Элективный курс по истории "Исторические личности"
рабочая программа по истории (11 класс)
Данный материал позволяет повторить, обобщить, закрепить, подготовить к проверочной, контрольной, ВПР, ОГЭ/ЕГЭ. Материал содержит портреты и задания, которые могут меняться, дополняться. Рекомендуется использовать на уроках, элективных занятиях, внеурочной деятельности. Так же материал можно использовать в рамках самоподготовки/самопроверки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_11_klass_istoriya.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма занятия | Образовательный продукт | Дата | |
План | Факт | |||||
1-2. | Что мы знаем о реформах? Что такое реформы? Реформа или революция: что предпочтительнее? | 1 час 1 час | Лекция Семинар | Конспект | ||
Раздел 1. Древняя Русь | ||||||
3. | Русь при первых князьях. Теории образования Русского государства. Князья: Рюрик, Олег, Игорь | 1 час | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Первые Рюриковичи: годы и дела» 1150-летие зарождения российской государственности | ||
4-5. | Княгиня Ольга. План: 1.Судьба Ольги, ее месть за гибель мужа. 2.Упорядочение сбора дани, установление государственных податей. 3.Крещение Ольги. Сближение Руси и Византии при княгине Ольге. | 2 часа | Работа с таблицей, рассказ, беседа. | Таблица «Первые Рюриковичи: годы и дела» | ||
6-7. | Княжение Владимира Святославича. План: 1.Приход Владимира Святославича к власти. 2.Мероприятия князя Владимира по укреплению обороны Руси. 3.Первая религиозная реформа Владимира и ее неудача. 4.Причины принятия христианства. Значение его принятия для развития русской культуры. | 2 часа | Работа с таблицей, рассказ, беседа. | Таблица «Первые Рюриковичи: годы и дела» | ||
8-9. | Ярослав Мудрый. План: 1.Приход к власти Ярослава Мудрого и его правление. 2. «Русская Правда» - первый писаный свод законов на Руси. 3. Личность Ярослава. Рост международного престижа Руси. 4. Усобица между сыновьями Ярослава Мудрого, новый свод законов «Правда Ярославичей», защищающий собственность состоятельных людей. | 2 часа | Работа с источниками Беседа | Выступления учащихся | ||
10. | Княжение Владимира Мономаха. План: 1.Владимир Мономах – талантливый полководец. 2.Борьба за единство Руси. Любечский съезд князей. 3.Владимир Мономах – великий князь. 4.«Устав Владимира Всеволодовича» - продолжение юридических преобразований на Руси. | 1 час | Работа в группах с документами | Устные отчеты | ||
Раздел 2. Русь удельная. Борьба с внешними вторжениями. | ||||||
11-12. | Раздробленность как форма государственности. План: 1.Смерть Мстислава Великого и начало новой смуты. 2.Новый этап развития русской государственности – раздробленность. 3.Крупные княжества и земли Руси в период раздробленности. | 2 часа | Дискуссия «Ярослав Мудрый и Владимир Мономах глазами летописцев и историков. Идеал правителя в общественном сознании 10-11 вв.» | Выступления учащихся, краткие записи итогов дискуссии. | ||
13-14. | Монголо-татарское нашествие и его влияние на древнерусскую цивилизацию. Линии поведения по отношению к завоевателям. План: 1.Монголо-татарское нашествие на Русь. 2.Натиск немецких и шведских завоевателей на Псков и Новгород. Александр Невский. 3.Русь под властью Орды. 4.Восстания на Руси. Даниил Галицкий – линия борьбы с Ордой. 5.Александр Невский – линия временного отказа от сопротивления с целью собирания сил для будущей борьбы. | 2 часа | Лекция Беседа | Краткие записи Исследование на тему: «Взаимоотношения Руси и Золотой Орды. Разные точки зрения на проблему. Влияние ордынского ига на русскую историю: дискуссии и позиции историков». | ||
Раздел 3. Образование Российского государства. | ||||||
15-16. | Объединительное движение. Выдвижение Москвы как центра объединения и борьбы за независимость. Иван Калита. Дмитрий Донской. План: 1.Предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство между Тверью и Москвой. 2.Умелая политика московских князей во взаимоотношениях с Ордой. 3.Иван Калита, Симеон Гордый, Иван 2 Красный. 4.Дмитрий Донской – политический национальный лидер эпохи. Куликовская битва. 5.Усиление Руси при преемниках Дмитрия Донского – Василии 1 и Василии 2. | 2 часа | Работа в группах Выступления учащихся, тесты | Краткие записи, доклады учащихся «Князья Московские» | ||
17-18. | Иван III: личность и деяния. Судебник 1497 года – первый кодекс законов единой России. План: 1.Личность Ивана III. Великокняжеская семья. 2.Свержение ордынского ига. 3.Становление сословно-представительной монархии. Создание нового аппарата власти. 4.Общерусский Судебник 1497 года. | 2 часа | Работа с источниками, дополнительной литературой, беседа | Выступления учащихся с небольшими докладами Краткие записи, доклад «Личность и деяния Ивана III» | ||
19-20. | Иван Грозный. Реформы первого царя. Выбор пути развития страны. План: 1.Детство Ивана IV, формирование его характера. 2.Венчание на царство. Реформы первой половины царствования. Избранная рада. 3.Разрыв Ивана с Избранной радой. Введение опричнины. Опричнина – путь ускоренной централизации страны на основе террористического насилия. 4.Итоги правления Ивана Грозного. | 2 часа | Работа с документами Дискуссия на тему: «Опричнина. Можно ли назвать ее реформой? | Устные отчеты Выступления учащихся План, краткие конспекты, записи, доклад «Личность и деяния Ивана IV». | ||
21-23. | Смутное время. Кризис русской государственности. Борис Годунов. Самозванцы. План: 1.Конец династии Рюриковичей. 2.Избрание Бориса Годунова на царство. Законодательное оформление крепостного права. 3.Социальный взрыв в начале 17 века и кризис русской государственности. 4.Самозванцы. Личность Лжедмитрия 1. Нетрадиционные методы его правления. 5.Избрание Василия Шуйского на царство. 6.Восстание под предводительством Болотникова. 7.Поход Лжедмитрия 2. Польская шведская интервенция. 8.Семибоярщина». 9.Патриотический подъем народа и его освободительная борьба. Первое и Второе ополчения. Освобождение Москвы. 10.Земский собор 1613 года. Начало правления династии Романовых. | 3 часа | Обсуждение проблемы «Смутное время в истории России: упущенные возможности». | Краткие записи, доклады о личностях: Борис Годунов, Василий Шуйский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский 400-летие освобождения Москвы ополчением К. Минина и Д.Пожарского. 400 лет избранию на царство Михаила Романова. | ||
Раздел 4. Россия в новое время. Рождение империи. | ||||||
24-25. | Первые Романовы. Соборное Уложение 1649 года – новый этап развития крепостного права. План: 1.Избрание на царство Михаила Романова. 2.Царь Михаил Федорович. 3.Царская семья. Патриарх Филарет. 4.Алексей Михайлович Романов. Личность царя. Семья. 5.Органы власти: Боярская дума, Земский собор. 6.Соборное Уложение 1649 года. | 2 часа | Лекция, беседа | Выступления учащихся Тезисы, доклады учащихся 360 лет со дня принятия Земским собором решения о воссоединении Украины с Россией | ||
26-27. | Церковная реформа. Патриарх Никон. Старообрядчество в истории России и Вятской земли. План: 1.Личность патриарха Никона. 2.Реформы Никона. 3.Проведение реформ – закономерный процесс. 4.Старообрядчество в истории России и Вятской земли. | 2 часа | Лекция, беседа, дискуссия | Выступления учащихся, тезисы, план-конспект | ||
28-29. | Петр 1 – великий реформатор России. План: 1.Личность Петра 1. 2.Борьба за власть. 3.«Великое посольство». 4.Реформы Петра 1. 5.Величие Петра 1. Значение реформ Петра Великого. | 2 часа | Работа с источниками, дискуссия. | Выступления учащихся, беседа, составление тезисов. Петр Великий, «птенцы гнезда Петрова» | ||
30-31. | Реформы государственного управления. План: 1.Проблемы престолонаследия. Дворцовые перевороты. 2.Петр III и его жена Екатерина. 3.Личность и судьба Екатерины II. 4.Приход к власти Екатерины. 5.Созыв Уложенной комиссии. 6.Реформы государственного управления. | 2 часа | Лекция, беседа | Выступления учащихся, план-конспект Доклады учащихся «Екатерина Великая, Григорий Потемкин» 220 лет первому российскому посольству в Японии 230 лет со дня воссоединения Крыма с Россией | ||
32-33. | Александр 1.Реформы: замыслы и их реализация. М. М. Сперанский. План: 1.Личность Александра 1. Его воспитание и политические идеалы. 2.Проекты реформ. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение министерств. 3.М.М. Сперанский. Проект Конституции. 4.Внешняя политика России. Россия и антинаполеоновская коалиция. 5.Отечественная война 1812 года. 6.Новые конституционные проекты Александра1 после войны. 7.Отказ Александра от реформаторских замыслов. «Аракчеевщина». Увлечение Александра мистицизмом. 8.Тайные общества декабристов. 9.Тайна смерти Александра I. | 2 часа | Работа с таблицей, беседа | Доклады учащихся, таблица в тетради, тезисы. 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. 200-летие основания Форта-Росс – русского поселения на побережье северной Калифорнии. | ||
34-35. | Николай I. Преобразования времен его царствования. План: 1.Николай I и декабристы. 2.Император Николай I как человек и политик. 3.Борьба с распространением революционных идей. 4.Реформы Николая I: А) кодификация законов; Б) реформа управления государственной деревней; В) финансовая реформа. 5. Кавказская война. 6.Внешняя политика Николая 1.Кризис николаевской системы. | 2 часа | Обсуждение проблемы «Исторический опыт реформаторской деятельности самодержавия в первой половине 19 в.» | Составление таблицы «Реформы времен царствования Николая 1». | ||
Раздел 5. Эпоха великих реформ. | ||||||
36-37. | Александр II и его окружение. Реформы 60 – 70-х годов ХIХ века. План: 1.Александр II – сын царя и воспитанник поэта. 2.Необходимость реформ в России. 3.Подготовка отмены крепостного права. 4.Проекты крестьянского освобождения: А) проект либералов (Кавелин, Унковский); Б) проекты крепостников; В) проекты революционеров (Герцен, Чернышевский). 5.Отмена крепостного права. Историческое значение освобождения крестьян. 6.Земская и городская реформы. 7.Судебная реформа. 8. Военные реформы. 9.Судьба Александра II. | 2 часа | Семинар «Великие реформы 60-70-х годов ХIХ века» | Составление таблицы «Реформы 60-70-х годов ХIХ века и их значение». Таблица, доклады учащихся, статьи в газету от групп, защищающих проекты. 135 лет со дня подписания Сан-Стефанского мира | ||
Раздел 6. Россия во второй половине ХIХ века. | ||||||
38-39. | С.Ю. Витте. Планы преобразований и их результаты. План: 1.Происхождение и семья С.Ю. Витте. 2.Воспитание и его влияние на последующую судьбу. 3.Образование и работа. 4.Реформы на посту министра финансов. 5.Планы С.Ю. Витте. Что удалось и не удалось осуществить? 6.Жизненный итог. | 2 часа | Семинар | Доклады учащихся, обсуждение проблемы «Попытки структурных реформ С.Ю. Витте. Почему они не увенчались успехом?». | ||
Раздел 7. Россия в начале ХХ века. | ||||||
40-41. | П.А. Столыпин. «Тихая революция». План: 1.Русское экономическое «чудо» начала ХХ столетия. 2.Великий реформатор России П.А. Столыпин. 3.Столыпинская аграрная реформа: А) разрушение общины Б) переселенческая политика В) крестьянский выбор: кооперация. 4. Борьба вокруг реформ. 5. Одинокий реформатор. 6. Результаты и значение деятельности П.А. Столыпина. | 2 часа | Доклады учащихся, обсуждение проблемы «Почему столыпинские начинания не нашли поддержки в обществе?» | Выступления учащихся, тезисы Доклады учащихся, реферат | ||
Раздел 8. Революционные потрясения в России. | ||||||
42-44. | Октябрьская революция и преобразования большевиков. План: 1.Октябрьский переворот в Петрограде и формирование новой власти. 2.Экономическая политика большевиков. 3.Гражданская война в России. Политика «военного коммунизма». 4.Новая экономическая политика. Образование СССР. 5.Культурные преобразования большевиков. 6.Сталинская модернизация России: 1928-1938. 7.Формирование тоталитарного режима. Большой террор. | 3 часа | Лекция, сообщения учащихся, дискуссия «Причины возникновения культа личности И.В. Сталина». | Выступления учащихся, тезисы План-конспект, сообщения учащихся 95 лет со дня подписания Брест-Литовского мирного договора 90 лет со дня принятия Декларации о создании СССР | ||
Раздел 9. СССР в 40-90-е годы ХХ века. | ||||||
45-47. | Война как величайшая народная трагедия, ее влияние на жизнь общества. План: 1.Страна в преддверии войны. 2.Трагическое начало войны. 3.Человек на войне (фронт, тыл, оккупация, плен). 4.Вклад уржумцев в победу. 5.Истоки и цена Победы. 6.Современные историки и писатели о Великой Отечественной войне. | 3 часа | Встреча с ветеранами Великой Отечественной Войны 70-летие победы в Сталинградской битве. 70 лет битве на Курской дуге. | Выступления учащихся «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи». Исторические сочинения на тему «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», интервью с ветеранами войны. | ||
48-50. | Н.С. Хрущев. Противоречивость и ограниченность реформ 50-60-х годов. План: 1.Смерть И.В. Сталина и борьба за власть. 2.Н.С. Хрущев. Жизненный путь реформатора. 3.ХХ съезд КПСС. Трудная правда о культе личности. Начало реабилитации жертв сталинского режима. 4.Реорганизация управления промышленностью и строительством, ее непоследовательность. 5.Аграрная политика Хрущева, ее противоречия. 6.Социальные программы: пенсионное обеспечение, строительство жилья, реформа образования. 7.«Оттепель» в духовной жизни. 8.Утрата Н.С. Хрущевым поддержки демократической части общества. Отставка Хрущева. | 3 часа | Дискуссия на тему «Почему реформы Н.С. Хрущева были непоследовательны и противоречивы?» | Выступления учащихся, викторина Доклады учащихся, социологический опрос современников событий. 50 лет «Карибскому кризису» | ||
51-54. | Экономическая реформа 1965-1967 годов: сущность и результаты. А.Н. Косыгин. План: 1.Курс на хозяйственную реформу, ее предпосылки. 2.А.Н. Косыгин А) этапы жизненного пути реформатора; Б) личные качества: скромность и простота; В) на посту Председателя Совета Министров СССР. 3.Содержание экономических реформ: А) реформирование промышленности: замыслы и результаты; Б) аграрная реформа и ее итоги; В) попытка расширить самостоятельность предприятий. 4.Торможение реформы и ее полный провал. | 4 часа | Дискуссия на тему «Почему экономическая реформа 1965-1967 годов не была завершена?». | Выступления учащихся, составление таблицы Таблица «Цели и содержание реформы 1965-1967 годов», доклады учащихся. | ||
55-58. | Необходимость перемен. Перестройка М.С. Горбачева. План: 1.Предпосылки перемен. Ю.В. Андропов. К.У. Черненко. 2.Приход к власти М.С. Горбачева. 3.Горбачев – реформатор. А) личные качества; Б) жизненные принципы, идеалы; В) круг единомышленников: Н. Рыжков, А. Яковлев, Э. Шеварднадзе и др. 4.Выработка концепции «перестройки». Демократизация общественной жизни (становление многопартийности, развитие гласности, политического плюрализма). 5. Становление президентства и конституционная реформа. 6.Сопротивление политике перестройки со стороны консервативных сил в партийном и государственном аппарате. 7.Усиление сепаратистских тенденций в союзных республиках. Попытки заключения нового союзного договора (новоогаревский процесс). 8.Августовский политический кризис 1991 года и его последствия. Распад СССР. Образование СНГ. | 4 часа | Обсуждение проблем «Эволюция взглядов на идею перестройки», «Распад СССР и его последствия». | Доклады учащихся, план-конспект. 25 лет со дня подписания Женевских соглашений о политическом урегулировании вокруг Афганистана | ||
Раздел 10. Современная Россия. | ||||||
59-62. | Реформы 1990-х гг. в России. План: 1.Б.Н. Ельцин: исторический портрет на фоне эпохи. 2.Становление новой российской государственности. А) начало конституционной реформы; Б) кризис власти, октябрьские события 1993 года; В) парламентские выборы и принятие новой Конституции; Г) сохранение территориальной целостности России. Чеченская война. 3.«Шоковая терапия» в экономике. А) Е.Т. Гайдар и его команда. Б) Корректировка курса реформ. В.С. Черномырдин. В) С.В. Кириенко. Экономический кризис 1998 года. Г) Е.М. Примаков. Выбор новых приоритетов. Д) С.В. Степашин. Короткий взлет. 4.Внешнеполитический курс новой России. Чеченская война. 5.Президентские выборы 2000 года. Реформы нового президента. 6. Национальные проекты в действии. | 4 часа | Дискуссия на тему «Сущность и последствия дефолта 1998 года», «Президентские выборы 1996 года и их результат», «Россия на международной арене в начале ХХI века: проблемы и успехи». | Доклады учащихся, развернутый план ответа по теме «Россия на международной Арене в начале ХХI века». | ||
63-68. | Президент В.В. Путин и его реформы. 1. Президентские выборы 2000 года. Реформы нового президента. 2. Национальные проекты в действии. 3.Выборы 2008 года. 4.Президентство Д.А. Медведева. 5.Возвращение В.В. Путина. 2012 год в истории России. | 6 часов | Дискуссия «Проблема борьбы с коррупцией в современной России» | Доклады учащихся о коррупции в нашем регионе |
Программно-методическое обеспечение
- Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России 18-19 веков. Часть 2.-М., Просвещение,2006.
- Валькова В., Валькова О. Правители России: Энциклопедия.- М., Айрис Пресс Рольф, 1999.
- Головатенко А.Ю. Тоталитаризм ХХ века- М., Школа- пресс, 1992.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век- М., Просвещение, 2003.
- Дмитренко В. П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. ХХ век.- М.,Дрофа,1997.
- Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества ХХ- начало ХХI века.- М., Русское слово, 2004.
- История России ХХ век: Энциклопедия для детей- М., Аванта, 1995.
- Карамзин Н.М. Предание веков: Сказания, легенды, рассказы из « Истории государства Российского»- М., 1988.
- Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-ХV вв.- М., МИРОС, 1993.
- Книга для чтения по истории Отечества- М., Просвещение, 1995.
- Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли.- М., 1990.
- Козлов Ю.Ф. Страницы правления государством Российским – Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1990.
- Кольцов П.С. Дипломат Федор Раскольников.- М., Политиздат, 1990.
- Левандовский А.А., Щетинов Ю. А. Россия в ХХ- начале ХХI века- М., Просвещение,2005.
- Неизвестная Россия- М., Историческое наследие, 1992.
- Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век- М., Дрофа, 1995.
- Пособие по истории Отечества для поступающих в Вузы- М.,!996.
- Реформы Патриарха Никона- Христианство. Православие: Энциклопедия для детей. Том 6, часть 2.- М.,1997.
- Россия и мир: учебная книга по истории. Часть 2- М., Владос, 1994.
- Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века. Часть 1.- М., Просвещение, 2006.
- Сеятели и хранители. Книга 1- М., Современник, 1992- с.364-366.
- Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России ХVI-ХVIII вв.- М., МИРОС РОСТ, 1997.
Темы проектов по истории России
- Славяне как этнокультурная и языковая общность Европы.
- Самозванство как историко-культурный феномен.
- Поиск путей культурного и политического развития страны в 17 веке.
- Быт и повседневная жизнь русских царей в 17 веке.
- Иностранцы в истории России 15-17 веков.
- Можно ли было избежать опричнины?
- Эпоха Ивана Грозного глазами современников.
- Роль личности в истории: Петр 1.
- «Республиканец на словах и самодержец на деле» (П.Тучков об Александре 1).
- «Екатерина не дала народу свободы и просвещения…Но она дала умам почувствовать цену этих благ…» (В.Ключевский).
- «Реформы, хотя и замедленные, были достаточно подготовлены к исполнению, но менее были подготовлены умы к их восприятию» (В.Ключевский о реформах Александра 2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'
Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...
Презентация к докладу "Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования"
Презентация к докладу наглядно показывает роль элективных курсов по иностранным языкам в определении индивидуальной траектории развития личности в рамках шкодьного образования....
Календарно-тематическое планирование занятий по элективному курсу "Психологические особенности и возможности личности" для 9 класса.
Тематическое планирование на 2013-2014 учебный год. Соколова Л.А....
Элективные курсы по географии как инструмент развития личности.
В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе из...
Элективный курс по истории России "Личность на фоне эпохи: XIXвек" 8 класс
Программа курса «Личность на фоне эпохи: век XIX» по истории России предназначена дляучащихся 8 класса. Данный курс связан с содержанием основного курса истории России, дополня...
Программа элективного курса по истории "Исторические личности" для 10-11 класса
Программа разработана для 10-11 класса. КТП материала предусматривает основные вопросы, касающиеся основных личностей создающих исторический путь нашей цивилизации....