конспект урока "Крымская Война 1853-1856 гг"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Некрасова Олеся Аркадьевна

Конспект  разработан в соотвествии с требованиями ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krymskaya_voyna.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Некрасова Олеся Аркадьевна

Место работы: МБОУ «СОШ№21»

Предмет:  история и обществознание

Класс: 8

Тема урока: Крымская война 1853-1856гг.

Цель: раскрыть причины, ход, последствия Крымской войны; показать, что война дала толчок к последующей модернизации российского общества .

Задачи

образовательные: познакомить учащихся с основными событиями Крымской войны, рассмотреть особенности Синопского сражения и обороны Севастополя; способствовать формированию представления о Крымской войне как особом событии в ряду всех войн России с Турцией;

развивающие: развивать интеллектуальные компетенции учащихся (умение извлекать информацию из текста, таблицы, изобразительной наглядности для решения проблемы; умение обобщать и анализировать факты и делать вывод; умение определять причины поступков людей и явлений); развивать компетенции, связанные с решением проблем; развивать навыки работы с компьютерными информационными технологиями

воспитательные: развивать интерес к отечественной истории; способствовать развитию у учащихся чувств гордости за героическое прошлое и сопереживания трагическим событиям отечественной истории; привлечь внимание к личностям выдающихся российских военачальников XIXв.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методические и дидактические материалы: презентация, разработанная учителем; хронологическая таблица (В.В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах», учебник А. Н. Сахаров, А. Н. Баханов «История России 19 век», статьи   Парижского договора - http://www.hist.msu.ru/ER/

Педагогическая технология: компетентностного подхода,

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент.  Опрос по теме«Внешняя политика в1820-е – 1840-е гг.»

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке учитель предлагает  ребятам на листочке условно отмечать свои ответы.

1. Тест.

V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«
|»- ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

1. Выполнение теста. Взаимопроверка.

Регулятивные универсальные учебные действия

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра

2 Учащиеся подводятся к формулированию проблемы  учебной задачи урока:  (слайд 1) “Крымская война является одним из переломных моментов в истории международных отношений и в особенности в истории внутренней и внешней политики России”.  Тарле Е. В. Почему?

2 Формулируют учебную задачу урока.

Записывают тему урока.

Регулятивные универсальные учебные действия

•целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

Коммуникативные универсальные учебные действия

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

II Изучение нового материала (самостоятельная учебная деятельность учащихся)

Организуется задание 1 : слушая выступления учащихся, выделите, кратко сформулируйте и запишите в тетрадь причины, повод войны.

(слайд 2) Причины войны.

Выступление учащегося о поводе к войне.

(слайд 3) Повод к  войне.

Организуется задание 2: перед вами цели стран- участниц Крымской войны. Определите какая страна преследовала какие цели.

(слайд 4 указаны цели стран — участниц)

Проверка по слайду.

Общий ход войны

Организация задания 3 «Основные этапы и события Крымской войны».

Организуется задание 4 Синопское сражение.

Учащиеся подводятся к проблеме: победа российского флота в Синопском сражении впечатляет.

Почему Россия победила в Синопском сражении?

Организуется задание 5. Второй этап войны.

Учащимся предлагает вернуться к таблице «Основные события Крымской войны» и ответить на вопрос:

- Чем было опасно для России вступление в войну Англии и Франции?

(слайды с изображением вооружения, флота  России и европейских стран)  

– Как изменился ход войны весной - летом 1854 г.?

Организуется задание 6. Оборона Севастополя. Демонстрация фотографий и репродукций картин, посвященных обороне Севастополя.

– Какое событие стало главным на втором  этапе войны?

– Почему целью союзников Турции стали Крымский полуостров и Севастополь?

- Когда началась осада Севастополя?

- Посмотрите по хронологической таблице сколько раз бомбардировали Севастополь?

- Что происходило 27 августа в обороне Севастополя.

Организуется задание 7 . Парижский мир.

Слайд 14.

Учащиеся получают извлечения из Парижского трактата.

1.Слушают выступление учащихся, которые выполнили опережающее задание, формулируют причины и повод Крымской войны.

Записывают причины и повод к войне в тетради.

2.Определяют какие цели принадлежат какой стране.

3.Знакомятся с хронологической таблицей «Крымская война». Извлекают информацию из таблицы, делают выводы.

4.Формулируют учебную задачу данного этапа урока.

Изучают и анализируют документы. Отвечают на вопросы.

5.Определяют с помощью таблицы, что Великобритания и Франция выступили против России на стороне Турции.

Учащиеся вспоминают каким образом формировалась армия в России и в Европе, вспоминают ,что промышленный переворот в России только что начался. Определяют, что вооружение России отставало от вооружения европейских стран.

Продолжают анализировать таблицу.

6. Знакомятся с фотографиями и репродукциями картин. Отвечают на вопросы.

Продолжают анализировать таблицу.

Делают вывод, сколько продолжалась оборона Севастополя, результат обороны, обращают внимание на героизм русских людей во время обороны.

7.Выясняют с помощью документа  условия Парижского мирного договора. Определяют наиболее тяжелые из них для России. Приходят к выводу, что поражение России в Крымской войне сильно подорвало международный престиж страны.

Личностные универсальные учебные действия

•историко-географический образ,  знание основных исторических событий развития государственности и общества; гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

•уважение к истории, культурным и историческим памятникам

Регулятивные универсальные учебные действия

•самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

•планировать пути достижения целей

Коммуникативные универсальные учебные действия

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

владеть устной и письменной речью

Познавательные универсальные учебные действия

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

устанавливать причинно-следственные связи;

умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста

III Контроль и коррекция.

Организуется задание 8. игра «Чистый кадр»

На кадре собраны даты, понятия, битвы, исторические личности. Ученики должны дать правильный ответ по каждому.

Заключительное слово учителя. Демонстрация слайдов «Памятники в Севастополе»

8.Принимают активное участие в игре.  

Учащиеся отвечают на вопрос:

- Какие события в Крымской войне отражены в этих памятниках?

Личностные универсальные учебные действия

освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия

IV Этап рефлексии,  подведения итогов урока.

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке учитель предлагает  ребятам на листочке условно отмечать свои ответы.

Учитель подводит итоги урока.

Домашнее задание: параграф учебника, контурная карта, инд. задание —сообщения «Один день солдата во время обороны Севастополя»

Оценивают свою активность и качество работы на уроке:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«
|»- ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.

Записывают задание.

Регулятивные универсальные учебные действия

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

Слайд 1 “Крымская война является одним из переломных моментов в истории международных отношений и в особенности в истории внутренней и внешней политики России”.  Тарле Е. В. Почему?

Слайд 2 Причины войны.

Сообщение Александр Кухарук в своей статье «Мнимый больной» пишет, что «в основе политики Николая I, в начале его правления лежала заветная мечта Екатерины II - изгнание турок из Европы и установление российского контроля над черноморскими проливами». Однако война 1828-1829 годов показала, как трудно воплотить эту задачу в жизнь. По Адрианопольскому мирному договору к России перешли дельта Дуная и береговая полоса от Анапы до Поти, а также Ахалцихская область в Грузии, Сербия, Валахия, Молдавия получили автономию в составе Османской империи. Греция стала независимой. 1833 году между Россией и Турцией был подписан договор, согласно которому последняя должна была закрыть Босфор и Дарданеллы для военных кораблей всех нечерноморских держав. Таким образом, России удалось добиться наиболее благоприятного режима черноморских проливов. Но Англия и Франция были недовольны договором и, в конце концов, им удалось принять конвенцию, согласно которой проливы объявлялись закрытыми для всех иностранных военных кораблей. Русский флот был заперт в Черном море. Более того, в случае войны Турция могла открыть проливы для иностранных военных судов по своему усмотрению. Лондонская конвенция стала серьезным дипломатическим поражением России.

Историк Н. Киняпина отмечает, что ни в одной из русско-турецких войн, ни до, ни после Крымской войны, Западная Европа не выступала единым фронтом. Чем это объяснить? Она считает, что Европа хотела лишить Россию ведущей роли, которую она стала играть на континенте после наполеоновских войн. Англия и Франция стремились окончательно разрушить Венскую систему, покончить с ней с помощью победоносной войны. Легче всего это было сделать на Востоке.

В. Виноградов выделяет обострение в 30-40-х годах англо-русских отношений на Ближнем Востоке и Балканах, причем, Англия наступала, а Россия отступала. Великобритания воздействовала на события своей экономической мощью, привлекательностью своей идеологии и государственного строя. Эти факторы давали англичанам несомненное преимущество. Царский режим такой привлекательностью не обладал. Поэтому Крымская война была отчаянной попыткой России сохранить влияние на Балканах и Ближнем Востоке.

Слайд 3 Повод к  войне.

Сообщение Ситуация на Востоке заметно обострилась к концу 40 годов, когда возник спор между католиками и православными начался о том, кто будет пользоваться преимуществом в святых для христиан местах на территории Османской империи: правом обладания ключами от Вифлеемского храма и правом ремонта куполов над гробом господним в Иерусалиме. Франция и Россия придали этому спору политический характер: Луи Наполеон заявил о своей поддержке католиков, а Николай 1 занял же такую же позицию в отношении православных.

   В 1852 году в Турции прибыл Меншиков, доверенное лицо Николая 1.. Ему было поручено потребовать от султана решить спор в пользу православных. Меншиков вел себя вызывающе, не выполнил положенных  по этикету поклонов и еще больше обострил ситуацию. Турецкий султан, зная о поддержке Англии и Франции, решил вопрос в пользу католиков.

   Желая оказать давление на Турцию, Россия ввела войска на территорию Молдавии и Валахии, которые находились в зависимости от Турции. В сентябре 1853 года Турция объявила России войну, получившую название Крымской или Восточной.

Слайд 4 Цели стран -участниц.

1) распространение влияния на Ближнем Востоке, в том числе и присоединение территорий, пересмотр режима черноморских  проливов

2) желание ослабить Россию, захватить Крым и Закавказье

3) желание ослабить Россию, распространение экономического и политического влияния на Ближнем Востоке

страны: Турция, Россия, Англия, Франция.

- Цели три, а стран четыре?

Слайд 5 Общий ход войны.

Учащиеся выполняют задание  «Основные этапы и события Крымской войны», работая с таблицами. На столах имеется хронологическая  таблица в распечатанном виде. Ответы учеников сводятся к следующему: война началась в октябре 1853 г., окончилась в марте 1856 г. В ходе войны выделяются два этапа. Вначале России противостояла лишь Турция, затем её поддержали сильнейшие европейские державы – Великобритания и Франция, а также Сардинское королевство. Важнейшими событиями войны стали победа России в Синопском сражении и трагические для России оборона и падение Севастополя. В ходе войны Россия как одерживала победы, так и терпела поражения.

Слайд 6  картина Николая Красовского. "Возвращение в Севастополь эскадры  Черноморского флота после Синопского боя". 1863.

текст у учащихся.

Морское сражение 18 ноября 1853 г. между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны 1853 - 1856 гг. Турецкая эскадра Осман-паши вышла из Константинополя для десантной операции в районе Сухум-кале и сделала остановку в Синопской бухте. Русский Черноморский флот имел задачу воспрепятствовать активным действиям противника. Эскадра под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова (3 линкора) во время крейсерского дежурства обнаружила турецкую эскадру и заблокировала ее в бухте. Была затребована помощь из Севастополя. К моменту битвы в составе русской эскадры было 6 линкоров и 2 фрегата, а в составе турецкой - 7 фрегатов, 3 корвета, 2 пароходофрегата, 2 брига, 2 транспорта. Русские имели 720 орудий, а турки - 510. В результате боя, продолжавшегося 4 ч, весь турецкий флот (за исключением парохода "Таиф") был уничтожен. Турки потеряли убитыми и утонувшими свыше 3 тыс. чел., около 200 чел. попали в плен (включая командующего флотом). Русские потеряли 37 чел. убитыми и 235 ранеными. Победой в Синопской бухте русский флот получил полное господство в Черном море и сорвал планы высадки десанта турок на Кавказе.

А.А. Данилов История России IX - XIX века. Справочные материалы.

Слайды 7 — 10  слайды с изображением вооружения, флота  России и европейских стран.

Слайд 11 Сразу после объявления войны  англо-французские корабли атаковали русский флот на Черном море- Одессу, Балтике-Аланские острова, Баренцево море- Кольский залив, Белое море- Соловецкие острова, Архангельск, Тихий океан- Петропавловск-Камчатский. Но все эти атаки были отбиты, так же неудачно были действия противника на Кавказе. Тогда англо- французские войска решили  нанести основной удар по Севастополю — главной русской крепости на Черном море.

Слайд 12 представлены картины обороны Севастополя.

«Затопление Черноморского флота 11 сентября 1854 года». Худ. И. Владимиров

Рубо Ф.А. «Отражение бомбардировки англо-французского флота со стороны Александровской батареи 5 октября 1854 года. Севастополь»

Слайд 13 Оборону возглавили начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов, а после его гибели в самом начале осады- П.С. Нахимов.

Выдающуюся роль в организации обороны Севастополя сыграли контр-адмирал В.И. Истомин, полковник Э.И. Тотлебен.

Слайд 14 Действия русских войск на Кавказе были более успешны. Здесь в сентябре 1855 года была взята крепость Карс, но это уже не могло повлиять на исход войны. Выполнив основную задачу, подрыв военной мощи России на юге, Англия и Франция стали склоняться к миру. К этому же стремился и Александр 2, сменивший на престоле Николая 1, который умер  в феврале 1855 года.

   18 марта 1856 года в Париже был подписан Парижский мирный договор.

текст у учащихся   Парижский трактат (извлечения)

СТАТЬЯ III Е. в. император всероссийский обязуется возвратить е.в. султану город Карc с цитаделью оного, а равно и прочие части оттоманских владений, занимаемые российскими войсками ...

СТАТЬЯ IV Их величества император французов, королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан обязуются возвратить е.в. императору всероссийскому города и порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь-Еникале, Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными войсками.

СТАТЬЯ VI Военнопленные будут немедленно возвращены с той и другой стороны.

СТАТЬЯ IX Е.и.в. султан, в постоянном попечении о благе своих подданных, даровав фирман, коим улучшается участь их без различия по вероисповеданиям или племенам, и утверждаются великодушные намерения его касательно христианского народонаселения его империи, и желая, дать новое доказательство своих в сем отношении чувств, решился сообщить договаривающимся державам означенный, изданный по собственному его побуждению, фирман. Договаривающиеся державы признают высокую важность сего сообщения, разумея при том, что оно ни в каком случае не даст сим державам права вмешиваться, совокупно или отдельно, в отношения е.в. султана к его подданным и во внутреннее управление империи его

СТАТЬЯ XI Черное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам, как прибрежных, так и всех прочих держав, с теми токмо исключениями, о коих постановляется в статьях XIV и XIX настоящего договора.

СТАТЬЯ XII Свободная от всяких препятствий торговля в портах и на водах Черного моря будет подчинена одним лишь карантинным, таможенным, полицейским постановлениям, составленным в духе, благоприятствующем развитию сношений торговых. Дабы пользам торговли и мореплавания всех народов даровать все желаемое обеспечение, Россия и Блистательная Порта будут допускать консулов в порты свои на берегах Черного моря, согласно с правилами международного права.

СТАТЬЯ XIII Вследствие объявления Черного моря нейтральным на основании статьи XI, не может быть нужно содержание или учреждение военноморских на берегах оного арсеналов, как не имеющих уже цели, а посему е.в. император всероссийский и е.и.в. султан обязуются не заводить и не оставлять на сих берегах никакого военноморского арсенала.

СТАТЬЯ XXI Пространство земли, уступленное Россией, будет присоединено к Княжеству Молдавскому под верховной властью Блистательной Порты. Живущие на сем пространстве земли будут пользоваться правами и преимуществами, присвоенными Княжествам, и в течение трех лет им дозволено будет переселяться в другие места и свободно распорядиться своей собственностью.

СТАТЬЯ XXII Княжества Валахское и Молдавское будут, под верховной властью Порты и при ручательстве договаривающихся держав, пользоваться преимуществами и льготами, коими пользуются ныне. Ни которой из ручающихся держав не предоставляется исключительного над оными покровительства. Не допускается никакое особое право вмешательства во внутренние дела их. СТАТЬЯ XXIII Блистательная Порта обязуется оставить в сих Княжествах независимое и национальное управление, а равно и полную свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства. Действующие ныне в оных законы и уставы будут пересмотрены. Для полного соглашения касательно сего пересмотра, назначена будет особая комиссия, о составе коей высокие договаривающиеся державы имеют условиться, Сия комиссия должна без отлагательства собраться в Бухаресте; при оной будет находиться комиссар Блистательной Порты...

СТАТЬЯ XXVIII Княжество сербское остается, как прежде, под верховной властью Блистательной Порты, согласно с императорскими Хати-Шерифами, утверждающими и определяющими права и преимущества оного при общем совокупном ручательстве договаривающихся держав. Вследствие сего, означенное Княжество сохранит свое независимое и национальное управление и полную свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства

В Париже, в 30-й день марта 1856 года. ПОДПИСАЛИ:

ОРЛОВ [Россия]                                                     БРУННОВ [Россия]

БУОЛЬ-ШАУЕНШТЕЙН [Австрия]                     ГЮБНЕР [Австрия]

А.ВАЛЕВСКИЙ [Франция]                                    БУРКЕНЭ [Франция]

КЛАРЕНДОН [Великобритания]                          КАУЛИ [Великобритания]

МАНТЕЙФЕЛЬ [Пруссия]                                    ГАЦФЕЛЬДТ [Пруссия]

К.КАВУР [Сардиния]                                             ДЕ ВИЛЛАМАРИНА [Сардиния]

ААЛИ [Турция]                                                       МЕГЕММЕД-ДЖЕМИЛЬ [Турция]

Слайд 15 Вопросы для беседы.

  • Каков итог войны?
  • Выиграла Россия войну или проиграла?
  • Сумела она повысить свой авторитет на Балканах?
  • Получила выход к проливам Босфор и Дарданеллы, цель была достигнута?
  • Почему Россия проиграла в этой войне?
  • Согласны ли вы с утверждением Тарле: «Крымская война является одним из переломных моментов в истории международных отношений и в особенности в истории внутренней и внешней политики России”?
  • В чем вы видите переломные моменты?

Слайд 16 Памятники в Севастополе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Крымская война 1853-1856 г. и ее значение" с использованием ИКТ

В ходе урока выявляются причины и значение Крымской войны в истории России, показан героизм полководцев таких как, Нахимов, Истомин, Корнилов и обыкновенных солдат в этой войне. Также освещается матер...

Крымская война 1853-1856

Разработка и презентация к уроку истории в 8 классе по теме: "Крымская война"...

Тест по истории России (8 класс) по теме: Крымская война 1853-1856 гг.

Тест составлен по теме "Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя" по  учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История Росси" - 8 класс. Тест предназначен для учителей истории и обучающих...

План - конспект урока Истории России. 8 класс по теме: "Крымская война 1853 -1856 г."

Урок для учащихся 8 классо. Урок изучения нового материала....

Конспект урока истории 8 класс тема: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.

Конспект  урока истории 8 класс тема: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”....

План-конспект урока по истории России в 9-м классе. Тема урока: «Крымская война 1853–1856 гг. Оборона Севастополя»

Цель: сформировать представление о причинах Крымской войны, её ходе, итогах. На основании фактов истории прошлого и настоящего сформировать представление учащихся об этапах европейской, мировой и отеч...