проектная работа
проект по истории (7 класс)
Странички истории родного края- усадба Молоди
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molodi_2_wecompress.com_.docx | 831.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
в номинации
«Новые страницы в истории своего города и района»
«Молодинская усадьба как природное и культурное наследие»
Выполнила:
Мазанова Надежда Эдуардовна
ученики 6 класса
Руководители:
Тимакова Светлана Викторовна,
учитель истории и обществознания
МОУ Львовская СОШ №4
Го Подольск
Оглавление
1.1 Усадьба Молоди в конце 17 века и начале 18 века 5
1.2. Расцвет усадебного комплекса 8
1.3. Усадьба в середине 19 века –начале 20 века 13
Литература
«...Без использования, без жизни
памятник быстро приходит в запустение»
П.М. Шульгин
Введение.
Дворянская усадьба - неотъемлемая часть культурного наследия России. Она в течение длительного периода развития страны представляла форму пространственной организации жизнедеятельности, а в настоящее время ей отводится роль хранителя основной части культурного опыта.
Усадьбы прошли несколько этапов формирования от «дворов вотчинника» (XV в.) до знакомого каждому классическому образу дворянской усадьбы в период расцвета усадебной культуры (1870 г). Затем идет постепенная утрата значимости и упадок усадебного хозяйства, выражающиеся в раздроблении на дачные участки , разграблении в течение Гражданской войны. Последующий период - снова разграбление, музеефикация и консервация некоторых усадеб, связанных с выдающимися людьми (Погост, Ивановская область; Архангельское, Лопасня-Зачатьевское, Отрада, Московская область; Ясная Поляна, Тульская область и многие другие).
Строительство усадьбы предопределяло развитие всей прилегающей территории: увеличивалось биоразнообразие, менялись очертания окружающих лесных массивов и сельскохозяйственных угодий, поселений, появлялась новая инфраструктура. Усадьбы представляли собой своего рода центры, которые распространяли европейскую культуру и технологии, сочетая ее с русскими дворянскими и крестьянскими традициями» (В.А. Топорина, Е.И. Голубева « Русская провинциальная дворянская усадьба как природное и культурное наследие», монография, МГУ 2010 г., стр. 23)
Цель настоящего исследования — выявить особенности усадебно-паркового комплекса села Молоди.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
-проанализировать развитие усадебно-паркового комплекса с момента основания до наших дней;
-рассмотреть современные формы использования усадебно-паркового комплекса и возможность его реставрации
Основная часть.
1.1 Усадьба Молоди в конце 17 века и начале 18 века
Первые упоминания о селе Молоди относятся к 1653 г., «когда рядом с Воскресенским погостом появляются 2 дома помещиков, 8 дворов крестьянских и 11 дворов бобыльских (крестьян без земельного надела)» («История села Молоди и его окрестностей М.А. Некрасов, А.А. Дудин, Л.В. Леонова, стр. 17). В 1646 году эти земли получает Прокофий Федорович Соковнин.
Прокофий Соковнин занимал весьма влиятельную должность в домашних «церемониях» царя Алексея Михайловича. Так, в день венчания государя с его избранницей Марией Милославской Соковнин был удостоен чести идти за санями царской невесты, как тогда выражались, - «для береженья», то есть в составе охраны.
Могуществу этого рода во многом повредила приверженность старообрядчеству: самые известные раскольницы – боярыня Морозова и княгиня Урусова – в девичестве носили фамилию Соковниных и были дочерьми Прокофия Федоровича. Знаменитая картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» запечатлела Феодосью Прокофьевну Морозову-Соковнину.
Описание владений Соковнина в селе Молоди отсутствуют, но можно предположить, что это был вотчинный дом с забором и воротами, внутри были деревянные постройки, соединенные между собой, комнаты отапливались изразцовыми печами, во дворе находились дома дворовых людей, погреба, амбары, конюшенный и скотные дворы. Рядом с хоромами обычно располагался сад с плодовыми деревьями и огород. Наличие рядом с усадьбой реки способствовало устройству запруды и мельницы, далее располагались дома крестьян.
После смерти сокольничего Соковнина и его сыновей село Молоди вместе с церковью и погостом досталось не менее знаменитому в российской истории персонажу - графу Федору Алексеевичу Головину (1650-1706).
Федор Алексеевич Головин, 1650-1707 гг., один из ближайших сподвижников Петра I, глава внешнеполитического ведомства (президент Посольских дел), генерал-адмирал (1699) и первый в России генерал-фельдмаршал (1700). За участие во второй Азовской 27 декабря 1699 года «пожалован селом Молоди с деревнями, крестьян и бобылей 57 дворов со всеми же угодьи»
(ru.wikipedia.org › wiki › Головин,_Фёдор_Алексеевич)
В 1702-1703 гг в селе Молоди началось большое строительство. Граф Головин был очень состоятельным человеком. На собственные средства рядом с усадебным домом в Молодях он возвел каменную церковь Воскресения Христова взамен деревянной. Архитектурный ансамбль состоял из: двухколоколенного храма, господского дома и служебных построек за ним. Они образуют живописную панораму, обрамленную с одной стороны огромным прудом, с другой – регулярным парковым массивом, с беседками, гротами и каскадом искусственных прудов.
У Ф.А.Головина было несколько усадеб и дворцов и помимо Молодинской. На левом берегу Яузы в 1703 годы был построен великолепный дворец и обширный парк.
Рисунок 4 Генрих Де Витт (1671-1716) Усадьба Ф.А.Головина и Немецкая слобода. 1704 год
При постройке Молодинской усадьбы в 1702-1706 гг видимо использовался архитектурный проект в стиле Петровское барроко — направление в архитектуре, развившееся в 1697-1730 гг. в эпоху правления Петра I. Данный стиль возник на основе голландской и немецкой архитектуры. В основе Петровского барокко лежат простота, практичность и четкость линий в сочетании с барочной пластичностью и торжественностью деталей.
Характерной для направления является выверенная симметрия. В плане здание четко делилось на симметричные части: по оси располагали главный вход, над входом — самый крупный торжественный зал.
Рисунок 5 Дворец Шафирова (1720 г) И. Маттарнови
Рисунок 6 Дворец Лефорта 1699 г., образец Петровского барокко
Рисунок 7 Усадьба Молоди, конец 70-х годов
Парк Молодинской усадьбы был, видимо, разбит в регулярном стиле, для которого характерна строгая, геометрическая планировка, а потому деревья и кустарники подстригались. Около усадебного дома на партере зеленый фон обычно создавал стриженый газон, а посадки цветов нередко дополнялись узорами из различающихся по цвету материалов, которые все вместе создавали сложный красочный рисунок. Это были парадные парки, украшенные скульптурами, фонтанами, прудами и каналами.
В усадьбе можно выделить три основные функциональные части:
- парадная зона (ядро);
- садово-парковый (лесопарковый) комплекс;
- хозяйственно-служебная зона.
Ф.А. Головин оставил Молодинскую усадьбу сыну Александру, а с 1771 года усадьба Молоди перешла во владение к Салтыковым.
1.2. Расцвет усадебного комплекса
С 1771-1781 гг. усадьбой Молоди владеют Салтыковы. Алексей Иванович Салтыков, тамбовский наместник, и его жена Екатерина Борисовна (урождённая княжна Голицына) в 1775-1780 годах обновили весь архитектурный ансамбль усадьбы: господский дом, службы, церковь, родовую усыпальницу. До наших дней сохранилась усыпальница генерала во дворе храма.
Расцвет Молодинской усадьбы приходится именно на этот период, претерпевают изменения и дом и парк, он меняется видовой состав деревьев, увеличивалась фрагментация территории за счет появления прудов, каналов, рвов и других форм рельефа. Каждый элемент усадебного комплекса располагался на определенном высотном уровне. Доставшиеся владельцам в наследство от XVII века русские сады в усадьбе были тесно связаны с окружающей природой, сочетали декоративные качества с утилитарными (рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга). Можно предположить, что стиль развитого русского барокко с характерным сочетанием пейзажного и регулярного парков с умелым использованием водных поверхностей и рельефа местности был создан в усадьбе Молоди в конце 18 века.
Рисунок 9 Гравюры 18 века
Так, жилые постройки поставили на высокой террасе, церкви отдали самые высокие точки, службы - в отдалении от парадных построек, парк разбивался на террасах.
Основным элементом парка в усадьбе Молоди были различные аллеи. Применение сочетаний пород деревьев в усадебных аллеях было весьма разнообразным. Аллеи обсаживались местными породами - липами, елями, кленами, дубами, березами. В Молодинскую усадьбу были вложены немалые силы и средства, ее
красота заключалась в великолепном природном окружении, в его тенистом парке с лучами радиально расходящихся аллей, богатейшей гидротехнической системе.
Громадный парк при реконструкции имения, вероятно, был заложен на новом месте, на это указывает несовпадение планировочной оси дома и парковой структуры, но, несомненно, он был хорошо продуман. Веер аллей, раскрытый на восток, первым встречал восход солнца, которое поднималось из-за прудов.. Заход солнца можно было наблюдать из окон дома, обращенных на парадный двор. Парк был ограничен двумя искусственными прудами, еще 9 прудов располагались на территории усадьбы. Посередине северного пруда располагался уединенный искусственный остров с беседкой, соединенный с берегом мостиком.
Рисунок 11 Современное состояние парка и прудов
В 1781 году, Молоди купил поэт и директор Российской академии наук Сергей Герасимович Домашнев, соратник Екатерины II. При Домашневых и появляется двухэтажный дом красного кирпича, остатки которого сохранились до сих пор, он построен в стиле екатерининского классицизма. Ранний екатерининский классицизм относится к периоду 1762-1780 гг.
При помещиках Домашневых архитектурный ансамбль усадьбы обновляется. Вместо привычных куполов храм и звонницы венчают пирамидальные завершения в соответствии с тогдашними традициями. «Усадьба формируется и меняется в процессе деятельности людей, в ней протекала обыденная жизнь, занимались хозяйственной деятельностью, в деревнях проводились народные праздники, в господских домах - балы. Всякая дворянская усадьба – это в определенной степени музей, поскольку в ее стенах столетиями накапливались огромные исторические и художественные ценности – картины, книги, гравюры, мебель, фарфор, семейные архивы. Все это собиралось и веками бережно хранилось. В барских особняках таились несметные, составленные несколькими поколениями просвещенных людей собрания книг, рукописей, картин, мебели, оружия, фарфора... Настоящие «сельские эрмитажи» (В.А. Топорина, Е.И. Голубева « Русская провинциальная дворянская усадьба как природное и культурное наследие», монографии, стр. 135).
Наиболее активной и влиятельной группой всегда было среднее дворянство, имевшее от 100 до 1000 душ крепостных крестьян. На конец 18 века в Молодинском имении насчитывалось 384 души мужского пола (женские не считались) и 98 дворов и это дает нам возможность предположить, что владельцы усадьбы были весьма состоятельными и уважаемыми людьми.
Образ жизни тогдашних помещиков нашел отражение в произведениях русской литературы (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.С. Тургенев и др.). Несмотря на ироничность и сатиричность многих повествований, мы вполне определенно можем судить о жизни барина или барыни, об их ежедневных заботах, отношений к хозяйству, дворовым людям и крестьянам, природе и т.д. К сожалению описания быта усадьбы Молоди того периода не сохранилось.
С 1786 года усадьбой владел Степан Егорович Кротков, он завещал имение Молоди своей второй жене Марфе Яковлевне Кротковой. О ней известно, что принадлежала она к старинному дворянскому роду, но других подробностей о жизни этой женщины не сохранилось. По семейному преданию, Марфа Кроткова славилась добросердечностью и не жалела денег на содержание и нужды храмов, чем снискала благоволение Московского архиепископа Августина. К 1819 году население прихода насчитывало около 1000 человек. В селе также проживали несколько семей дворян и священнослужителей. Можно сказать, что усадебный дом был центром культурной жизни округи.
Рисунок 14 Усадебная жизнь XIX века
Благодаря карте 1838 года мы можем увидеть, как была устроена усадьба Молоди. Из изображенных зданий сохранились только церковь и усыпальница.
«Господский дом лишился колонн и балкона второго этажа, к людскому двухэтажному флигелю примыкало деревянное двухэтажное здание конюшни. На территории так же имелись три строения, из которых сохранился только каменный амбар и флигель. На территории парка есть остатки построек, в которых видимо располагались оранжереи. Большой парк в южной части переходил в плодовый сад. За парком присматривали как крепостные, так и нанятые садовники. По всему внешнему периметру усадьба была обнесена чугунным забором с кирпичным основанием» («История села Молоди» М.А. Некрасов, стр.38)
1.3. Усадьба в середине 19 века –начале 20 века
В 1830-х годах Кроткова написала завещание, согласно которому усадьба в 1844 году отошла ее родственнице Александре Дмитриевне Бестужевой (урожденной Кротковой), супруге действительного статского Андрея Васильевича Бестужева.
Между тем признаки запустения были подмечены уже в первой четверти XIX в. А.С. Пушкин в 1827 г. писал о екатерининских усадьбах: «Роговая музыка не гремит в рощах; плошки и цветные фонари не освещают английских дорожек... Барский дом дряхлеет». По переписи 1850 г. становится понятно, что в барском доме остались только несколько человек для охраны имущества, в господском доме уже никто не живет.
Александра Дмитриевна продала имение в Молодях в 1852 году Ивану Васильевичу Бородину, который вместе с семейством приезжал в усадьбу на летние месяцы. Сохранились записи И.М. Снегирева об усадьбе Молоди от 1 августа 1859 года: «Гулял по прекрасному саду, плохо поддерживаемому, но местоположение великолепно», известно, что в оранжереях и парниках усадьбы в то время выращивали арбузы и персики, которые подавали к столу.
В конце XIX в. - начале XX в. усадьбы все больше приобретают черты развитых промышленно-хозяйственных комплексов, включающие четко заданный набор составляющих: главный дом (с флигелями), службы, церковь, сад, огород с теплицами и оранжереями, парк, сельскохозяйственные и лесные угодья, сельские поселения, но Молодинская усадьба постепенно начинает угасать и терять черты усадебно-паркового комплекса. Ветшает старинный дом, приходят в запустение парк и пруды, да и хозяева не часто появляются в своих владениях. При строительстве участка Московско-Курской железной дороги в 1864 году часть земель села Молоди перешли в пользование железной дороги. Движение по железной дороге существенно снизило доходы молодинских крестьян. Сын Ивана Васильевича Бородина – Александр Иванович в усадьбе бывал редко и на летние месяцы сдавал усадьбу как загородную дачу.
А.И. Бородин не вкладывал средства ни в ремонт Воскресенского храма, находящегося на территории имения, ни в обустройство собственного усадебного дома. Так, в период с 1913 по 1916 год в Молодях снимала несколько комнат семья художника Леонида Пастернака, отца знаменитого поэта.
Борис Пастернак, запечатлел его угасающую красоту в мемуарном очерке «Люди и положения». «Дом екатерининской эпохи с его большими и пустынными залами в то время сохранял жалкие остатки меблировки. Письменный стол, за которым работал поэт, с настольной лампой, томиком Тютчева и неизменным букетом полевых цветов «казался одиноким и загадочным строением, неожиданно возникшим среди пустыни». Комнаты с вытянутыми прямоугольниками окон, узкие и длинные коридоры представлялись невероятно высокими – их потолки терялись в густой тени, а эхо шагов гулко отдавалось в разных концах дома. Полинявшие темно-бордовые стены были лишь отблеском былой роскоши».
Рисунок 16 Интерьеры гостиной XIX века
Революция 1917 г., Декрет о земле 1917 г. положили конец привычному укладу жизни в усадьбе. В лучшем случае она становилась музеем, школой, санаторием, в худшем (в большинстве) - она просто была заброшена. Русская традиция «родового гнезда», дома оказалась невостребованной. Молодинская усадьба стала школой с1925 года и была ей до 1989 года, затем здание стало приходить в негодность и на данный момент это уже практически развалины. От былого прекрасного парка остались лишь несколько аллей, плодовый сад, оранжереи давно уничтожены, сложная гидротехническая система прудов пришла в неисправность.
Рисунок 17 30-е годы 20 века
Рисунок 18 Современное состояние усадьбы
Заключение.
Старинные усадьбы являются особыми природно-культурными комплексами нашей страны. Наличие в усадьбе исторических памятников, уникального опыта преобразования окружающей среды, организации и расположения функциональных зон внутри усадьбы, единство с окружением указывают на ее особую значимость как объекта наследия. Молодинская усадьба является памятником архитектуры Подмосковья. Она в течение нескольких веков являлась культурным центром не только села Молоди, но и ближайших деревень. Для нее как для усадьбы, верны следующие критерии: ценность, целостность и системное единство. Утрата усадебного комплекса - это духовное «оскудение» будущих поколений. На данный момент от былого величия прекрасного усадебного комплекса в архитектурном плане остались только храм и усыпальница. Несколько десятков лет идут споры о возможной передаче усадьбы в частное владение, но на данный момент вопрос так и не решен.
А усадьбу можно было бы использовать и сегодня. Ее удобное географическое и транспортное расположение дает возможность создать многофункциональный музейно-образовательный туристический и развлекательный комплекс. И основная функция Молодинской усадьбы сегодня могла бы быть музейной и образовательной.
Литература
1. ru.wikipedia.org › wiki › Головин,_Фёдор_Алексеевич
2.М.А. Некрасов, А.А. Дудин, Л.В. Леонова «История села Молоди и его окрестностей», выпуск №1 серии «История поселений южного Подмосковья»
3. http://www.fondus.ru/about - Фонд «Возрождение русской усадьбы»
4. В.А. Топорина, Е.И. Голубева « Русская провинциальная дворянская усадьба как природное и культурное наследие», монографии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа как эффективное средство самостоятельной работы учащихся
Методическая разработка к выступлению на педагогическом совещании...
Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовате...
Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"
Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1 содержит примерные темы ...
Проектная работа "Роль проектного метода в повышении эффективности преподавания раздела «Народные промыслы»
Проектная работа по изобразительному искусству...
Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»».
Данный проект предназначен для детей старшего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей и творческих людей, которые любят творить и создавать шедевры своими руками....
Проектная работа "Воспитание добра через сказку у детей с ОВЗ путем вовлечения в проектную деятельность"
Сказка!!! Как много значит это слово человеку, помнящему свое детство. Сразу перед любым читателем встают памятные образы любимых сказочных героев. Если это золотая рыбка - то она щедро награжда...
Проектная работа по геометрии. Реальная математика Проектно-расчетное бюро по ремонту помещений
Работа представляет собой шаблон проекта групповой работы школьников, где учащиеся применяют знания геометрии на практических задачах и повторяют учебный материал для подготовки к экзаменам....