конспект урока Дворцовые перевороты
план-конспект урока (история, 7 класс) по теме
В связи с введением новых ФГОС перед учителем стоит новая задача- разработать урок соответствующий новым стандартам. Сложность заключается в том, что нет никаких методических рекомендаций . Данный урок разработан с учетом требований к новому уроку и представлен для конструктивной критики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Дворцовые перевороты.
Класс: 7
Урок: изучение нового материал
В результате занятия учащиеся смогут:
1.
- Систематизировать материал об эпохе дворцовых переворотов (предметные).
- Объяснять значение понятий дворцовый переворот, Верховный тайный совет, временщики, « кондиции», престолонаследник (предметные).
2.
-Высказывать свою точку зрения о характере внутренней политики престолонаследников в эпоху дворцовых переворотов (личностные).
-Уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения (метапредметные).
-Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов, сформулированных учителем и учениками во время урока (метапредметные).
3.
-Осознать роль главы государства в судьбе страны, народа (предметные).
-Способствовать формированию культуры межличностного общения (метапредметные).
-Задуматься о том, какие правители вызывали наибольшую симпатию, а какие неприятие (личностные).
Краткое описание идеи занятия:
-Работа с текстом учебника и презентациями с последующим заполнением таблицы «Эпоха дворцовых переворотов».
Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный тайный совет, временщики, «кондиции», престолонаследник.
Вопросы занятия:
-Как приходили к власти российские императоры?
-Что это были за люди?
-Чем ознаменовалось их правление?
Проблемный вопрос:
1. Как вы думаете, эпоха дворцовых переворотов - это случайный или закономерный период в российской истории?
Оборудование: электронная таблица «Дворцовые перевороты», мультимедийные презентации.
Этапы занятия.
1.Вводная часть (мотивация):
«В первые 16-17 лет прошедших после смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нём сменилось 5 монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков коренились…?»
2.Объявление учебных результатов и хода занятия.
Цель урока познакомиться с событиями, происходившими в России в XVIII веке. Выявить причины этого явления. Дать оценку деятельности престолонаследников.
3. Новая тема
«Эпоха дворцовых переворотов»
Император(ца) | Годы правления | При каких обстоятельствах пришел к власти | Важнейшие события и особенности внутренней политики | Основные события внешней политики |
4. Интерактивная часть занятия.
Вопросы к учащимся:
Вспомните, как и в связи с чем изменился порядок наследования престола при Петре I?
Каковы положительные и отрицательные последствия данного изменения?
Предполагаемый ответ:
Обострение проблемы престолонаследия в связи с указом 1722 года, сломавшего традиционный механизм передачи власти от отца к сыну. Монарх получил право назначать наследника по своему усмотрению. Это привело к усилению борьбы за власть между придворными группировками.
- Активная роль гвардии, которую Петр создал как привилегированную опору самодержавия. Гвардия стала реальной силой, на которую могли опираться монархи и претенденты на трон.
Задание:
Прочитайте первый абзац параграфа и сформулируйте ответ на вопрос - Что такое дворцовые перевороты?
Предполагаемый ответ:
Смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков.
Задание:
Прочитайте текст «Причины и сущность дворцовых переворотов» и ответьте на вопрос - Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?
Предполагаемый ответ:
- Усиление роли гвардии в государственных делах страны.
- Указ Петра I о престолонаследии.
- Появление дворянских группировок, борющихся за власть.
Учащимся было дано опережающее задание – подготовить выступление о действующих лицах эпохи дворцовых переворотов. В рамках своего выступления рассказать о своём герое (укажите черты, присущие ему как личности и как политическому деятелю, прокомментируйте внутреннюю и внешнюю политику). Время вашего выступления не должно превышать 3 минут.
Задание:
В ходе просмотра презентаций, начните заполнять таблицу «Эпоха дворцовых переворотов».
По ходу работы с таблицей учащиеся отвечают на вопросы:
- В чем заключались намерения знати в правлении Екатерины I? ( Царствовала Екатерина, но фактическим правителем был ее первый министр Светлейший князь А. Меньшиков.)
- Что такое кондиции и кто их выдвинул, зачем? Какие последствия они могли иметь для политической жизни России? ( Верховники пытались ограничить царскую власть. Главной задачей было сменить самодержавный строй правлением олигархии.)
- Какие изменения в обстановке в России произошли в период правления Елизаветы I по сравнению с периодом правления Анны Иоанновны?
- Как изменилась система государственного управления? Позитивны ли данные изменения?
- Как изменилось положение дворянского сословия? Было ли оно действительно «благородным» в том смысле, который мы вкладываем в данное понятие?
- Можно ли говорить об усилении крепостной зависимости в данный период?
- Кто из приемников Петра Великого продолжил его политику?
- Кого мы можем назвать временщиками?
- Что общего между правителями в эту эпоху? (Правителями были дальние и близкие родственники Петра I. Поддержка правителя: Гвардейские полки, немецкое и русское дворянство.)-
- Кто из правителей был «чужд» России и по своим эгоистическим склонностям не достоин власти?
Подведение итогов:
Как вы думаете, эпоха дворцовых переворотов - это случайный или закономерный период в российской истории? (Случайность. Ведь прецедента не было. Ни в эпоху Московской Руси, ни в допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных. Даже Ивана грозного после всех его зверств никто не пытался свергнуть. Изменилось отношение к личности монарха и его власти. В 16 - 17 веках личность монарха и происхождение его власти считали божественным, установленным навсегда. Покушение на царя являлось величайшим святотатством. В 18 веке подобное представление уже не играло значительной роли в общественном сознании, особенно в сознании просвещенной аристократии и столичной гвардии. В личности самого монарха и даже его власти не видели ничего сакрального - одного монарха можно было заменить другим, его власть можно ограничить).
Подводя итог урока, следует обратить внимание, что эпоха дворцовых переворотов характеризуется расширением и укреплением привилегий дворянства и упрочнением позиций помещиков. Усиливается крепостное право, продолжаются пожалования дворянам денег, земель, заводов, монополий. В целом, в эпоху дворцовых переворотов частая смена монархов не влияла на абсолютную сущность власти. Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные интересы. В то же время, конкретная политика каждого из шести монархов имела свои особенности, иногда важные для страны. В целом социально-экономическая стабилизация и внешнеполитические успехи, достигнутые в эпоху правления Елизаветы, создавали условия для более ускоренного развития и новым прорывам во внешней политике, которые произойдут при Екатерине II.
Закрепление:
О каком правителе идёт речь?
1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца. (Елизавета)
2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…» (Анна Ивановна)
3. А.С. Мыльников – современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)
4. В.И. Буганов –советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России». (Екатерина I)
5. Е.В. Анисимов – современный историк. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». ( Петр II).
6. С.Н. Синегубов – современный исследователь. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов». (Анна Леопольдовна)
Домашнее задание: прочитать параграф, ответить на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Дворцовые перевороты", 7 класс
Данный урок посвящен Эпохе дворцовых переворотов. Это временной промежуток в политической жизни России XVIII столетия, когда переход высшей государственной власти происходил путём совер...
Урок "Дворцовые перевороты"
План-конспект и презентация урока на тему "Дворцовые перевороты"...
Разработка урока Дворцовые перевороты
Разработка урока Дворцовые перевороты...
Разработка урока "Дворцовые перевороты"
Конспект урока....
задания для урока "Дворцовые перевороты"
С данном документе содержатся задания разного уровня сложности, направленные на закрепление знаний по теме:"Дворцовые перевороты"....
Конспект урока "Дворцовые перевороты" -1 часть
Цель урока: формировать представления о политической обстановке в Российской империи после смерти Петра I, проанализировать причины, последствия, особенности дворцовых переворотов; формировать умения ...
Конспект урока Дворцовые перевороты в России
Разработка урока по Истории России для 8 класса...