Итоговый урок по теме: "СССР в 1953-1964 г.г.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Итоговый урок по истории: «СССР в 1953-1964 гг»
Цель урока: 1.проверить знания фактического материала по теме: «СССР в 1953-1964 гг.».
В соответствии кодификатором 4.5.2 (3.2.12 в 2012 г.) проверить
знания учеников политической жизни страны в сер. 1950-х- сер. 60-х гг.
ХХ съезд КПСС и его значение, Реформы социально-экономической сферы.
2.продолжить вырабатывать навыки работы с документами;
3.учить умению анализировать и сопоставлять.
План урока.
I.Организационный момент;
II. Основная часть:
1. тестирование по теме: « СССР в 1953-1964 гг.»;
2. фронтальный опрос;
3. работа с текстом;
III. Заключение. Подведение итогов по данному периоду.
IV. Д/З.
Ход урока.
I.Подготовка учеников и учителя к уроку.
II.
1. Ученики получают распечатанные задания ( два варианта ). /10 заданий/
I-вариант
:
1.Кто автор повести «Оттепель», давшей название периоду правления Н.С.Хрущева?
а). И.Г.Эренбург; б). М.А. Шолохов; в). А.И.Солженицын; г). М.М.Зощенко.
2.В каком году проходил XX съезд КПСС?
а). в 1953 г.; б). в 1954 г.; в). в 1955 г.; г). в 1956 г.
3.Кто был соперником Н.С.Хрущева в борьбе за власть в 1953-1957 гг.?
а).Ю.В. Андропов; б).Г.М.Маленков; в).Л.И.Брежнев; г).А.А.Жданов.
4.В каком году состоялся запуск первого искусственного спутника Земли?
а). 1956 г.; б). 1957 г.; в) 1959 г.; г). 1960 г.
5.Кто осуществил арест Л.П.Берия?
а). К.К.Рокоссовский, б). К.А.Мерецков; в). Р.Я.Малиновский; г). Г.К. Жуков.
6.В 1958 г была проведена школьная реформа, какие, в результате, произошли изменения
в старших классах?
а).отменены выпускные экзамены; б). ввели пятидневку; в).соединили обучение в
школе с производственным трудом; г). ввели самоуправление.
7.На каком съезде партии был сделан вывод, что социализм в СССР одержал « полную и
окончательную победу»?
а). на XIX; б). наXX; в). на XXI; г). на XXII.
8.Вместо пятилеток ( пятилетний план) Н.С.Хрущев ввел:
а).четырехлетку; б). шестилетку; в). семилетку; г). восьмилетку.
9.Как назывался доклад Н.С.Хрущева, с которым он выступил на ХХ съезде КПСС?
а). « Об ошибкам китайских коммунистах»; б). « Об отказе от гонки вооружений»;
в). «О полной победе социализма»; г). « О культе личности и его последствиях»
10.Когда произошел Карибский кризис?
а).в 1960 г.; б).в1961 г.; в). в 1962 г.; г). в 1963г.
II вариант.
1.Где особенно заметно проявлялась « оттепель», в период правления Н.С.Хрущева?
а). в промышленности; б). в литературе и искусстве; в). в сельском хозяйстве;
г). в образовании.
2.Какое событие произошло в 1956 году?
а). ХХ съезд КПСС; б). запуск первого искусственного спутника Земли;
в). арест Л.П.Берии; г).создание совнархозов.
3.Кто стал в октябре 1964 года, после смещения Н.С.Хрущева, первым секретарем ЦК
КПСС?
а).Ю.В.Андропов; б).Г.М.Маленков; в).Л.И.Брежнев; г). А.А.Жданов
4.В каком году состоялся первый полет человека в космос?
а).в 1957 г.; б).в 1959 г.; в).в 1961 г.; г). в 1963 г.
5.Апогей «холодной войны»:
а).испытание водородной бомбы; б).венгерские события 1956 г.; в). «пражская весна»;
г). «карибский кризис».
6.Какая международная организация была создана в 1955 г., укрепляющая отношения
между соцстранами?
а).Организация Объеденных Наций; б). Организация Варшавского договора;
в).Североатлантический договор; г).Юнеско.
7.На каком съезде КПСС была принята программа партии, где детально расписывались
задачи по построению к 1980 г. в основных чертах коммунистического общества?
а). на XIX; б). на ХХ; в). на XXI; г) на XXII.
8.Кто получил преимущество при поступлении в ВУЗ, в связи с введением в 1957 г.
новых правил приема?
а).кто имел стаж работы не менее двух лет или демобилизованные из рядов Советской
армии; б). кто хорошо окончил школу; в).колхозники; г). интеллигенция.
9.Что явилось следствием повышения цен на мясомолочные продукты в 1962 г.?
а).покушение на Н.С.Хрущева; б).забастовка в Москве и Ленинграде;
в). теракты в метро; г). выступление рабочих в Новочеркасске.
10.Причиной смещения Н.С.Хрущева в 1964 г. было (а):
а).нежелание Н.С.Хрущева наладить диалог с западными странами в условиях
«холодной войны»; б).низкая популярность Н.С.Хрущева среди советской
интеллигенции; в).обвинение Н.С.Хрущева и его окружения во взяточничестве;
г).недовольство партийного аппарата кадровой политикой Н.С.Хрущева.
( работа рассчитана на 5-7 минут, после чего работы собираются).
Ответы:
I вариант: 1.-а; 2.-г; 3.-б; 4.-б; 5.-г; 6.-в; 7.-в; 8.-в; 9.-г; 10.-в.
II вариант: 1-б; 2.-а; 3.-в; 4.-в; 5.-г; 6.-в; 7.-г; 8.-а; 9.-г; 10.-г.
2. Фронтальный опрос по теме: «СССР в 1953-1964 гг).
Вопросы к классу /устно/:
а).Назовите участников борьбы за власть и как она происходила?
б).Почему соперники (Н.С.Хрущев и Г.М.Маленков). объединились в борьбе против
Л.П.Берия?
в).Какое влияние на общественное сознание оказало развенчание «культа личности»
И.В.Сталина?
г).Что такое движение диссидентов? Почему оно возникло в советском обществе?
д).Почему отношения СССР со странами «социалистического лагеря» носили в период
хрущевской «оттепели» двойственный характер? Какая тенденция в них преобладала?
е).Назовите инициативы советского руководства , направленные на улучшение отношений
с Западом. Какой отклик они вызывали?
ж). Определите факторы, влиявшие на сохранение международной напряженности.
/на данную работу отводится минут 10 /
3. Работа с текстом.
Ученикам раздаются тексты документов, их задача ознакомится с текстом, проанали-
зировать и ответить на вопросы / данное задание можно выполнять в группах, можно
индивидуально/
I вариант ( группа 1).
Отрывок из записи Комиссии по разработке единого порядка пенсионного обеспечения
колхозников:
« В настоящее время, в соответствии с Уставами сельскохозяйственной и рыболовецкой
артелей, колхозы сами определяют порядок и размеры пенсионного обеспечения
престарелых и инвалидов колхозников зависимости от уровня экономики колхозов и
ряда других условий. При этом примерно половина колхозов не предоставляют никакого
обеспечения членом сельскохозяйственной артели по старости и инвалидности. На
1 января 1959 года в сельскохозяйственных артелях насчитывалось 12,1 млн. человек
престарелых и нетрудоспособных колхозников. 2,6 млн. человек обеспечиваются
различными государственными пенсиями, 1,3 млн. человек получают небольшие пенсии
или единовременные пособия от колхозов, а 8,2 млн. человек пенсиями не обеспечены.
Теперь, когда колхозы экономически окрепли и у них созданы необходимые условия
для дальнейшего развития общественного производства, имеется возможность улучшить
социальное обеспечения колхозников и приступить к установлению пенсий престарелым
и нетрудоспособным членам всех сельскохозяйственных артелей.
Необходимость пенсионного обеспечения особенно вызывается тем, что наиболее
активная часть колхозников, являвшихся организаторами и учредителями колхозов,
достигла престарелого возраста, а также и тем, что с передачей колхозам техники на
работу в них перешло большое количество механизаторов в специалистов, которые,
работая в машинно-тракторных станциях, имели право на государственное пенсионное
обеспечение».
Памятка:
Прочти внимательно текст документа;
В какой период он был составлен;
Как назывался этот период и почему?
Проанализируй данный документ
и ответь на следующие вопросы:
С1. Какой экономический план действовал в период подготовки данного документа?
Какая проблема в нем поднимается?
С2. Как, судя по документу, обстояло дело в колхозах? Какие меры были намечены?
С3. Чем принципиально отличалась социальная политика Н.С.Хрущева от предшедст-
вующего времени? Какие конкретные меры предпринимались?
II вариант (группа 2).
«… XIсъезд профсоюзов (1954 г.) вскрыл серьезные проблемы в управлении
промышленностью и в положении рабочих. На первом плане стояли усиление надзора
за сверхурочными рабочими и контроль за материальным поощрением. Вскоре были
возрождены производственные совещания. В комиссиях, созданных для улучшения
работ предприятий и учреждений, были объединены представители администрации и
специалисты. С апреля 1956 года начался пересмотр трудового законодательства с
целью его гуманизации. С 1 июля 1957 г. союзные промышленные министерства
заменили совнархозами, которые должны были установить прямые связи между собой.
Это реформа принесла мало положительных экономических результатов. «Админист-
ративная лихорадка» шла по нарастающей, а темпы экономического развития страны
снижались. Однако ощущаться это стало только в начале 1960-х годов.
В 1955-1959 гг. был принят ряд мер по улучшению жизни населения, главным
образом городского. Регулярно повышалась зарплата. Прекратили выпуск обязатель-
ных облигаций госзаймов. Принят закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служа-
щих , увеличена продолжительность отпуска по беременности, сокращена рабочая
неделя. Отменены все виды платы за обучение. Шло массовое строительство жилья.
начало 60-х годов вскрыло серьезные проблемы в экономике, которая была в значи-
тельной мере деструктивна необдуманными реформами и штурмовщиной. Правитель-
ство попыталось разрешить эти проблемы за счет трудящихся (почти на треть сниже-
ны тарифные расценки на производстве и почти на столько же возросли цены на про-
довольствие). Это привело к нарастанию социальной напряженности: произошли
стихийные выступления рабочих, самое крупное в июне 1962 года в Новочеркасске,
а в конечном счете к отставке со всех постов в октябре 1964 года самого Хрущева» .
Памятка.
Прочти внимательно текст;
О каком времени в нем идет речь;
Проанализируй текст.
Ответь на вопросы:
В чем заслуга Н.С.Хрущева в деле улучшения социального положения трудящихся?
Почему не была завершена работа по гуманизации трудового законодательства?
Какие еще социальные реформы данного периода ты знаешь?
Ученики анализируют данные тексты и отвечают на вопросы потом 1-2 ученика от каждого
варианта озвучивают результаты своей работы. / выполняют работу – 15 минут/
III. Подведение итогов.
В заключение хотелось бы подвести итоги, а для этого ответьте на некоторые вопросы:
Чем вызвано отстранение от власти Н.С.Хрущева от власти?
Какие точки зрения существуют об этом периоде?
Что положительного и что отрицательного было сделано в этот период?
Каковы главные итоги периоде «оттепели»?
Ответив на данные вопросы учащиеся делают выводы о противоречивости данного периода,
учитывая тоталитарную систему в СССР, которая мешала проведению реформ.
IV. Повторение темы XVIII. «СССР в 1953-1964 гг: попытки реформирования общества».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "СССР в 1953-1964"
Это разработка современного урока по истории по периоду правления Н. Хрущева с использованием проблемно-диалогического метода по УМК "Школа-2100", который соответствует ФГОС ООО...
Урок-семинар по истории России 1953 - 1964 г.г."Белое и чёрное в деятельности Н.Хрущёва."
Политика реформирования общества. Белое и чёрное в деятельности Хрущёва. Долго, очень долго об этих бурных годах не принято было говорить. Поэтому они особенно интересны для нас. Период преобразований...
Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1953-1964 гг."
Урок позволяет закрепить и проверить знания учащихся по данной теме. Задания составлены в соответсвии со структурой ЕГЭ по истории....
Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.
Цель урока: повторить, обобщить и закрепить следующие умения и навыки: знание дат, фактов, понятий, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из источника, анализировать исто...
Планы серии уроков по истории "СССР в 1953-1964 гг" (8 уроков)
Уроки помогают составить целостное представление о заявленном периоде в истории нашей страны. Планы составлены так, чтобы ученики могли продемонстрировать на уроке и навыки логического мышления, и сам...
Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».
Методическая разработка итогового урока по истории. Тема урока: Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок проводился в специальной (коррекц...
Практическая часть по теме "СССР в период 1953-1964 гг." (ориентировано на ЕГЭ 2024 года)
- История России 1945 – начало XXI века: 11 класс: базовый уровень: учебник / В.Р. Мединский, А.В. Торкунов. – Москва: Просвещение, 2023. – 448 с. ( далее – Школьный учебник)...