Поурочная разработка урока Истории России в 7 классе.
план-конспект урока по истории (7 класс)

Игра-Викторина "Умницы и умники" по теме "Смута в российском государстве". Материал для учителей преподающих в 7 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок составил учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1 имени А.К. Просоедова города Георгиевска, Марушко Владимир Николаевич.

7 класс.

Тема урока: Игра Викторина по аналогии телевизионной игры «Умники и умницы» по теме «Смута в Российском государстве»

Цели урока: проверить эрудированность детей в определённых темах, выработать дух соперничества, конкуренции. И узнать кто лучше и как справляется со сложностями, стоящими перед ними. Применение неординарного метода ведения урока.

Планируемые результаты обучения:

предметные:

  • включение детей в различные виды деятельности на уроке по получению нового знания;
  • преобразование и применение нового знания в учебных ситуациях;
  • формирование научного типа мышления;  

метапредметные:

  • принятие учебной цели обучающимися, организация и контроль учебного процесса;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать действия;
  • умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • смысловое чтение;
  • умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, находить общее решение;

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Тип урока: Урок комплексного применения знаний:

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Представление участников игры.
  3. Правила и основные моменты игры.
  4. Основная часть игры.
  5. Подведение итогов игры.

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует детей, и всех участников викторины.

  1. Представление участников игры.

Учитель заранее, на прошлом уроке предупредил учащихся о проведении викторины и определил троих участников данной викторины. Соответственно они готовились по данной теме, чтобы выступить как можно лучше и ярче.

Учитель называет участников викторины, и они встают и выходят по своим местам для начала игры.

  1. Правила и основные моменты игры.

Правила игры. Три участника проходят первоначально вопросы предварительного тура, в котором решится путь каждого участника по дорожкам. Красной, желтой и зелёной.

 На красной дорожке участник имеет больше всего шансов выиграть данное состязание, но это и самый сложный путь, на красной дорожке, вопросы будут по - сложнее, и нужно будет отвечать в более развёрнутом виде. При этом на красной дорожке участник должен ответить на три вопроса правильно и тогда он будет победителем, но без шанса на ошибку. Если же участник на красной дорожке допускает неверный ответ, или не полный ответ, то он покидает игру. И получает оценку  4 хотя бы при одном правильном ответе.

На желтой дорожке участник может  отвечать на вопросы только с одним шансом на ошибку. Но при этом она длиннее, чем красная дорожка, но выступая на ней можно выиграть, если участник красной дорожки допустит ошибку и выйдет из игры. Если участник на желтой дорожке отвечает неверно или не достаточно полно на два вопроса, то он выходит из игры и получает оценку 4 при условии, если ответит  по ходу игры правильно хотя бы на один вопрос.

На зелёной дорожке участник может отвечать на вопросы с правом на две ошибки, но выиграть данную игру он может только при условии, если другие два участника сойдут с дистанции. Вопросы на зелёной дорожке будут немного проще, чем на красной дорожке. Если участник, выступающий на зелёной дорожке допустил три ошибки, то он выбывает из игры и получает оценку 4, но при условии, если ответит хотя бы на один вопрос.

Если участники отвечают верно, на вопросы и проходят все свои дорожки, то победителем становится участник, который быстрее всех закончил игру, а точнее участник на красной дорожке, тогда оценки участников распределятся таким образом. Первое место получает две пятёрки. Второе место получает 5 и 4, а третье место получает 4 и 4 .

Всем удачи. Начинаем интеллектуальную игру.

  1. Основная часть игры.

Вопросы предварительного тура.

Учитель задаёт вопросы трём участникам игры.

1 вопрос. Как историки называют Лжедмитрия 1? ( Григорий Отрепьев).

2 вопрос. Как звали короля речи посполитой во время Смуты в России? (Сигизмунд 3).

3 вопрос. Что обещал Лжедмитрий для Сигизмунда 3 после восшествия на российский престол? ( некоторые западные территории России).

4 вопрос. Кого сменил на российском престоле Лжедмитрий 1? (Бориса Годунова).

Участники распределяются каждый по своей дорожке в зависимости  от ответов предварительного раунда, но выбор дорожки остаётся за участником.

Вопросы распределённые по дорожкам:

1 вопрос для красной дорожки. Расскажите о причинах Смутного времени в России(Династический кризис. После смерти царя Фёдора I и его брата Дмитрия в 1598 году страна лишилась верховного правителя. Появились самозванцы, претендующие на престол. Лжедмитрий I, Лжедмитрий II. Разорение страны в годы опричнины и Ливонской войны, неурожай и голод 1601–1603 годов. Усилилось недовольство людей из-за ужесточения крепостных порядков, введения заповедных лет в 1581 году и урочных лет в 1597 году, а также ограничения казачьих вольностей. )

1 вопрос для жёлтой дорожки. Рассказать о личности Ивана Болотникова? (Иван Исаевич Болотников — один из предводителей восстания 1606–1607 годов. Данные о его личности спорные. Обычно считается, что он был военным холопом боярина А. Телятевского. Болотников сбежал от владельца к казакам, но попал в плен крымских татар, которые продали его туркам. У османов Иван Болотников был гребцом на галерах, но сумел сбежать сначала в Венецию, затем в Польшу и, наконец, вернулся в Россию).

1 вопрос для зелёной дорожки.  Кого Борис Годунов хотел сделать правителем после себя?     (своего сына Федора).

2 вопрос для красной дорожки.  Расскажите о правлении Василия Шуйского….

2 вопрос для желтой дорожки. Расскажите, почему Бояре хотели пригласить на российский престол Владислава.

2 вопрос для зелёной дорожки. Назовите ушедшую династию русских царей правившей до Смуты и будущею, которая будет править в России после Смуты.(Рюриковичи и Романовы).

3 вопрос для красной дорожки. Расскажите о первом народном ополчении?  (Первое народное ополчение сформировалось в 1611 году в Рязани. Его возглавил дворянин Прокопий Ляпунов, помогали ему князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. В марте 1611 года отряд ополчения под командованием князя Дмитрия Ивановича Пожарского подошёл к Москве.  )

3 вопрос для жёлтой дорожки. Почему у первого народного ополчения не удалось спасти Москву.( Первое ополчение не смогло освободить столицу государства от польской интервенции, так как:

1) Не было такого единства народа перед общей угрозой;

2) В самом ополчении был разлад;

3) Нехватка средств для финансирования движения ополченцев;

4) Существовало соперничество между дворянами и казаками.)

3 вопрос для зеленой дорожки. Кто был предводителем второго народного ополчения? (Минин и Пожарский).

4 вопрос для желтой дорожки. Какие условия вступления на трон Владислава были у семибоярщины?. (Условием, в случае выполнения которого польскому королевичу передавали права на московский трон, было принятие православия. Данный договор был заключен между польской властью и московским боярством под Смоленском. После свержения В. Шуйского правительство из 7 влиятельных бояр ("семибоярщина") присягнуло королевичу. Но выдвинутое условие выполнено не было. Владислав в Москве так и не появился, и на царствование венчан не был. После окончания Смуты польская власть претендовала на российский престол вплоть до 1634 г.).

5 вопрос для зелёной дорожки. Где и когда избрали царём Михаила Романова (На Земском соборе в 1613 году).

Для остального класса есть возможность поучаствовать в том случае, если участник не отвечает правильно на вопрос, а  также возможны дополнительные вопросы для остальных учащихся, чтобы они также имели возможность получить оценку.

Ряд дополнительных вопросов для класса:

А)Как звали невесту Лжедмитрия 1?

Б) Как прозвали Лжедмитрия 2?

В) Кого выкрикнули царём на собрании в Москве?

Г)Кого из родственников будущего русского царя томили в польском плену до 1619 года?

Д)Как называется современный российский праздник приуроченный к освобождению Москвы от поляков?

5.Подведение итогов игры.

Учитель объявляет победителя, это тот, кто первым ответил на все вопросы и первым закончил весь путь своей дорожки, ответив верно на заданные вопросы. А также объявляет участников на втором и третьем метах. Соответственно выставляются оценки, какие были обговорены в правилах игры.

6.Рефлексия.

- Как я сегодня проявил себя?

- Что мне сегодня понравилось?

-Что меня сегодня удивило?

- Над чем необходимо мне ещё поработать?

7.Домашнее задание: учащиеся, которые не были основными участниками игры, получают дополнительные письменные задания по данным темам.

P.S. До свидания учащиеся, надеюсь вам всем было крайне познавательно, вскоре встретимся с вами снова на увлекательных уроках истории, которые унесут вас, в глубокие лабиринты истории нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое поурочное планирование по истории России 7 класс

Тематическое поурочное планирование по истории России 7 класс...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Поурочная разработка по истории для 10 класса по теме" Внутренняя политика Петра I. Реформы"

Поурочная разработка по истории России для 10 класса по модульной технологии (Цявичене). К разработке прилагаются 4 приложения....

поурочные разработки по истории России, 8 класс

Поурочные разработки по истории России, 8 класс. Учебник Данилов, Косулина....

Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....

Поурочная разработка урока истории по главе «Древний Египет» (с использованием игровых технологий)

Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет».Задачи:обучающая: обобщение  и систематизация  знаний  учащихся по теме «Д...