Открытый урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"
план-конспект урока по истории (8 класс)
1. Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой, проанализировать основные положения реформы.
2. Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права. Развивать навыки работы с документами.
3. Подвести учащихся к размышлению ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"
Цели урока.
1. Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой, проанализировать основные положения реформы.
2. Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права. Развивать навыки работы с документами.
3. Подвести учащихся к размышлению ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны.
План урока:
1. Решение крестьянского вопроса до правления императора Александра II.
2. Подготовка крестьянской реформы.
3. Основные положения крестьянской реформы 1861 года.
4. Итоги и значение отмены крепостного права.
Основные понятия:
- оброк,
- барщина,
- отрезки,
- прирезки,
- временнообязанные,
- отработки,
- испольщина,
- выкупные платежи.
Ход урока
Изучение нового материала.
- XIX век отличался особой остротой крестьянского вопроса. Крестьяне боролись за свое раскрепощение. Крепостное право стало невыносимым.
Перед классом ставиться проблемный вопрос, на который учащиеся должны дать ответ в конце урока.
- Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?
При рассмотрении первого вопроса плана урока перед классом ставиться задача: вспомнить, как императоры до Александра II относились к теме освобождения крестьян. Для этого учащиеся по предложенным именам императоров и датам должны назвать действия императоров по отношению к крестьянам.
Павел I | 1797 | Указ о трехдневной барщине, запрет продавать дворовых людей и безземельных крестьян |
Александр I | 1803 | Указ “о вольных хлебопашцах” |
Николай I | 1842 | Указ об “обязанных крестьянах” |
Учащимся задается вопрос.
- Почему не один из императоров не решился отменить крепостное право?
Отменить крепостное право не хотели дворяне. Подтверждением этого являются слова Екатерины II “бороться с крепостничеством - значит лишиться трона!”
- Тогда перед нами вопрос:
- Почему Александр II решает отменить крепостное право?
- Кто по своим взглядам Александр II консерватор или либерал? Каковы главные причины отмены крепостного права?
Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Но перелом во всех слоях российского общества в отношении необходимости преобразований в стране, главным из которых должна быть отмена крепостного права, произошел, в период Крымской войны, закончившейся тяжелым поражением для России. Страна стояла перед выбором: либо империи как европейской державе сойти на нет, либо в спешном порядке проводить реформы.
Причины отмены крепостного права
|
|
|
При рассмотрении второго вопроса плана урока обращаемся к словам Александра II:
“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам…Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежеле снизу”.
Главной целью Александра II было не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть.
В сложных условиях проходила подготовка реформы. Стали создаваться комитеты по крестьянскому делу, которые рассматривали старые проекты решения крестьянского вопроса.
Секретный комитет 1857 | Главный комитет 1858 | Редакционная комиссия 1859 | Государственный совет 1860-1861 |
В 1857 году был создан Секретный комитет, через год он был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Самая главнейшая здесь новация - введение гласного обсуждения и рассмотрения вопросов освобождения крестьянства. Большинство помещиков предлагали освободить крестьян без земли или с маленьким земельным наделом. В марте 1859 года в качестве “рабочего органа” при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов. Председателем комиссией был назначен генерал Я. И. Ростовцев. Я. И. Ростовцев сначала был противником отмены крепостного права, но в 1859 году он отстаивал освобождение крестьян с земельным наделом, но умер, не успев завершить разработку реформы.
Редакционные комиссии в течение одного года работали очень интенсивно и провели 409 заседаний. Выдающимися деятелями, работавшими в Редакционных комиссиях, были: Н. А. Милютин, С. М. Жуковский, П. П. Семенов-Тянь-Шанский, Ю. Ф. Самарин и др. Именно Семенов пережил всех своих товарищей по работе в Редакционных комиссиях и в последний раз 19 февраля 1914 года в полном одиночестве поднял тост в память о дружной работе этого мозгового центра реформы.
После закрытия Редакционных комиссий проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет. Председателем Главного комитета по крестьянскому делу назначается решительный сторонник реформ Великий князь Константин Николаевич, который обеспечил прохождение документов через комитет. Но в Государственном Совете, противники реформы, старались всячески отклонить проекты и тогда Александр II выступает с речью в Государственном Совете 28 января 1861 года.
Учащиеся читают документ “Из речи Александра II в Государственном совете 28 января 1861 года” и по нему отвечают на поставленный вопрос:
Какова была роль Александра II в отмене крепостного права?
Из речи Александра II в Государственном совете 28 января 1861 года.
“…Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ… Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длиться, и возбуждает различные опасения и ожидания, как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства”
Александр II проявил твердость и 19 февраля 1861 года подписал два документа: Манифест об отмене крепостного права и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.
Рассмотрение третьего вопроса начинается с работы учащихся по документам:
Положение крестьян
До реформы | После реформы |
1. Личная зависимость | 1. Личная свобода, гражданские права |
2. Земля в руках помещиков | 2. Наделение крестьян землей: нечерноземные губернии-прирезки, черноземные губернии-отрезки |
3. Барщина, оброк | 3. Временнообязанные: отработки, испольщина |
| 4. Выкупные платежи: 20% - крестьнин, 80% - государство (в течение 49 лет необходимо выплатить долг государству) |
| 5. Положение крестьян определялось при участии мирового посредника и соглашением между помещиками и крестьянами - Уставная грамота |
Дополнительные сведения о положениях крестьянской реформы учащиеся получают из рассказа учителя.
По закону для крестьян был определен размер земельного участка. В зависимости от региона эти нормы составляли: в черноземных губерниях - от 1,5 до 4 десятин земли; в нечерноземных губерниях - от 1 до 7 десятин; в степных губерниях - от 3 до 12 десятин. Если крестьяне пользовались большим количеством земли, то часть излишков, которые именовались “отрезками”, отбирались в пользу помещиков. Если у крестьян земли было меньше, чем полагалось, то часть земли ему дорезали, которая называлась “прирезками”.
Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20% стоимости надела, а остальную часть 80% выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20% стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнить прежние повинности - испольщину (оброк) и отработки (барщина), хотя были лично свободными.
Вопрос классу:
Как вы думаете, почему были определены именно эти условия?
Данному событию Н. И. Некрасов посвятил стихотворение “Свобода”. 1861г.
Некрасова называли певец крестьянства этот стих для нас тоже источник.
Родина-мать! По равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:
В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! Не узнаешь ты слез!
С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен,
Хочешь - останешься век мужиком,
Сможешь - под небо взовьешься орлом!
В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,
Так!. . . Но распутать их легче народу
Муза! С надеждой приветствуй свободу!
После чтения стихотворения классу задается вопрос:
- Что это за сети, в которые попадают крестьяне по реформе?
Учитель продолжает рассказ об изменениях, которые произошли в жизни крестьян и помещиков по реформе.
Реальная стоимость всей земли - 500 млн. рублей, а помещики получили за нее 1,5 млрд. рублей. Таким образом, помещики получили большие деньги.
Учитель задает вопрос:
На что делался расчет? Куда должны были вкладывать помещики свой капитал?
Помещики должны были строить мануфактуры, заводы, покупать новую технику, развивать сельское хозяйство по капиталистическому пути. Беднейшие крестьяне должны были пополнить ряды наемных рабочих в городах. Зажиточные крестьяне выкупить земли в частную собственность. Однако реально это не могло осуществиться, т. к. крестьяне не стали частными собственниками земли. Земля становилась собственностью общины. Состоятельные крестьяне часто платили общинные платежи вместо бедных. Уйти из общины было крайне сложно. Кроме этого, сами помещики не знали, что делать с огромными деньгами, которые получили от продажи земли. Поэтому большинство дворян прокутили эти деньги.
Четвертый вопрос плана урока начинается с выполнением задания по определению буржуазных и феодальных черт крестьянской реформы.
Буржуазные черты реформы | Феодальные пережитки |
1. Ликвидация крепостного права | 1. Земля в руках помещиков |
2. Уравнение крестьян в правах с другими сословиями | 2. Временнообязанное состояние крестьян |
3. Расслоение крестьянства | 3. Сохранение общины |
4. Стимулирование развития промышленности и торговли | 4. Примитивные методы хозяйствования |
| 5. Политическое бесправие крестьян |
Оценивая крестьянскую реформу важно подчеркнуть следующее:
1. Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены.
2. Условия освобождения крестьян изначально заключало в себе будущие противоречие и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками.
3. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.
4. Реформа не решила крестьянский вопрос.
5. Были созданы условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны.
Вывод:
1. Реформа непоследовательная, половинчатая, незавершенная.
2. Назревает необходимость проведения новой реформы.
Закрепление изученного материала
Записать в словарь новые понятия:
1. Отработки - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они работали у помещика.
2. Отрезки - часть земли, которую отрезали у крестьян в пользу помещиков по реформе 1861 года.
3. Прирезки - часть земли, которую отдавали в пользу крестьян по реформе 1861 года.
4. Испольщина - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они отдавали помещику половину урожая.
5. Временнообязанные - крестьяне пока не выплатят долг помещику за землю, обязаны временно выполнять определенные повинности.
6. Выкупные платежи - выкуп крестьянами земли у помещиков. Первоначально 80% выкупа выплатило помещикам государства. Крестьяне должны были рассчитаться с государством за 49 лет.
Выполнить задания:
1. Расположите в две группы понятия, которые характеризуют положение крестьян до реформы (А) и после реформы (Б):
1) временнообязанный;
2) дворовый;
3) барщина;
4) отрезки;
5) выкупные платежи;
6) крепостной.
2. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался:
1) наделом;
2) отрубом;
3) имением;
4) вотчиной.
3. Кто такой мировой посредник:
1) представитель помещиков, участвующий в разработке крестьянской реформы;
2) представитель крестьянской общины, участвующий в разрешении споров между помещиком и крестьянами;
3) представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы на местах.
4. Развитие капитализма в России во второй половине XIX века способствовало:
1) освобождение крестьян от крепостной зависимости;
2) распространение временнообязанного состояния крестьян;
3) существование крестьянской общины.
5. Раскройте основные черты крестьянской общины в России после реформы 1861 года. Сделайте вывод - какие общинные порядки мешали товарно-денежным отношениям в деревне?
6. В чем вы видите плюсы и минусы крестьянской реформы?
Домашнее задание: § 20, ответить письменно на вопрос: почему стало плохо жить и крестьянину и помещику?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН- конспект урока с применением ЭОР по истории в 8 классе : « Крестьянская реформа 1861 года»
Для учителей истории....
Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"
Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...
Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.
Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, разм...
Конспект открытого урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"
Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...
Конспект открытого урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"
Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...
Открытый урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"
Коспект ,презентация и самоаналез урока истории в 8 классе...