Текстовая задача по теме "Опричнина" 7 класс
методическая разработка по истории (7 класс)

Свириденко Олег Николаевич

Отработка умений по читательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovaya_zadacha_oprichnina.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Текстовая задача к уроку истории 7 класс

по теме: Опричнина Ивана Грозного.

В Александрову слободу выехала делегация от духовенства и бояр. Иван заявил, что вернется только при условии предоставления ему права казнить «изменников» (то есть всех неугодных) по своему усмотрению. Он потребовал также учредить в стране особый порядок, который получил название опричнины (от слова «опричь» — кроме). Этот порядок предусматривал разделение всей территории государства на две части: опричнину, взятую в особое царское управление, и земщину, которой должны были ведать бояре. Центром опричнины стала Александрова слобода, в состав опричнины входила часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и некоторые другие города и земли. Землевладельцы, которые не вошли в царскую опричнину, должны были покинуть свои вотчины. Им предоставлялись земли в отдаленных местах. Владения выселенной знати дробились и передавались опричникам — людям, служившим в опричнине. Опричнина, охватившая значительную часть государства, разорила прежние удельные гнезда, значительно ослабила экономическое могущество старых боярско-княжеских родов.

Одновременно было создано опричное войско. В знак своего предназначения опричники прикрепляли к седлу лошади голову собаки и метлу. Начались массовые ссылки, казни, насилия опричников над боярами, заподозренными царем в «изменах». 

Террор опричников вызвал недовольство части населения страны. В 1566 г. на Земском соборе царю была подана челобитная об отмене опричнины. Ответа пришлось ждать недолго — все челобитчики были казнены. Митрополит Афанасий в знак протеста против злодейств опричников сложил с себя сан. Новый митрополит Филипп Колычев также обличал царя и требовал отмены опричнины. Во время службы в Успенском соборе опричники сорвали с митрополита церковное облачение и повязали Колычева, а затем он был сослан в один из дальних монастырей, где и был задушен ближайшим помощником царя Малютой Скуратовым. В 1569 г. царь расправился со своим двоюродным братом, князем Владимиром Старицким. Услышав, что тот якобы замышляет отравить царя, Иван приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери. Так было ликвидировано последнее удельное княжество на Руси.

Картинки по запросу картинка опричник на коне

  1. Используя текст, сформулируйте определения:- 2б

Опричнина-

Земщина-

  1. Назовите центр опричнины? – 1б
  2. Какие земли вошли в состав опричнины? Выберите несколько вариантов ответа: - 1б

  1. Часть Москвы          2) Вологда         3) Казань         4)Новгород         5) Кострома
  1. Астрахань                7) Вязьма            8) Можайск

  1. Объясните, почему царь решил ввести в стране политику опричнины?- 2б

5) Рассмотрите иллюстрацию. Назовите обязательные атрибуты опричника. Для чего они предназначались?- 2б

        

      6) В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, противоречивые, точки зрения на характер опричнины. В 30-50-е годы господствующей теорией была точка зрения,  которая импонировала лично Сталину. Подчеркивая прогрессивный характер опричнины, фигуры Ивана Грозного, Сталин тем самым не только оправдывал свой собственный террор, но и, определенным образом, внедрял в массовое сознание культ мудрого, но строгого вождя, беспощадно сметающего на своем «правильном» пути многочисленных и коварных изменников. Приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.  - 4б

Ответ:

Аргументы в подтверждение:

  1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аргументы в опровержение:

  1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) На основе текста объясните смысл пословиц и укажите в связи, с какими событиями  они появились?– 4б.

«Концы в воду»-

«Филькина грамота»-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текстовые задачи в 5 классе

В школьном  курсе математики текстовые задачи занимают важное место.  Задачи являются основным средством развития логического мышления, пространственного воображения, практического применени...

Разработка урока по теме "Текстовые задачи в 5 классе"

Учите детей решать задачи. Они станут успешными не только  в математике....

Метод моделирования и использование мультимедийных средств в решении текстовых задач в 5 классе

Решению текстовых задач отводится достаточно много времени в школьном курсе математики. В ходе работы над задачами педагог раскрывает связи между данными и искомыми величинами, отношения, заданные в у...

программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"

      Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...

Рабочая программа дополнительного образования «Решение текстовых задач» для 6 класса

Рабочая Программа дополнительного образования «Решение текстовых задач» предназначена для детей 12-13 лет, склонных к занятиям математикой, а также  тех, кто желает повысить уровень своих математ...

Методические особенности обучения учащихся решению текстовых задач в 5 классе

Предлагаю методические рекомендации по обучению пятиклассников решению задач с помощью уравнений...

Рабочая программа элективного курса "Текстовые задачи - легко!"9 класс

Рабочая программа для 9 класса соответствует требованииям...