт – информационная компетентность, и, конечно же, высказывают свое мнение, слушают мнения одноклассников – коммуникативная компетентность.

     Применяю на занятиях технологию проблемного обучения. При объяснении нового материала перед  обучающимися  ставлю проблему, и  совместно  с ними вырабатываю  алгоритм решения этой проблемы, после чего обучающиеся самостоятельно осуществляют поиск верных решений и оценивают свой выбор.

    В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Обучающиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

    Приступая к применению проблемного обучения в том или ином классе, должна быть уверена, что обучающиеся способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис знаний. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих занятий сам по себе актуализируется.

    Пример. В 6-м классе по теме “Византийская империя” я знакомлю детей с политикой императора Юстиниана по фрагментам документа, даю собственное изложение темы. Обучающимся предлагаю выразить свое отношение к этому правителю. В ходе урока обучающиеся “собирают”, записывают мысли учителя, слушают информацию, чтобы обоснованно выразить свое мнение на этапе закрепления.

     Использование технологии проблемного обучения на уроках  истории и обществознания  способствует развитию  творческих способностей обучающихся, раскрытию интеллектуального потенциала, углублённого внимания к задачам исследовательского  характера.

Метод проектов. 

Метод проектов – одна из форм обучения, способствующая активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

    В 5-6 классе ввожу элементы проектной деятельности. Предметом исследования школьников становятся исторические источники, что позволяет углубить знания детей и сформировать навыки работы с источниками информации.

    Проекты на занятиях в классах практикую как в рамках одного урока (например, по теме «Илиада и Одиссея Гомера» 5 класс), так и в рамках нескольких уроков (например, проектная работа по теме «Средневековая философия, литература и искусство» в 6 классе). По завершению проекта, каждая группа защищает свой проект. Метод проектов позволяет обучающимся видеть проблему, ставить цели, задачи и пути решения, предполагать какой должен быть результат. Самостоятельно находить решение.  

В своей работе я использую разные типы проектов:

По роду деятельности

По содержанию

По количеству участников

По продолжительности

Прикладные;

информационные;

ролевые;

творческие;

исследовательские.

Монопроекты;

межпредметные.

Индивидуальные;

парные;

групповые.

Долгосрочные;

краткосрочные.

    Обучающиеся выполняют перечисленные виды проектов. Большинство из них реализуются в ходе итоговых занятий, когда по результатам работы над проектом я оцениваю усвоение ими определенного учебного материала.

    Чаще использую метод проектов на уроках обществознания. При планировании обучения на год я выделяю темы, которые будут вынесены на проектирование (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении таких знаний я руководствуюсь программными требованиями по соответствующему учебному курсу. Например, при изучении  модуля  «Школа», формулируются темы проекты: «Образование в жизни человека», «Самообразование». При изучении темы «Родина»: «Государственные символы России», «Я - россиянин» и другие.

     Таким образом, метод проектов позволяет обучающимся видеть проблему, ставить цели, задачи и пути решения, творчески мыслить, предполагать какой должен быть результат. Самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, находить решение, приобретая при этом новые знания и умения, формирует и развивает коммуникативные навыки,  умение общаться в группах с учетом интересов и возможностей.

     В своей работе идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи считаю парное обучение, целью которого является формирование межличностных отношений.  В паре обучающиеся могут проверить знания друг у друга, закрепить новый материал, повторить пройденный. Обучающийся чувствует себя комфортно, он может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться, свободно сидеть. Но если я вижу, что какая-то пара не справляется со своим заданием, то подхожу к ним и предлагаю свою помощь.

     Групповая работа обеспечивает высокую мотивацию обучающихся к изучению прошлого, установлению связей между прошлым и настоящим, развивает деятельно - коммуникативные навыки, улучшает психологический климат в классе, позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся на занятие, учесть их индивидуальные особенности, воспитать культуру общения.

    Групповую работу можно использовать  на любом этапе занятия. На этапе актуализации знаний обучающиеся отвечают на вопросы, на этапе открытия нового знания формируют гипотезу, на этапе самостоятельной работы применяют знания.

     Данный вид работы на занятиях использую для максимального эффекта развития познавательной активности.

     На своих уроках использую раздаточный материал. Например, раздаю карточки, на которых написаны исторические деятели, нужно вставить даты.

    Из вышесказанного делаю вывод, что работая в группах, общаясь друг с другом, обучающиеся  имеют  возможность научить кого-то тому, что знает сам, и получить, в случае необходимости, консультацию. У детей с низкой мотивацией  формируется ответственность  за успех команды с одной стороны, а с другой – они получают помощь от своих друзей. При этом повышается качество знаний у обучающихся и  процесс обучения становится более успешным. У учеников формируется позитивное отношение к предмету и  навыки самостоятельной работы.

    Не менее важна  и  индивидуальная форма  работы, которая  индивидуализирует процесс обучения, помогает организовать постоянный, глубокий и всесторонний мониторинг качества обучения.

    Важнейшая задача индивидуальной практической работы – обучение навыкам работы с текстом (от учебника – к историческому источнику, научной или публицистической статье). Обучающиеся учатся понимать исторический текст, различать его виды, анализировать содержащуюся в тексте информацию, делать выводы, различать точки зрения, формулировать и аргументировать своё мнение.
    Данные формы работы дают возможность соединить обучение и воспитание, помогают добиваться осознанных знаний, применять их на практике, развивать и совершенствовать такие качества обучающихся, без которых немыслим человек будущего, умеющий не только самостоятельно мыслить, но и самостоятельно действовать, проявлять инициативу, настойчивость. 

    В своей работе для закрепления нового материала или блока использую метод составления синквейнов. Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Например при изучении темы «Восстание Спартака», обучающиеся создают синквейн на тему «Спартак» ; изучение темы «Человек в социальном измерении», обществознание 6 класс, обучающимся предлагалось составить синквейны на темы профессия, успех, талант.

     Составлять cинквейн очень просто и интересно, работа над созданием синквейна развивает у обучающихся образное мышление.

     Применяемые мной описанные выше технологии свидетельствуют о качественной успеваемости моих обучающихся и познавательном интересе, который я стараюсь поддерживать на протяжении всего процесса обучения.

     Можно сделать вывод, что использование современных образовательных технологий на учебных занятиях и во внеурочной деятельности позволило сформировать у обучающихся:

  • познавательные способности;
  • навыки к самостоятельной деятельности;
  • развивать исследовательские, творческие умения и навыки.

    Эффективность системы работы в достижении выделенных ранее целей и задач, направленных на развитие целостной личности школьника, способной к самосовершенствованию  и самообразованию.

     Качество знаний учащихся, с которыми я работаю, с периода 2014-2015 учебного года, можно представить в следующей таблице:

Учебный год

предмет

% качество знаний за 1 полугодие

% качество знаний за год

2014-2015

История

58,7

74,9

64

74

Обществознание

69,2

69,2

69,2

70,3

2015-2016

История

66,7

74,9

Обществознание

70,8

76

Под моим руководством обучающиеся принимают участия в конкурсах и  олимпиадах по истории и обществознании.

Результат участия в олимпиадах.

Учебный год

предмет

класс

Победители

Призеры

2014-2015

История

Белова Валерия

Воронина Дарья

Бель Марина;

 Отт Светлана

2015-2016

История

Шефер Валерия

Гавенко Егор

Отт Светлана;

Воронина Дарья

Обществознание

Шефер Валерия

Гавенко Егор

Воронина Дарья

    В 2014-15 учебном году ученик 5 б класса Зотов Кирилл получил грамоту за участия

   В 2015 году в районном этапе Областного тура Всероссийского конкурса "Моя малая Родина": природа, культура, этнос" были награждены  учащиеся 6 а класса Буренковоа Ольга - диплом 2 степени, Шеффер Валерия - диплом 3 степени.

    Я стремлюсь к постоянному повышению профессиональной компетентности,  к возможности профессионального роста.

Курсы повышения квалификации:

Год

Название

Место прохождения

Кол-во часов

Октябрь, 2014

«Создание тестов и их использование в учебном процессе»

ОН-Лайн конференция «Новая школа - мой маршрут» (https://edugalaxy.intel.ru/conf/2014/user/lk)

12

Январь, 2015

Профессиональный стандарт педагога

ФГАОУ ГПО АПКиППРО АНО ДПО «Методист»  

6

Январь, 2015

Внутришкольная система оценки качества образования, как ресурс реализации  Профессионального стандарта педагога

ФГАОУ ГПО АПКиППРО АНО ДПО «Методист»  

6

    В работе педагога необходим человек со стажем и опытом работы - наставник. Наставник – это, прежде всего, специалист с высоким уровнем профессиональной компетентности, коммуникативными способностями, пользующийся авторитетом в коллективе среди коллег, обучающихся и родителей. Мне повезло, моим наставником является Леоненко Татьяна Федоровна, и я считаю, что у нее есть все качества, которые необходимо иметь учителю наставнику для того, чтобы помочь молодому учителю в работе и прежде всего разбудить в нем интерес и желание работать над собой. Я очень благодарна Татьяне Федоровне за помощь в моем профессиональном и личностном росте.

Результатами своей работы считаю:

  • положительную динамику качества обученности (можно проследить по таблице качества знаний учащихся);
  • повышение творческого, интеллектуального, нравственного потенциала   каждого ученика (это доказывает участие школьников  в различных конкурсах и олимпиадах).

     Вместе с тем надо отметить, что предстоит ещё большая работа по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий, дальнейшее развитие личностного интеллектуального, творческого  потенциала  учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Педагогическая концепция

Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....

Моя педагогическая концепция

В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....

Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена.

1.Становление философских и педагогический воззрений  С.И.Гессена.2.Развитие философских концепций С.И.Гессена в "зарубежный период".3.Философия образования как социо-культурное учение С.И.Гессен...