Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.
учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме
Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, размышление, сопоставление, анализ, которая относится к личностно-ориентированному подходу в обучении.
Данное занятие может быть проведено с учащимися 8 класса, (базовый уровень) на основе УМК А. А. Данилова (по учебнику А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. ХIХ век).
На уроке использованы различные методы и приемы: работа с учебником, работа со схемами, пересказ, работа с историческими источниками, тестирование, инсценировка- интервьюирование, конкурс рисунков, составление кластера, синквейна, фишбоуна.
На уроке использованы следующие способы организации деятельности: фронтальный, индивидуальный, коллективный. Учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, способствует повышению мотивации к изучению предмета.
Важным в данном занятии является самоконтроль и самооценка учащихся. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями. Урок сопровождается презентацией, содержащей учебный материал и задания для работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_istorii.docx | 40.95 КБ |
Основные методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по истории. | 14.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
Конспект урока истории по теме
«Крестьянская реформа 1861 года» (8 класс)
Разработан учителем истории и
обществознания МБОУ«СОШ №2
р.п.Базарный Карабулак
Саратовской области»
Левой Натальей Михайловной
Пояснительная записка
Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, размышление, сопоставление, анализ, которая относится к личностно-ориентированному подходу в обучении.
Данное занятие может быть проведено с учащимися 8 класса, (базовый уровень) на основе УМК А. А. Данилова (по учебнику А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. ХIХ век).
На уроке использованы различные методы и приемы: работа с учебником, работа со схемами, пересказ, работа с историческими источниками, тестирование, инсценировка- интервьюирование, конкурс рисунков, составление кластера, синквейна, фишбоуна.
На уроке использованы следующие способы организации деятельности: фронтальный, индивидуальный, коллективный. Учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств, способствует повышению мотивации к изучению предмета.
Важным в данном занятии является самоконтроль и самооценка учащихся. Такой подход к обучению позволит каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию, ведь к одному и тому же конечному результату разные ученики могут прийти разными путями. Урок сопровождается презентацией, содержащей учебный материал и задания для работы учащихся.
Цель урока: обобщить, углубить и закрепить знания обучающихся о сущности крестьянской реформы 1861 г., разобрав основные положения реформы; уяснить значение отмены крепостного права.
Задачи урока:
1.Образовательная: выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений о пути и последствиях реформ на примере реформы отмены крепостного права в России , готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяя обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.
2.Развивающая: создать условия для переноса усвоенных знаний в новые условия через составление кластера, анализа синквейна, способствовать формированию навыков аналитической и оценочной деятельности.
3.Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, познавательной активности посредством активизации различных каналов поступления информации.
Оборудование урока:
: 1. Мультимедиа ресурсы
2. Интерактивные таблицы
3. Тестовые задания
4. Исторические источники
5. Рисунки учащихся по теме
6. Музыкальное оформление
7. Сигнальные карточки
План урока
1 Организационный момент
Цель: психологический настрой и мотивация на успех в работе. Создание проблемной ситуации определения темы и цели урока.
2 Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
Цель: систематизация имеющихся знаний обучающихся.
3 Формирование знаний.
Цель: расширение знаний по теме урока, развитие умения рассуждать, приводить доводы, доказывать, сопоставлять.
4 Работа с историческими источниками
Цель: формирование умения работать с документом, анализировать, сопоставлять, делать выводы
5 Физминутка
Цель: Релаксация
6 Тестирование
Цель: формирование умения анализировать и находить единственно правильный ответ
7 Театрализованная постановка
Цель: расширение знаний о личности Александра 2, формирование умения «видеть» характер героя вживаясь в историческое время; развитие творческих способностей.
8 Конкурс рисунков по теме
Цель: развитие умения передавать через рисунок свое видение и понимание исторического времени, событий, передавать настроение.
8 Рефлексия. Выставление оценок.
9 Задание на дом.
Планируемый результат
1 Конечный: умение ориентироваться по данной теме, излагая проанализированный материал, делать выводы, рассуждать , сопоставлять, обобщать и систематизировать информацию, определять свою точку зрения, уметь аргументировать. Написание рефератов, творческих сообщений, активное участие в семинарском занятии
2 Промежуточный: составление конспектов, схем, таблиц.
Конспект урока
Эпиграф урока: Порвалась цепь великая
Порвалась- расскочилася :
Одним концом по барину,
Другим- по мужику !
( Н.А.Некрасов )
1 Организационный момент.
Задача учителя –помочь учащимся определить тему и цель урока.
Учитель: (читает стихотворение, звучит музыкальное сопровождение).
Беден, нечесан Калинушка
Нечем ему щеголять,
Только расписана спинушка,
Да за рубахой не знать.
С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот.
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый
Еле Калина бредет…
Вопрос учащимся: О чем это стихотворение ?
-Предполагаемые ответы.
Учитель: О чем сегодня мы будем вести разговор? Определите тему сегодняшнего урока?
Учащиеся: Крестьянская реформа 1861 года.
Определение цели урока совместно с учащимися.
2 Актуализация знаний.
Основные понятия ( на интерактивной доске ): реформа, временообязаные, отрезки, выкупные платежи, уставная грамота, испольщина.( объяснить значение слов)
Учитель: В России 19 век – это век разложения феодальных отношений , которые задерживали разви
тие капитализма. И главным из феодальных пережитков было крепостное право.
Сравните позицию Николая I и Александра II по отношению к крепостному праву в России. Предполагаемый ответ:
Николай I: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное. Но его отмена была бы еще большим злом, так как нарушила бы общественное спокойствие».
Александр II: «Слухи носятся, что хочу я дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, и несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти».
Вспомните, предпринимались ли при Павле I, Николае I, Александре II попытки реформирования крестьянского вопроса?
Как российские императоры относились к отмене крепостного права ( интерактивная доска- таблица с датами)
1816г | 1842г. | 1803г. |
1819г. | 1797г. | 1847г. |
1804г. | 1818г. | 1861г. |
( назвать события связанные с этими датами, начиная с 1797г – игра в исторические пятнашки.)
Вопрос учащимся: Каковы же были причины отмены крепостного права?
Возможные ответы: 1. поражение России в Крымской войне 1853-1856гг.
2. массовые выступления крестьян
3. изменение атмосферы в обществе.
Учитель: Отмена крепостного права- неизбежна. Но это нелегко.
Вопрос учащимся: При каких обстоятельствах и когда Александр2 заявил о необходимости отмены крепостного права ? ( 30/03/1856г.)
О чем свидетельствуют его слова : « Лучше отменить крепостное право «сверху» , чем ждать, когда его отменят «снизу». Какую цель преследовал Александр2 говоря эти слова. ( Основная цель Александра2 – удержать свою власть.)
Вопрос учащимся: Почему Александр2 добивался , чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от дворян?
Учитель: Используя опорный конспект, раскройте особенности подготовки реформы.(на интерактивной доске даты)
Возможные ответы учащихся : Была создана система центральных, местных учреждений для разработки реформ.
1857г.-Секретный комитет (тайный характер), в конце года- губернские дворянские комитеты.
1858г.-Главный комитет.
1859г.-редакционные комиссии.
1860г.-?
2.Формирование знаний
учитель дает задание самостоятельно найти материал в учебнике и составить фишбоун.
Проверка выполненного задания и запись на доске элементов фишбоуна. Беседа учителя с учащимися:
- как вы думаете, по каким направлениям могут быть составлены проекты отмены крепостного права?
- как отнесутся помещики черноземных губерний к освобождению крестьян с землей?
- что думали помещики по поводу выкупа крестьянами своей личной свободы и земли в нечерноземных губерниях?
4 Работа с историческими источниками
Учитель: Объяснить, используя схему, какие проекты программ предлагали различные категории дворян? Ответ подтвердите словами из источников (документов) (приложение 1)
На интерактивной доске схема.
Дворяне
Крупнопоместные среднепоместные мелкопоместные
Черноземные Нечерноземные
районы районы
(проект Позена) (проект Унковского)
Учитель: Какой вывод можно сделать по данным предлагаемым проектам программ?
Возможный ответ учащихся: Помещики не хотели себя обидеть, т.о. реформа будет проведена в интересах дворянства.
Учитель: Перед правительством стояло три возможных варианта освобождения крестьян. Какой вариант и почему выбрал император?
Учащийся: Основные положения манифеста 19 февраля 1961г. ( 2 этапа)
1. –личное освобождение крестьян ( крестьяне получили гражданские права)
2.- наделение крестьян землей.
Учитель: Это самый болезненный вопрос! Какие были условия наделения крестьян землей ?
Учащийся: размер земли различался в черноземной , нечерноземной , степной зонах от 3 до 12 десятин. Крестьяне теряли землю. Некоторые группы крестьян вообще не получали землю – дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных хозяйств. Но и небольшой надел крестьянин должен выкупить.
Учитель: Можно ли было получить землю бесплатно? ( Да. 1 / 4 определенного законом надела) . Стал ли крестьянин собственником земли? ( земля –общинная собственность, ее нельзя продавать, покупать.)
Разобрав основные положения реформы видим положительные стороны реформы, но мы должны определить феодальные пережитки после реформы:
- сохранение натурального хозяйства
- сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян
- сохранение общины
- политическое бесправие крестьян.
Какой же вывод?
Учащийся: Не решен аграрный вопрос, крестьянин зависим от общины, реформа не завершенная, не полная.
Учитель: Каково историческое значение реформы?
Переломный момент- грань между феодализмом и капитализмом- начало капитализма
Крестьяне-лично свободны , но не решен аграрный вопрос.
Нравственное значение реформы- покончено с крепостным рабством.
Каковы альтернативы развития России после отмены крепостного права?
Учитель выслушивает версии учащихся и предлагает составить кластер - предположение.
Учитель дает задание
Сравните свои кластеры с кластерами своих одноклассников. Учитель обобщает ответы, заполняет общий кластер на доске.
5. Физминутка. Релаксация
Давно доказано на деле:
Здоровый дух в здоровом теле,
Об этом забывать нельзя.
Зарядка всем нужна, друзья.
Давайте проведем разминку.
Смотрим вверх, прогнули спинку.
Покачали головой:
Руки в крест перед собой
Пальцы сжали и разжали
Потянулись….
Вы устали? (нет)
6 Тестирование
2 Тестирование по теме. (5-7 мин.)
1. Временообязанное состояние крестьян существовало в России:
а) 1857-1895гг. в) 1863-1906гг.
б) 1861-1881гг. г) 1894-1905гг.
2. С крестьянской реформой 1861г. было связано понятие :
а) вольноотпущенные крестьяне в) выкупные платежи
б) хутора г) отруба
3. Участок земли , доставшийся крестьянам в результате реформы 1861г. назывался:
а) надел в) имение
б) отруб г) вотчина
4. С крестьянской реформой 1861г. связано возникновение понятия :
а) государственные крестьяне в) черносошные крестьяне
б) временообязанные крестьяне г) вольноотпущенные крестьяне
5 Труд освободившихся от крепостной зависимости крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался:
А) отработками в) испольщиной
Б) месячиной г) барщиной
6 Развитию капитализма в России во второй половине 19 века способствовало:
А) освобождение крестьян от крепостной зависимости
Б) распространение отработок
В) сохранение временообязанного состояния крестьян
Г) существование крестьянской общины.
(Взаимопроверка )
7 Театрализованная постановка-интервьюирование.
Учитель: Заслуга императора велика! Давайте представим , что мы в 19 веке, в аппартаментах Александра 2, где корреспондент берет интервью у императора. Послушаем , что он думает о будущем России.
( Инсценирование)
Корреспондент: Александр Николаевич , могу я задать Вам несколько вопросов?
Император : Только поскорее, я спешу отобедать.
Корр.: Я очень постараюсь. Скажите, каково Ваше отношение к порядкам установленным отцом?
Император: Мне нравились эти порядки.
Корреспондент: Нам известно, что Вы не были сторонником коренных реформ в стране , но сделали так много.
Император: Как военный человек я осознал причины поражения в Крымской войне. Для меня престиж и величие державы- превыше всего, поэтому реформы.
Корреспондент: Что по-Вашему изменилось в России после Вашего прихода к власти?
Император: Разве вам неизвестно? Изменилось многое. Не зря же мы принимаем разные законы.
Корреспондент: Разрешите задать несколько вопросов о Вашей семье?
Император: Хорошо. Хотя я не люблю говорить о жене и детях.
Корреспондент: Какие отношения складываются в Вашей семье?
Император: Хорошие. Спокойное слово жены , ее поддержка и понимание- для меня манна небесная! Дети мои меня забавляют.
Корреспондент: Скажите, чем любите заниматься в свободное время?
Император: Охотиться люблю. Это очень успокаивает. Хорошее занятие.
Корреспондент: Хотели бы Вы , чтобы судьба Ваших детей была такой же , какую имеете Вы?
Император: Судьбу не выбирают. Они мои наследники, значит судьба им уготовлена такая же.
Корреспондент: И последнее. Каким Вы видите будущее России?
Император: Не буду загадывать, но я постараюсь сделать все, чтобы не позволить сойти России с верного пути!
Корреспондент: Спасибо. Вы многое разъяснили. До свидание.
Император: И вам- не хворать!
Учитель: Наша задача , все делать для того, чтобы не позволить России сойти с верного пути, укреплять, защищать нашу страну, делать все, чтобы она процветала.
8.Конкурс рисунков по теме урока
Учитель: Перед вами рисунки, благодаря которым мы можем еще больше окунуться в те давние времена. Кому из ребят удалось точнее передать образ России второй половины девятнадцатого века? ( Ученики высказывают свои мнения)
9.Рефлексия
Вопросы учителя:
Напомните цели урока. Достигли ли мы поставленных целей?
Что было трудно? Что помогло при рассмотрении материала?
Оцените свою работу на уроке.
Составьте синквейн по теме: причины отмены крепостного права.
1. Причины отмены.
2. Вынужденные, обусловленные.
3. 3адерживают, мешают, дестабилизируют.
4. Сохранение крепостного права – угроза развитию.
5. Историческая необходимость.
Каждый из вас должен выбрать знак препинания – ( . , ! ? ) и поставить в конце формулировки темы урока. ( помогает подводить итог урока)
У каждого на парте лежат сигнальные карточки разных цветов. Какой цвет вы выбираете для оценки комфортности на уроке?
Зеленый---------комфортно
Желтый ---------не комфортно
Синий------------очень не комфортно
Выставление и комментирование оценок
10.Задание на дом
А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока.
- Что Некрасов подразумевал под словами « цепь великая»?
- Подумать, что хотел выразить поэт в своем стихотворении.?
Домашнее задание. Ответ оформить в виде письменной творческой работы.
Приложение
Помещичьи проекты крестьянской реформы.
А) записка Позена.
М.П.Позен –крупный полтавский помещик,член Полтавского губернского комитета, член –эксперт редакционных комиссий. Записку « О мерах освобождения крепостных крестьян» , из которой здесь даются отрывки , он передал Александру 2 осенью 1857г. в Киеве. В записке выражены интересы владельцев барщинных имений черноземной полосы.
( М.П.Позен. Бумаги по крестьянскому делу. Дрезден. 1864., стр.36-40)
….Основные пункты манифеста должны быть следующие:
1) Крестьяне всех наименований в государстве уравниваются во всех гражданских правах и несут одинаковые государственные повинности.
2) Личное крепостное право навсегда отменяется и не может существовать ни под какою формою.
3) Крестьяне крепки земле,на которой теперь поселены. Из них все, поселенные на собственной земле, пользуются ею на общем владельческом праве- бесплатно; поселенные же на чужих землях обязываются платежом за них оброка, деньгами или работаю: в удельных имениях- уделу, в казенных- казне, в помещичьих- помещику…
6) На отвод земли, определение годовогоплатежа и оценку работ назначается один общий срок по всему государству.
7) До истечения сего срока сохраняются настоящие отношения между помещиками и крестьянами…
8) С окончанием отвода и утверждения расценок на землю и работную плату прекращается всякая ответственность со стороны помещиков за уплату податей и за продовольствие крестьян. Земли назначаются и отводятся не отдельно каждому лицу, а целому крестьянскому обществу, которое распределяет участки между своими членами, по мере способов каждого для обработки ее и уплаты за нее, по оценке трудом или деньгами.
9) Посему и уплата за землю, тем или другим способом лежит тоже на ответственности целого общества.
10) В оброчных имениях сохраняется тот размер оброка, который будет существовать в каждом имении при издании высочайшего манифеста; уменьшение оброка всегда зависит от владельца земли; увеличение же его не допускается без особого утверждения губернского комитета.
11) В имениях задельных ( барщинных) годовая плата за землю расчитывается на деньги, но производится, со стороны крестьян, работою-по оценке…
12) Земли отводятся крестьянам в таком количестве, какое признает возможным владелец; но при самом к делу губернские комитеты постановляют минимум наделения на каждую душу. Этот размер наделения обязателен и для помещика, и для крестьянина, из которых первый- должен датьего, а последний- принять; увеличение же этого размера зависит от обоюдного согласия землевладельцев и крестьян.
14) Кроме рабочих дней, которые крестьяне задельных имений дают помещику в виде уплаты оброка за землю, губернские комитеты назначают для всех четырех времен года по нескольку экстренных рабочих дней, которые крестьяне обязаны давать землевладельцу за ту же рабочую плату; при этом комитеты наблюдают однако, чтобы общее число рабочих дней, очередных и экстренных, отнюдь не превышало существующего ныне трехдневного расчета в неделю.
Б) записка Унковского
А.М.Унковский (1828-1892)- помещик Тверской губернии, губернский предводитель дворянства, председатель губернского комитета, депутат от дворянства Тверской губернии в редакционных комиссиях, один из вождей дворянского либерализма. Свою записку по крестянскому делу он представил Александру 2 в декабре 1857г. Записка выражает интересы помещиков нечерноземных , промышленных губерний, заинтересованных в высоком вознаграждении за личность крестьян особенно ценившуюся в этих губерниях, и в скорейшей ликвидации крепостных отношений для перехода к капиталистическому хозяйству.
( 1. Джаншиев, А.М.Унковский и освобождение крестьян,М.1894, стр.63-67.)
…При освобождении крестьян с землей , с отделением их совсем от помещика, т.е. с уничтожением всяких взаимных их обязательных отношений, свобода крестьян, даже при большей или меньшей крепости их земле, неоспорима; помещик, получив за крестьян с землей капитальный выкуп деньгами или облигациями, по возможности награжден, а исполнение крестьянами обязанностей пред правительством обеспечивается землею, отдаваемою им в собственность. Вот единственное и верное средство освободить крестьян не словом , а делом, не постепенно , а разом, единовременно и повсеместно, не нарушить ничьих прав, не порождая ни с какой стороны неудовольствий и не рискуя будущим России.
Справедливость требует, чтобы при таком освобождении крестьян помещики были вознаграждены как за землю, отходящую из их владения, так и за самих освобождаемых крестьян.
Ценность всякого населенного имения, состоящего на крепостном праве, заключается не в одной земле , но и в людях, за которых помещик должен быть так же вознагражден, как и за землю, тем более, что в некоторых местностях земля без людей не имеет никакой ценности. Конечно, освобождаемые крестьяне должны сами купить отходящую к ним землю; но кто же вознаградит помещиков за личную свободу крестьян и дворовых людей? Неужели можно допустить , чтобы в этом случае ценность людей была присоединена к ценности земли и те же самые люди, у которых была отнята свобода во имя государственной необходимости, были принуждены выкупать свою неволю? Они сами менее всех виновны в существовании крепостного права и были принесены в жертву для общей государственной пользы…
На основании непреложных начал справедливости восстановление нарушенных прав должно лежать на обязанности их нарушителей. Мы видим , что русский крепостной человек лишен личной свободы и сделан вещью вследствие распоряжений правительства Русской земли, которым подчинился и сочувствовал весь народ. Мы видим, что укрепило крепостное право само правительство, за действия которого должны ответствовать все сословия государства равномерно, тем более, что распоряжения правительства по этому предмету были совершенно согласны с нуждами, понятиями и нравами всего народа и что освобождение крепостных людей составляет интерес всего государства…
Вознаграждение убытков помещиков должно состоять из двух элементов: вознаграждения за людей и выкупа земли, отходящей из их владения, из которых первое должно падать на государство, а второе –на самих освобожденных крестьян. По нашему мнению, это вознаграждение должно быть рассчитано не иначе, как денежный капитал, и выдано помещикам облигациями, приносящими проценты и совершенно обеспеченными. Такая выдача капитала необходима для поддержания помещичьих хозяйств и приспособления их к обработке наемными руками. Поэтому вознаграждение постоянною,ежегодною рентою неудобно; а всякое другое неденежное вознаграждение , как-то: обязательство работы, сельскими производствами и т. п., не может иметь места в настоящем случае и не согласно с понятиями свободы, иначе не будет места свободе, и крепостное право заменяется какою-то вечною кабалою, невыносимою для народа и ничем не обеспечивающею прав землевладельца…
Библиография
1. История России. ХIХ век. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений . Авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: 2009.
2. Данилов А.А. ,Косулина Л .Г. « Поурочные разработки к учебнику «История России. ХIХ век.» М.:2008.
3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Методическое пособие «Тематические праздники по истории России» М.:2009.
4. Борзова Л.П. Искусство построения урока. М.: «Мысль» 2007
5.С.В.Парецкова, И.И.Варакина Нетрадиционные уроки истории. М.:2007
Предварительный просмотр:
Основные методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по истории.
1. Тщательная подготовка включает в себя удачно подобранную для себя стратегию. В ее выборе Вам должны помочь родители, учитель.
2. При подготовке опирайтесь на известную литературу, пособия под грифом ФИПИ, в первую очередь. Избегайте кратких сокращенных курсов как основных при подготовке.
3. Использование разных источников информации, взаимопомощь и координация сил с товарищами, тоже сдающими ЕГЭ по истории.
4. Большое внимание уделено структуре ЕГЭ 2017 года и правилам заполнения бланков на ЕГЭ. Прежде всего, главную информацию об этом нам дает демоверсия ЕГЭ 2017. Ее структуру мы уже с Вами разбирали.
5. Особое внимание уделите работе с исторической картой. Это достаточно слабое звено историко-географической подготовки обучающихся. А ведь события, безусловно, должны привязываться к определенной территории.
6. Важно уметь работать с текстом, историческим источником. Анализировать исторические проблемы, версии и процессы, писать исторические портреты. То есть, обращено внимание на наиболее «насыщенные» баллами задания письменной части 2.
7. В ЕГЭ по истории включен вопрос на знание всемирной истории, особенно в пересечении с сюжетами истории России.
8. При оформлении бланков обязательно выписывать номер задания для его точной идентификации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН- конспект урока с применением ЭОР по истории в 8 классе : « Крестьянская реформа 1861 года»
Для учителей истории....
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...
конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"
Данный урок был проведён как открытый урок по теме " Деятельностный подход на уроках истории и обществознания"...
Конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"
Конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"...
Урок истории Крестьянская реформа 1861 года
«Крестьянская реформа 1861 года» для 8-го класса Составил:Учитель историиВокуев Николай Дмитриевич Цель: формирование представления обучающихся о крестьянской реформе 1861 года. Задачи ...
Открытый урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"
Коспект ,презентация и самоаналез урока истории в 8 классе...
Открытый урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"
1. Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой, проанализировать основные положения реформы.2. Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права. Развивать навыки работы с доку...