Конспект урока Дворцовые перевороты
план-конспект урока по истории (8 класс)
Дворцовые перевороты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_istorii_v_8_klasse_na_temu_dvortsovye_perevoroty_po_fgos.docx | 37.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Эпоха дворцовых переворотов
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с историей дворцовых переворотов в России, определить их причины, охарактеризовать периоды правления преемников Петра I.
Вспомнить:
что такое переворот; как в России решался вопрос с наследованием трона; годы правления Петра I, вспомнить про смерть Алексея Петровича;
Узнать: что такое дворцовый переворот, эпоха дворцовых переворотов; хронологические рамки эпохи; определения слов Верховный тайный совет, Кабинет министров, кондиции, «бироновщина»; причины дворцовых переворотов, годы правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны; охарактеризовать периоды правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны;
Научиться: составлять мини-проекты, кластеры, охарактеризовать периоды правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны;
Задачи урока:
Обучающие (знания):
- давать определения понятиям: «Дворцовый переворот», Верховный тайный совет, Кабинет министров, кондиции, «бироновщина»;
- называть причины дворцовых переворотов;
- давать характеристику правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы I и Петра III
Развивающие (умения):
- анализировать исторические источники, воспроизводить исторический материал;
- сопоставлять фактические данные;
- устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы;
- анализировать изученное;
- оценивать исторические события;
- работать в группах;
- работать с документом;
- систематизировать информацию в таблицу, в кластер;
- составлять мин-проекты;
Воспитательные (отношения, ценности, внутренние установки):
- определить свое отношение к событиям XVIII века;
- пробуждение интереса к изучению прошлого своей страны;
- воспитание патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны.
Планируемые результаты:
Предметные: овладеть понятиями: «Дворцовый переворот», Верховный тайный совет, Кабинет министров, кондиции, «бироновщина»; иметь представления о причинах дворцовых переворотов; уметь давать характеристику правителям эпохи дворцовых переворотов
Метапредметные:
Познавательные: извлекать информацию из разных источников (тексты учебника, документ, видеоматериалы); анализировать (выделять главное); определять понятия; обобщать, делать выводы; выделять причины и следствия; представлять информацию в таблице;
Регулятивные: определять цель учебной деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации;
Коммуникативные: уметь работать индивидуально, коллективно, в группах; уметь выражать свои мысли с достаточной последовательностью, полнотой и точностью; уметь контролировать друг друга, оказывать поддержку друг другу.
Личностные: осознавать себя представителем исторически сложившегося сообщества, гражданином России; развивать сотрудничество; развивать интерес к истории как науке.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, словесный, наглядный, практический.
Приемы:
- «Цитирование высказываний известных людей»;
- «Отсроченная догадка»;
- «Блиц-опрос»;
- «Определи по изображению»;
- «Вопрос-ответ»;
- «Зашифрованное название»;
- «Видеосюжет»;
- «Кластер»;
- «Вопросы к тексту»;
- «Да-нет»;
- «Солнышко» и др.
Основные понятия: «Дворцовый переворот», Верховный тайный совет, Кабинет министров, кондиции, «бироновщина».
Основные даты и события:
1722 г. – Указ о престолонаследии
1725-1727гг. – правление Екатерины I;
1727 – 1730гг. – правление ПетраII;
1730-1740гг. – правление Анны Иоанновны;
Персоналии: Петр I, Екатерина I, А.Д. Меншиков, Петр II, А.И. Остерман, И. Долгорукий, Д.М. Голицын, Анна Иоанновна, Э. И. Бирон.
Оборудование: учебник Н.М. Арсентьева История России, рабочие тетради, презентация, видеофрагменты из фильма «Романовы» (режиссер Максим Беспалый), иллюстрации исторических личностей эпохи дворцовых переворотов, файл с рабочим материалом для работы в группах, карточки для индивидуальной работы, листы самооценки.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Садитесь! Рада приветствовать вас на нашем с вами уроке. Надеюсь настроение у вас, как и у меня, отличное! Достаньте все, что нам нужно к уроку. Так, а сидим мы красиво, спинки держим ровно!
- Этап мотивации к учебной деятельности.
Просмотр видеофрагмента из фильма «Романовы» (режиссер Максим Беспалый)
«Мой друг, таков был век суровый…»
А.С. Пушкин (Слайд 2)
так говорил А.С. Пушкин об эпохе, которую мы с вами сегодня изучим.
- Актуализация знаний
Но прежде чем приступить к этой эпохе предлагаю вспомнить материалы прошлых уроков. Ребята, хочу обратить ваше внимание на оценочные листы. После каждого вида работы вы должны поставить себе балл. А в конце урока, суммировав их, оценку. Критерии к каждому заданию, виду деятельности прилагаются. Ну что ж, приступим!
О ком же говорится в этом стихотворении В.О. Ключевского? (О Петре I) На протяжении ряда уроков мы изучали одну из самых интересных и спорных эпох отечественной истории – эпоху Петра Великого.
Посмотрим, как вы усвоили эту тему
- опрос
- Он был последним русским царем Российского царства и первым императором Российской империи. (Петр I)
- Фамилия Петра I. (Романов)
- Кто был соправителем Петра I? (Брат Иван V)
- Кто был его регентом? (Сестра Софья)
- В 1695-1696 гг. Петр I совершает два похода на юг с целью взятия крепости…? (Азов)
- В какой войне произошли следующие сражения: под Нарвой, Гренгамское, у деревни Лесная, Гангутское, Полтавское? (Северная война)
- Куда направилось в 1697 г. делегация в составе 250 человек, в том числе и Петр I под именем Петра Михайловича? («Великое посольство» в Западную Европу)
- Какой город был построен в 1703 году? (Санкт-Петербург)
- Высшее законосовещательное учреждение, созданное при Петре I.(Сенат)
- На что были заменены приказы? (Коллегии)
- В 1722 г. был принят закон определявший 14 рангов чиновников. Служба делилась на гражданскую и военную. (Табель о рангах)
- Подворная подать при Петре I была заменена на…? (Подушную подать)
- Собрания-баллы с участием женщин. (Ассамблеи)
- С какого года Петр I предложил перейти на новое летоисчисление? (С 1700 г.)
- В каком году Россия стала империей, а Петр I императором? (В 1721 г. после подписания Ништадтского мира)
- «Определи по изображению»
- Какая война изображена на карте? (Северная война) )
- Первый музей, построенный в России по указу Петра I, находится в Санкт-Петербурге. (Кунсткамера)
- Что это за знак, за что его давали? (В период правления Петра I, тот, кто не желал стричь бороду и усы должен был заплатить налог на право ношения бороды и усов, за что давали данный знак, который надо было носить при себе)
- Эта газета начала издаваться с 1703 г. и является первой печатной газетой в России. (Ведомости)
- Какие походы Петра I изображены на карте? (Азовские)
- Как эти продукты связаны с эпохой Петра I? (Были завезены в Россию в эпоху Петра I)
Ребята, вы хорошо справились, спасибо вам, вы все молодцы. Идем дальше.
А теперь, вспомните, как в Русском государстве решался вопрос с наследованием трона?
(Порядок престолонаследования от отца к старшему сыну существовал на Руси древнейших времен, конечно при условии, если наследник был).
Был ли у Петра I сын? (Не было)
Назовите годы правления Петра I. (1682-1725 гг.)
- Этап выявления места и причины затруднения.
Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Взгляните на картину «Петр I на смертном ложе» И.Н. Никитина (Слайд 12).
Легенда утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать.
После этого в период с 1725-1762 гг. начинается сложнейшая и интереснейшая эпохой которую историк Ключевский назвал…
- Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации
Чтобы узнать, как, предлагаю выполнить такое задание
На слайде цифрами зашифровано название данной эпохи и темы нашего урока. Расшифруйте его при помощи клавиатуры, пожалуйста.
Молодцы ребята, вы справились с заданием! Это эпоха дворцовых переворотов.
Записываем тему и план урока ). Открываем параграф 13-14, стр. 84.
- Причины и сущность дворцовых переворотов
- Екатерина I
- Петр II
- Верховники
- Анна Иоанновна
Данная тема занимает важное место в ходе изучения истории России, так как она оказала большое влияние на дальнейший ход истории, определила некоторые направления ее развития, стоила государству значительных волнений и несколько ослабила его. Также эта тема очень часто встречается в заданиях ОГЭ и ЕГЭ. И будет проверяться на контрольной работе. На изучение данной темы отводится два часа и сегодня у нас первый урок по данной теме.
Ребята, давайте вспомним с вами что такое переворот? (Захват или смена власти при помощи силы).
Правильно! Дополним ваши ответы и запишем определение:
Дворцовый переворот-насильственное взятие верховной власти с использованием военной силы в результате заговора (Слайд 15).
Как вы сказали ребята у Петра не было сына, зная это и опасаясь за судьбу страны Петр I должен был подумать об этом, согласны? Возникает вопрос который будет у нас проблемным вопросом.
Почему же в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев с переворотами, а в 18 веке наступает эпоха дворцовых переворотов? Что изменилось? (Слайд 16) Вам известно ребята об этом?
Целеполагание (Слайд 17)
Какими будут цели урока? На какие вопросы вы хотите получить ответы?
Цели урока:
- узнать хронологические рамки эпохи Дворцовых переворотов;
- выяснить причины дворцовых переворотов;
- познакомиться с правителями эпохи Дворцовых переворотов.
Какие исторические источники в которых мы могли бы найти ответы у нас есть? (текст учебника, иллюстрации, документ к параграфу) Предлагаю еще один источник – видеоматериал.
- Реализация построенного проекта
Просмотр видеофрагмента из фильма «Романовы» (режиссер Максим Беспалый)
Теперь вопросы к видео.
Какой указ ввел Петр I в 1722 г. (Указ о престолонаследии) (Слайд 18)
Что провозглашал этот указ? (Право императора назначить приемника по своему усмотрению)
Кто был его наследником? (внук Петр Алексеевич, жена Екатерина и дочери Елизавета и Анна) (Слайд 19)
Кому же завешал Петр I престол? (Он не успел никого назначить)
Т. о., ребята мы с вами выяснили основную причину дворцовых переворотов, т. е. изменение порядка престолонаследия и не назначение Петром I себе преемника (Слайд 20)
Вслед за этим развернулась острая борьба между различными группировками дворян использованием гвардейских полков.
При дворе сложились две группировки: первая группировка – представители старой родовой аристократии (князья Долгоруковы, Голицыны) поддерживали кандидатуру Петра II; вторая группа «новые аристократы» - сподвижники Петра I во главе с А.Д. Меньшиковым и П.А. Толстовым – стремились возвести на престол жену Петра I – Екатерину.
Для того, чтобы узнать, что произошло дальше предлагаю выполнить следующее задание (Слайд 21): вы будете работать в группах. Все группы, за исключением одной будут работать с преемниками Петра I. В качестве источника я предлагаю вам воспользоваться портретами правителей, текстами исторических источников, а также вы можете пользоваться учебником. Ваша задача заполнить таблицу, составить кластер, это будет вашим мини-проектом. Одна из групп будет работать с разделом 4 и с историческим документом и ответит на поставленные вопросы.
1 группа - Екатерина I
2 группа - Петр II
3 группа - Верховники (февраль 1730 г.)
Кто должен был стать правителем по завещанию Екатерины I?
Почему они пошли наперекор ее завещанию?
Что такое кондиции?
Содержание кондиций.
Согласилась ли Анна Иоанновна на предложение Верховников? Кто ее при этом поддерживал?
4 группа - Анна Иоанновна
(Слайд 22)
Правитель | Годы прав ления | Родство с Петром Великим. | Наследник |
Екатерина I | 1725-1727 | жена | Петр II, в случае его смерти Елизавета Петровна |
Петр II | 1727-1730 | внук | Долгоруковы хотели поженить его на представительнице своего рода, и провозгласить ее императрицей, но их никто не поддержал, власть оказалась в руках Верховного тайного совета |
Анна Иоанновна | 1730-1740 | племянница | объявила наследником сына своей племянницы Анны Леопольдовны – Ивана Антоновича |
Вы закончили работу над своими мини-проектами. Итак, начнем защиту (Слайд 23-26)
Спасибо всем группам за выступления. Каждый смог заполнить таблицу. Не забудьте поставить себе балл в оценочный лист.
В связи с тем, что мы работаем с интерактивной доской, давайте сделаем гимнастику для глаз. Зажмурьте глаза, откройте глаза. (5 раз)
- Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
- «Да-нет»
- Дворцовые перевороты охватывают 1725-1762 года? (Да)
- Петр I не менял порядок престолонаследования. (Нет)
- Петр I завешал престол своему внуку. (Нет)
- Кондиции – это условия вступления Анны Иоанновны на престол, сформированные верховниками. (Да)
- В 1722 году был издан Указ о престолонаследии. (Да)
- В эпоху дворцовых переворотов действовал особый орган управления – Верховный иайный совет. (Да)
- Период правления Екатерины I называют «бироновщина». (Нет)
- Екатерина завещала престол Петру, а в случае его смерти, Елизавете Петровне. (Да)
- Гвардия – отборная часть войск. (Да)
- Эпоха дворцовых переворотов – это период в истории России с 1725-1765 гг. когда престоле один за другим сменилось несколько правителей, многие из которых сделали это осуществив переворот. (Нет)
- Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (Слайд 27)
- Самостоятельная работа. Индивидуальная работа (с заданиями в формате ОГЭ)
- Установите соответствие (ОГЭ. Зад. №1-2 балла)
Правители России | Годы правления |
А. Петр I | 1. 1725-1727 гг. |
Б. Анна Иоанновна | 2. 1682-1725 гг. |
В. Петр II | 3. 1730-1740 гг. |
Г. Екатерина I | 4. 1727-1730 гг. |
- Запишите термин, о котором идет речь (ОГЭ. Зад. №3-1 балла)
Период в истории России с 1725-1762 гг. когда престоле один за другим сменилось несколько правителей, многие из которых сделали это осуществив переворот________________________
Ознакомьтесь с перечнем изображений и выполните задание 3,4 (ОГЭ. Зад. №12,13-2 балла)
- Какие из правителей правили в период эпохи дворцовых переворотов в России. Выберите двух правителей и запишите цифры под которыми они указаны. ______
- Какой из правителей вступил на престол подписав «кондиции», предложенные Верховным тайным советом. Запишите цифру под которым указан данный правитель._______
- Запишите термин, о котором идет речь (ОГЭ. Зад. №3-1 балла)
Период в истории России первой половины XVIII в., характеризующийся засильем иностранцев, главным образом немцев на важнейших государственных постах._____________________
- Расположите в хронологической последовательности (ОГЭ. Зад. №2-1 балл)
Запишите цифры, которыми обозначены правители в правильной последовательности
| 3. Анна Иоанновна | |
| 4. Екатерина I |
(Слайд 27) Ключ: 1-2341; 2-Дворцовые перевороты; 3-13; 4-4; 5- «Бироновщина»; 6-1423.
- Этап включения в систему знаний.
Итак, теперь возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:
Почему в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных, а в 18 веке наступает эпоха дворцовых переворотов? Что изменилось? В чем причины дворцовых переворотов? (Слайд 28)
(Ответы учащихся)
Из всего вами сказанного можно назвать основные причины дворцовых переворотов.
Причины дворцовых переворотов (Слайд 29):
- указ о престолонаследии;
- неназначение Петром I себе приемника;
- отсутствие четких механизмов передачи власти;
- зависимость правительства в принятии политических решений от позиции гвардии.
- Промежуточный этап на котором формулируется домашнее задание (Слайд 30)
Обязательно для всех:
Параграф 13, стр.84-87, прочитать
Ответить на вопр. 1-6. выучить термины к параграфу.
По выбору:
- подготовить сообщение про одного из изученных правителей;
- составить кроссворд по данной теме;
- подготовить доклад или презентацию про членов Верховного тайного совета.
- сообщение по теме Э.И. Бирон – фактический руководитель страны при Анне Иоанновне
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
А сейчас вспомним, какие цели мы ставили перед собой? (Слайд 31) (Ответы учащихся)
Мы выполнили их?
Как именно мы их выполнили?
(Мы составляли смотрели видеофрагмент, отвечали на вопросы, заполняли таблицу, составляли кластеры и мини-проекты, работали с документом, используя учебник, видеофрагменты, исторические документы, иллюстрации)
«Солнышко»
А теперь напишите любые ваши ассоциации, связанные со словом «Дворцовые перевороты»
Оценивание (Слайд 32)
Ребята, вы все хорошо работали на уроке, а теперь поставьте себе итоговую отметку и сдайте мне свои оценочные листы. По ним я поставлю вам оценки.
Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Дворцовые перевороты
В связи с введением новых ФГОС перед учителем стоит новая задача- разработать урок соответствующий новым стандартам. Сложность заключается в том, что нет никаких методических рекомендаций . Данный уро...
Открытый урок "Дворцовые перевороты", 7 класс
Данный урок посвящен Эпохе дворцовых переворотов. Это временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти происходил путём совер...
Урок "Дворцовые перевороты"
План-конспект и презентация урока на тему "Дворцовые перевороты"...
Разработка урока Дворцовые перевороты
Разработка урока Дворцовые перевороты...
Разработка урока "Дворцовые перевороты"
Конспект урока....
Конспект урока "Дворцовые перевороты" -1 часть
Цель урока: формировать представления о политической обстановке в Российской империи после смерти Петра I, проанализировать причины, последствия, особенности дворцовых переворотов; формировать умения ...
Конспект урока Дворцовые перевороты в России
Разработка урока по Истории России для 8 класса...