Рабочие программы по истории
материал
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43 ИМЕНИ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ А.Е. ГОЛОВАНОВА
Утверждена приказом директора МБОУ г. Иркутска СОШ №43 № 281 от 02.09.2024г. | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Человек и общество
(9 класс)
Программа составлена
учителем истории и обществознания
МБОУ г. Иркутска СОШ № 43
Есипова О.Н.
г. Иркутск
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Программа элективного курса "Подготовка к ГИА по обществознанию" предназначена для учащихся 9 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ГИА и рассчитана на 34 часов. Составлена на основе спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ГИА по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
- Планируемые результаты изучение учебного предмета
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ГИА.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ГИА по обществознанию.
Содержание курса включает:
- Информация о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ГИА по обществознанию.
- Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления.
- Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ГИА.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
- Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
- Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека;
- основные этапы и факторы социализации личности;
- место и роль человека в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- основные социальные институты и процессы;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения:
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
- Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение (1 ч)
Особенности ГИА по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика подготовки к ГИА по обществознанию.
Требования к ГИА по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2023. Кодификатор и спецификация ГИА по обществознанию – 2023.
Тема 2. Общество (2 ч)
Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 3. Человек (3 ч)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 4. Духовная сфера общества (2 ч)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 5. Познание (3 ч)
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Решение тестовых заданий части 1.
Тема 6. Экономическая сфера общества (9 ч)
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 7. Социальная сфера общества (3 ч)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 8. Политическая сфера общества (4 ч)
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 9. Правовая сфера общества (4 ч)
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Международное право и международные организации. Защита прав человека.
Тема 10. Решение заданий различных типов (1 ч)
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 11. Решение заданий части 2. Эссе (3 ч)
Задания 21-24. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос. Задание 25. Определение понятия, умение составить два предложения раскрывающие суть понятия. Задание 26. Название критериев и привести примеры. Задание 27. Развёрнутый план по заданной теме. Составление плана. 29 Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем курса | Виды познавательной деятельности | Дата | ||||||
По плану | По факту | ||||||||
Тема 1. Введение (1 ч) | |||||||||
1. | Особенности ГИА по обществознанию в данном учебном году | Лекция с элементами беседы | 3.09 | ||||||
Тема 2. Общество (2 ч) | |||||||||
2. | Общество - сложная, динамично развивающиеся система | Лекция с элементами беседы | 10.09 | ||||||
3. | Ступени развития общества | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 17.09 | ||||||
Тема 3. Человек (3 ч) | |||||||||
4. | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции | Лекция с элементами беседы | 24.09 | ||||||
5. | Многообразие видов деятельности человека | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1.09 | ||||||
6. | Человек в системе социальных связей | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 8.09 | ||||||
Тема 4. Духовная сфера (2 ч) | |||||||||
7. | Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 15.09 | ||||||
8. | Наука и образование. Мораль. Религия | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 22.09 | ||||||
Тема 5. Познание (3 ч) | |||||||||
9. | Познание мира | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 5.11 | ||||||
10. | Многообразие форм человеческого знания | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 12.11 | ||||||
11. | Решение тестовых заданий части 1 | Тренинг | 19.11 | ||||||
Тема 6. Экономическая сфера (9 ч) | |||||||||
12. | Экономика: наука и хозяйство | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 26.11 | ||||||
13. | Экономические системы | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 3.11 | ||||||
14. | Многообразие рынков | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 10.12 | ||||||
15. | Рыночные отношения | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 17.12 | ||||||
16. | Инфляция. Банки | Объяснение, решение тестов | 24.12 | ||||||
17. | Экономические функции государства. Налоговая система | Объяснение, решение тестов | 14.01 | ||||||
18. | Государственный бюджет и государственный долг | Объяснение, решение тестов ЕГЭ | 21.01 | ||||||
19. | Мировая экономика и международная торговля | Объяснение, разбор тестов ЕГЭ | 28.01 | ||||||
20. | Решение тестовых заданий части 1 | Тренинг | 4.02 | ||||||
Тема 7. Социальная сфера (3 ч) | |||||||||
21. | Социальная система | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 11.02 | ||||||
22. | Семья и брак как социальные институты | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 18.02 | ||||||
23. | Социальный конфликт и пути его разрешения | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 25.02 | ||||||
Тема 8. Политическая сфера (4 ч) | |||||||||
24. | Политическая система | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 4.03 | ||||||
25. | Признаки, функции и формы государства | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 11.03 | ||||||
26. | Политический плюрализм | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 18.03 | ||||||
27. | Структура политической власти в РФ | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1.04 | ||||||
Тема 9. Правовая сфера общества (4 ч) | |||||||||
28. | Право, система права. Источники права | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 8.04 | ||||||
29. | Политические режим | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 15.04 | ||||||
30. | Конституция РФ. Права человека | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 22.04 | ||||||
31. | Международное право и международные организации. Защита прав человека | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 29.04 | ||||||
Тема 10. Решение заданий различных типов (1 ч) | |||||||||
32. | Тестирование в формате ГИА | Тренинг | 6.05 | ||||||
Тема 11. Решение заданий части 2. Эссе (3 ч) | |||||||||
33. | Тестирование в формате ГИА | Тренинг | 13.05 | ||||||
34. | Итоговое тестирование | Тренинг | 24.05 |
Литература
- Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие - СПб., 2019.
- Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2024.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2024: Обществознание / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Астрель, 2019. (Федеральный институт педагогических измерений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...