Итоговый урок по теме: "СССР в 1953-1964 г.г.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Кириченко Надежда Ивановна

Итоговый урок по истории в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_urok_po_istorii.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

                        Итоговый урок по истории: «СССР в 1953-1964 гг»

Цель урока: 1.проверить знания фактического материала по теме: «СССР в 1953-1964 гг.».

                         В соответствии кодификатором 4.5.2 (3.2.12 в 2012 г.) проверить

                         знания учеников политической жизни страны в сер. 1950-х- сер. 60-х гг.
                        ХХ съезд КПСС и его значение, Реформы социально-экономической сферы.

                       2.продолжить вырабатывать навыки работы с документами;

                       3.учить умению анализировать и сопоставлять.

План урока.

I.Организационный момент;

II. Основная часть:

1. тестирование по теме: « СССР в 1953-1964 гг.»;

2. фронтальный опрос;

3. работа с текстом;

III. Заключение. Подведение итогов по данному периоду.

IV. Д/З.

                                                                       Ход урока.

I.Подготовка учеников и учителя к уроку.

II.

1. Ученики получают распечатанные задания ( два варианта ). /10 заданий/

I-вариант

:

1.Кто автор повести «Оттепель», давшей название периоду правления Н.С.Хрущева?

а). И.Г.Эренбург; б). М.А. Шолохов; в). А.И.Солженицын; г). М.М.Зощенко.

2.В каком году проходил XX съезд КПСС?

а). в 1953 г.; б). в 1954 г.; в). в 1955 г.; г). в 1956 г.

3.Кто был соперником Н.С.Хрущева в борьбе за власть в 1953-1957 гг.?

а).Ю.В. Андропов; б).Г.М.Маленков; в).Л.И.Брежнев; г).А.А.Жданов.

4.В каком году состоялся запуск первого искусственного спутника Земли?

а). 1956 г.; б). 1957 г.; в) 1959 г.; г). 1960 г.

5.Кто осуществил арест Л.П.Берия?

а). К.К.Рокоссовский, б). К.А.Мерецков; в). Р.Я.Малиновский; г). Г.К. Жуков.

6.В 1958 г была проведена школьная реформа, какие, в результате, произошли изменения

в старших классах?

а).отменены выпускные экзамены; б). ввели пятидневку; в).соединили обучение в

школе с производственным трудом; г). ввели самоуправление.

7.На каком съезде партии  был сделан вывод, что социализм в СССР одержал « полную и

окончательную победу»?

а). на XIX; б). наXX; в). на XXI; г). на XXII.

8.Вместо пятилеток ( пятилетний план) Н.С.Хрущев ввел:

а).четырехлетку; б). шестилетку; в). семилетку; г). восьмилетку.

9.Как назывался доклад Н.С.Хрущева, с которым он выступил на ХХ съезде КПСС?

а). « Об ошибкам китайских коммунистах»; б). « Об отказе от гонки вооружений»;

в).  «О полной победе социализма»; г). « О культе личности и его последствиях»

10.Когда произошел Карибский кризис?

а).в 1960 г.; б).в1961 г.; в). в 1962 г.; г). в 1963г.

II вариант.

1.Где особенно заметно проявлялась « оттепель», в период правления Н.С.Хрущева?

а). в промышленности; б). в литературе и искусстве; в). в сельском хозяйстве;

г). в образовании.

2.Какое событие произошло в 1956 году?

а). ХХ съезд КПСС; б). запуск первого искусственного спутника Земли;

в). арест Л.П.Берии; г).создание совнархозов.

3.Кто стал в октябре 1964 года, после смещения Н.С.Хрущева, первым секретарем ЦК

КПСС?

а).Ю.В.Андропов; б).Г.М.Маленков; в).Л.И.Брежнев; г). А.А.Жданов

4.В каком году состоялся первый полет человека в космос?

а).в 1957 г.; б).в 1959 г.; в).в 1961 г.; г). в 1963 г.

5.Апогей «холодной войны»:

а).испытание водородной бомбы; б).венгерские события 1956 г.; в). «пражская весна»;

г). «карибский кризис».

6.Какая международная организация была создана в 1955 г., укрепляющая отношения

между  соцстранами?

а).Организация Объеденных Наций; б). Организация Варшавского договора;

в).Североатлантический договор; г).Юнеско.

7.На  каком съезде КПСС была принята программа партии, где детально расписывались

задачи по построению к 1980 г. в основных чертах коммунистического общества?

а). на XIX; б). на ХХ; в). на XXI; г) на XXII.

8.Кто получил преимущество при поступлении в ВУЗ, в связи с введением в 1957 г.

новых правил приема?

а).кто имел стаж работы не менее двух лет или демобилизованные из рядов Советской

армии; б). кто хорошо окончил школу; в).колхозники; г). интеллигенция.

9.Что явилось следствием повышения цен на мясомолочные продукты в 1962 г.?

а).покушение на Н.С.Хрущева; б).забастовка в Москве и Ленинграде;

в). теракты в метро; г). выступление рабочих в Новочеркасске.

10.Причиной смещения Н.С.Хрущева в 1964 г. было (а):

а).нежелание Н.С.Хрущева наладить диалог с западными странами в условиях

«холодной войны»; б).низкая популярность Н.С.Хрущева среди советской

интеллигенции; в).обвинение Н.С.Хрущева и его окружения во взяточничестве;

г).недовольство партийного аппарата кадровой политикой Н.С.Хрущева.

( работа рассчитана на 5-7 минут, после чего работы собираются).

Ответы:

I вариант: 1.-а; 2.-г; 3.-б; 4.-б; 5.-г; 6.-в; 7.-в; 8.-в; 9.-г; 10.-в.

II вариант:  1-б; 2.-а; 3.-в; 4.-в; 5.-г; 6.-в; 7.-г; 8.-а; 9.-г; 10.-г.

2. Фронтальный опрос по теме: «СССР в 1953-1964 гг).

Вопросы к классу /устно/:

а).Назовите участников борьбы за власть и как она происходила?

б).Почему соперники (Н.С.Хрущев и Г.М.Маленков). объединились в борьбе против

Л.П.Берия?

в).Какое влияние на общественное сознание оказало развенчание «культа личности»

И.В.Сталина?

г).Что такое движение диссидентов? Почему оно возникло в советском обществе?

д).Почему отношения СССР со странами «социалистического лагеря» носили в период

хрущевской «оттепели» двойственный характер? Какая тенденция в них преобладала?

е).Назовите инициативы советского руководства , направленные на улучшение отношений

с Западом. Какой отклик они вызывали?

ж). Определите факторы, влиявшие на сохранение международной напряженности.

/на данную работу отводится минут 10 /

3. Работа с текстом.

Ученикам раздаются тексты документов, их задача ознакомится с текстом, проанали-

зировать и ответить на вопросы / данное задание можно выполнять в группах, можно

индивидуально/

I вариант  ( группа 1).

Отрывок из записи Комиссии по разработке единого порядка пенсионного обеспечения

колхозников:

« В настоящее время, в соответствии с Уставами сельскохозяйственной и рыболовецкой

артелей, колхозы сами определяют порядок и размеры пенсионного обеспечения

престарелых и инвалидов колхозников зависимости от уровня экономики колхозов и

ряда других условий. При этом примерно половина колхозов не предоставляют никакого

обеспечения членом сельскохозяйственной артели по старости и инвалидности. На

1 января 1959 года в сельскохозяйственных артелях насчитывалось 12,1 млн. человек

престарелых и нетрудоспособных колхозников. 2,6 млн. человек обеспечиваются

различными государственными пенсиями, 1,3 млн. человек получают небольшие пенсии

или единовременные пособия от колхозов, а 8,2 млн. человек пенсиями не обеспечены.

Теперь, когда колхозы экономически окрепли и у них созданы необходимые условия

для дальнейшего развития общественного производства, имеется возможность улучшить

социальное обеспечения колхозников и приступить к установлению пенсий престарелым

и нетрудоспособным членам всех сельскохозяйственных артелей.

Необходимость пенсионного обеспечения особенно вызывается тем, что наиболее

активная часть колхозников, являвшихся организаторами и учредителями колхозов,

достигла престарелого возраста, а также и тем, что с передачей колхозам техники на

работу в них перешло большое количество механизаторов в специалистов, которые,

работая в машинно-тракторных станциях, имели право на государственное пенсионное

обеспечение».

Памятка:

Прочти внимательно текст документа;

В какой период он был составлен;

Как назывался этот период и почему?

Проанализируй данный документ

и ответь на следующие вопросы:

С1. Какой экономический план действовал в период подготовки данного документа?

Какая проблема в нем поднимается?

С2. Как, судя по документу, обстояло дело в колхозах? Какие меры были намечены?

С3. Чем принципиально отличалась социальная политика Н.С.Хрущева от предшедст-

вующего времени? Какие конкретные меры предпринимались?

II вариант (группа 2).

«… XIсъезд профсоюзов (1954 г.) вскрыл серьезные проблемы в управлении

промышленностью и в положении рабочих. На первом плане стояли усиление надзора

за сверхурочными рабочими и контроль за материальным поощрением. Вскоре были

возрождены производственные совещания. В комиссиях, созданных для улучшения

работ предприятий и учреждений, были объединены представители администрации и

специалисты. С апреля 1956 года начался пересмотр трудового законодательства с

целью его гуманизации. С 1 июля 1957 г. союзные промышленные министерства

заменили совнархозами, которые должны были установить прямые связи между собой.

Это реформа принесла мало положительных экономических результатов. «Админист-

ративная лихорадка» шла по нарастающей, а темпы экономического развития страны

снижались. Однако ощущаться это стало только в начале 1960-х годов.

В 1955-1959 гг. был принят ряд мер по улучшению жизни населения, главным

образом городского. Регулярно повышалась зарплата. Прекратили выпуск обязатель-

ных облигаций госзаймов. Принят закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служа-

щих , увеличена продолжительность отпуска по беременности, сокращена рабочая

неделя. Отменены все виды платы за обучение. Шло массовое строительство жилья.

начало 60-х годов вскрыло серьезные проблемы в экономике, которая была в значи-

тельной мере деструктивна необдуманными реформами и штурмовщиной. Правитель-

ство попыталось разрешить эти проблемы за счет трудящихся (почти на треть сниже-

ны тарифные расценки на производстве и почти на столько же возросли цены на про-

довольствие). Это привело к нарастанию социальной напряженности: произошли

стихийные выступления рабочих, самое крупное в июне 1962 года в Новочеркасске,

а в конечном счете к отставке со всех  постов в октябре 1964 года самого Хрущева»  .

Памятка.

Прочти внимательно текст;

О каком времени в нем идет речь;

Проанализируй текст.

Ответь на вопросы:

В чем заслуга Н.С.Хрущева в деле улучшения социального положения трудящихся?

Почему не была завершена работа по гуманизации трудового законодательства?

Какие еще социальные реформы данного периода ты знаешь?

Ученики анализируют данные тексты и отвечают на вопросы потом 1-2 ученика от каждого

варианта озвучивают результаты своей работы. / выполняют работу – 15 минут/

III. Подведение итогов.

В заключение хотелось бы подвести итоги, а для этого ответьте на некоторые вопросы:

Чем вызвано отстранение от власти Н.С.Хрущева от власти?

Какие точки зрения существуют об этом периоде?

Что положительного и что отрицательного было сделано в этот период?

Каковы главные итоги периоде «оттепели»?

Ответив на данные вопросы учащиеся делают выводы о противоречивости данного периода,

учитывая тоталитарную систему в СССР, которая мешала проведению реформ.

IV. Повторение темы XVIII.  «СССР в 1953-1964 гг: попытки реформирования общества».

                           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "СССР в 1953-1964"

Это разработка современного урока по истории  по периоду правления Н. Хрущева с использованием  проблемно-диалогического метода по УМК "Школа-2100", который соответствует ФГОС ООО...

Урок-семинар по истории России 1953 - 1964 г.г."Белое и чёрное в деятельности Н.Хрущёва."

Политика реформирования общества. Белое и чёрное в деятельности Хрущёва. Долго, очень долго об этих бурных годах не принято было говорить. Поэтому они особенно интересны для нас. Период преобразований...

Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1953-1964 гг."

Урок позволяет закрепить и проверить знания учащихся по данной теме. Задания составлены в соответсвии со структурой ЕГЭ по истории....

Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.

Цель урока: повторить, обобщить и закрепить следующие умения и навыки: знание  дат, фактов, понятий, причин и следствий событий,  умение извлекать информацию из источника, анализировать исто...

Планы серии уроков по истории "СССР в 1953-1964 гг" (8 уроков)

Уроки помогают составить целостное представление о заявленном периоде в истории нашей страны. Планы составлены так, чтобы ученики могли продемонстрировать на уроке и навыки логического мышления, и сам...

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

Практическая часть по теме "СССР в период 1953-1964 гг." (ориентировано на ЕГЭ 2024 года)

- История России 1945 – начало XXI века: 11 класс: базовый уровень: учебник / В.Р. Мединский, А.В. Торкунов. – Москва: Просвещение, 2023. – 448 с. ( далее – Школьный учебник)...