Научно-исследовательская работа учащегося 8 класс Попова И.
презентация к уроку по истории (5, 6, 7 класс)

Вера Алексеевна Попова

Муниципальный   этап  ХХХ Ставропольской   краевой открытой

                          научной  конференции школьников

Секция – гуманитарные науки

 

Название работы –       Путь Учителя как нравственный подвиг

 

Автор работы -  Попов Илья Алексеевич

Место выполнение работы - МКОУ СОШ №3 с. Кугульта , 8 «Б» класс.

 

Научный руководитель – Попова Вера Алексеевна, учитель истории и обществознания

                                                       

                                                                                        2018 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_popova_i.doc70.5 КБ
Файл popova_v.f.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный   этап  ХХХ Ставропольской   краевой открытой

                          научной  конференции школьников

Секция – гуманитарные науки

Название работы –       Путь Учителя как нравственный подвиг

Автор работы -  Попов Илья Алексеевич

Место выполнение работы - МКОУ СОШ №3 с. Кугульта , 8 «Б» класс.

Научный руководитель – Попова Вера Алексеевна, учитель истории и обществознания

                                                       

                                                                                        2018 г.

                                                             Содержание

Введение

  1. «Родительский дом – начало начал»:
  1. советское детство;
  2. студенческая юность;
  3. самообразование  как способ самореализации и самовыражения.
  1.  Педагогический путь  и жизненная позиция:
  1. Молодой специалист в начальной школе;
  2. Педагог-наставник  и профсоюзный лидер – общественно значимые направления деятельности;
  3. Спортивные достижения и художественная самодеятельность;
  4. Коллега и просто человек с активной жизненной позицией.
  1. Семья и школа  как ось притяжения Учителя и Матери:
  1. Жена и невестка – две стороны одной медали;
  2. Мать  и бабушка Попова Вера Фёдоровна;
  3. Свекровь  - хранитель семейной мудрости и житейского опыта.

Заключение

Нравственный  и педагогический идеал современного российского учительства.

Приложение

Наградные материалы Поповой Веры Фёдоровны

               

            Путь современного учителя, как и в прошлом, сопряжён с множеством трудностей и испытаний. На этом пути часто нуждаются в помощи и примере достойном подражания работающие и по сей день педагоги и обучающиеся дети. В современной российской школе четко прослеживается три поколения учительства: старшее, сформировавшееся под влиянием и контролем советской школы, представители среднего возраста, второе поколение Перестройки и пореформенной России  и молодые специалисты, вставшие к доске совсем недавно, поколение третьего тысячелетия. Все поколения учителей объединены единой целью – формирование и образование подрастающего поколения россиян, любящих Родину и уважающих достояние и традиции предков, готовых прийти на помощь и быть полезными не только себе, но и обществу. Взаимодействие и взаимообогащение трех поколений учителей в школе помогают сохранить преемственность в воспитании и образовании будущих поколений.

      Объектом исследования работы стала биография и педагогический опыт Поповой Веры Фёдоровны, яркого образца преданности делу и высокого профессионализма российского учительства, которым она является, учителя начальной школы, ветерана труда, проработавшего более 40 лет в Кугультинской средней школе, матери двух сыновей и бабушки многочисленных внуков.

Работа посвящается исследованию становления Веры Фёдоровны Поповой как многогранной личности и уважаемого педагога, посвятившего большую часть своей жизни бескорыстному и самоотверженному служению Родине на ниве Образования.

Цель работы – знакомство с жизненной позицией и педагогическим путём учителя и человека, просто бабушки.

Задачи:

  • Популяризация педагогической профессии;
  • Знакомство с различными аспектами личности и деятельности одного из лучших             представителей российского учительства;
  • Воздать должное уважение и признательность нескольких поколений учеников заслугам Учителя и наставника  Кугультинской средней школы.
  • Показать общественную значимость активной жизненной позиции педагога на различных жизненных этапах.

Структура данного исследования имеет несколько разделов, освещающих основные жизненные и профессиональные этапы Веры Фёдоровны как дочери, студентки, педагога, коллеги и супруги, матери. Раскрывается основное педагогическое кредо Учителя. Рассмотрены разнообразные аспекты личности российского Учителя с позиции современного  общества.

Основными методами работы стали: интервью, знакомство и работа с семейным архивом, обобщение и систематизация информации, работа с периодическими изданиями, наградными  и конкурсными материалами из личных архивов Веры Федоровны Поповой.

В результате работы с информацией были получены данные об основных жизненных и творческих этапах и достижениях В.Ф.Поповой как учителя, многогранной личности, человека с активной жизненной позицией, матери  и просто любящей бабушки.

              Полученные данные исследовательской работы позволяют сделать вывод, что путь Учителя Веры Фёдоровны Поповой, являясь нравственным подвигом, может служить примером для подражания не только современным российским учителям, но и быть достойным примером самоотверженного служения и для внуков. Жизненные идеалы и ценности Педагога, Учителя и Человека гармонично и целенаправленно влияли не только на ближнее окружение Веры Фёдоровны, но и на коллег и воспитанников, обучающихся школы в разные годы и у разных поколений.

  1. «Родительский дом - начало начал».

Родилась и выросла Вера Фёдоровна в совхозе «Красный Маныч», который располагался на территории Туркменского района Ставропольского края. 10 июня 1949 года в семье водителя и колхозницы родилась вторая дочь. Семья послевоенного времени, когда особого достатка не наблюдалось у многих, отличалась невероятным трудолюбием и сплочённостью. Суровая и аккуратная мама, Клавдия Денисовна, и сдержанный и заботливый отец, который в недалёком военном прошлом служил снайпером в гвардейской дивизии – родители будущего педагога. Ответственная и деловитая девочка часто защищала от обидчиков свою старшую сестру, стараясь помогать по дому маме и отцу, учась в школе как можно лучше. Иначе и быть не могло, потому что образование мамы было четыре класса и знания рассматривались как высшая ценность, путёвка в жизнь. Выросшая «в людях» с четырёх лет, мать Веры Фёдоровны желала дать хорошее образование девочкам, познав тяжёлый труд и лишения. Со своей супругой был солидарен и отец семейства.

Поэтому после окончания «восьмилетки» родители отправили дочь поступать в Светлоградское педагогическое училище. Специальность «учитель начальных классов» стала первым опытом в студенческой жизни. Стремление проявить себя и попробовать свои силы в различных направлениях, сопряженных так или иначе с  педагогической деятельностью, привело Веру Фёдоровну в группу студенческой художественной самодеятельности, спортивную сборную училища. Неугомонный  и беспокойный характер будущего учителя заставлял болеть за общее дело, чего бы оно не касалось: от успешной сдачи сессии до конкурсов и смотров художественной самодеятельности.

  1. Педагогический путь  и жизненная позиция:

Ответственность и целеустремленность позволили приступить к своим обязанностям педагога в 1967 году в Кугультинской восьмилетней школе. В Кугульту Вера Фёдоровна Дёмина попала по распределению, которое повсеместно практиковалось в Советском Союзе. Молодые специалисты требовались везде. Молодой и задорный учитель был принят педагогами с радушием и доброжелательностью. А  в своей автобиографии Вера Фёдоровна напишет:

« Живу и работаю под девизом:

Если жизнь тебя обидит,

За обиду не держись.

Зло не помнить и не видеть

Люди учатся всю жизнь.

Верю – выпадет дорога,

Как спасение моё.

Доброты у жизни много,

Если помнить про неё.

А профессиональный девиз прост,

Как этот скромный стих:

Люби детей и другом будь для них». Стремление к постоянному самосовершенствованию подтолкнуло её к поступлению в 1977 году в Ставропольский государственный педагогический институт на исторический факультет, заочное отделение. Преподавание в школе забирало огромное количество времени и сил. К этому добавился ещё домашний очаг с детьми и супругом. Удивительно, но свою первую аттестационную категорию Вера Фёдоровна получила, проработав в школе 36 лет. В период преподавания в начальной школе, будучи творческим и вдумчивым учителем и воспитателем, самостоятельно разработала и внедрила курс по воспитанию патриотизма у школьников начальной школы, справедливо полагая, что именно в начальной школе закладывается основа среднего основного и общего образований.

«Пусть он постигнет понятия добра и зла на примерах героев произведений К.И.Чуковского, О.Осеевой, Пантелеева, А.Гайдара и Н.А.Некрасова. Пусть он будет сеять хлеб, кормит нас с вами защищать Отечество, если это потребуется. И если слова Николая Алексеевича

                   Не может сын смотреть спокойно

                   На горе матери родной,

                    Не может гражданин достойный

                    К Отчизне холоден душой

он воспримет как основной принцип жизни, я буду удовлетворена тем, что достигла в профессиональной сфере и выполнила свой гражданский долг»,- писала Вера Фёдоровна в своей педагогической концепции на конкурсе «Самый классный классный-2005». Этот опыт был обобщен и успешно внедрён в начальной школе. В течении ряда лет настойчиво и самоотверженно она реализовала в учебном процессе личностно-ориентированный подход в обучении учеников, стараясь к каждому найти свой «ключик». Развивая личностный  и творческий потенциал своих учеников, Вера Фёдоровна сама была своего рода зеркалом и стандартом вечных общечеловеческих ценностей. Представление на высшую категорию в Министерство образования Ставропольского края, составленное директором Парцевской А.А., указывает на высокую результативность труда педагога 47-55%, которая становится в современной школе большой проблемой. Как педагог, Вера Фёдоровна видела для себя главным так организовать учёбу и труд детей, чтобы он способствовал развитию личностных качеств и творческого потенциала учащихся. Чтобы достичь своей цели, она создавала максимально положительный эмоциональный фон, добиваясь оптимальности и наполненности учебного процесса через эффективное учение и успешное развитие детей. Педагогика Макаренко была близка и понятна ей, поскольку сама она была на ней воспитана и обучена. Именно воспитанию души придаёт как учитель Вера Фёдоровна большое значение.  «Не каждому ученику дано в полной мере овладеть всеми премудростями наук, пусть человек не усвоил суть тригонометрических функций или формулу стекла по химии, но он вырастет с чистой душой и открытым, широким сердцем» - говорила Вера Фёдоровна своим коллегам по работе.

      Создавая живые образы в воображении своих учеников, Вера Фёдоровна прибегала к различным инструментам: кино, чтение и обсуждение книг, наглядности, прикладное искусство и даже импровизированные театральные постановки. Пригодился опыт художественной самодеятельности, сформировавшийся в училище и невероятный артистизм учителя. Посвящая много времени внеурочной воспитательной деятельности со своими учениками, Вера Фёдоровна тем самым помогала родителям, беря часть трудов по воспитанию детей на свои хрупкие плечи. В перерывах между учебной деятельностью в четвертях она принимает активное участие в художественной самодеятельности педагогов и спортивных мероприятиях школы, сохраняя радость жизни и юношеский задор. Учительская спортивная сборная молодых педагогов – одна из точек приложения усилий для учителя и просто активного человека. И не помеха занятость и семья, общественная нагрузка. Кстати, 25 лет из всего педагогического пути Вера Федоровна проработала в профессиональном комитете работников образования школы, а последние десять лет своей работы была бессменным лидером. Высокий уровень доверия коллег к ней объяснялся живым интересом к людям и желанием помочь даже порой себе во вред, не улучшая своего положения. Благодарности при этом она никогда не ждала и иллюзий и признательности и содействии в благих начинаниях тоже. Высокий идеал бессеребреничества, как у православных святых бессеребренников Косьмы и Дамиана, который не часто встретишь в нашей жизни. Как в песни Николая Расторгуева: «Ничего не нажил, не скопил, только верой и правдой служил».

Очень точно и ёмко написала Вера Фёдоровна о своём учительском пути в стихах собственного сочинения, которые ярко высвечивают ещё одну грань этого невероятно одарённого и духовно богатого человека:

О работе просто не расскажешь…

И напишешь, да не всё прочтёшь.

Разве что с годами и докажешь,

Что не зря на свете ты живёшь.

Пронесутся в памяти дороги,

Милые твои ученики,

Взлёты и падения, тревоги,

Первые, последние звонки.

Не стремилась к славе я и власти,

И не влёк меня к себе почёт.

И моей невысказанной страсти

Далеко не каждый и поймёт.

Но засветятся глаза улыбкой,

Загорится радостно душа

Благодарным словом на открытке

С подписью «Ваш бывший первый «А».

Скажете, невелика награда,

Может быть, но только для меня

Ничего, пожалуй, и не надо,

Кроме хлопот завтрашнего дня.

Завтра снова ждут меня уроки.

Срезы, фронтпроверки, педсовет,

Редкий праздник, даты, планы, сроки..

Каждый день все тридцать с лишним лет.

  1. Семья и школа  как ось притяжения Учителя и Матери:

              Можно считать счастливой и вполне состоявшейся Веру Фёдоровну Попову, не только как учителя, но и как женщину. Приехав в 1967 году в  село по распределению, она познакомилась с местным парнем Поповым Анатолием Васильевичем, который  предложил руку и сердце в июне 1970 года. Будущий супруг проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР на территории Чехословакии. В феврале 1971 года в молодой семье уже родился первый сын Андрей, а через пять лет и второй Алексей. Жить молодым на первых порах пришлось с матерью. Бабушка Нина стремилась всеми силами помочь молодым с детьми и по хозяйству, воплощая в себе образец трудолюбия и заботы. Мудро сглаживая острые углы в отношениях между молодыми, она старательно передавала житейский опыт молодой невестке. Не без юмора, Вера Фёдоровна вспоминала, что однажды по запальчивости, собираясь в школу, на полпути вдруг обнаружила, что одела платье наизнанку. Так близко принимала она к сердцу наставления свекрови. Однако блины, вареники и прочие вкусности домашней кухни оставили добрые воспоминания, которые научили относиться снисходительно и с пониманием к замечаниям со стороны свекрови и любимой сыновьями бабушки. Воспитывая своих сыновей, Вера Фёдоровна зачастую не отделяла их от своих воспитанников. Здесь не было места двойным стандартам. Не брала классов со своими сыновьями, не просила снисхождения в случае проступков или недоученных заданий. Ровное и справедливое отношение к обоим – отличительная черта домашней педагогики. И неизменно высокий авторитет отца и мужа в семье, который будучи руководителем почтового отделения, определял основные направления хозяйственной и воспитательной деятельности в семье. Сыновья росли, впитывая идеалы и установки родителей. Решив себя посвятить карьере военных, старший отправился в Ставропольское военное училище связи, а младший в Ставропольское лётное училище. Поддерживая начинания сыновей, мать прекрасно понимала, что впереди ждут трудности. Трудностей Вера Фёдоровна не боялась. Оптимизм, преданность семье и поразительное трудолюбие помогали преодолевать препятствия и нестроения. Отдавая последнее молодым семьям, она понимала трудности семейного строительства и оказывала посильную помощи в воспитании и образовании внуков. Не скупясь на похвалу и поддержку, утешая и поднимая своих детей, она твердо верила в их силы и возможности, конечно с Божьей помощью. Воспитанная в советской школе и обществе, где не принято было религиозное воспитание и образование, она понимала что не всё во власти человека. Имея горячее упование и несгибаемую веру в милосердие свыше, она будучи человеком верующим, обращалась молитвами за помощью и радовалась, когда видела что она услышана. Нет ничего важнее счастья детей для матери и она не была исключением. Оставаясь преданной дому и мужу, она преподала своим невесткам высокий образец служения и верности дому и сыновьям, которые стали мужьями. Проявляя терпение и мудрость в отношениях к своим близким, она упрочила свой авторитет и любовь к себе как Матери, Жене и Свекрови. А будучи попечительной и чадолюбивой бабушкой, которая не отвернулась от своих внуков в самых сложных ситуациях, показала пример верности и сострадания для своих детей как родителей.

     Заключение

Нравственный  и педагогический идеал современного российского учительства включает в себя очень много составляющих, которые позволяют создать ценностные ориентиры для окружающих: детей, родителей, воспитанников и учеников. Выводами проведённого исследования биографии учителя, супруги, мамы и просто любящей и заботливой бабушки можно сделать и то, что преданность своему делу, самоотверженность и  добросовестное       служение людям является нравственным подвигом, достойным уважения в современном обществе. Стремление к самосовершенствованию и доброжелательность делают учителя  важным участником становления нравственного облика современного ученика. Не менее важным является и для молодых учителей образ старшего наставника и коллеги: опыт, мудрость и огромное терпение, помноженное на высокий профессионализм. Оставаться востребованным членом общества с гражданской позицией, ведущим активный образ жизни – желание многих педагогов современной России.

 

Приложение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путь Учителя как нравственный подвиг Муниципальный этап ХХХ Ставропольской краевой открытой научной конференции школьников Работу выполнил ученик 8 класса Попов Илья Научный руководитель – учитель истории и обществознания Попова В.А. 2018 год

Слайд 2

Цель работы знакомство с жизненной позицией и педагогическим путём Поповой Веры Фёдоровны, учителя и человека, просто бабушки.

Слайд 3

Задачи исследования 1.Популяризация педагогической профессии; 2.Знакомство с различными аспектами личности и деятельности одного из лучших представителей российского учительства; 3.Воздать должное уважение и признательность нескольких поколений учеников заслугам Учителя и воспитателя Кугультинской средней школы. 4.Показать общественную значимость активной жизненной позиции педагога на различных жизненных этапах.

Слайд 4

Методы исследования Основными методами работы стали: интервью, знакомство и работа с семейным архивом, обобщение и систематизация информации, работа с периодическими изданиями.

Слайд 5

Гипотеза исследования Может мирная профессия учителя стать в современное время подвигом нравственности и самоотверженности, ведь « в жизни всегда есть место подвигу».

Слайд 6

Основные выводы Пронесутся в памяти дороги, Милые твои ученики, Взлёты и падения, тревоги, Первые, последние звонки. Не стремилась к славе я и власти, И не влёк меня к себе почёт. И моей невысказанной страсти Далеко не каждый и поймёт. Но засветятся глаза улыбкой, Загорится радостно душа Благодарным словом на открытке С подписью «Ваш бывший первый «А». Скажете, невелика награда, Может быть, но только для меня Ничего, пожалуй, и не надо, Кроме хлопот завтрашнего дня. Преданность своему делу, самоотверженность и добросовестное служение людям является нравственным подвигом, достойным уважения в современном обществе. Стремление к самосовершенствованию и доброжелательность делают учителя важным участником становления нравственного облика современного ученика. В.Ф.Попова

Слайд 7

«Студенчества прекрасная пора»

Слайд 8

Студенческие годы Выпускница Светлоградского педучилища Дёмина Вера Фёдоровна

Слайд 9

Педагогический путь Школа 1974 год, 3 б класс, 1964 г.р. На втором году работы, 1968 год

Слайд 10

В начале педагогического пути Первый совместный выпуск с Мазниченко В.М.

Слайд 11

Учителя начальной школы: Сазонова Зинаида Петровна, Дядькова Лидия Владимировна, Попова В.Ф., Мазниченко В.М., Пенькова Р.Н., Петрухина Л.Н. Начальная школа

Слайд 12

3 класс 1990-1991 г.р . 1976 год рождения- два учителя Совместный выпуск с воспитателе ГПД Скрипниковой В.П. – 2002 г

Слайд 13

Май 1996 год 4 класс 1983-83 год рождения

Слайд 14

Семья и школа На полевых работах 1970 год 1970- учитель и жена

Слайд 15

Самодеятельность художественная и трудовая Кугульта спортивная 1991-1992 гг. Театральная постановка с участием педагогов школы произведения А.Филатова «Сказка про Ивана- стрельца, удалого молодца». Смотр художественной самодеятельности. Царь – В.Ф. Попова

Слайд 16

День учителя и поздравление профкома 1995 Совместное выступление на конкурсе «Учитель года -2001» с коллегой Черновой Л.В.

Слайд 17

Участие в конкурсе педагогических талантов Страсть к музыке и вокальному исполнению пронесла через года

Слайд 18

1990-91 годы – кукурузный десант Перед отправкой на поле Конкурс художественной самодеятельности педагогов

Слайд 19

1989 год 1976 год рождения, 4 класс дал два будущих учителя

Слайд 20

Общественная жизнь На собрании Совета ветеранов Кугульты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции

Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Формирование научно-исследовательских навыков у учащихся

     Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Чтобы научить детей добывать знания самостоят...