«СССР в 1953-1964 гг. »
план-конспект урока по истории (9 класс)

Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. »

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока

Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Цель урока: подведение итогов работы по теме «СССР в 1953-1964 гг.», повторение и обобщение изученного материала, продолжение работы по формированию навыков анализа исторической ситуации, анализа исторических оценок и версий, проведение работы с историческим документом этой эпохи…

Этапы урока:

  1. Организационный момент
  2. Вводное слово учителя о целях и задачах урока и актуальности полученных знаний.
  3. Лабораторно – практическая работа

  а) Работа с классом на знание дат (часть А ).

  б) Работа на выполнение заданий по систематизации фактов ( часть Б ).

  в) Работа на выполнение заданий по анализу исторической ситуации (исследование)

  г) Работа на выполнение заданий анализа исторических версий и оценок (часть С ).

  1. Подведение итогов урока
  2. Домашнее задание

 

Содержательные элементы, которые будут проверяться в ходе урока:

 СССР в 1953-1964 гг.

  • Знание основных дат периода развития СССР в 1953 – 1964 г.г.
  • Знание основных фактов, явлений, которые характеризуют период 1953-1964
  • Знание исторических понятий, терминов .
  • Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов
  • Установление последовательности исторических событий
  • Указание характерных черт событий, явлений, процессов, систематизация исторического материала
  • Выявление общих черт и различий сравниваемых процессов, анализ исторической ситуаций, анализ исторических версий и оценок
  • Умение извлекать информацию из источника.

Виды заданий на:

  • хронологию событий 
  • систематизацию фактов;
  • анализ исторической ситуации;
  • анализ исторических версий и оценок

          Используемые документы, характерные для данной эпохи:

1.Отчётный доклад ЦК КПСС на XX съезде КПСС (1956г.)

2.Доклад Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС (1956г.) « О культе личности и его последствиях»

3.Программа КПСС, принятая на XXII съезде КПСС(1961г.)

4.Обращение участников Московского собрания комсомольцев и молодёжи в январе 1955 года.

5.Постановление Пленума ЦК КПСС «Об очередных задачах идеологической работы партии. Июнь 1961года.»

6.Выступление Н.С.Хрущева на Пленуме  ЦК КПСС в июле 1953 года.

7.Воспоминания современников: А.И.Аджубея, С.П.Павлова, Г,Б,Фёдорова, Д.Ф.Устинова, М.И.Ромма.

                                                                             Этапы урока:

     

 1. Оргмомент. Мотивация деятельности учащихся

  1. Вводное слово учителя о целях , задачах урока и актуальности полученных знаний.  – 1 мин.  ( Цель занятия: проанализировать развитие  страны  после смерти Сталина, выделить  главные этапы и направления внутренней и внешней политики СССР в данный период, закрепить знания основных дат, фактов, событий.  История распорядилась так, что перемены, происшедшие в СССР в 1950-1960 гг., оказались связаны с именем Н.С. Хрущева. Перед нами стоит задача – выяснить на основе анализа документальных и иных источников, с которыми вы знакомились при подготовке домашнего задания, особенности и характер изменений в советском обществе в политической, экономической и духовной сфере. Выяснять мы будем путем проведения лабораторно-практического задания: т.е вы самостоятельно будете выполнять задания и закреплять знания, полученные на предыдущих уроках  и в ходе самостоятельного изучения. За вашей работой  будут наблюдать два эксперта– аналитика, которые в конце урока дадут  анализ  работе класса и каждому ученику отдельно. )

                                     

                            3.    Лабораторно – практическая работа

Задание для 1 группы

  1. Назовите политические события и их даты, о которых свидетельствуют данные документы.
  2. Какие еще политические события характерны для этого периода?
  3. Сделайте обобщающие выводы об особенностях политической жизни страны в 1953-1964 гг.

Документы:

1) Из доклада Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях».

       

 «Нам нужно решительно раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы….. Вести борьбу против всяких попыток возродить его…. Проводить работу по соблюдению принципа коллективности руководства…. Полностью восстановить Ленинские принципы советского социалистического демократизма. Произвол одного лица поощрял идопускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление ».                  

2) Из Программы КПСС, принятой на XXII съезде

«….. Начался процесс перерастания государства во всенародную организацию тружеников социалистического общества. Всестороннее развертывание и совершенствование социалистической демократии- главное направление развития социалистической государственности в период строительства коммунизма ».

Задание для 2 группы

 1.  Назовите экономические реформы, о которых свидетельствуют данный документы,    дополните их список из изученного вами учебного материала.

         2.  Сделайте обобщающие выводы об особенностях экономического развития    страны в     1953-1964 гг., основываясь на показателях диаграммы.

Документы:

  1. Из обращения участников Московского собрания комсомольцев и молодежи в январе 1955года. 

«Дорогие друзья будем достойны доверия и заботы нашей родной матери- Коммунистической партии! Порадуем Родину новыми успехами в борьбе за покорение миллионов гектаров целинных и залежных земель. Даем нерушимое комсомольское слово Центральному комитету партии и Советскому правительству - будем честно и самоотверженно трудиться на новых землях.»

  1. Из воспоминаний современника.

«После поездки Хрущева в США в 1959 году и посещении им фермы Гарста в СССР началось повсеместное внедрение кукурузы, даже в ущерб производства пшеницы и ржи. Её сеяли даже в тех районах, которые в принципе не были для этого приспособлены».

  1. Из доклада Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС.

«Нашлись мудрецы, которые начали противопоставлять легкую промышленность тяжелой индустрии, уверяя, что преимущественное развитие тяжелой промышленности необходимо было лишь на ранних ступенях советской экономики…. Только неисправимые хвастуны могут закрывать глаза на то, что в экономическом отношении мы еще не перегнали наиболее развитые капиталистические страны.»

 

Задание для 3 группы.

  1. Перечислите мероприятия советского руководства, которые способствовали разрядке международной напряженности в 50-х начале 60-х годов.
  2. Перечислите наиболее серьезные кризисы международных в отношениях, активным участником которых выступал СССР в 50-х в начале 60-х годов, объясните их причины.
  3. На основе документов и изученного материала сделайте обобщающие выводы о характере внешней политике, проводимой советским руководством в 1953-1964 гг..

Документы

  1. Из отчетного доклада ЦК КПСС к  XX съезду КПСС (1956 г.)

«До сих пор враги мира пытаются уверять, что советский союз будто бы намерен ниспровергать капитализм в других странах с помощью экспорта революции. Разумеется, среди нас, коммунистов, нет приверженцев капитализма. Но это вовсе не значит, что мы вмешивались или собираемся вмешиваться во внутренние дела тех стран, где существуют капиталистические порядки».

  1. Из статьи С. Кондрашова «Цели и средства» («Известия» от 14.12.1988г) 

«Употребляя нынешнюю терминологию, можно сказать, что его (Хрущева) подход к межгосударственным отношениям был предельно идеологизирован. Пропагандируя принципы мирного существования, он не уставал повторять дразнившую и ожесточавшую американцев мысль: «Мы вас закопаем». Он признавал за каждым народом право выбора того или иного строя, но одновременно заявлял: «Ликвидация капиталистической системы- это коренной вопрос развития общества».

  1. Из выступления Н.С. Хрущева на Пленуме ЦК КПСС в июле 1953 года.

«Договор имеет свою силу, если он подкреплен пушками. Если договор не подкреплен силой, то он не чего не стоит….».

Задание для 4 группы.

  1. Какую особенность развития культуры1953 – 1964-х годов отражают данные документы.
  2. Каким обобщающим словом назвал Эренбург процесс демократизации в культуре этого периода. Раскройте суть данного понятия, подтвердите примерами из культурной жизни советского общества.

Документы

  1. Воспоминания. А. И. Аджубей(главный редактор газеты «Комсомольская правда») «Те десять лет».

«Очистительный процесс в культуре шел не безболезненно. Сняли нелепые обвинения с Шостаковича, начали публиковать Ахматову и Зощенко, вернулись в литературу и многие славные имена. Правда, далеко не все».

  1. Воспоминания. М.И. Ромм ( кинорежиссёр) «Четыре встречи М.С. Хрущева с деятелями культуры».

«Наконец, берет заключительное слово… ну вот, говорит, он мы вас тут, конечно, послушаем, поговорим, но решать - то будет кто? Решать в нашей стране должен народ. А народ - это кто? Это партия. А партия кто? Это мы. Мы – партия. Значит, мы и будем решать, я вот буду решать. Понятно?»

  1. Из постановления Пленума ЦК КПСС «Об очередных задачах идеологической работы партии» июнь 1961г.

«Партия будет и впредь вести бескомпромиссную борьбу против любых идейных шатаний, против формалистического трюкачества, за партийность и народность советского искусства – искусства социалистического реализма. В литературе и искусстве партия поддерживает только те произведения, которые вдохновляют народ и сплачивают его силы.»

Задание для 5 группы.

      1.Каковы оценки деятельности Н.С. Хрущева, данные в документах, вы разделяете?

2.Каков, на ваш взгляд, главный итог деятельности Н.С. Хрущева?

3.Каковы, на ваш взгляд сильные и слабые стороны личности Н.С. Хрущева.

Документы

  1. Г.Б. Федоров (ответственный работник ЦК КПСС в 60-тые годы) «Как нам оценивать Хрущева?»

«Хрущев в целом действовал в интересах страны и народа. Он совершил настоящий подвиг, рискуя не только политической карьерой но и жизнью, когда отважился на развенчания Сталина и реабилитацию миллионов невинных людей, живых и убитых. Ведь он действовал в сплошном окружении сталинистов… »

  1. С.П. Павлов (первый секретарь ЦК ВКЛСМ с 1959 – 1968 гг.) «На смены придут другие – смелее и лучше нас».

«Хрущев был очень интересным человеком интересным руководителем. При всех своих недостатках… он был очень мужественным и конкретным человеком, искренне стремился изменить жизнь к лучшему. Прежде всего, он беззаветно любил свой народ и свою партию, был предан нашим идеям»

  1. Д.Ф. Устинов - министр обороны

«В оценке деятельности Хрущева я, как говорится, стою насмерть. Он нам очень навредил. Подумайте только, что он сделал с нашей историей, со Сталиным. Не секрет, что западники нас никогда не любили. Но Хрущев им дал в руки такой материал, такие аргументы, которые опорочили нас на долгие годы.»

  1. М.И. Ромм – кинорежиссер.

«Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж, и кукуруза… А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди… И зла к нему никто  не будет  иметь – ни завтра . ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только много лет спустя… В нашей истории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому  у него не грех поучиться всем нам.»

III. Письменный контроль (в 2 – х вариантах )

                             

                       

                                                   Вариант I

ЧАСТЬ А:

1.В каком году Н.С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС?

    1) 1953г. 2) 1964г. 3) 1972г. 4) 1985 г.

2. Установите хронологическую последовательность событий.

     1) Карибский кризис.

     2) XX съезд КПСС.

     3) Первый полет советского человека в космос.

     4) Испытание водородной бомбы в СССР.

3. Какое событие положило начало ослаблению тоталитарного режима в стране?

     1) Смерть Сталина.

     2) XX съезд КПСС.

     3) Арест Берия.

4. Период в истории СССР с 1953-1964гг., характеризовавшийся началом обновления духовной жизни, разоблачением культа личности, назывался периодом.

     1) Деидеологизации

     2) Гласности

     3) «Оттепели»

     4) «Нового политического мышления»

5. Какое из названных событий поставило мир на грань ядерной войны?

     1) Ввод войск СССР и государств ОВД с Чехословакию

     2) Ввод советских войск в Афганистан

     3) Размещение советских ракетных баз на Кубе

     4) Война во Вьетнаме

6. Почему 1961год называют «годом второго освобождения крестьян»?

    1) В том году началась паспортизация советской деревни.

    2) Все крестьяне получили земли в индивидуальное пользование.

    3) Колхозное крестьянство получило право получать свой пай из колхоза.

7. Что стало достижением отечественной науки в 1950-1960-е годы?

    1) Открытие первой в СССР физической школы.

    2) Учение о ноосфере Вернадского.

    3) Создание самого мощного в мире синхрофазотрона.

ЧАСТЬ В.

1. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

А) Карибский кризис

Б) начало освоения целинных  и залежных земель

В) смерть И.В. Сталина

Г) создание Организации Варшавского Договора

2.Соотнесите соответствие между понятиями и их определениями:

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А)

реабилитация

1)

Политика, не считающаяся с объективными законами, реальными условиями и возможностями

Б)

ротация

2)

Восстановление честного имени и гражданских прав несправедливо осуждённых людей

В)

волюнтаризм

3)

Личное, пристрастное отношение к чему-либо

Г)

субъективизм

4)

Идеология мирового гражданства

5)

Перемещение руководящих номенклатурных кадров

3. Прочтите отрывок из труда отечественных историков и напишите название периода, о котором идет речь в тексте.

«Процессы демократизации общества, активизация общественного мнения… создавали обстановку, в которой линия на преодоление последствий культа личности без преодоления субъекта культа все более обнаруживала свою непоследовательность, политическую ограниченность и ущербность. Пробивала себе дорогу, прежде всего через живых свидетелей, возвращенных в общество, подлинная жестокая правда о временах и деяниях Сталина. Придерживаться и дальше «фигуры умолчания» было уже невозможно без риска политической компрометации партийного и государственного руководства».

4. Установите соответствие между фамилиями писателей и названиями их произведений:

ФАМИЛИИ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

А)

Б.Л, Пастернак

1)

«Один день Ивана Денисовича»

Б)

А.И. Солженицын

2)

«Оттепель»

В)

И. Г. Эренбург

3)

«Судьба человека»

Г)

М.А. Шолохов

4)

«Доктор Живаго»

5)

«Котлован»

5. Какие три политических деятеля из названных ниже были участниками «антипартийной группы», отстранённой Н.С. Хрущёвым от партийно-государственного руководства?

  1. Г.М. Маленков
  2. А.А. Громыко
  3. Л.М. Каганович
  4. Ю.В. Андропов
  5. В.М.Молотов
  6. А.М. Косыгин

6. По какому принципу образован ряд?

    Снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочей недели, массовое строительство жилья, повышение пенсий-…..

7. В период хрущевского правления нашли развитие две тенденции: демократическая и тоталитарная. В каких из перечисленных ниже фактов, событий проявилась демократическая тенденция?

        а) Выступление Хрущева на XXII съезде КПСС.

        б) Реакция властей на события в Новочеркасске в 1962 году.

        в) Попытка установить советские ракеты на Кубе.

        г) Поддержка антиамериканских политических сил в различных странах.

        д) Восстановление дипломатических отношений с Югославией.

        е) Реабилитация  узников сталинских лагерей.

        ж) Смягчение цензуры.

        з) Подавление Венгерской революции 1956 г.

        и) Введение юридической ответственности за тунеядство, (нежелание работать)

        к) Публикация произведений А.И. Солженицына в «Новом мире».

        л) Закрытие храмов.

        м) Борьба с крестьянским подсобным хозяйством.

Для желающих и  сдающих ЕГЭ - дополнительные задания. 

1. Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С Хрущева на XX съезде КПСС :

       1) Доклад Н.С. Хрущева с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, человеку, который имел много заслуг перед народом.

       2) Доклад Н.С. Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.

Укажите, какая из названых точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не мене трех фактов, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

2. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы.

      После смерти И.В. Сталина в 1953 году перед страной встала проблема выбора путей дальнейшего развития.

      Какие направления развития были осуществлены? (Назовите не мене трех направлений в различных сферах общества.) Какие причины определили осуществление этих направлений? (Укажите не менее трех причин.)

3. Сравните основные черты развития культуры в СССР в 1953-1964 гг. и 1945-1953гг.. Укажите, что было общим ( не менее двух характеристик), а что различным (не мене трех различай.)

                                              Вариант II

ЧАСТЬ А:

1.   Когда состоялся XX съезд КПСС?

        1)1945г.  2) 1947г.  3) 1953г. 4) 1956г.

2. Установите хронологическую последовательность событий.

      1) Венгерский кризис

      2) XXII съезд КПСС

      3) Запуск в СССР первого искусственного спутника Земли

      4) Приход Хрущева к власти

3.Почему реформа структуры партийных органов не принесла положительного результата?

   1) Она на меняла сущности партийно-государственной системы управления.

   2) Партийные организации сопротивлялись реформе.

   3) Все члены Политбюро ЦК КПСС были против проведения реформы и мешали её проведению в жизнь.

 

4. Какое понятие стало распространенным в СССР в период «оттепели»?

    1) Многопартийность

    2) Реабилитация

    3) Акционирование

    4) Репарации

5. Что было из внешнеполитических результатов разоблачения в СССР культа личности Сталина?

     1) Укрепление социалистического «лагеря».

     2) Ухудшение отношений СССР с Китаем.

     3)  Вступление некоторых восточноевропейских стран в НАТО.

     4)  Разрыв отношений между СССР и Югославией.

6. Причина ухудшений положения в сельском хозяйстве в начале 60-х годов?

    1) Развитие фермерских хозяйств.

    2) Сокращение посевных площадей.

    3) Принудительная скупка скота у колхозников.

    4) Введение рыночных отношений.

7. Что стало достижением отечественной науки в 50-60 годы?

     1) Спуск на воду атомного ледокола «Ленин»

     2) Открытия Н.В. Вавилова

     3) Выпуск первого в СССР цветного фильма

     4) Создание рабфаков

Часть В.

1.  Расположите в хронологической последовательности следующие события:

А) полёт Ю.А. Гагарина в космос

Б) проведение в Москве VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов

В) подавление выступления рабочих в Новочеркасске

Г) XX съезд КПСС

2. Установите соответствие между датами и событиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДАТА

СОБЫТИЕ

А) 1946 г.

1) смещение Н.С.Хрущева

Б) 1957 г.

2) запуск первого искусственного спутника Земли

В) 1962 г.

3) испытание первой советской атомной бомбы

Г) 1949 г.

4) постановление о журналах «Звезда»и «Ленинград»

5) события в Новочеркасске

3. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР и напишите его фамилию.

«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина… Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии,— речь идет о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности. В связи с тем что не все еще представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, какой огромный ущерб был причинен нарушением принципа коллективного руководства в партии и сосредоточением необъятной, неограниченной власти в руках одного лица, Центральный Комитет партии считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу».

4. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.

ФАМИЛИИ

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А)

А.И. Солженицын

1)

музыка

Б)

Д.Д, Шостакович

2)

скульптура

В)

Л.Д. Ландау

3)

литература

Г)

М.К. Калатозов

4)

кинематограф

5)

наука

5. Какие три события из перечисленных ниже относятся к периоду «оттепели» в СССР?

  1. Образование Совета Экономической Взаимопомощи
  2. Заключение совестко-американского договора ПРО (противоракетной обороне)
  3. Карибский кризис
  4. Образование Организации Варшавского договора
  5. Начало  Корейской войны
  6. Нормализация отношений с Югославией.

6. О ком идет речь?

      Современные историки так характеризуют этого руководителя: «Будучи сам продуктом определенной эпохи, он хотел преодолеть её законы, разрушить её во многом теми же методами. Сломать бюрократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказываясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже достаточно откровенно.»

7. В период хрущевского правления нашли развитие две тенденции: демократическая и тоталитарная. В каких из перечисленных ниже фактов, событий проявилась тоталитарная тенденция?

        а) Выступление Хрущева на XXII съезде КПСС.

        б) Реакция властей на события в Новочеркасске в 1962 году.

        в) Попытка установить советские ракеты на Кубе.

        г) Поддержка антиамериканских политических сил в различных странах.

        д) Восстановление дипломатических отношений с Югославией.

        е) Реабилитация  узников сталинских лагерей.

        ж) Смягчение цензуры.

        з) Подавление Венгерской революции 1956 г.

        и) Введение юридической ответственности за тунеядство, (нежелание работать).

        к) Публикация произведений А.И. Солженицына в «Новом мире».

        л) Закрытие храмов.

        м) Борьба с крестьянским подсобным хозяйством.

 

Для желающих и  сдающих ЕГЭ - дополнительные задания. 

1. Ниже проведены две точки зрения на выступление Н.С Хрущева на XX съезде КПСС :

       1) Доклад Н.С. Хрущева с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, человеку, который имел много заслуг перед народом.

       2) Доклад Н.С. Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.

Укажите, какая из названых точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не мене трех фактов, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

2. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы.

      После смерти И.В. Сталина в 1953 году перед страной встала проблема выбора путей дальнейшего развития.

      Какие направления развития были осуществлены? (Назовите не мене трех направлений в различных сферах общества.) Какие причины определили осуществление этих направлений? (Укажите не менее трех причин.)

3. Сравните основные черты развития культуры в СССР в 1953-1964 гг. и 1945-1953гг.. Укажите, что было общим ( не менее двух характеристик), а что различным (не мене трех различай.)

Литература:

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России XX – начало XXI в. –М.: Просвещение, 2006г.

2. Гевуркова Е.А., Ларина Л.И. ЕГЭ 2010г. История – М.:Эксмо,2009г.

3.Гевуркова Е.А., Ларина Л.И. Отличник ЕГЭ . История – М.:Интеллект-Центр,2010г.

4. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках истории в 10 - 11 классах. -

     М.: «Русское слово», 2005г.

5.Н.Н.Черваков. Организация работы с документами на уроке. ж. «Преподавание истории в школе», №5. 2006г.

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест:" СССР в 1953 - 1964 гг.: попытки реформирования общества".

Тест для 9-го класса по теме: "СССР в 1953-1964 гг. : попытки реформирования общества", удобно использовать для закрепления урока по этой теме. Есть задания на знания дат, событий, терминов....

Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».

Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах"....

методическая разработка итогового урока истории по теме СССР в 1953-1964 гг.

Содержит задания типа ЕГЭ для самостоятельной работы...

Итоговый урок по теме: "СССР в 1953-1964 г.г.

Итоговый урок по истории в 9 классе...

урок по теме "СССР в 1953-1964"

Это разработка современного урока по истории  по периоду правления Н. Хрущева с использованием  проблемно-диалогического метода по УМК "Школа-2100", который соответствует ФГОС ООО...

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы».

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы»....

методическая разработка урока" СССР в 1953-1964 годах"

методическая разработка итогового урока по истории России в 11 классе...