Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krestyanskaya_reforma_1861_goda.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории России. 8 класс
Тема: Крестьянская реформа 1861 года.
Задачи: 1) помочь учащимся осознать сущность реформы по отмене крепостного права
2) продолжить обучение навыкам работы с первоисточником
3) познакомить учащихся с условиями работы с бланками ЕГЭ
4) закрепить навыки работы выполнением теста на бланках ЕГЭ
Эпиграф: «Хороша ли воля, какую дал вам царь, сами
вы теперь знаете».
Чернышевский.
- Беседа по повторению.
Вопросы: - Определите проблему темы по эпиграфу.
- Обозначьте учебную задачу (см. листы с бланками ЕГЭ)
Задание на доске: слова – Радищев, Герцен, декабристы, западники, славянофилы.
Вопросы: - Чем объединены имена и движения?
- Считаете ли вы, что власть бездействовала в вопросе принятия реформы?
- Согласны ли вы, что личность Александра II можно считать предпосылкой для
проведения реформы? Сравните с Александром I.
Задание по учебнику: стр. 129 документ – подтвердите свое мнение по 1-ому абзацу.
Задание на доске: начало схемы «Причины отмены крепостного права» - продолжите
схему, выделив главные причины.
После обсуждения ученики поднимают разноцветные флажки, Каждый цвет – разная степень понимания вопросов о предпосылках и причинах проведения реформы.
Задание на доске: плакат «Этапы подготовки реформы» -
30 марта 1856 г. – речь царя о начале реформы
3 января 1857г. – Секретный комитет
20 ноября 1857 г. – рескрипт о губернских комитетах
декабрь 1857 г. – гласность
1858 г. – Главный комитет
март 1859 г. – Редакционная комиссия
10 октября 1860 г. – в Государственный Совет
Вопрос: Каково ваше мнение о системе разработки и согласования проекта? Не считаете
ли вы ее чересчур громоздкой? Почему? (отсутствие Конституции, парламента)
Задание на доске: имена – Александр II, Назимов, Милютин, Самарин, Ростовцев.
Вопросы: - Чем объединены имена? Спрогнозируйте глубину решения вопроса отмены
крепостного права, учитывая, что большинство из них – либеральные
чиновники и помещики.
- Попытайтесь подвести итог всему вышесказанному (сомнения, предложения).
Перед изучением новой темы выбирают двух учеников, выдают им белую и черную шляпы для оценки содержания положений реформы с положительной и отрицательной стороны. Задача учащихся выявить наибольшее количество плюсов и минусов.
II. Изучение новой темы.
1). Основные положения Манифеста 19 февраля 1861 года.
Задание по учебнику: см. стр. 127 иллюстрацию с титульным листом Манифеста
зачитываем текст вступления к Манифесту (Хрестоматия стр.122)
Вопрос: Какое впечатление произвел на вас текст обращения царя?
Задание по работе с первоисточником: на партах фрагменты «Общего Положения о
о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
Запись на доске и в тетрадях:
А) юридическая свобода крестьян, т.е. из «крещенной собственности помещиков в
свободную личность с правами»
(см. статьи документа, подтверждаем положение)
Б) общегражданские права крестьян, т.е. заключение сделок, исков, торговля и пр.
(см. статьи 21, 23 и др. в документе)
Заслушиваем мнение «белой» и «черной» шляп. Предоставляем слово желающим.
В) содержание выкупной операции (запись на доске в виде схемы)
Земельный надел от 3 до 12 десятин земли (ст. 3, 6, 16) | «Отрезки» около 20% по России (карта стр. 6) | Без земли освобождены (напр. дворовые) | «Временнообязанные» (ст. 6, 4,164 и пр.) |
Выкупная сумма (учебник стр. 128 пример) | «Помощь» государства 6% годовых, 49 лет (ст. 2,3,9,15,113,; стр.130 учебник, документ) | Крестьянская община «круговая порука (ст. 40,41,42,43, 69) |
После обсуждения ученики поднимают разноцветные флажки, показывая степень усвоения материала.
2). Значение реформы по отмене крепостного права.
Вопросы: - Выскажите оценочное суждение по выкупной операции.
- Прокомментируйте высказывание В.И.Ленина: «Пресловутое освобождение
было бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилий и сплошным
надругательством над ними».
Выслушать мнение учеников, играющих роли «белой» и «черной» шляп.
Задание: Оцените значение реформы с точки зрения
- нравственной («Ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми»
Белинский)
- экономической ( «Положение 19 февраля есть один из эпизодов смены
крепостнического способа производства буржуазным»
Ленин)
- социально-политической («Пороховой погреб под государством»
Бенкендорф)
Учащимся предоставляется возможность при ответах взять помощь зала (класса) и совершить «звонок другу». Под «звонком другу» подразумевается подсказка на ярких листочках, помещенных на магнитной доске с высказываниями известных историков.
Задание: Сравните по карте «Экономическое развитие России начала XIX века»
положение до и после реформы.
Поднять цветные флажки. Выслушать мнение «белой» и «черной» шляп.
Задание: Прослушав инструктаж заполнения бланков ЕГЭ, учащиеся выполняют
задания теста.
Урок проходит в соответствии с принципами развивающего обучения Л.В. Занкова и заканчивается подведением итогов решения учебной задачи и проблемы урока.
Домашнее задание: параграф № 20, эссе по проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН- конспект урока с применением ЭОР по истории в 8 классе : « Крестьянская реформа 1861 года»
Для учителей истории....
Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс
Преподаватель: ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...
Крестьянская реформа 1861 года
Презентцая урока по истории Отечества XIX в. в 8 классе....
конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"
Данный урок был проведён как открытый урок по теме " Деятельностный подход на уроках истории и обществознания"...
Конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"
Конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"...
Открытый урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"
Коспект ,презентация и самоаналез урока истории в 8 классе...
Открытый урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"
1. Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой, проанализировать основные положения реформы.2. Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права. Развивать навыки работы с доку...