Элективный курс по истории " Российская цивилизация. IX - конец XX века" 10 класс
элективный курс по истории (10 класс) на тему

Калугина  Лидия Николаевна

Элективный курс по истории России  " Российская цивилизация.  IX -  конец XX века" .Рабочая программа и календарно - тематическое планирование  10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.elektivnyy_kurs.docx46.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус    документа

 Рабочая программа элективного курса «Российская цивилизация» составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории, а также авторской программы И.Н. Ионова   и Г.В. Клоковой  «Российская цивилизация. IX – конец ХХ века». Она предполагает изучение элективного курса по учебнику «Российская цивилизация. IX – конец ХХ в.» (автор – И.Н. Ионов).  Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, дает четкое распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет оптимальное сочетание лабораторных, практических работ, уроков – лекций, дискуссий, структурирует учебный материал, определяет последовательность его изучения. Элективный курс разбит на  4 модуля.

 В рабочей программе учтены особенности контингента обучающихся, связи с предметами инвариантной части учебного плана (история России, всеобщая история), что позволяет сохранять логику учебного процесса, а также  оптимально использовать возможности предметов инвариантной и вариативной частей учебного плана.  Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление:

 - о целях, содержании, особенностях обучения, воспитания и  развития,  обучающихся средствами данного курса;

 - о структурировании учебного материала, последовательности изучения разделов

и тем курса, об их количественных характеристиках.

 Структура документа

 Рабочая программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, представленного тематическим планом и календарно – тематическим планом, требований к уровню подготовки по итогам изучения курса.

 Место элективного курса в учебном плане

 Элективный курс «Российская цивилизация» реализуется за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения, то есть является элементом вариативной части учебного плана.  Элективный курс рассчитан на 68 учебных часов, в том числе: в 10 и 11 классах по 34 часа из расчета 1 учебного часа в неделю. Выбор элективного курса определяется решением  школы и осуществляется каждым отдельным школьником.

 Общая характеристика элективного курса

 Изучение истории российской цивилизации  позволяет по – новому поставить и решит  проблемы обучения и воспитания, сформировать у обучающихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущение своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории.  История России в данном курсе представлена как история цивилизации, следовательно, ее изучение предполагается с точки зрения цивилизационного подхода. Цивилизационный подход учитывает действие не одного, а множества исторических факторов. Так, он не означает выведение всей истории цивилизации из особенностей ее культуры. Большую роль в цивилизационном анализе играет учет влияния естественной среды, способа хозяйствования, социального строя, причем не только на уровне классов и больших социальных групп, но и на уровне малых групп – общины и семьи, а также влияний политической системы, обладающей определенной независимостью, как от экономических, так и от культурных факторов.

 В рамках цивилизационного подхода взаимодействуют две разные модели – линейно – стадиальная и локально – региональная. Линейно – стадиальная модель соотносится с идеей модернизации и исторического развития по западному образцу, локально – региональная – с идеей неизменности местных особенностей локальных цивилизаций, ценности их культурного опыта и выработанного веками образа жизни.  С учетом этих моментов и предполагается изучение истории российской цивилизации – сочетание характеристики специфики России как локальной цивилизации и характеристики отдельных этапов общего для многих стран исторического пути, который она прошла.  Сохранение модернизационной «оси» истории позволяет интегрировать курс в общую картину мировой истории, сосредоточенность на проблеме препятствий модернизации дает возможность полнее показать цивилизационную специфику страны (так как появляется возможность сократить объем освещения общих черт социально – экономического и политического развития России и Запада).  В основу линейно – стадиальной схемы курса положена трехчленная модель: выделены архаический, традиционный и современный этапы в истории российской цивилизации. Большое внимание необходимо уделить архаическому (языческому по происхождению) этапу, что объясняется особенностями российской цивилизации – только в этом случае можно в полной мере оценить достижения и недостатки традиционного, а также современного общества. Последнее особенно важно для решения воспитательных задач (в частности, воспитание толерантности). Решение этой задачи достигается за счет оптимизации учебного процесса при изучении данной темы.

 Особенностью курса является также активное применение понятий «цивилизационный выбор», «цивилизационная альтернатива», «социокультурная инверсия» - они являются центральными в данном курсе. Следствием всего вышеизложенного является весьма сложная внутренняя структура и логика курса, что предопределяет изучение его в полном объеме более подготовленными учащимися.

   Цели изучения элективного курса «Российская цивилизация»:  

1) изучение социокультурных особенностей России и аналитическое сравнение их с типичными чертами западной и восточной цивилизаций;

2) развитие умений и навыков комплексной работы с различными типами исторических источников;

3) развитие способности понимать и критически анализировать полученную историко – социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к фактам и явлениям исторической действительности;

 4) развитие гражданственности, патриотизма, толерантности у обучающихся;

5) развитие исторического мышления обучающихся на базе материала курса;

6) создание условий для закрепления и развития у обучающихся  интереса к прошлому историческому опыту.

 Таким образом, изучение школьниками элективного курса «Российская цивилизация» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной. Они формируются и развиваются путем формирования и развития общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности.

 Познавательная компетентность:  - способность адекватно понимать общественно – научные термины в контексте;

 - учебно – логические умения и навыки: установление причинно – следственных связей, постановка и решение проблем, навыки аналитического и критического мышления;

учебно – управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности.

 Информационная компетентность: - умение поиска и нахождения необходимой информации для решения учебных задач;

- умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

 - умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов.  Гражданская компетентность: - умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей;

- умение формировать осознанную необходимость участвовать в демократических процессах;  - умение формировать готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям; 

 - способность к самоидентификации.

Социальная (социально – коммуникативная) компетентность:  - способность работать в команде;

- способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий, не основанному на подавлении;

 способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем;

- умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.

Ведущие формы и методы организации учебных занятий:

  • - исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, формулирование гипотезы) с последующим рефлексивным анализом, презентацией результатов;
  • - лабораторные работы;
  • - «мозговой штурм», эвристические беседы;
  • - заседания круглых столов;
  • - защита проектов.
  • - интерактивные лекции с последующими дискуссиями;

 Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний. Технология учебно – предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация  внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

 Основные формы отчетности (измерители обученности):

 - тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе);

 - творческие работы (презентации, тесты, проблемные задания и др.)

 - выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров;

 - результаты решения тестов.

 Итогом изучения элективного курса является защита мини – проекта, подготовленного учеником по конкретной теме.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

 по итогам изучения элективного курса «Российская цивилизация»

 Учащиеся должны   знать/ понимать: 

 - ценностные ориентации восточных славян;

 - архаический тип культуры;

 - «неосевая» культура;

 - этапы развития славянского язычества;

 - цивилизационная альтернатива -1,2,3,4,5;

 - спиритуализм;

 - Россия – периферийная цивилизация на лимитрофе;

 - цивилизационный вариант – 1,2,3;

 - исихазм;

 - социально – экологический кризис;

 - «град Китеж», «Беловодье» - образы идеального общества;

 - традиционалистская реакция;

 - корпоративное сознание;

 - синкретизм;

 - социокультурная инверсия – 1,2,3,4;

 - имперский характер государства;

 - имперское сознание;

 - старчество;  - русская идея;

 - цивилизационное самосознание;

 - милленаризм;

 - философия русского антропокосмизма;

 - евразийство;

 - коммунистический эксперимент;   «комсомольская» экономика;

 - принципы периодизации истории российской цивилизации;

 - взаимосвязь и особенности истории российской цивилизации и мировой, конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

 уметь:

 - проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

 - осуществлять внутреннюю и внешнюю критику источника;

 - систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно – исторического процесса;

 - формировать собственный алгоритм решения историко – познавательных задач;

 - участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

- представлять результаты индивидуальной и групповой историко – познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, исследовательского проекта, публичной презентации;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 - понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

 - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;

 - формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

 - учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

 - осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

Литература.

  1. И.Н. Ионов, В.М. Хачатурян. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. Фрагменты:  Введение,  Историософия  Древней Руси, Заключение (Теория цивилизаций от античности до конца  XIX века. -  СПб.: Алетейя,  2008. — 384 с.)
  2. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. — М., 1991. — Т. 1—3.
  3. Ионов И. Н. Парадоксы российской цивилизации // ОНС. — 1999. — № 5.
  4. Ермаков Д.С. Элективные курсы для профильного обучения // Педагогика, 2007, №2, с. 36 – 41.
  5.  Примерная основная общеобразовательная программа общеобразовательного учреждения. Основная школа.  М., Просвещение 2011

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Содержание программы представлено в виде тематического и календарно – тематического планов, что позволяет избежать дублирования авторской программы, но одновременно указывает способ развертывания учебного материала, содержательную структуру программы, а также распределение учебного времени на изучение тем и методы, используемые при прохождении программы, то есть технологию подачи материала.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

в 10  классе (34 часа, 1 час в неделю)

   

.№ п/п

№ по теме

Сроки

Тема

Материал учебника

I полугодие. Модуль №1.

1

1

7.09

Введение. 1 час. Цивилизационный подход к истории России.

Тема 1. Географические и культурные предпосылки развития российской цивилизации . 3 часа

2

1

14.09

Природно-географические факторы в истории России

3

2

21..09

 Верования восточных славян

4

3

28.09

 Ценностные ориентации народной русской культуры

Тема 2. Единое Древнерусское государство.   5 часов.

5

1

5.10

Древняя Русь.  

6

2

12.10

Выбор веры – цивилизационная альтернатива № 1

7

3

19.10

 Выбор веры – цивилизационная альтернатива № 2

8

4

26.10

Диалогические элементы древнерусской культуры

9

5

2.11

Круглый стол «Русь в IX – XI вв.»

Тема 3. Государственная раздробленность Древней Руси.  6 часов

10

1

16.11

 Возникновение удельных княжеств

11

2

23.11

 Цивилизационная альтернатива-3 в истории России

12

3

30.11

 Цивилизационный вариант 1: Новгородская республика

13

4

7.12

 Цивилизационный вариант 2: Московское княжество

14

5

14.12

 3: Великое княжество Литовское

15

6

21.12

Семинар «Цивилизационные варианты в истории России XII – XV вв.: реализованные и нереализованные возможности»

16

1

28.12

 Зачет

 II полугодие. Модуль №2.

Тема 4. Московское государство во второй половине XV – XVI вв.  5 часов

1

1

11.01

Создание идеологического фундамента единого государства

2

2

 18.01

 Создание единого централизованного государства в России

3

3

25.01

 Создание единого централизованного государства в России

4

4

01.02

Сословное общество во 2/2 XV – XVI вв

5

5

08.02

Традиционная культура Московского государства

Тема 5. Смутное время.  7 часов.

6

1

15.02

Смута в России

7

2

22.02

Смутное время – цивилизационный кризис

8

3

01.03

Крепостное право и кризис традиционализма

9

4

15.03

 Крепостное право и начало кризиса традиционализма

10

5

22.03

Социокультурные инверсии 1: казачество

11

6

05.04

Социокультурная инверсия 2: раскол и старообрядчество

12

7

12.04

Семинар: Московское государство во второй половине XVI – XVII веках

Тема 6. Петровские реформы и начало модернизации российского общества.  7 часов.

13

1

19.04

Цивилизационная альтернатива – 4: реформы Петра I

14

2

26.04

 Противоречия российской модернизации

15

3

03.05

Зарождение либерализма

16

4

 10.05

Россия – великая европейская держава

17

5

17..05

 Становление имперского сознания

18

6

24.05

 Урок обобщения по темам курса

19

7

24.05

Круглый стол «Особенности российской цивилизации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 166

 г. о. Самара

                           Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» __________ 20___  года

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по  истории  элективный курс

Класс  10

Учитель  Калугина Л. Н.

Количество часов: всего  34 часов; в неделю  1 часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Калугиной Лидии Николаевны  утверждённой решением педсовета

протокол  №  1   от  29.08. 2013г.

САМАРА 2013 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№ 166  имени  А.А. МИКУЛИНА   г. о. Самара  

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 29.08   2013   года

Председатель педсовета

  _____________         ______

         подпись руководителя ОУ           Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

(Элективный курс)

 

 По истории «Российская  цивилизация. IX  -   конец  XX века »

      Ступень обучения (класс) -   III ступень   10-11 класс

      Количество часов  - 68            Уровень – базовый 

                                                                                                                                   

      Учитель   Калугина Лилия Николаевна

      Программа разработана на основе    авторской программы   И.Н.Ионова  и Г.В. Клокова  «Российская цивилизация. IX  - конец  XX  века»

М. , «Русское слово»2009.

Самара 2013 г.

 

 Календарно – тематический план  

 10 класс

I полугодие

 1. Вводный урок. Цивилизационный подход к истории России  

 I. Географические и культурные предпосылки развития российской цивилизации ( 3 ч)

 2. Природно-географические факторы в истории России  

 3 Верования восточных славян  

 4. Ценностные ориентации народной русской культуры  

 II. Единое Древнерусское государство. IX – XI вв. (5 ч.)

 5. Древняя Русь  

 6. Выбор веры – цивилизационная альтернатива № 1  

 7. Выбор веры – цивилизационная альтернатива № 2  

 8. Диалогические элементы древнерусской культуры  

 9. Круглый стол «Русь в IX – XI в.в.»  

 III. Государственная раздробленность Древней Руси.(6 ч.)

 10. Возникновение удельных княжеств  

 11. Цивилизационная альтернатива-3 в истории России  

 12. Цивилизационный вариант 1: Новгородская республика  

 13. Цивилизационный вариант 2: Московское княжество  

 14. 3: Великое княжество Литовское  

 15. Семинар «Цивилизационные варианты в истории России XII – XV в.в: реализованные и нереализованные возможности»  

 IV. Московское государство во 2/2 XV – XVI вв. (5 ч.)

 16. Создание идеологического фундамента единого государства  

II полугодие

 17, 18. Создание единого централизованного государства в России  

 19. Сословное общество во 2/2 XV – XVI вв.  

 20 Традиционная культура Московского государства  

 V. Смутное время и дальнейшее укрепление самодержавия в XVII в. (7 ч.)

 21. Смута в России  

 22. Смутное время – цивилизационный кризис  

 23, 24. Крепостное право и начало кризиса традиционализма  

 25. Социокультурная инверсия 1: казачество  

 26. Социокультурная инверсия 2: раскол и старообрядчество  

 27. Семинар «Московское государство во второй половине XV – XVII вв.»  

 VI. Петровские реформы и начало модернизации российского общества

( 7ч.)

 28. Цивилизационная альтернатива -4: реформы Петра I  

 29. Противоречия российской модернизации  

 30. Зарождение либерализма  

 31. Россия – великая европейская держава  

 32. Становление имперского сознания  

 33. Урок обобщения по темам курса  

 34. Круглый стол «Особенности российской цивилизации IX – XIII вв.»  

 11 класс

I полугодие

 VII. Российская империя в первой половине XIX века (6 ч.)

 1 (35). Россия к началу XIX века  

 2 (36). Либерализм в империи Александра I: идеалы и преобразования

 3 (37). Круглый стол «Истоки революционного либерализма»

 4 (38). Идеалы и политика консерватизма при Николае I. «Государственный феодализм»

 5 (39). Лаб. работа «Претензии России на господство в Европе»

 6 (40). Дискуссия «Развитие русского национального самосознания»

 VIII. Россия в годы либеральных реформ и пореформенный период (5 ч.)

 7 (41). Формы взаимодействия России и Европы в XIX в. Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в.

 8 (42). Социокультурная инверсия – 3: особенности буржуазного развития в пореформенной России

 9 (43). Становление цивилизационного самосознания в России. Теория Н.Я. Данилевского – первая теория российской цивилизации.

 10 (44). Лаб. работа «Кризис ценностей модернизации и попытки его разрешения в России»

 11 (45). Революционное движение в пореформенный период  

 IX. Революционный кризис в России в начале ХХ века (6 ч.)

 12 (46). Столкновение ценностей модернизации и традиционализма в России в начале ХХ века

 13 (47). Кризис империи: русско-японская война и революция 1905 – 1907 гг.

 14 (48). Опыт парламентаризма в условиях русской монархии  

 15 (49). Буржуазная эволюция российского общества и самосознания  

 16 (50). Россия в I мировой войне – конец империи  

II полугодие

 17 (51). Альтернативы общественного развития России в феврале – октябре 1917 г.  

 Х. Большевистская модернизация российского общества. 1917 – 1940 гг. (6 ч.)

 18 (52). Гражданская война как способ разрешения общественных противоречий (Цивилизационная альтернатива -5: попытка создания мировой коммунистической цивилизации)  

 19 (53). Восстановление экономики и единого государства  

 20 (54). Цивилизационный вариант -3: построение социализма в одной стране  

 21 (55). Тоталитарное государство  

 22 (56). Лаб. работа «Социалистическая нравственность: отношения поколений»  

 23 (57). Великая Отечественная война в истории мировой цивилизации  

 XI. Величие СССР и упадок социалистической системы. (5 ч.)

 24 (58). Возможные альтернативы организации послевоенной жизни  

 25 (59). «Оттепель» как особое духовное состояние советского общества  

 26 (60). Эпоха застоя: путь к катастрофе  

 27 (61). Социокультурная инверсия - 4: перестройка  

 28 (62). Распад СССР: конец «коммунистической цивилизации»?!  

 XII. Поиск путей вывода России из кризиса (1991 – 2000 гг.) (3 ч.)

 29 (63). Роль политики, экономики и культуры в разрешении кризиса  

 30 (64). Роль политики, экономики и культуры в разрешении кризиса  

 31 (65). Лаб. работа «Задачи по преодолению социально – экономических и экологических проблем»  

 32 (66). Круглый стол «Основные проблемы наследия истории российской цивилизации»  

 33 (67). Защита мини – проектов  

 34 (68). Защита мини – проектов. Подведение итогов курса.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

программа элективного курса "Проблемные вопросы российской истории" с разработкой одного урока

Программа курса расчитана на 34 урока. Все темы имеют в российской исторической науке дискуссионный характер. если нет возможности реализации курса полностью - возможно использование в курсе истории О...

Рабочая программа элективного курса: "Государственная символика Российской Федерации и Республики Адыгея"

Разработка рабочей программы по обществознанию в рамках элективного курса для 9 класса...

Элективный курс "Культурный аспект Российской истории"

Программа элективного курса предназначена для изучения русской культуры в 10-11 классах общеобразовательной школы....

Программа элективного курса "Избирательное право Российской Федерации" для 10-11 классов

Элективный курс для старшеклассников призван содействовать преодолению аполитичности, пассивности, отчуждения молодого поколения страны от проблем государства и местных сообществ, абсентеизма. Э...

Элективный курс «Героические страницы российской истории: Великая Отечественная война»

Курс «Героические страницы российской истории: Великая Отечественная война» рассчитан на 34 часа изучения в 11 классе в рамках профильного обучения....

программа элективного курса по истории «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории»

Программа элективного курса «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории» является логическим продолжением ранее представленной программы «Проблемные вопросы российской ...