Разработка урока "Дворцовые перевороты"
план-конспект занятия по истории (7 класс)

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biche-ool_r.b.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока:

«Дворцовые перевороты».

7 класс

Учитель: Биче-оол Роза Болат-ооловна, учитель истории и обществознания МБОУ Кызыл-Дагской СОШ  Бай-Тайгинского  кожууна

Цель урок: Способствовать изучению учащимися нового понятия «Дворцовые перевороты» и выяснению причин и механизма переворотов.

Задачи:

1. Образовательная:  

  • изучить определение нового понятия «Дворцовые перевороты»
  • изучить причины дворцовых переворотов XVIII века;
  • познакомить учащихся с ходом дворцовых переворотов;
  • подвести учащихся к пониманию сущности и характера дворцовых переворотов.

2. Развивающая:

  • продолжить развитие умений выделять главное, систематизировать и обобщать информацию;
  • составлять таблицы;
  • сопоставлять различные точки зрения;
  • высказывать и аргументировать собственное мнение.

3. Воспитательная:

  • на материале урока способствовать формированию исторического мировоззрения учащихся;
  • воспитать гуманистический подход к явлениям исторической действительности.
  • Пробудить интерес к самостоятельному исследованию прошлого;

Основные понятия и термины:  дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, «бироновщина», «Верховники», гвардия, кондиции, регентство, фаворит.

Ход урока:

(на экране презентация «Дворцовые перевороты»).

  1. Организационный момент урока.
  2. Актуализация знаний.

Вопросы к классу:

- Что вы знаете о «Деле царевича Алексея?» (Реформы Петра I вызвали сопротивление бояр и духовенства. Это привело к заговору против царя. Среди заговорщиков был и сын Петра I - царевич Алексей. В 1718 году Алексей был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Царевич умер в тюрьме до приведения приговора в исполнение.)

- Каково содержание императорского указа 1722 г.о порядке наследования?

- Что такое гвардия? Кто в нее входил?

- Какой вывод мы можем сделать, исходя из ответов? (учитель обобщает ответы учащихся и называет тему урока)

- Давайте сформулируем цель урока.

- Запишите, тему урока в тетрадь.

I. Изучение нового материала.

- Так, что же такое «Дворцовые перевороты»?

Запись в тетрадь.

Дворцовый переворот - смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейских полков.

Таблицу - зачертить.

  1. Хочется начать знакомство с дворцовыми переворотами стихами.

«Тут кротко или строго

Царило много лиц.

Царей не очень много

А более цариц ».

Итак, что же привело к дворцовым переворотам?

Итак, Петр I в 1722 году издает Устав о наследии престола, дававший право императору назначать себе преемника, но сам назначить не успел. При спасении матросов во время шторма Петр I заболел. Болезнь протекала очень быстро, и в январе 1725 году император умер, не объявив преемника. Последние слова его были: «Оставляю все …». А кому- неизвестно. А на престол претендовали 4 человека:  (Просмотр «Генеалогическая схема периода дворцовых переворотов»)

жена Екатерина,

дочь Анна,

дочь Елизавета,

внук Петр, сын Алексея.

- Кто же станет на престол? (Просмотр видеоматериала)

Реформы Петра I привели к неразберихе с наследниками, созданию гвардии, усталости дворян от реформ. Началась острая борьба различных группировок за власть, которая сводилась к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол.

Его наследники в силу разных причин не могли самостоятельно бороться за власть и нуждались в поддержке. Исход спора стала решать гвардия. Дворяне - гвардейцы были заинтересованы в дворцовых переворотах потому, что их организаторы - приближенные Петра и его родственники - расплачивались с ними привилегиями.

  1. Причины дворцовых переворотов работа с учебником §20-21

3. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

I. Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле.

1 – голову наклонить вправо;

2 – и. п.;

3 – голову наклонить влево;

4 – и. п.;

5 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать;

6 – и. п. Повторить 3–4 раза. Темп медленный.

II. И. п. – сидя, руки на поясе.

1– поворот головы направо;

2 – и. п.;

3 – поворот головы налево;

4 – и. п. Повторить 4–5 раз. Темп медленный.

Игра «Где, что находится?»

Дети все встают и закрывают глаза и отвечают на заданные вопросы учителя. (Что находится примерно 2 метра справа от вас?...)

4. Проблемный вопрос: Если бы Петр I дописал завещание кому-либо, то как пошло бы историческое развитие России XVIII века? Почему он его не дописал? (Выслушать мнения учащихся)

Почему в эпоху дворцовых переворотов сменились 6 правителей, а самих переворотов произошли 5? Как происхолил тот или иной дворцовый переворот?

Самостоятельная работа в группах по §§ 20-21 и приложениям.

- По ходу сообщений учащихся составляется таблица.

Таблица «Дворцовые перевороты».

Кто правил

Время правления

Опора правителя

Екатерина I супруга, вдова Петра I. Умерла от чахотки или от приступа ревматизма.

29 января 1725-

6 мая 1727 гг.

Гвардейские полки, сподвижники Петра I (А. Д. Меншиков, Толстой), Верховный тайный совет.

Петр II Алексеевич, внук Петра I, умер от оспы.

7 мая 1727-

18 января 1730

Гвардейские полки, группировка князей Долгоруких, Верховный тайный совет.

Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская (дочь царя Ивана V, брата Петра I)

19января 1730-

14октября 1740 гг.

Гвардейские полки, немецкое дворянство во главе с Бироном. Тайная канцелярия.

Иоанн VI, внук Петра I. Сын Анны Леопольдовны-племянницы Петра I

1740-1741 гг.

Немецкое дворянство.

Елизавета Петровна, дочь Петра I.

25ноября 1471-

25декабря 1761 гг.

Гвардейские полки.

Петр III Федорович, внук Петра I, сын Анны Петровны.

25декабря 1761-

23июля 1762

Не имел опоры.

Екатерина Алексеевна, супруга Петра III.

1762-1796 гг.

Гвардейские полки, русское дворянство

5. Самостоятельно выяснить результаты дворцовых переворотов:

1.Сохранение абсолютной монархии

2.Усиление экономических и политических позиций дворянства.

3. Существенное сокращение прав крестьян.

5. Закрепление материала.

Установите последовательность правления

  1. Пётр II.                                                    5. Пётр I.
  2. Анна Иоановна.                                      6. Елизавета I.
  3. Екатерина II.                                           7. Екатерина I.
  4. Иоанн Антонович                                   8. Пётр III

1

2

3

4

5

6

7

8

5

7

1

2

4

6

8

3

Представьте, что Петр 1 мог вписать в завещание кого-то из пройденных нами императоров. Кто из них самая подходящая кандидатура?

6. Итоги:

-оценки за урок

-домашнее задание: § 20-21 Вопросы и задания к документам на стр 155.

Индивидуально: Дать характеристику историческому деятелю эпохи дворцовых переворотов, проанализировать его правление. (на выбор ученика)

7. Рефлексия. "Букет настроения". В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и зеленые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: " Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился - зеленый".

Словарь терминов.

Эпоха дворцовых переворотов -  период в истории России с 1725 по 1762 годы, в ходе которого происходила бесконечная смена власти, при поддержке гвардии.

Гвардия – армия дворянская по своему составу. (Страница в учебнике 146)

Фаворит – придворный, оказывающий влияние на политику государства. (с.155)

Регент  - временно исполняющий обязанности правителя

Верховники – члены Верховного тайного совета

Кондиции – условия

Верхо́вный Та́йный Сове́т (ВТС) — высшее совещательное государственное учреждение Российской империи в 1726—1730 гг. в составе 7-8 человек. Создан императрицей Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы. Ключевые позиции в нем поначалу имел А. Д. Меншиков, после его падения (1727) — князья Долгоруковы и Голицыны.

Бироновщина, крайне реакционный режим в России в 30-х гг. 18 в. в царствование императрицы Анны Ивановны; назван по имени её фаворита Э. Бирона — вдохновителя и создателя этого режима. Характерные черты Б. — засилье иноземцев, главным образом немцев, во всех областях государственной и общественной жизни, хищническая эксплуатация народа, разграбление богатств страны, жестокие преследования недовольных, шпионаж, доносы. Государством фактически правил Бирон, направлял дипломатию А. И. Остерман, войсками командовал Б. К. Миних, горной промышленностью руководил А. К. Шемберг, Коммерц-коллегией К. Л. Менгден и т.д. Государственная казна истощалась от бесхозяйственного управления страной, беспримерной роскоши двора, хищений фаворитов. Господство иностранцев вызывало недовольство мелкого и среднего русского дворянства и гвардейских полков (заговор А. П. Волынского).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и методические рекомендации учителю по теме: "Дворцовые перевороты"

Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, так как школьник  получает доступ к любой информации и точка...

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

методическая разработка урока по истории в 7 классе по теме: "Дворцовые перевороты"

Тип урока:  урок  изучения нового материала и первичного закрепления знаний.Цели урока: 1. Образовательная:  изучить причины дворцовых переворотов XVIII века;познакомить учащихся ...

Интерактивный тренажёр "Россия в 1725-1762 г." Часть 2: Внутрення и внешняя политика эпохи дворцовых переворотов, 7 класс. Разработка для интерактивной доски Elite Panaboard

Ссылка "Россия в 1725-1762 г." Часть 2: Внутренняя и внешняя политика эпохи дворцовых переворотовРазработка урока в ПО Easi Teach Next Generatio...

Разработка урока Дворцовые перевороты

Разработка урока Дворцовые перевороты...