Рабочие программы по истории
материал

Есипова Ольга Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_chelovek_i_obshchestvo_.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43 ИМЕНИ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ А.Е. ГОЛОВАНОВА

Утверждена приказом директора

МБОУ г. Иркутска СОШ №43

№ 281 от 02.09.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Человек и общество

 (9 класс)

Программа составлена

учителем истории и обществознания

МБОУ г. Иркутска СОШ № 43

Есипова О.Н.

г. Иркутск

2024-2025 учебный год

Пояснительная записка

   Программа элективного курса "Подготовка к ГИА по обществознанию" предназначена для учащихся 9 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ГИА и рассчитана на 34 часов. Составлена на основе спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ГИА по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.

   Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения. Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.

  1. Планируемые результаты изучение учебного предмета

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ГИА.

   Задачи курса:

  • повышение предметной компетентности учеников;
  • развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  • краткое изложение и повторение курса обществознания;
  • ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
  • овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;
  • формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
  • формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
  • формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ГИА по обществознанию.

Содержание курса включает:

  • Информация о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ГИА по обществознанию.
  • Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления.
  • Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ГИА.

Ожидаемые результаты:

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
  • Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.

   Требования к уровню подготовки выпускников

   Знать и понимать:

  • биосоциальную сущность человека;
  • основные этапы и факторы социализации личности;
  • место и роль человека в системе общественных отношений;
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • основные социальные институты и процессы;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

   Уметь:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

   Использовать приобретенные знания и умения:

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

  1. Содержание учебного предмета

 

   

  Тема 1. Введение (1 ч)

   Особенности ГИА по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика подготовки к ГИА по обществознанию.

Требования к ГИА по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2023. Кодификатор и спецификация ГИА по обществознанию – 2023.

   Тема 2.  Общество (2 ч)

   Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.

   Тема 3.  Человек (3 ч)

   Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.

Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и    ответственность личности.

   Тема 4. Духовная сфера общества (2 ч)

   Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование.  Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

   Тема 5. Познание (3 ч)

   Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина  абсолютная  и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Решение тестовых заданий части 1.

   Тема 6. Экономическая сфера общества (9 ч)

   Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.  Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост.  Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции.  Рынок труда и безработица. Инфляция.

   Тема 7. Социальная сфера общества (3 ч)

   Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

   Тема 8. Политическая сфера общества (4 ч)

   Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология.  Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

   Тема 9. Правовая сфера общества (4 ч)

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Конституция РФ.  Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Международное право и международные организации. Защита прав человека.

   Тема 10. Решение заданий различных типов  (1 ч)

   Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

   Тема 11. Решение заданий части 2. Эссе (3 ч)

   Задания 21-24. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос. Задание 25. Определение понятия, умение составить два предложения раскрывающие суть понятия. Задание 26. Название критериев и привести примеры. Задание 27.  Развёрнутый план по заданной теме. Составление плана. 29 Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».

  1. Календарно-тематическое планирование

 п/п

Наименование тем курса

Виды

познавательной

деятельности

Дата

 По плану

По факту

Тема 1. Введение (1 ч)

1.

Особенности ГИА по обществознанию в данном учебном году

   Лекция с элементами беседы

3.09

Тема 2.  Общество (2 ч)

2.

Общество - сложная, динамично развивающиеся система

Лекция с элементами беседы

10.09

3.

Ступени развития общества

Лекция с элементами беседы,  практическая работа

17.09

Тема 3.  Человек (3 ч)

4.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Лекция с элементами беседы

24.09

5.

Многообразие видов деятельности человека

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1.09

6.

Человек в системе социальных связей

Лекция с элементами беседы, практическая работа

8.09

Тема 4. Духовная сфера (2 ч)

7.

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды

Лекция с элементами беседы, практическая работа

15.09

8.

Наука и образование. Мораль. Религия

Лекция с элементами беседы, практическая работа

22.09

Тема 5.  Познание (3 ч)

9.

Познание мира

Лекция с элементами беседы, практическая работа

5.11

10.

Многообразие форм человеческого знания

Лекция с элементами беседы, практическая работа

12.11

11.

Решение тестовых заданий части 1

  Тренинг

19.11

Тема 6. Экономическая сфера (9 ч)

12.

Экономика: наука и хозяйство

Лекция с элементами беседы, практическая работа

26.11

13.

Экономические системы

Лекция с элементами беседы, практическая работа

3.11

14.

Многообразие рынков

Лекция с элементами беседы, практическая работа

10.12

15.

Рыночные отношения

Лекция с элементами беседы, практическая работа

17.12

16.

Инфляция. Банки

  Объяснение, решение тестов

24.12

17.

Экономические функции государства. Налоговая система

  Объяснение, решение тестов

14.01

18.

Государственный бюджет и государственный долг

  Объяснение, решение тестов ЕГЭ

21.01

19.

Мировая экономика и международная торговля

  Объяснение, разбор тестов ЕГЭ

28.01

20.

Решение тестовых заданий части 1

  Тренинг

4.02

Тема 7. Социальная сфера (3 ч)

21.

Социальная система

Лекция с элементами беседы, практическая работа

11.02

22.

Семья и брак как социальные институты

Лекция с элементами беседы, практическая работа

18.02

23.

Социальный конфликт и пути его разрешения

Лекция с элементами беседы, практическая работа

25.02

Тема 8. Политическая сфера (4 ч)

24.

Политическая система

Лекция с элементами беседы, практическая работа

4.03

25.

Признаки, функции и формы государства

Лекция с элементами беседы, практическая работа

11.03

26.

Политический плюрализм

Лекция с элементами беседы, практическая работа

18.03

27.

Структура политической власти в РФ

Лекция с элементами беседы, практическая работа

1.04

Тема 9. Правовая сфера общества (4 ч)

28.

Право, система права. Источники права

Лекция с элементами беседы, практическая работа

8.04

29.

Политические режим

Лекция с элементами беседы, практическая работа

15.04

30.

Конституция РФ. Права человека

Лекция с элементами беседы, практическая работа

22.04

31.

Международное право и международные организации. Защита прав человека

Лекция с элементами беседы, практическая работа

29.04

Тема 10. Решение заданий различных типов (1 ч)

32.

Тестирование в формате ГИА

  Тренинг

6.05

Тема 11. Решение заданий части 2. Эссе (3 ч)

33.

Тестирование в формате ГИА

  Тренинг

13.05

34.

Итоговое тестирование

  Тренинг

24.05

        

Литература

  1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие - СПб., 2019.
  2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2024.
  3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2024: Обществознание / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Астрель, 2019. (Федеральный институт педагогических измерений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...