Методическая разработка: Элективный курс "Личность и история России"
элективный курс (история, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки КЧР РФ
МОУ «Гимназия №4 г. Усть – Джегута»
Элективный курс
Личность и
история
России
Автор: учитель истории Мехтиева Р.И
г. Усть – Джегута
2011- 2012 гг
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
...История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего...
Н. М. Карамзин. 1815 г.
Чтобы полнее понять то, почему мы живем так, а не иначе, почему мы евроазиаты с самобытным, индивидуальным путем развития, что в развитии нашей страны закономерно и, повторяясь, является жизненно важным для нашего народа, в чем гордость и слава, гражданственность и гражданский долг, мало окинуть мглу веков, мы должны видеть эпоху, жизнь того времени, сопереживать её, тогда мы немного познаем историю. Нельзя прибавлять, нельзя вымышлять, необходимо точно передавать текстовые документы, учить самоанализу и сопоставлению точек зрения, воспитывать уважение к предкам, воспитывать нравственность и добродетель.
Основными целями курса являются:
- развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;
- формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;
- воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;
- восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
- знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими развитие общества;
- формирование исторической грамотности на современном международном уровне;
- развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
Главной прерогативой современного образования является воспитание человека активного, самостоятельного, способного принимать осмысленные решения и нести за них ответственность.
Интегрированный характер исторического образования позволяет формировать с опорой на другие школьные предметы целостную картину мира, что обеспечивает его особую мировоззренческую роль в системе профильного образования.
Задачами курса являются:
- повышение интереса к историческим закономерностям;
- формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности;
- умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;
- воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;
Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
Содержание программ предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.
В процессе обучения происходит формирование следующих умений:
- анализ и сопоставление фактов;
- оформление письменных сообщений;
- анализ документов;
- поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;
- поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
- поиск признания найденного решения окружающими;
- выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;
- умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).
Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы в проведении элективного курса
- исследовательская работа выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
- планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
- анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключение;
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- семинары;
- практические занятия;
- конференции;
- заседания круглых столов;
- «мозговой штурм»;
- анализ альтернативных ситуаций;
- работа в группах, парах, индивидуально;
- выполнение работ по заданному алгоритму;
- творческие работы;
- защита проектов.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:
- видеть проблему;
- сформулировать проблему;
- выдвинуть гипотезу;
- составить план решения проблемы, задачи;
- делать обобщения и выводы;
- систематизировать материал;
- составить план по теме;
- делать прогноз;
- анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);
- оценивать свою чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
- использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.
Так как в этом курсе используются альтернативные подходы к оценке проблем прошлого и неоднозначные этические оценки личностей и хода событий, обсуждение этих вопросов на уроках невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуации.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, формировать собственное отношение, оценки персонажей и фактов.
Курс рассчитан 34 часа.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||||
лекции | практич. занятия | семинары | ||||||
1 | Введение | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, опорный конспект | ||||
2 | Великие Рюриковичи | 22 | 4 | 18 | ||||
2.1 | Киевская Русь | 4 | 1 | 3 | ||||
2.1.1 | Рюрик, Синеус, Трувор – легендарные варяги | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, хронологическая таблица, анализ текстов документа | ||||
2.1.2 | Олег – победитель греков | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, хронологическая таблица, анализ текстов документа | ||||
2.1.3 | Великие продолжатели рода: Игорь, Ольга Святая, Святослав | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, хронологическая таблица, анализ текстов документа | ||||
2.1.4 | Дела великого князя Владимира – Красно Солнышко, в крещении Василий | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, хронологическая таблица, анализ текстов документа | ||||
2.2 | Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не только брата, но и сына против отца…» | 10 | 2 | 8 | ||||
2.2.1 | Борис и Глеб – великие святые церкви. Святополк | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
2.2.2. | Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
2.2.3 | Владимир Мономах | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
2.2.4 | Юрий Долгорукий | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
2.2.5 | Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, хронологическая таблица, анализ текстов документа | ||||
2.2.6 | Мстиславы Храбрые – пример незлобия в мире и ужасных битвах | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
2.2.7 | Святой Александр Невский | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
2.2.8 | Великий князь Михаил Ярославович – Отечестволюбец и Юрий – князь Московский | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
2.2.9 | Иван Даниилович Калита | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
2.2.10 | Дмитрий Иванович Донской | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
2.3 | Русь неделимая, единая, долговечная… | 8 | 1 | 7 | ||||
2.3.1 | Самодержцы земли Русской | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, опорный конспект | ||||
2.3.2 | Иван Васильевич, князь и самодержец | 2 | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |||
2.3.3 | Князь Иван Васильевич, великий государь | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
2.3.4 | Государь Иван Васильевич – Грозный, Удивительный | 2 | 2 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
2.3.5 | Государь князь Федор – достойный счастья. Борис Годунов | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
2.3.6 | Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
3. | Великие Романовы | 9 | 9 | |||||
3.1. | Путь к абсолютизму | 4 | 4 | |||||
3.1.1 | Державный сын и светоносец во тьме... Государь Михаил Федорович | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, анализ различных точек зрения | ||||
3.1.2 | Алексей Михайлович – «царь – Солнце» | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
3.1.3 | Федор Тишайший. Царица Софья | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
3.1.4 | Царь Петр Алексеевич - Великий | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | ||||
3.2. | Эпоха дворцовых переворотов | 3 | 3 | |||||
3.2.1 | Екатерина I. Воцарение Петра II. Правление Анны Иоанновны | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, проблемные задания версионного характера | ||||
3.2.2 | Елизавета Петровна и Петр III | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного и версионного характера | ||||
3.2.3 | Екатерина II. Павел I и Александр I | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного и версионного характера | ||||
3.3. | Эпоха самодержавных преобразований | 2 | 2 | |||||
3.3.1 | Николай I- жандарм Европы и Александр II - Освободитель | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного и версионного характера | ||||
3.3.2 | Александр III и Николай II | 1 | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного и версионного характера | ||||
Итоговое занятие | 2 | 2 | Проанализировать различные точки зрения, определиться с собственным отношением к личностям, проблемные задания версионного характера | |||||
Итоговое количество часов: | 34 | 1 | 4 | 29 |
ПРОГРАММА КУРСА
1. Введение (1 час).
Влияние личности на историю. Цари-императоры в истории России. Иван IV, Петр I, Екатерина II, Александр II - их влияние на судьбы России. Разные оценки и подходы Российской историографии к данным политическим и государственным деятелям.
2. Великие Рюриковичи
(22 часов).
2.1. Киевская Русь (4 часов).
2.1.1. Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги. Легендарное призвание варягов с Рюриком. Норманская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Споры норманистов с их противниками об основании Древнерусского государства.
2.1.2. Олег - победитель греков.
Олег - основатель государства Киевская Русь, противник проникновения христианства на Русь. Внешняя политика, войны с Византией.
2.1.3. Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав.
Летопись о князе Игоре. Походы князя Игоря на Византию. Игорь и печенеги. Убийство Игоря древлянами. Месть княгини Ольги. Урон и погосты. Ольга - первая христианка на Руси. Святослав - полководец и дипломат.
2.1.4. Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко, в крещении Василий.
Успешные походы на запад, походы на вятичей, радимичей, волжских булгар. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как государственной религии.
2.2. Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца...» (10 часов).
2.2.1. Борис и Глеб - великие святые церкви. Святополк. Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава.
2.2.2. Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый.
Война Ярослава со Святополком. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда».
2.2.3. Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха.
«Уставы» Владимира Мономаха. Усобица Владимира Мономаха. Поход Владимира Мономаха на половцев. «Поучение Владимира Мономаха».
2.2.4. Юрий Долгорукий.
Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве.
2.2.5. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во Владимире, возведение церкви Покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из Киева во Владимир. Правление Всеволода Большое Гнездо - «политика осторожного, но целеустремленного в деле увеличения своих земель».
2.2.6. Мстиславы Храбрые - пример незлобия в мире и ужасных битвах.
Правление великого князя Мстислава, князя, знаменитого подвигами славными. Поход против ордена Меченосцев.
2.2.7. Святой Александр Невский.
Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского.
2.2.8. Великий князь Михаил Ярославович - Отечестволюбец и Юрий - князь Московский.
Соперничество Михаила Ярославовича Тверского и князя Юрия Данилович Московского.
2.2.9. Иван Данилович Калита.
Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить в нем общественную безопасность и тишину... дал почувствовать выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси. Подавление восстания в Твери, строительство Московского Кремля. Образование Великого Московского княжества.
2.2.10. Дмитрий Иванович Донской.
Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже. Куликовская битва.
2.3. Русь неделимая, единая, долговечная... (8 часов).
2.3.1. Самодержцы земли Русской.
Самодержавная власть. Условия создания Московского государства.
2.3.2. Иван Васильевич, князь и самодержец.
Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Война с Казанским царством. Битва на реке Шелони. Брак с С. Палеолог.
Присоединение Ростовской, Новгородской, Тверской, Вятской земель. Строительство Московского кремля, соборов, Грановитой палаты. «Судебник Ивана».
2.3.3. Князь Василий Иванович, великий государь. Окончание процесса политического и территориального объединения русских земель. Появление идеи - «Москва - третий Рим».
2.3.4. Государь Иван Васильевич - Грозный, Удивительный.
Борьба боярских группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547 г. - венчание Ивана на царство. Деятельность Избранной рады - реформы. Созыв Земского собора, «Судебник Ивана», военная реформа, стрельцы. Стоглавый собор. Опричнина. Введение заповедных лет. Храм Василий Блаженного. Внешнеполитическая деятельность.
2.3.5. Государь князь Федор - достойный счастья. Борис Годунов. Второй сын Иван IV - болезненный и нерешительный - передача власти шурину царя - Борису Годунову. Строительство городов, гаваней, утверждение Всероссийского патриаршества.
2.3.6. Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского.
Венчание Лжедмитрия на царствие под именем Дмитрий I. Дела Лжедмитрия. Ополячивание Москвы. Боярский заговор против Лжедмитрия I.
3. Великие Романовы
(9 часов).
3.1. Путь к абсолютизму (4 часа).
3.1.1. Державный сын и светоносец во тьме... Государь Михаил Федорович.
«Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности». Управление страной с помощью отца - патриарха Филарета. Формирование первых полков иноземного строя. Первая рукописная газета «Куранты». Полки иноземного строя.
3.1.2. Алексей Михайлович - «царь-Солнце». Правительство боярской знати во главе с Морозовым. Соборное уложение, Новоторговый устав. С. Полоцкий; экспедиция Семена Дежнева, Хабарова. Соляной и Медный бунты. Составление завещания.
3.1.3. Федор Тишайший. Царевна Софья.
Поворот на Запад. Принятие первого государственного бюджета. Отмена местничества; публичные сожжения разрядных книг. Регентство царевны Софьи.
3.1.4. Царь Петр Алексеевич - Великий.
Потешные полки. Основание славяно-греко-латинской академии. Стрелецкий бунт. Летоисчисление от рождества Христова.
Газета «Ведомости». Основание Санкт-Петербурга. Введение гражданского шрифта. Учреждение Сената, ассамблей, коллегий. Кунсткамера. Академия наук.
3.2. Эпоха дворцовых переворотов (3 часа).
3.2.1. Екатерина I. Воцарение Петра П. Правление Анны Иоанновны.
Учреждение Верховного тайного совета. Внук Петра Великого. Ссылка А. Д. Меншикова. Смерть 14-летнего Петра от оспы. Правление Анны Иоанновны - «это был грубый вызов русскому чувству национальной чести».
3.2.2. Елизавета Петровна и Петр III.
«Ни одно царствования до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания» (В. О. Ключеский).
Петр III - «он не был злым, но его ограниченность - недостаток воспитания... Из него вышел бы хороший прусский капрал, но не государь великой империи» (Е. Дашкова). «Манифест о вольности дворянской».
3.2.3. Екатерина II. Павел I и Александр I.
«Екатерина II умела на только сообразовывать дела своего царствования с запросами времени, но обставлять их пышной декоративной обстановкой и помпезным блеском, с ловким подчеркиванием материнских своих забот о подданных».
Правление Павла I - время радикальной реакции. Он не считал себя обязанным уважать права своих подданных.
Правление Александра I. «Александровская эпоха завершилась, как и началась, насилием». Негласный комитет. Учреждение министерств, организация гимназий. Указ о вольных хлебопашцах. Военные поселения. Указы Сперанского. «Сфинкс - неразгаданный до гроба» (А. С. Пушкин).
3.3. Эпоха самодержавных преобразований (2 часа).
3.3.1. Николай I - жандарм Европы и Александр II - Освободитель.
Создание бюрократической системы. Реформы П. Д. Киселева и
Е. Ф. Канкрина. Указ об «обязанных крестьянах». Николай I -умный и расчетливый политик. Александр П. Отмена крепостного права и либеральные реформы.
3.3.2. Александр III и Николай П. Контрреформы Александра III.
Царствование Николая П. «На рубеже веков у царской власти была лишь одно насущная политическая задача - во чтобы то ни стало сохранить самодержавие» (П. Верт).
Итоговое занятие (2 часа).
Литература
- Богданович М. И. История царствования императора Александра I и Россия в
его время. - СПб., 1869-1871. - Т. 1-6.
2. Бутромее В. Чтения и рассказы по истории России // Роман-газета. - 1994.
3. Валишевский К. Вокруг трона. - Волгоград, 1990.
4. Вандаль А. Наполеон и Александр I.- Ростов н/Д, 1995. -Т. 1-3.
5. История Отечества с древнейшего времени до наших дней:
энциклопедический словарь / сост. Б. Ю. Иванов, В. М. Карев, Е. И. Куксина,
А. С. Орешников, О. В. Сухарева.
6. История Отечества: справочник школьника. - М.: Филологическое общество
«Слово», 1994.
7. Ключевский, В. О. Курс русской истории: сочинение: в 9 т. -М.: Мысль, 1987.
8. Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в
начале XIX в. - М., 1989.
9. Николай Михайлович, великий князь. Император Александр 1.-СП6., 1912.-Т.
1-2.
10. Пашков, Б. Г. Русь. Россия. Российская империя: хроника правлений и
событий (862-1917 гг.). - М., 1977.
11. Предтеченский, А. В. Очерки общественно-политической истории России в
первой четверти XIX в. - М.; Л., 1957.
12. Пресняков, А. Е. Российские самодержцы. - М., 1990.
13. Пчелов, Е. В. Рюриковичи: история династии. - М., 2004.
14. Сафонов, М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на
рубеже XVIII и XIX вв. - Л., 1988.
15. Триста лет царствования дома Романовых. - М.: Информ-Эко, 1990.
16. Сахаров, А. Н. Александр I // Российские самодержцы (1801-1917).-М., 1993.
17. Троицкий, Н. А. Александр I и Наполеон. - М., 1994.
18. Шшьдер, Н К. Император Александр I. Его жизнь и царствование. - СПб.,
1904-1905.-Т. 1-4.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Введение (1 час)
Цель:
- показать, как влияет личность на ход истории
Основные знания:
- Связать в сознании учащихся представления о характере деятельности людей и господствующих ценностях культуры;
- Нормы, ценности, идеалы, составляющие духовный костяк цивилизации, не возникают случайно, а тесно связаны с условиями и особенностями деятельности людей.
Основные умения: уметь дать оценку деятельности, проанализировав документ, уметь делать опорный конспект.
Форма изложения: лекция с элементами эвристической беседы.
Показать влияние личности на историю, рассмотреть примеры царей – императоров через призму времени. Почему они поступили так, а не иначе в той или иной исторической действительности. Каковы исторические реалии, анализ этих явлений и почему историки по-разному оценивают эти явления. Иногда старое имя или слово дает повод для открытий, малейшая черта древности дает повод к соображениям.
Раздел 1. Великие Рюриковичи
(22 часа)
1.1. Киевская Русь
(4 часа)
Занятие 1. Рюрик, Синеус, Трувор – легендарные варяги.
Цель:
- формировать понятие личности и каково её влияние на древнерусскую историю.
Проблемный вопрос: «правление пришлых» династий не только типичное, но и закономерное, а в определенных ситуациях и необходимое явление» (В. Кожинов)
Основные умения: уметь дать оценку личного влияния исторической личности на ход событий, уметь анализировать документ.
Занятие 2. Олег – победитель греков
Цель:
- рассмотреть влияние личности Олега регента на появление и укрепление мощи русского государства.
Форма занятия: семинар с элементами анализа текста документа.
Форма контроля: карточки с заданиями.
Основные умения: уметь дать оценку личного влияния исторической личности на ход событий, уметь анализировать документ. Неоднозначные оценки его деятельности могут быть положены в основу написания анализа, сообщения.
Занятие 3. Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав.
Цель:
- показать, как меняется государственная политика при каждом новом правителе; формировать понятие: влияние личности на ход истории.
Форма занятия: семинар с элементами групповой беседы.
Форма контроля: опорный конспект, тесты, сообщения по теме.
Занятие 4. Дела великого князя Владимира – Красно Солнышко, в крещении Василий.
Цель:
- показать, как изменилась внешняя и внутренняя политика после нововведений князя, его влияние на начало феодальной раздробленности.
Форма занятия: семинар, анализ документов.
Форма контроля: тесты, опорный конспект, анализ документа, фольклора и письменных источников.
Основные умения: уметь дать оценку личного влияния исторической личности на ход событий, уметь анализировать документ. Неоднозначные оценки его деятельности могут быть положены в основу написания анализа, сообщения.
1.2. Эпоха феодальной раздробленности.
«Властолюбие вооружает не только брата, но и сына против отца…»
(10 часов)
Занятие 1. Борис и Глеб – великие святые церкви.
Цель:
- формировать понятия – влияние внешних факторов на изменение в общественной жизни, влияние церкви на общественную жизнь.
Форма занятия: семинар.
Форма контроля: проанализировать различные точки зрения и определиться в собственном отношении к событиям.
Занятие 2. Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый.
Цель:
- показать, как меняется государственная политика при каждом новом правителе; формировать понятие: влияние личности на ход истории; раскрыть понятие «Самовластец Русской земли».
Форма занятия: семинар с элементами групповой работы, анализ «Русской Правды».
Форма контроля: анализ различных источников, литературного текста на соответствие, опорный план, тесты, анализ «Русской Правды».
Занятие 3. Владимир Мономах.
Цель:
- показать, как изменилась внешняя и внутренняя политика после нововведений князя.
Форма занятия: семинар, анализ документов.
Форма контроля: тесты, опорный конспект, анализ документа, фольклора и письменных источников.
Занятие 4. Юрий Долгорукий.
Цель:
- показать, как изменилась внешняя и внутренняя политика после нововведений князя.
Форма занятия: семинар, анализ документов.
Форма контроля: тесты, опорный конспект, анализ документа, фольклора и письменных источников.
Занятие 5. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое гнездо.
Цель:
- показать, как изменилась внешняя и внутренняя политика после нововведений князя, «самовластец Андрей, формирование понятия «большие» и «меньшие» люди.
Форма занятия: семинар, анализ документов.
Форма контроля: тесты, опорный конспект, анализ документа, фольклора и письменных источников.
Занятие 6. Мстиславы Храбрые – пример незлобия в мире и ужасных битвах.
Цель:
- формировать понятия: мужество, доблесть, героизм, патриотизм – на примере жизни русских князей.
Форма занятия: семинар, анализ документов.
Форма контроля: тесты, опорный конспект, анализ документа, фольклора и письменных источников.
Занятие 7. Святой Александр Невский.
Цель:
- показать, как изменилась внешняя и внутренняя политика во время правления князя, помочь учащимся переосмыслить имеющиеся у них знания о шведско- немецкой агрессии.
Форма занятия: семинар, анализ документов.
Форма контроля: тесты, опорный конспект, анализ документа, фольклора и письменных источников.
Занятие 8. Великий князь Михаил Ярославович – Отечестволюбец и Юрий – князь Московский.
Цель:
- показать влияние личных качеств князей на формирование Московского княжества.
Форма занятия: семинар, анализ документов, частично групповая работа.
Форма контроля: тесты, опорный конспект, анализ документа, фольклора и письменных источников.
Занятие 9. Иван Даниилович Калита.
Цель:
- показать влияние личных качеств князей на формирование Московского княжества.
Форма занятия: семинар, анализ документов, частично групповая работа.
Форма контроля: тесты, опорный конспект, анализ документа, фольклора и письменных источников.
Занятие 10. Дмитрий Иванович Донской.
Цель:
- показать, как изменилась внешняя и внутренняя политика во время правления князя Дмитрия Донского, роль князя в преодолении феодальной раздробленности.
Форма занятия: семинар, анализ документов.
Форма контроля: тесты, опорный конспект, анализ документа, фольклора и письменных источников.
1.3. Русь неделимая, единая, долговечная…
(8 часов)
Занятие 1. Самодержцы земли Русской
Цель:
- формировать понятие самодержавная власть; показать как конкретно пересекались интересы отдельных групп общества, ценности культуры, внешнеполитические условия при создании Московского государства.
Форма занятия: лекция с элементами «мозгового штурма».
Форма контроля: опорная лекция, работа с документами, анализ.
Занятия 2 -3. Иван Васильевич, князь и самодержец.
Цель:
- показать роль князя в процессе централизации русских земель; формировать понятия: имперские тенденции, самодержавие.
Форма занятия: семинар с элементами анализа альтернативных ситуаций.
Форма контроля: проблемные задания версионного характера, тест.
Занятие 4. Князь Иван Васильевич, великий государь.
Цель:
- показать становление Москвы – третьего Рима, влияние характера на деятельность князя - государя.
Форма занятия: семинар с элементами анализа альтернативных ситуаций.
Форма контроля: проблемные задания версионного характера, тест.
Занятия 5 - 6. Государь Иван Васильевич – Грозный, Удивительный.
Цель:
- формировать понятие абсолютизм, деспотизм на примере Ивана Грозного.
Форма занятия: семинар с элементами проблемных заданий альтернативного характера.
Форма контроля: проблемные задания версионного характера, тест, сообщение по теме занятия
Занятие 7. Государь князь Федор – достойный счастья. Борис Годунов
Цель:
- показать, как продолжается формирование абсолютной власти царя на примере правления Бориса Годунова.
Форма занятия: семинар
Форма контроля: проблемные задания, тест.
Занятие 8. Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского
Цель:
- рассмотреть причины признания «царя Дмитрия Ивановича» и избранность Василия Шуйского.
Форма занятия: семинар
Форма контроля: анализ документов, проблемные задания.
Раздел 2: Великие Романовы
(9 часов)
2.1. Путь к абсолютизму
(4 часа)
Занятие 1. Державный сын и светоносец во тьме...
Государь Михаил Федорович
Цель:
- показать на примере царя Михаила гражданское примирение; понятие гражданского сознания.
Форма занятия: семинар
Форма контроля: анализ документов, анализ альтернативных ситуаций.
Занятие 2. Алексей Михайлович – «царь – Солнце».
Цель:
- рассмотреть процесс складывания интересов феодального государства, расхождение понятий об «общем благе» нации и государства, нововведения царя - реформатора.
Форма занятия: семинар с элементами «мозгового штурма».
Форма контроля: письменная работа – выделение специфических признаков при сравнении Алексея Михайловича и Людовика XIV.
Занятие 3. Федор Тишайший. Царица Софья.
Цель:
- рассмотреть процесс складывания интересов феодального государства, расхождение понятий об «укреплении головы» государства, нововведения царя – реформатора и царевны.
Форма занятия: семинар с элементами «мозгового штурма».
Форма контроля: письменная работа – сравнение логических преобразований.
Формировать понятия: самодержавие, личное влияние.
Занятие 4. Царь Петр Алексеевич – Великий.
Цель:
- рассмотреть процесс складывания абсолютизма в феодальном государстве, нововведения царя – реформатора.
Форма занятия: семинар с элементами «мозгового штурма».
Форма контроля: письменная работа по вопросам: Жизненный путь Петра I . Условия повлиявшие на формирование личности, взглядов и убеждений. Личные качества, степень их соответствия задачам, стоящим перед страной. Способы достижения цели. Соотнесенность целей исторического деятеля и интересов какой –либо социальной группы. Круг друзей, единомышленников, круг врагов. Противоречия в деятельности личности. Роль личности в истории, результаты и значение деятельности.
Личностно значимая проблема:
Не существует однозначной оценки исторической личности, чем активнее политик, тем больше оценок получает его деятельность, так как затрагивает широкий круг интересов разных слоев общества.
Формировать понятия: самодержавие, абсолютизм, личное влияние.
2.2. Эпоха дворцовых переворотов
(3 часа)
Занятие 1. Екатерина I. Воцарение Петра II. Правление Анны Иоанновны.
Цель:
- показать, как абсолютная власть самодержцев влияет на укрепление государства и как проявляется влияние личных качеств на формирование абсолютизма в стране.
Форма занятия: семинар.
Форма контроля: сравнительный анализ по вопросам: Жизненный путь. Условия повлиявшие на формирование личности, взглядов и убеждений. Личные качества, степень их соответствия задачам, стоящим перед страной. Способы достижения цели. Соотнесенность целей исторического деятеля и интересов какой –либо социальной группы. Круг друзей, единомышленников, круг врагов. Противоречия в деятельности личности. Роль личности в истории, результаты и значение деятельности.
Личностно значимая проблема:
Не существует однозначной оценки исторической личности, чем активнее политик, тем больше оценок получает его деятельность, так как затрагивает широкий круг интересов разных слоев общества.
Занятие 2. Елизавета Петровна и Петр III.
Цель:
- показать, как абсолютная власть самодержцев влияет на укрепление государства и как проявляется влияние личных качеств на формирование абсолютизма в стране.
Форма занятия: семинар.
Форма контроля: сравнительный анализ по вопросам: Жизненный путь. Условия повлиявшие на формирование личности, взглядов и убеждений. Личные качества, степень их соответствия задачам, стоящим перед страной. Способы достижения цели. Соотнесенность целей исторического деятеля и интересов какой –либо социальной группы. Круг друзей, единомышленников, круг врагов. Противоречия в деятельности личности. Роль личности в истории, результаты и значение деятельности.
Личностно значимая проблема:
Не существует однозначной оценки исторической личности, чем активнее политик, тем больше оценок получает его деятельность, так как затрагивает широкий круг интересов разных слоев общества.
Занятие 3. Екатерина II. Павел I и Александр I.
Цель:
- показать, как абсолютная власть самодержцев влияет на укрепление государства и как проявляется влияние личных качеств на формирование абсолютизма в стране.
Форма занятия: семинар.
Форма контроля: сравнительный анализ по вопросам: Жизненный путь. Условия повлиявшие на формирование личности, взглядов и убеждений. Личные качества, степень их соответствия задачам, стоящим перед страной. Способы достижения цели. Соотнесенность целей исторического деятеля и интересов какой –либо социальной группы. Круг друзей, единомышленников, круг врагов. Противоречия в деятельности личности. Роль личности в истории, результаты и значение деятельности.
Личностно значимая проблема:
Не существует однозначной оценки исторической личности, чем активнее политик, тем больше оценок получает его деятельность, так как затрагивает широкий круг интересов разных слоев общества.
2.3 Эпоха самодержавных преобразований
(2 часа)
Занятие 1. Николай I- жандарм Европы и Александр II - Освободитель.
Цель:
- формировать понятия: самодержавие, абсолютизм, личное влияние, либерализм.
Форма занятия: семинар с элементами анализа документов.
Форма контроля: проблемные задания версионного характера.
Формировать понятия: самодержавие, абсолютизм, личное влияние, либерализм, кризис власти.
Занятие 2. Александр III и Николай II.
Цель:
- показать, что у России уже в XIX веке были возможности для развития по буржуазному пути, что происшедшие в стране преобразования привели к существенному прогрессу в экономике, обществе и культуре, как личные качества государя могут повлиять на углубление кризиса власти.
Форма занятия: семинар с элементами сравнительного анализа документов.
Форма контроля: проблемные задания версионного характера.
Итоговое занятие:
Основные этапы истории России в лицах (2 часа)
Деловая игра
Цели:
- учащиеся должны осмыслить, осознать, усвоить причинно – следственные связи, закономерности единого, целостного исторического процесса социально – экономического и политического развития России;
- анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты, давать оценку историческим фактам, событиям и роли личности в истории;
- соотносить исторические события с периодом, эпохой;
- пользоваться различными источниками исторических знаний, анализировать информацию этих источников и обосновывать свое отношение к изложенным в них оценкам.
Критерии оценки:
- содержательность;
- глубина;
- полнота и конкретность освещения темы.
Логичность:
- последовательность изложения, его пропорциональность;
- обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое мнение, отношение.
Риторика:
- лаконичность;
- образное выражение мыслей и чувств;
- подбор точных слов, эпитетов;
- правильность и чистота речи;
- владение исторической терминологией.
Приложение 2
Темы рефератов
- Легендарные варяги – Рюрик, Синеус, Трувор
- Олег – победитель греков
- Княгиня Ольга – мудрая святая
- Князь воин: Святослав Игоревич
- Князь Владимир – Красно Солнышко
- Борис и Глеб – великие святые православной церкви
- А. Боголюбский: триумф и трагедия
- Иван III: собиратель земель, политик, законодатель, человек
- Опричнина-трагедия Руси
- Последствия и уроки Смуты
- Михаил Федорович Романов - человек и правитель
- Святополк Окаянный: биографический очерк
- Владимир Мономах
- Юрий Долгорукий
- Святой Александр Невский
- А. Невский: полководец и политик.
- Д. Донской: великий князь и полководец
- Иван Даниилович Калита
- Иван Васильевич, князь и самодержец
- Государь Иван Васильевич – Грозный, Удивительный
- Лжедмитрий I
- Державный сын и светоносец во тьме... Государь Михаил Федорович
- Алексей Михайлович – «царь – Солнце»
- Царь Петр Алексеевич – Великий
- Эпоха дворцовых переворотов
- Наследники северного исполина
- Правление Анны Иоанновны. Бироновщина
- Екатерина II Великая
- Николай I- жандарм Европы
- Александр II – Освободитель
- Александр III
- Николай II – последний император
Приложение 3
Итоговый тест по теме:
«Киевская Русь»
- Согласно летописи, варяжский князь Рюрик княжил в городе:
- Киеве
- Новгороде
- Киеве
- Москве
- Гибель киевского князя Игоря Старого связана с его походом против :
- печенегов
- половцев
- монголо-татар
- древлян
- Основными направлениями внешней политики князя Святослава являлось:
- ведение военных походов с целью получения добычи
- обеспечение безопасных путей для торговли
- организация обороны против печенегов
- укрепление международных связей путем династических браков
- Причина крещения Руси Владимиром:
- необходимость смягчения социальных противоречий
- сильное политическое давление Византии
- военное давление западных государств
- требование киевской знати
- Владимир Мономах занял киевский престол в результате:
- решения княжеского съезда
- требования митрополита
- княжеской усобицы
- старшинства
6. «Уроки» и «погосты» для сбора дани с племен были учреждены:
1) князем Игорем
2) князем Святополком
3) князем Олегом
4) княгиней Ольгой
7. Какой киевский князь был убит древлянами при внеочередном сборе дани в 945 г.:
1) Святослав
2) Рюрик
3) Игорь
4) Владимир
8. Основателем Киева был легендарный ...
1) Рюрик
2) Синеус
3) Трувор
4) Кий.
9. Христианство на Руси было введено:
1) Владимиром Красно Солнышко
2) Княгиней Ольгой
3) Князем Олегом
4) Святославом
10. Кто за кем княжил в Киеве? Расположите в хронологической последовательности правление киевских князей:
1) Ярослав Мудрый
2) Святослав Игоревич
3) Владимир Красное Солнышко
4) Владимир Мономах
11. Установите последовательность событий:
1) гибель Игоря в земле древлян
2) захват Киева князем Олегом
3) Рюрик начал править в Новгороде
4) появление "Повести временных лет"
5) поход на Византию князя Святослава
12. Составьте цепочку правителей Киевской Руси.
- Святослав
- Братья Ярославичи
- Рюрик
- Игорь
- Владимир Мономах
- Ярослав Мудрый
- Олег
- Ольга
- Владимир красно Солнышко
13. Соотнеси событие и дату.
- 912-945 а. Правление Рюрика
- 945-962 б. Княжение Ярослава Мудрого в Киеве
- 962-972 в. Княжение Ольги при малолетнем Святославе
- 980-1015 г. Княжение Игоря
- 1019-1054 д. Княжение Святослава
- 1113-1125 е. Княжение Владимира Мономаха
ё. Княжение Владимира Кр.Солнышко
14. О ком идет речь?
- Креститель Руси-
- Первые русские святые-
- Князь, убитый древлянами-
- Княгиня установившая норму сбора дани-
- Князь, выдающийся полководец-
- Князь, объединивший Новгород и Киев-
- Легендарный начальник русских князей-
- Киевский князь, убитый Олегом-
- Князь, начавший разработку Русской Правды-
- Половцы боялись его, как огня. Половчанки пугали его именем детей.
Он внук византийского императора.
- Установите соответствие и выберите правильный ответ(ы).
Князь | Направления деятельности |
1) Владимир Святой | А) начало составления письменного законодательства |
2) Олег | Б ) принятие христианства |
3) Ярослав Мудрый | В) упорядочение сбора дани |
Г) объединение Новгорода и Киева в составе единого государства |
- Установите соответствие и выберите правильный ответ(ы).
Князь | Направления деятельности |
1) Владимир Мономах | А) разгром Хазарского каганата |
2) Ольга | Б) принятие христианства |
3) Святослав | В) упорядочивание сбора дани |
Г) отражение половецкой опасности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Рабочая программа по истории России 6 класс"
Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен до конца XVI века". М. Дрофа, 2011г....
Методическая разработка интерактивного урока по истории России "Создание единого русского государства"
Данная работа представлена, как методическая разработка урока по направлению «Интерактивный урок». Тема урока «Создание единого Русского государства». Урок построен в соответствии с требованиями «Прог...
Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов.
Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов....
Методическая разработка командной игры по истории России и обществознанию
Для формирования у обучающихся нашей школы компетенций гражданина РФ запланированы разнообразные внеклассные мероприятия. Одним из них является мероприятие по теме...
Методическая разработка мероприятия «Он открыл историю России широкой публике…»: к 250-летию Н. М. Карамзина»
Цель мероприятия: Мотивировать учащихся изучать историю России посредством трудов великих историков. Задачи: Воспитательная - воспитывать духовно-нравственные и патриотические качества личности. ...
методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ
Итоговая проверочная работа "Россия в первой половине XIX века"( 9 класс) для обучающихся с ОВЗ. Работа составлена по учебнику "История России" под редакцией академика А.В. Т...
методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ
Данный материал можно использовать на повторительно-обощающем уроке по теме "Россия во второй четверти XIX сека" для обучающихся 9-ых классов с ОВЗ. При составлении этой работы б...