Технологическая карта урока истории 5 класс.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Технологическая карта урока истории для обучающихся 5 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата. Тема урока : " Искусство Древнего Рима".

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_istorii_5_kl.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                     КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное образовательное учреждение

школа  № 584 «Озерки»

Выборгского района Санкт-Петербурга.

__________________________________________________________________________

Технологическая карта

урока  истории

для обучающихся 5 «А» класса

с нарушением опорно-двигательного аппарата

Тема: «Искусство Древнего Рима»

         Составитель:

  учитель истории

                                                                                                                                                                                                                     Шленская В.В.

                                                                                                                                                  дата проведения: 16.05.2024

Санкт-Петербург

2023 – 2024 учебный год

5А класс

Учитель: Шленская В.В.

Дата проведения: 16.05.2024

Предмет: история

Тема урока: Искусство Древнего Рима

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: дать представление об образе жизни в Риме периода расцвета империи; узнать о знаменитых памятниках и сооружениях и на их примере познакомить учащихся с особенностями римской культуры; воспитать уважительное отношение к истории других народов.

Задачи урока:

 - обучающие: создать условия для осмысления заявленной темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся и средствами технологий;

- развивающие: продолжить формировать умение выделять главное, составлять рассказ, умение слушать и слышать говорящего и т. д.

- воспитательные: воспитывать у обучающихся умение общаться, уважительное отношение к друг другу, уважительное отношение к историческому прошлому других народов.

-коррекционные: коррекция и развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности.

-здоровьеформирующие: содействовать профилактике переутомления.    

Планируемые результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные

сравнить начальный этап развития Рима от момента возникновения до периода расцвета; выявить черты сходства и различия исторических фактов и явлений, а также их особенности в определенные этапы исторического развития Рима.

самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план действий; строить логические цепочки рассуждений; прогнозировать тенденции развития Римской империи с учетом вновь открывшихся исторических фактов и явлений; самостоятельно оценивать свои навыки и умения, полученные на уроке; полно и емко выражать собственную точку зрения и свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выбирать средства достижения учебных целей.

осмыслить важность изучения истории; обрести мотивацию к изучению нового материала; развить интерес к новым и нестандартным формам изучения материала; выражать свое отношение к Римской истории, как одного из важнейших факторов развития человеческого общества.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесно-логический, метод самостоятельной работы обучающихся.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная

Место проведения: учебный кабинет.

Время занятия: 40 минут.

Педагогические технологии (элементы):

Элементы личностно – ориентированной технологии

Здоровьеформирующие технологии и т.д.

Ресурсы  урока:

 для учителя

учебно - методическая

- программа по предмету (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая « История Древнего мира»)

-  рабочая программа по предмету

- технологическая карта  урока.

- презентация, компьютер, рабочие листы, учебник

для обучающихся:

- учебник

- тетрадь

- видеофильмы

- вклейки в тетрадь

Для плохо пишущих детей — карточки

ЭОР:

мультимедийный проектор

электронная доска

компьютер

Этапы  урока с подробным описанием видов деятельности учителя и обучающихся

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствие.

«Доброе утро, ребята! С каким настроением вы пришли на урок?».

Какую тему мы разбирали на прошлом уроке?

Подготовка класса к работе, приветствие учителя, ответ на вопрос.        

2. Актуализация опорных знаний

Давайте вспомним некоторые факты из предыдущих уроков.

Блиц-опрос (фронтальная работа с учащимися):

-Где выбрал место для новой столицы император Константин ?(на берегу пролива Босфор)

-Каким образом Константин пришел к власти?

-Кто такие колоны? Как изменилось их положение?

-Какие изменения произошли в положении христиан?

Ответы на вопросы учителя.

3. Формирование нового знания

3.1. Совместное открытие знания

Сейчас мы переходим к изучению новой темы. Тема нашего урок  «Искусство Древнего Рима».

- Как вы думаете о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О красивых зданиях, постройках, о литературе,  традициях). Правильно

Цель нашего урока: познакомиться с архитектурой, литературойи традициями Древнего Рима.

Современник римского императора Траяна писал: «Рим покорил мир не только мечом – он победил его своей культурой»

- Как вы понимаете это выражение?

-Я приглашаю вас на экскурсию в Вечный город-Рим.

Тысячи жителей Италии и провинций стремились попасть в столицу Рим. Одни хотели выгодно продать свой товар, другие – найти работу. Всех привлекали гладиаторские игры, гонки колесниц, различные торжества. Но были и те, кто просто хотел увидеть Рим своими глазами. А посмотреть было на что.

Город украшали дворцы, статуи богов и императоров, многочисленные фонтаны, театры и амфитеатры, триумфальные арки и колонны, храмы.

Но были среди римских построек и такие, которые до сих пор восхищают и удивляют людей.

Рим-столица империи- в первые века нашей эры насчитывал ок.миллиона жителей.

-Предположите , почему его население все время росло.

.

Культура Рима великолепна, превосходила другие культуры)

Ответы уч-ся: разорявшиеся крестьяне в поисках пропитания , тысячи жителей провинций чтобы получить выгоднную должность, место на службе императора, привлекали Гладиаторские игры.

Динамическая пауза

3.2.Открытие нового знания 

Огромный амфитеатр Колизе́й. В переводе с латинского значит громадный, огромный. Был построен к 80 году, вмещал 50 тысяч зрителей. Высота его стен достигала 50 метров. Это как 15 этажный дом.

Главным предназначением Колизея были гладиаторские бои.

Давайте найдём в своих рабочих листах эту достопримечательность. Подпишем и раскрасим.

Рим завоевал огромное количество народов. У каждого из них были свои боги и чтобы примирить всех и жить в согласии, римляне построили Пантеон – храм всех богов. 

Сюда могли прийти любые граждане Рима и поклониться своим богам. Храм выстроен из кирпича и бетона, внутри облицован мрамором коричнево – золотистых тонов.

Внутри храма находился огромный зал. В центре купола находилось сквозное отверстие. Как вы думаете, для чего оно? (через него проникал свет).

Давайте найдём в своих рабочих листах эту достопримечательность. Подпишем и раскрасим.

домах. Сейчас мы узнаем о жилищах римлян.

- Прочитайте пункт 2 в учебнике на с.296-298. Подпишите в рабочем листе названия частей дома знатного человека

Сл.

Знатные и состоятельные люди жили в собственных домах. Строили их на холмах. Воздух там был здоровее и чище.

Окон в домах нет, воздух и свет проходят через проем в крыше. Если начинался дождь, то вода попадала в бассейн. На его дне цветными камешками выложена мозаика. Стены украшены росписями.

В глубине такого дома находился дворик-сад, сюда приглашали только близких друзей и родных. Двор украшал фонтан и мраморные статуи. В доме было много спален, столовые, кабинет и, конечно, кухня.

В главном помещении дома окон не было, перекрытие поддерживали колонны. В нем было отверстие, под которым располагался бассейн, где собиралась дождевая вода. В этом помещении хозяин дома принимал посетителей. Внутрь дома, например, во дворик-сад, он приглашал пройти только близких друзей. Сад обычно украшался фонтанами, цветами и деревьями. В доме было несколько спален, столовая, кабинет хозяина, кухня, комнаты для прислуги и множество других жилых и служебных.

Развлечения римлян.

Любимым местом отдыха римлян были общественные бани – те́рмы. Всего в Риме их насчитывалось около тысячи. Но римские бани были совсем не похожи на современные. Самые роскошные из них строились по повелению императоров. Это были величественные постройки, которые состояли из нескольких зданий, площадок для занятий спортом, парков, фонтанов.

Сл. Любимейшим зрелищам римляне создавали грандиозные постройки. Одно из них – Большой цирк.

Работа с иллюстрацией (Раб. Лист)

-Как такие развлечения характеризовали римлян?

Художественная культура римлян была схожа с греческой, но имела свои характерные особенности. Скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры императоров, различных богов, граждан.

Литература Рима богата жанрами.

Сл.

В ораторском искусстве достиг высот – Марк Тиллий Цицерон

Сл.

Особых высот достигла поэзия.

Произведения Вергилия ‒ «Буколики», «Георгики», «Энеида» прославляли Августа и предсказывали наступление «золотого века». «Оды» Горация до сих пор считаются образцом лирической поэзии. Овидий прославился любовной лирикой. Наибольшую известность приобрели его произведения «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви».

Давайте заполним таблицу задания 5, используя информацию на слайде

Сл.

Развивалась и наука. О величии Рима говорилось в исторических трудах Тита Ливия. Географ Страбон описал многие народы и страны, Агриппа составлял карты империи. Птолемей изложил в своем труде «Альмагест» все современные астрономические знания. Врач Гален написал трактат по анатомии «О частях человеческого тела».

Находят достопримечательность и подписывают(соотносят).

Ответы учащихся на вопрос учителя.

Двигательная пауза для снятия утомления, напряжения мышц глаза

4. Первичное закрепление

Наше путешествие подходит к концу. Повторим по записям в рабочих листах, где же мы побывали и с чем познакомились.

Повторяют записи на раб.листах.

.

5. Итог  урока.

Рефлексия деятельности. 

.Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.

 Мы знаем, что каждый путешественник, возвращаясь домой, привозит с собой впечатления. Я хочу, чтобы и вы поделились своими впечатлениями от урока. Если урок вам понравился, вам было интересно, и вы добились поставленной цели – веселый зеленый смайлик, если вы считаете, что вам нужна помощь с материалом, и много не поняли – ровный синий.

Записывают домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”

Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок  отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:·          уметь обобщать и систематизировать зна...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...