Конспект открытого урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока "Отечественная война 1812 года".

Класс: 8
Дата проведения: 12.12.16
Время проведения: 2 урок, 09.25-10.10.
Место проведения: МБОУ «Русско-ОшняковскаяООШ»
Учитель истории: Клементьева Н.А.
Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы: индивидуальная и групповая

Цель: Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров.

Задачи урока:

-сформировать у учащихся представления о причинах войны, о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы России в войне;

-развивать умение делать выводы и обобщать материал;

-воспитывать уважение к прошлому своего народа путем воздействия исторических образов на личности учащихся.

Оборудование:

  • учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России ХIХ в. 8 кл.
  • учебная карта «Отечественная война 1812 г.»;
  • школьный атлас по истории России. ХIХ в.;
  • схема «Причины Отечественной войны 1812 г.»;
  • таблица «Основные события Отечественной войны 1812»;
  • репродукции: В. Верещагина «Конец Бородинского сражения», С.Герасимова «М.И. Кутузов на бородинском поле», П.Гесса «Бой под Малоярославцем», А.Кившенко «Военный совет в Филях», Ф. Рубо «Бородинская битва».
  • фрагменты из художественного фильма «Война и мир».

Основные понятия:

  • Отечественная война;
  • генеральное сражение;
  • фураж;
  • инфантерия;
  • флеши;
  • редут;
  • ополчение;
  • партизаны.

Основные даты:

  • 12 июня 1812 г. – начало войны;
  • 26 августа 1812 г. – Бородинское сражение;
  • 25 декабря 1812 г. – манифест Александра I об окончании Отечественной войны.

Персоналии:

  • М.И.Кутузов;
  • Александр I;
  • М.Б.Барклай де Толли; П.И.Багратион;
  • А.П. Тормасов;
  • Н.Н.Раевский;
  • Д.В.Давыдов;
  • А.С. Фигнер;
  • Г.Курин;
  • В.Кожина.

План урока:

  • 1. Начало войны. Планы и силы сторон.
  • 2. Смоленское сражение.
  • 3. Назначение Кутузова главнокомандующим.
  • 4. Бородино.
  • 5. Тарутинский маневр.
  • 6. Партизанское движение.
  • 7. Гибель «Великой армии».
  • 8. Итоги и значение войны.

Эпиграф к уроку:

Гроза двенадцатого года настала –
Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский бог?

А.С.Пушкин.

Ход урока.


I. Мотивационный этап. (2 минуты)
Здравствуйте, дорогие ребята. Вы меня не знаете, давайте сначала познакомимся. Ребята, вы читали роман Л.Н. Толстого «Война и мир»? Так вот, я любимая героиня Л.Н. Толстого, и  зовут меня Наталья Ильинична Ростова. Я приехала к вам из самого XIX века, и сегодня мне предстоит с вами изучить очень интересную тему. Я жила в XIX веке, и знаю события этого времени очень хорошо.
II. Актуализация знаний. (3минуты)
Учитель: Ребята, давайте вспомним события, которые вы изучили на прошлых занятиях.
Учитель: Итак, в 1801 году на престол вступил….(Александр 1).
Правильно, молодцы, ребята. Александр 1 был сыном
…(Павла 1) и любимым внуком (Екатерины 2)
Учитель: Молодцы, ребята.
Учитель: В 1805 году Россия вступила в очередную антифранцузскую коалицию. Ее союзниками были Великобритания, Австрия и …(Швеция).
Учитель: Когда произошло сражение под Аустерлицем, где армия Наполеона Бонапарта разгромила австро-русскую армию. (20 ноября 1805 года).
Учитель: В 1806 году была создана 4 антифранцузская коалиция. В ее состав вошли…(Англия, Россия, Пруссия и Швеция).
Учитель: В каком году и какой мир подписала Россия с Францией? (1807 год, Тильзитский мирный договор)
Учитель: Ребята, перечислите условия Тильзисткого мира 1807 года России с Францией. (Россия признавала все завоевания Наполеона, Россия присоединялась к «континентальной блокаде» Великобритании . Пруссия превращалась в зависимое от Франции государство. Из части прусской и австрийской территорий Наполеон создал подчиненное себе герцогство Варшавское. Белостокская область созданного герцогства Варшавского передавалась Росссии).
Учитель: Молодцы, хорошо знаете пройденный материал, ребята. А теперь ответьте мне, пожалуйста, выгодны ли были условия Тильзитского мира для России?
Ученики: В целом, нет. Потому что присоединение России к «континентальной блокаде» Великобритани больно ударило по экономике России и Англии.
Учитель: Отлично, ребята.
III. Формулировка темы и задач урока (2 минуты).
Учитель: Ребята, посмотрите на доску, на иллюстрации и портреты известных исторический деятелей. Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить сегодня?
Ученики: об Отечественной войне 1812 года.
Учитель: Значит, как мы можем сформулировать тему урока.
Ученики: Отечественная война 1812 года.
Учитель: правильно, записываем тему в тетради, ребята. (записывают тему в тетради)
Ребята, мы с вами сформулировали тему урока, давайте теперь разберемся что мы должны будем сегодня сделать на уроке.
Ученики:1)узнать, как началась война
                2)изучить причины войны
                3)познакомиться с основными событиями войны
                4)узнать об итогах и значении войны
IV. Постановка проблемы  (1минута).
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему война 1812 года называется Отечественной?
Ученики: пробуют ответить на вопрос.
Учитель: Так давайте же узнаем ответ на этот вопрос в конце урока.
V. Изучение нового материала.
Учитель: давайте сначала рассмотрим причины войны.  Для этого я сейчас раздам карточки, на которых написаны причины Франции и России, но они перемешаны. Ваша задача  – в течение одной минуты распределить их на причины войны России и причины войны Франции

                                      Причины войны

                        Для Франции

                      Для России

1)Несоблюдение Россией континентальной блокады.

2) Январь 1810 года- указ АлександраI о введении нового таможенного тарифа.

1) Значительные экономические убытки России от континентальной блокады.

2) Созданное под протекторатом Наполеона Герцогство Варшавское являлось удобным плацдармом для нападения на Россию.

3) Падение авторитета Александра.

Учитель: Итак, время вышло. Кто желает ответить? Молодцы.
Теперь остановимся на соотношении сторон. Откройте стр. 24 учебника и найдите, какова численность армии накануне войны была у Наполеона, какова и Александра 1 (420 тыс – у Наполеона, 210 тыс – у Александра). Получается, у кого было меньше? (У Александра).
Учитель:Итак, когда началась война? Посмотрите стр. 24  учебника. (12 июня 1812 года).

Запись в тетрадях:

Начало войны: 12(24) июня 1812 года- армия наполеона перешла Неман и вторглась на территорию России.
Учитель: Русская армия была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск состаляла 1я армия под командованием военного министра Михаила Богдановича Барклая де Толли, размещенная вдоль р. Неман. Я знаю, что Сережа знает об этом военном деятеле очень многое. Пожалуйста, расскажи нам о нем сейчас.
Сережа: рассказывает сообщение о Баклай де Толли.
Учитель: Южнее 1 армии, в Белоруссии, располагалась 2я армия Петра Ивановича Багратиона. Анастасия подготовила нам сообщение об этом выдающемся деятеле войны 1812 года. Пожалуйста расскажи нам.
Настя: рассказывает сообщение о Багратионе.
Учитель: Еще южнее 3я армия Александра Петровича Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.
Учитель: Какой же был план Наполеона? Прочитайте второй абзац стр. 25 учебника и ответьте на мой вопрос.
Ученики: Наполеон хотел двинуться основными силами на Москву. Для этого предполагалось не допустить соединения русских армий и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы наполеон не предполагал завоевывать всю Россию. Он хотел превратить Александра в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Предполагалось, и отторжение от России части ее территории.
Учитель: Первым крупным сражением было Смоленское сражение. Оно состоялось 4-6 августа 1812 года.

Учитель: Как вы думаете, какое значение имело сражение под Смоленском?  Давайте заполним таблицу в РТ стр. 8-9. У вас там написан результат сражения, прочитайте его.
Ученики: соединение русских армий. Неудачная попытка Наполеона разгромить основные силы противника.
Учитель: у вас там есть пропуск название сражения -впишите название сражения.
Учитель:В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако военный министр Барклай-де-Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обугленные руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. С оставлением города у русской армии не осталось сильных укрепленных пунктов вплоть до Москвы. Ребята, я упомянула слово «фураж». Вам знакомо это слово?
Ученики: Фураж – корм лошадей.
Учитель: Неудачи первых недель войны, отступление русских армий породили в обществе уныние и разговоры об измене. Исходя из того, что Барклай де Толли был шотландского происхождения, то народ обвинял его в предательстве. Все чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующим русской армией чрезвычайно популярного в народе, недавнего победителя Турции генерала от инфантерии светлейшего князя Михаила Илларионовича Кутузова. Хотя он и не был любимцем императора, не простившего Кутузову поражение под Аустерлицем, Александр 1 назначает его главнокомандующим русской армии 11 августа 1812 года (заполните пропуск в таблице). Сейчас нам Адиля расскажет о М.И. Кутузове более подробно.
Ученики: Сообщение учащегося о М.И.Кутузове.

Учитель: какими качествами должен обладать человек, который мог бы оказаться на месте Кутузова?

После обсуждения – вывод: личная ответственность за принятое решение, которое касается интересов других людей.
Учитель: Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще ближе к Москве. В 110 км от столицы, недалеко от с. Бородино он решил дать генеральное сражение.
Учитель: В литературе 19 века мы можем найти отражение событий этой войны. Давайте вспомним отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:


— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!


— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!


Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»


И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушке на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Учитель: Итак, это было поистине генеральное сражение. Когда же оно началось? (26 августа 1812 года)
Запись в тетрадях: 26 августа 1812 года – Бородинское сражение.
Учитель: Прочитайте  в учебнике рассказ «Бородино».

Учитель: Очевидцы говорят о чрезвычайной ожесточенности сражения. В местах наиболее ожесточенных сражений – у Семеновских флешей и у батареи Раевского земля местами была буквально закрыта труппами.

Запись в тетрадях: флеши – полевое земляное укрепление в форме тупого угла.
Учитель: Фактически сражение не принесло победы ни одной стороне. Количество потерь было велико как никогда. НО главный результат Б.в. состоял в том, что она не позволила Наполеону одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне.
Учитель: Несмотря на требование царя дать новое сражение, 1 сентября Кутузов на военном совете в дер. Филях принял решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии. (обратить внимание на картину художника Кившенко «Совет в Филях»).
VI. Физминутка. (3 минуты)
Учитель: 2 сентября русская армия покинула Москву. Давайте подумаем о плюсах и минусах оставления Москвы русской армией.
       Оставление Москвы, плюсы и минусы

                              Плюсы

                  Минусы

1. Сохранение армии и возможности дальнейшего сопротивления;

2. Дальнейшее изматывание противника.

3. Возможность оторваться от противника и пополнить армию.

1. Захват противником древней столицы, что  могло оказать большое моральное воздействие на русских.

2. Разорение Москвы.

3.Захват крупного богатого города и крупного опорного центра


Учитель: А далее очень интересный шаг со стороны русской армии. Прочитайте самостоятельно рассказ «Тарутинский маневр» на стр. 28 учебника.         И скажите, что это за маневр и каково его значение?
Ученики: Наполеон вступил в  опустевшую Москву и отда его на разграбление своей армии. Грабежи и насилие над остатками населения носили невиданный характер. В Москве начался пожар, опустошивший весь город.
Пока Наполеон ждал письма от Ал.1 с согласием на мирные переговоры, русская армия совершила блистательный маневр. Отступив по рязанской дороге га восток, она внезапно развернулась на юг и стала лагерем у с. Тарутино. Кутузов перекрыл пути возможного продвижения неприятеля к Туле с ее оружейными заводами и Калуге, где находились склады продовольствия и оружия. Наполеон начал серьезно сомневаться в успехе своего похода на Россию.
        
Учитель: А теперь давайте ответим на вопрос: почему все-таки войну назвали Отечественной? Давайте поработаем над структурой сингапурского обучения «Файнд зе фиб». (Найдите выдумку)        
1)Война носила всенародный, отечественный характер.
2)В ней участвовали все народы России.
3)В городах шло формирование ополчения и сбор средств для нужд действующей армии.
4)Народный характер войны проявился наиболее ярко в действиях крестьян.
5)Крестьяне оказывали помощь русской армии продовольствием, но сами не боролись с противником.        
Учитель: Итак, когда закончилась война? Найдите ответ из учебника. (25.12.2012 царь издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны).        
VII.         Закрепление пройденного материала.
Учитель: Ребята, на столе вы увидите кроссворды, давайте их решим.
VIII.  Рефлексия.
Учитель: Ребята, что вы сегодня нового узнали? Что бы вам еще хотелось бы узнать? Каково было значение Отечественной войны 1812 года? На доске вы видите смайлики (грустный и веселый), если вам понравился урок-подойдите к правому смайлику, если нет-то к левому.
IX. Домашнее задание: прочитать параграф 4, закончить таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории "Герои Отечественной войны 1812 года. Взгляд из будущего"

Данный урок был впервые представлен на конкурсе педмастерства в 2011 году. Он представляет собой интерпретацию исторических событий и поступков исторических деятелей....

разработка урока с презентацией на тему: Понятие об однородных членах Подтема: История России. Отечественная война 1812 года

Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" включает несколько этапов: 1) повторение по второстепенным членам предложения (необходимо вычленить ВЧП из предложенных пр...

разработка урока с презентацией на тему: Понятие об однородных членах Подтема: История России. Отечественная война 1812 года

Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" включает несколько этапов: 1) повторение по второстепенным членам предложения (необходимо вычленить ВЧП из предложенных пр...

Разработка урока по истории России «Отечественная война 1812 года»

Двухчасовое занятие позволяет сформировать общее представление о войне 1812 года, причинах, ходе и итогах....

Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"(4 класс)

Конспект урока окружающего мира "Отечественная война 1812 года"(4 класс)...

Конспект открытого урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...

Карта урока истории "Герои отечественной войны 1812 года", 9 класс

Урок "Герои отечественной войны 1812 года" по истории России , 9 класс. Разработан по ФГОС, в рамках урока используются кейс - технологии, ИКТ - технологии и метод проектов....