проектная работа
проект по истории (7 класс)

Странички истории родного края- усадба Молоди

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molodi_2_wecompress.com_.docx831.8 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

в номинации

«Новые страницы в истории своего города и района»

«Молодинская усадьба как природное и культурное наследие»

                                                    Выполнила:

                                               

                                                               Мазанова Надежда  Эдуардовна

                                             ученики 6  класса

                                                                                     

                                                                                   Руководители:

                                                                        Тимакова Светлана Викторовна,  

                                                                         учитель истории и обществознания

                                                                 

МОУ Львовская СОШ №4

Го Подольск

   

Оглавление

Введение.        3

Основная часть.        5

1.1 Усадьба Молоди  в конце 17 века и начале 18 века        5

1.2. Расцвет усадебного комплекса        8

1.3.  Усадьба  в середине 19 века –начале 20 века        13

Заключение.        17

Литература                                                                                                                    


«...Без использования, без жизни

памятник быстро приходит в запустение»

П.М. Шульгин

Введение.

Дворянская усадьба - неотъемлемая часть культурного наследия России. Она в течение длительного периода развития страны представляла форму пространственной организации жизнедеятельности, а в настоящее время ей отводится роль хранителя основной части культурного опыта.

Усадьбы прошли несколько этапов формирования от «дворов вотчинника» (XV в.) до знакомого каждому классическому образу дворянской усадьбы в период расцвета усадебной культуры (1870 г). Затем идет постепенная утрата значимости и упадок усадебного хозяйства, выражающиеся в раздроблении на дачные участки , разграблении в течение Гражданской войны. Последующий период - снова разграбление, музеефикация и консервация некоторых усадеб, связанных с выдающимися людьми (Погост, Ивановская область; Архангельское, Лопасня-Зачатьевское, Отрада, Московская область; Ясная Поляна, Тульская область и многие другие).

Строительство усадьбы предопределяло развитие всей прилегающей территории:  увеличивалось биоразнообразие, менялись очертания окружающих лесных массивов и сельскохозяйственных угодий, поселений, появлялась новая инфраструктура. Усадьбы представляли собой своего рода центры, которые распространяли европейскую культуру и технологии, сочетая ее с русскими дворянскими  и крестьянскими традициями» (В.А. Топорина, Е.И. Голубева  « Русская провинциальная  дворянская  усадьба  как природное   и культурное наследие», монография,  МГУ 2010 г., стр. 23)              

Цель настоящего исследования выявить  особенности усадебно-паркового  комплекса села Молоди.

   В соответствии с целью решались следующие задачи:

-проанализировать развитие  усадебно-паркового комплекса  с момента основания до наших дней;

-рассмотреть современные формы использования усадебно-паркового комплекса и возможность его реставрации


Основная часть.

 1.1 Усадьба Молоди  в конце 17 века и начале 18 века

        Первые упоминания о  селе Молоди относятся  к 1653 г., «когда рядом  с Воскресенским погостом появляются 2 дома помещиков, 8 дворов крестьянских и 11 дворов бобыльских (крестьян без земельного надела)» («История села Молоди и его окрестностей М.А. Некрасов, А.А. Дудин, Л.В. Леонова, стр. 17). В 1646 году эти земли получает    Прокофий Федорович Соковнин.

Прокофий Соковнин занимал весьма влиятельную должность в домашних «церемониях» царя Алексея Михайловича. Так, в день венчания государя с его избранницей Марией Милославской Соковнин был удостоен чести идти за санями царской невесты, как тогда выражались, - «для береженья», то есть в составе охраны.

   Могуществу этого рода во многом повредила приверженность старообрядчеству: самые известные раскольницы – боярыня Морозова и княгиня Урусова – в девичестве носили фамилию Соковниных и были дочерьми Прокофия Федоровича. Знаменитая картина  В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» запечатлела Феодосью Прокофьевну Морозову-Соковнину. Boyaryna Morozova by V.Surikov (1884-1887, Tretyakov gallery) detail 01.jpg

Описание владений Соковнина в селе Молоди отсутствуют, но можно предположить, что это был вотчинный дом с забором и воротами, внутри были деревянные постройки, соединенные между собой, комнаты отапливались изразцовыми печами, во дворе находились дома дворовых людей, погреба, амбары, конюшенный  и скотные дворы. Рядом  с хоромами обычно располагался сад с плодовыми деревьями и огород.  Наличие  рядом с усадьбой реки способствовало  устройству запруды и мельницы, далее располагались дома крестьян.Картинки по запросу "боярский дом 16 века"

   

После смерти сокольничего Соковнина и его сыновей село Молоди вместе с церковью и погостом досталось не менее знаменитому в российской истории персонажу - графу Федору Алексеевичу Головину (1650-1706).

 Федор Алексеевич Головин, 1650-1707 гг.,  один из ближайших сподвижников  Петра I, глава внешнеполитического ведомства (президент Посольских дел), генерал-адмирал (1699) и первый в России генерал-фельдмаршал (1700). За участие во второй Азовской 27 декабря 1699  года «пожалован селом Молоди с деревнями, крестьян и бобылей 57 дворов со всеми же угодьи» Фёдор Алексеевич Головин

(ru.wikipedia.org › wiki › Головин,_Фёдор_Алексеевич)

  В 1702-1703 гг в селе Молоди началось большое строительство. Граф Головин был очень состоятельным человеком. На собственные средства рядом с усадебным домом в Молодях он возвел каменную церковь Воскресения Христова взамен деревянной.   Архитектурный ансамбль состоял из: двухколоколенного храма, господского дома и служебных построек  за ним. Они образуют живописную панораму, обрамленную с одной стороны огромным прудом, с другой – регулярным парковым массивом, с беседками, гротами и каскадом искусственных прудов. 
 У  Ф.А.Головина  было несколько усадеб и дворцов и помимо Молодинской. На левом берегу Яузы в 1703 годы был построен великолепный дворец и обширный парк.

Немецкая слобода

Рисунок 4 Генрих Де Витт (1671-1716)  Усадьба Ф.А.Головина и Немецкая слобода. 1704 год

  При постройке Молодинской усадьбы в 1702-1706 гг видимо использовался архитектурный проект   в стиле  Петровское барроко  — направление в архитектуре, развившееся в 1697-1730 гг. в эпоху правления Петра I. Данный стиль возник на основе голландской и немецкой архитектуры. В   основе Петровского барокко лежат простота, практичность и четкость линий в сочетании с барочной пластичностью и торжественностью деталей.

Характерной для направления является выверенная симметрия. В плане здание четко делилось на симметричные части: по оси располагали главный вход, над входом — самый крупный торжественный зал.

http://petro-barocco.ru/wp-content/uploads/2012/10/untitled3334.jpg

Рисунок 5 Дворец  Шафирова  (1720 г) И. Маттарнови

https://anashina.com/wp-content/uploads/2017/03/Lefortovsky-dvorets-1.jpg

Рисунок 6 Дворец Лефорта 1699 г., образец Петровского барокко

C:\Users\Учитель\Desktop\молоди\j4iFOybJvwlsywbrELI4ZX5dltc6ml_9k18wNomWAX8Pq-XOjts3Dsg26IZnmusvAZegjHfYWxdjApUe_hXydoCe-4_GepOYWjeWUEnOCZ1feKfoBKPz3UE_FswVOl_UYDuq8zPgrsPficP9d5-pdvoFYwahxTvbZC5L_Xm9yrM.jpg

Рисунок 7 Усадьба Молоди, конец 70-х годов

       Парк Молодинской усадьбы был, видимо,  разбит в регулярном стиле, для которого характерна строгая, геометрическая планировка, а потому деревья и кустарники подстригались. Около усадебного дома на партере зеленый фон обычно создавал стриженый газон, а посадки цветов нередко дополнялись узорами из различающихся по цвету  материалов, которые все вместе создавали сложный красочный рисунок. Это были парадные парки, украшенные скульптурами, фонтанами, прудами и каналами.

 В  усадьбе можно выделить три основные функциональные части:

  1. парадная зона (ядро);
  2. садово-парковый (лесопарковый) комплекс;
  3. хозяйственно-служебная зона.

Ф.А. Головин оставил Молодинскую усадьбу сыну  Александру,  а с 1771 года  усадьба Молоди перешла во владение к Салтыковым.

1.2. Расцвет усадебного комплекса

С 1771-1781 гг.  усадьбой Молоди владеют Салтыковы. Алексей Иванович Салтыков, тамбовский наместник, и его жена Екатерина Борисовна (урождённая княжна Голицына) в 1775-1780 годах  обновили весь архитектурный ансамбль усадьбы: господский дом, службы, церковь, родовую усыпальницу. До наших дней сохранилась усыпальница генерала во дворе храма. Усыпальница Салтыковых во дворе Воскресенского храма в Молодях.

      Расцвет Молодинской усадьбы приходится именно на этот период, претерпевают изменения и дом и парк, он   меняется  видовой состав деревьев, увеличивалась фрагментация территории за счет появления прудов, каналов, рвов и других форм рельефа.    Каждый элемент усадебного комплекса располагался на определенном высотном уровне. Доставшиеся владельцам в наследство от XVII века русские сады в усадьбе были тесно связаны с окружающей природой, сочетали декоративные качества с утилитарными (рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга). Можно предположить, что стиль развитого русского барокко  с  характерным сочетанием пейзажного и регулярного парков с умелым использованием водных поверхностей и рельефа местности был создан  в усадьбе Молоди в конце 18 века.

https://b1.culture.ru/c/401162.jpg

http://landscape.totalarch.com/files/gallery/ts_selo_017.jpg

Рисунок 9 Гравюры 18 века

         Так, жилые постройки  поставили на высокой террасе,   церкви отдали самые высокие точки, службы - в отдалении от парадных построек, парк разбивался на террасах.

Основным элементом парка в усадьбе Молоди   были различные аллеи. Применение сочетаний пород деревьев в усадебных аллеях было весьма разнообразным. Аллеи обсаживались местными породами - липами, елями, кленами, дубами, березами. В Молодинскую усадьбу были вложены немалые силы и средства, ее
красота заключалась  в  великолепном природном окружении, в его тенистом парке с лучами радиально расходящихся аллей, богатейшей гидротехнической системе. 
        Громадный парк при реконструкции имения, вероятно, был заложен на новом месте, на это указывает несовпадение планировочной оси дома и парковой структуры, но, несомненно, он был хорошо продуман. Веер аллей, раскрытый на восток, первым встречал восход солнца, которое поднималось из-за прудов..  Заход солнца можно было наблюдать из окон дома, обращенных на парадный двор. Парк был ограничен двумя  искусственными прудами, еще 9 прудов располагались на территории усадьбы. Посередине северного пруда располагался уединенный искусственный остров с беседкой, соединенный  с берегом мостиком.
https://www.ashipilin.ru/moblbaza/bmp/molodikart.jpg

                   

C:\Users\Учитель\Desktop\молоди\парк.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\молоди\пруд парка.jpg

Рисунок 11 Современное состояние парка и прудов

 В 1781 году, Молоди купил поэт и директор Российской академии наук Сергей Герасимович Домашнев, соратник Екатерины II. При Домашневых  и появляется двухэтажный дом красного кирпича, остатки которого сохранились до сих пор, он построен в стиле екатерининского классицизма. Ранний екатерининский классицизм относится к периоду 1762-1780 гг. Картинки по запросу "домашнев сергей герасимович"

  При помещиках Домашневых  архитектурный ансамбль усадьбы  обновляется.  Вместо привычных куполов храм и звонницы венчают пирамидальные завершения в соответствии с тогдашними  традициями. «Усадьба  формируется и меняется  в процессе деятельности людей, в ней протекала обыденная жизнь, занимались хозяйственной деятельностью, в деревнях проводились народные праздники, в господских домах - балы.  Всякая дворянская усадьба – это в определенной степени музей, поскольку в ее стенах столетиями накапливались огромные исторические и художественные ценности – картины, книги, гравюры, мебель, фарфор, семейные архивы. Все это собиралось и веками бережно хранилось. В барских особняках таились несметные, составленные несколькими поколениями просвещенных людей собрания книг, рукописей, картин, мебели, оружия, фарфора... Настоящие «сельские эрмитажи»  (В.А. Топорина, Е.И. Голубева  « Русская провинциальная  дворянская  усадьба  как природное  и культурное наследие», монографии, стр. 135).

   Наиболее активной и влиятельной группой всегда  было среднее дворянство, имевшее от 100 до 1000 душ крепостных крестьян.  На конец 18 века в Молодинском имении насчитывалось 384 души мужского пола  (женские не считались) и 98 дворов и  это дает нам возможность предположить, что владельцы усадьбы были  весьма состоятельными  и уважаемыми людьми.

 Образ жизни тогдашних помещиков нашел отражение в произведениях русской литературы (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.С. Тургенев и др.). Несмотря на  ироничность и сатиричность многих повествований, мы вполне определенно можем судить о жизни барина или барыни, об их ежедневных заботах, отношений к хозяйству, дворовым людям и крестьянам, природе и т.д. К  сожалению описания быта усадьбы Молоди того периода не сохранилось.

С 1786 года усадьбой владел Степан Егорович Кротков, он  завещал  имение Молоди своей второй жене  Марфе Яковлевне Кротковой. О ней известно, что принадлежала она к старинному дворянскому роду, но других подробностей о жизни этой женщины не сохранилось. По семейному преданию, Марфа Кроткова славилась добросердечностью и не жалела денег на содержание   и нужды храмов, чем снискала  благоволение Московского архиепископа Августина. К 1819 году  население прихода насчитывало около 1000 человек. В селе также проживали несколько семей дворян  и священнослужителей. Можно сказать, что усадебный дом был центром культурной жизни округи.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1244951/6511093a-9690-4c63-95a4-69427760f7f3/s1200https://www.booksite.ru/usadba_new/world/images/3_30.jpg

Рисунок 14 Усадебная жизнь XIX века

 

Благодаря карте 1838 года  мы можем увидеть, как была устроена усадьба Молоди. Из изображенных зданий сохранились только церковь и усыпальница.

«Господский дом лишился колонн и балкона  второго этажа, к людскому двухэтажному флигелю примыкало деревянное двухэтажное здание конюшни. На территории так же имелись три строения, из которых сохранился только каменный амбар и флигель. На территории парка есть остатки  построек, в которых видимо располагались оранжереи. Большой парк  в южной части переходил в плодовый сад. За парком присматривали как крепостные, так и нанятые садовники. По всему внешнему периметру усадьба была обнесена чугунным забором с кирпичным основанием» («История села Молоди» М.А. Некрасов, стр.38)C:\Users\Учитель\Desktop\молоди карта.jpg

1.3.  Усадьба  в середине 19 века –начале 20 века

В 1830-х годах Кроткова написала завещание, согласно которому усадьба  в 1844 году отошла ее родственнице Александре Дмитриевне Бестужевой (урожденной Кротковой), супруге действительного статского Андрея Васильевича Бестужева.

Между тем признаки запустения были подмечены уже в первой четверти XIX в.  А.С. Пушкин в 1827 г. писал о екатерининских усадьбах: «Роговая музыка не гремит в рощах; плошки и цветные фонари не освещают английских дорожек... Барский дом дряхлеет».  По переписи 1850 г.  становится понятно, что в барском доме остались только несколько человек для охраны имущества, в господском доме уже никто не живет.

Александра Дмитриевна  продала имение в Молодях  в 1852 году  Ивану Васильевичу   Бородину, который вместе  с семейством приезжал  в усадьбу на летние месяцы.  Сохранились записи И.М. Снегирева об усадьбе Молоди от 1 августа 1859 года: «Гулял по  прекрасному саду,  плохо поддерживаемому, но местоположение великолепно», известно, что в оранжереях и парниках усадьбы  в то  время выращивали арбузы и персики, которые подавали к столу.

 В конце XIX в. - начале XX в. усадьбы все больше приобретают черты развитых промышленно-хозяйственных комплексов, включающие четко заданный набор составляющих: главный дом (с флигелями), службы, церковь, сад, огород с теплицами и оранжереями, парк, сельскохозяйственные и лесные угодья, сельские поселения, но Молодинская усадьба постепенно начинает угасать и терять черты усадебно-паркового комплекса. Ветшает старинный дом, приходят в запустение парк и пруды, да и хозяева не часто появляются   в своих владениях.   При строительстве участка Московско-Курской железной дороги в 1864 году часть земель села Молоди  перешли в пользование железной дороги.  Движение по железной дороге  существенно снизило доходы  молодинских крестьян. Сын Ивана Васильевича Бородина – Александр Иванович в  усадьбе бывал редко и на летние месяцы сдавал усадьбу  как загородную дачу.

 А.И. Бородин не вкладывал средства ни в ремонт Воскресенского храма, находящегося на территории имения, ни в обустройство собственного усадебного дома. Так, в период с 1913 по 1916 год в Молодях снимала несколько комнат семья художника Леонида Пастернака, отца знаменитого поэта.
       Борис Пастернак, запечатлел его угасающую красоту в мемуарном очерке «Люди и положения». «Дом екатерининской эпохи с его большими и пустынными залами в то время сохранял жалкие остатки меблировки. Письменный стол, за которым работал поэт, с настольной лампой, томиком Тютчева и неизменным букетом полевых цветов «казался одиноким и загадочным строением, неожиданно возникшим среди пустыни». Комнаты с вытянутыми прямоугольниками окон, узкие и длинные коридоры представлялись невероятно высокими – их потолки терялись в густой тени, а эхо шагов гулко отдавалось в разных концах дома. Полинявшие темно-бордовые стены были лишь отблеском былой роскоши».

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1244951/c4532724-5e19-4198-b7c7-53fc7f67edf6/s1200Наталия Леонова - российский художник-график, иллюстратор, оформитель, акварелист - Кусково. Малиновая гостиная (наугольная). Бумага, акварель. 1990. Российский художник-график, иллюстратор, оформитель, акварелист

Рисунок 16 Интерьеры гостиной XIX века

 Революция 1917 г., Декрет о земле 1917 г. положили конец привычному укладу  жизни в усадьбе. В лучшем случае она становилась музеем, школой, санаторием, в худшем (в большинстве) - она просто была заброшена. Русская традиция «родового гнезда», дома оказалась невостребованной. Молодинская усадьба стала школой с1925 года  и была ей до 1989 года, затем здание стало приходить в негодность и на данный момент это уже практически  развалины.  От былого прекрасного парка остались лишь несколько аллей, плодовый сад, оранжереи давно уничтожены, сложная гидротехническая система прудов пришла в неисправность.

C:\Users\Учитель\Desktop\молоди\усадьба в 70-х годах.jpg

Рисунок 17 30-е годы 20 века

 https://i.ytimg.com/vi/COsHweb2LOE/maxresdefault.jpg

C:\Users\Учитель\Desktop\молоди\Usadba_Molodi8-660x371.jpg

C:\Users\Учитель\Desktop\молоди\Usadba_Molodi2-660x495.jpg

Рисунок 18 Современное состояние усадьбы

Заключение.

Старинные усадьбы являются особыми природно-культурными комплексами нашей страны.    Наличие в   усадьбе   исторических памятников,  уникального опыта преобразования окружающей среды,  организации и расположения функциональных зон внутри усадьбы,  единство с окружением  указывают на  ее особую значимость как объекта наследия. Молодинская усадьба является  памятником архитектуры Подмосковья.  Она в течение нескольких веков являлась культурным центром не только села Молоди, но и ближайших деревень. Для нее как для    усадьбы,  верны следующие критерии: ценность, целостность  и системное единство. Утрата  усадебного комплекса - это  духовное «оскудение» будущих поколений. На данный момент  от былого величия прекрасного усадебного комплекса  в архитектурном плане  остались  только храм и усыпальница.  Несколько десятков лет идут споры о возможной передаче усадьбы  в частное владение, но на данный момент  вопрос так и не решен.

А усадьбу можно было бы использовать и сегодня. Ее удобное географическое и транспортное расположение дает возможность создать многофункциональный  музейно-образовательный туристический  и развлекательный комплекс. И  основная   функция Молодинской  усадьбы сегодня   могла бы быть    музейной  и образовательной.

Литература

1. ru.wikipedia.org › wiki › Головин,_Фёдор_Алексеевич


2.М.А. Некрасов, А.А. Дудин, Л.В. Леонова «История села Молоди и его окрестностей», выпуск №1 серии «История  поселений  южного Подмосковья»

3. http://www.fondus.ru/about -  Фонд «Возрождение русской усадьбы»

4. В.А. Топорина, Е.И. Голубева  « Русская провинциальная  дворянская  усадьба  как природное  и культурное наследие», монографии

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа как эффективное средство самостоятельной работы учащихся

Методическая разработка к выступлению на педагогическом совещании...

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"

Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1  содержит примерные темы ...

Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»».

Данный проект предназначен для детей старшего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей и творческих людей, которые любят творить и создавать шедевры своими руками....

Проектная работа "Воспитание добра через сказку у детей с ОВЗ путем вовлечения в проектную деятельность"

Сказка!!! Как много значит это слово человеку, помнящему свое детство. Сразу перед любым читателем встают памятные образы любимых  сказочных героев. Если это золотая рыбка - то она щедро награжда...

Проектная работа по геометрии. Реальная математика Проектно-расчетное бюро по ремонту помещений

Работа представляет собой шаблон проекта групповой работы школьников, где учащиеся применяют знания геометрии на практических задачах и повторяют учебный материал для подготовки к экзаменам....