II Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий.
классный час по истории

Пшеничникова Валентина Владимировна

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности(тематическое направление)

Тема методической разработки- Герой нашего времени 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

II Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Тематическое направление

Герой нашего времени

Тема методической разработки

Пшеничникова Валентина Владимировна,

 учитель истории и обществознания,

 классный руководитель 7А класса

Саранск 2021


Пояснительная записка

Тематическое направление: Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность): «Герой нашего времени», актуальность темы: Анализ современной ситуации в нашей стране демонстрирует важность патриотизма как нравственной ценности, оказывающей влияние на формирование личности гражданина.

Актуальность темы определяется сохранением опасности возникновения крупномасштабных войн в современном мире. От умения самостоятельно анализировать ситуацию, вырабатывать свое отношение к происходящему, занимать соответствующую активную позицию и отстаивать ее зависит сохранение мира. Масштабы и глубина исторического знания являются важным фактором формирования судьбы общества.

Патриотическое воспитание в период построения гражданского общества несет в себе нравственный аспект, а гражданское воспитание привносит в процесс формирования личности правовую и социальную составляющую. Любовь к Родине не должна быть слепой. Необходимо учить историю, учить истории и учить историей. Чувство патриотизма и гордости за свою страну не исключает знания и анализа ошибок прошлого. Вернуть уважение к прошлому – значит вернуть самоуважение нынешнему поколению. Причем уважать прошлое не значит безоговорочно его одобрять, а значит иметь достоверные знания о нем и стремиться дать им свою оценку.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия): 7 класс, 13-14 лет

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): Представленное мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию у студентов личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, укреплению авторитета армии, а также развивает общий кругозор.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении учебных занятий по дисциплинам гуманитарного цикла, при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий патриотической направленности.

Данное мероприятие характеризуется публицистичностью, документально-художественной образностью, композиционной стройностью действия.

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия: воспитание патриотических чувств, гордости за своих земляков.

Задачи:

1) познакомить учащихся с героическими и трагическими страницами истории Отечества, связанными с войной в Чеченской Республике;

2) формировать такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, гуманизм;

3) способствовать укреплению у обучающихся чувства безграничной любви и гордости к Родине, к людям, защищавшим её, чувства долга и готовности к защите своей страны.

4) развивать ценностно-ориентированные качества, такие как чувство долга, ответственность перед страной, перед товарищами;

5) привить уважительное отношение к участникам Чеченской войны, к их подвигам, к памяти погибших в горячих точках, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

Результаты:

 повышение интереса подростков к истории России; возобновление тимуровского движения по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, получившим увечье в ходе локальных войн и конфликтов.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: Форма проведения – групповая беседа. Выбор данной формы был обусловлен, нахождением детей в постоянном контакте и ведением между ними постоянного диалога, в ходе которого они делятся своими знаниями и наработками по тебе, углубляясь и проникаясь ей. Учитель же играет роль –наставника и направляет беседу в нужное русло.

Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов: технология критического мышления, групповая технология, традиционная технология (классно-урочная система), словесный метод, наглядный метод, исследовательский метод.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.): Школьный музей «Подвиг» МОУ «Лицей №31»; плакат: «Вспомним всё поимённо, сердцем вспомним своим. Это нужно не мёртвым, это надо живым»; стол, тёмная скатерть, свечи, цветы; вырезки из газет, фотографии; пословицы (запись на доске): «Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою», «Честь солдата береги свято», «Принял присягу – от неё ни шагу», «Изучай умело военное дело», «Герой никогда не умрёт – он вечно в народе живёт»; высказывания великих людей, презентация; учитель истории и обществознания.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: классный руководитель может использовать данное мероприятие непосредственно в ежегодный день памяти Сергея Николаевича Голубева 07.09 или 11 декабря – в День памяти погибших в вооруженном конфликте в Чеченской республике, а также для формирования патриотического и гражданского воспитания у детей.

Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия: Ребятам были определены темы, необходимые для проведения беседы в рамках классного часа. Были подготовлены: плакат: «Вспомним всё поимённо, сердцем вспомним своим. Это нужно не мёртвым, это надо живым»; стол, тёмная скатерть, свечи, цветы; вырезки из газет, фотографии; пословицы (запись на доске): «Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою», «Честь солдата береги свято», «Принял присягу – от неё ни шагу», «Изучай умело военное дело», «Герой никогда не умрёт – он вечно в народе живёт»; презентация. Определен перечень вопросов для проведения беседы.

Описание проведения воспитательного мероприятия:

Учитель: Ребята, мы с вами родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных домов. Поэтому нам трудно поверить, что человеческую жизнь можно оборвать так же легко, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да по рассказам фронтовиков, прошедших трудными военными дорогами сотни тысяч километров, повидавших на этом пути столько, что порой не выразить словами.

Ученик 1: Война - явление жестокое и страшное. Говорят, что всякая война бессмысленна, но нет бессмысленных поступков на ней, и каждый сам выбирает линию поведения в суровый час испытаний. Поэтому личное мужество на лишённой смысла войне - это всё-таки мужество.

Учитель: Какие войны из истории нашей страны вы знаете?

 (дети отвечают)

(Презентация)

Учитель: Много войн пережила Россия в своей истории, многие пытались поставить ее на колени. Попытки эти продолжаются и ныне, будут предприниматься они и впредь. И каждый раз им противостоит российский солдат. Сегодня мы поговорим с вами о Чеченской войне!

Ученик 2: Отношения Северного Кавказа и России складывались непросто. Они уходят своими корнями еще во времена Киевской Руси. Но особенно эти отношения обострились после распада СССР в 1991 году. Республика Ичкерия (Чечня) заявила о своем выходе из состава РФ. В 1992 году был учрежден пост президента. Все эти акты не были признаны Российской Федерацией. Политика режима Д.Дудаева привела к острому кризису в Чечне.

Ученик 3: Еще не стихла боль Афганистана.

Еще в плену томятся сыновья,

А у России вновь открылась рана

С названием пронзительным – Чечня.

Туда, как в бездну, гонят эшелоны,

Вновь погибать мужчинам на Руси,

А вслед летят родительские стоны:

«Прости их, Господи, помилуй и спаси!»

Ученик 4: 10 декабря 1994 года с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены вооруженные силы Российской Федерации. Военная авиация подвергла бомбардировке город Грозный, столицу Чечни. Сопротивление чеченских вооруженных формирований привело к полномасштабным военным действиям. В конце декабря начался штурм чеченской республики, принесший огромные жертвы обеим сторонам. Лишь к концу января 1995 года федеральные войска смогли занять значительную часть города, превращенного в руины. К лету того же года повстанческие войска оказались блокированы в горных районах Чечни. В поле боя превратилась практически вся территория республики. Регулярно армия несла большие потери, а применение тяжелых видов оружия приводило к многочисленным жертвам среди местного населения. Все это сопровождалось массовым захватом заложников группами чеченских террористов.

Ученик 1: Затянувшаяся на долгие годы, и бесперспективная война поглощала огромные средства. Эту войну можно разделить на 2 периода: Первая Чеченская война-1994-1996 годы и Вторая Чеченская война 1999-2001 годы.

Ученик 2: Война в Чечне унесла жизни более 120 тысяч человек с обеих сторон и обошлась россиянам в несколько миллиардов долларов. В двух Чеченских войнах приняли участие более 600 тысяч российских солдат.
Ученик 3: Получают мальчики повестки,

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая;

От врага отчизну защитить…

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока ещё не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап всё меньше.

Все они уходят в мир иной…

А сынок в граните остаётся,

Остаётся вечно молодой.

Ученик 4: 3,5 тысячи человек, уроженцев Мордовии участвовало в боевых действиях на Кавказе. В первую чеченскую войну погибли 33 наших земляка, среди них был и Голубев Сергей Николаевич. (07.09.1971 г. – 18.04.1995 г.)

Ученик 1: Кто же такой Сергей Николаевич? (идет рассказ учеников о подвиге и жизни Голубева С.Н. с помощью презентации (Приложение №1)

Ученик 3: Как и любой мальчишка, Сережа с детства тяготел к технике. Еще учась в школе №31, паренек зарекомендовал себя, как опытный картингист. А увлечение танками, подспудно зревшее в нем «с малых ногтей», с годами переросло в любовь и привязанность к этим грозным боевым машинам. Немало времени посвящал Сергей скрупулезному сбору сведений о танках различных модификаций. После окончания восьмого класса школы №31 он поступил в СПТУ №36. Там он получил две первые профессии-регулировщика и монтажника радиоэлектронной аппаратуры. В приборах Сергей разбирался великолепно. В процессе учебы он попутно научился ремонтировать и приемники, и телевизоры, и магнитофоны. И годы спустя, когда Сергей уже учился в военном училище, его мама Анна Николаевна никогда не относила аппаратуру в ремонтную мастерскую, оставляя ее до отпуска сына.

Ученик 2: Как-то раз прекрасным летним днем 1988-го, за год до окончания СПТУ, Сергей пришел домой в прекрасном настроении и с ходу выпалил: «Я уже давно подал заявление в военное училище. А сегодня пришел вызов». У стоявшей рядом матери подкосились ноги, и она обессилено присела. Справившись с чувствами, Анна Николаевна попыталась отговорить сына, но Сергей был непреклонен.

         Мечта Сергея сбылась – он стал курсантом. Теперь он в рядах танкистов и скоро сам сядет за рычаги боевой машины. А жизнь шла своим чередом - и в ней были не только заполненные занятиями и учениями армейские будни. Однажды он встретился с замечательной девушкой Юлей, в которую влюбился с первого взгляда. И летом 91-го, когда курсанты отправились в отпуск, Сергей и Юля сыграли свадьбу. Но жить вместе им пришлось недолго. Ульяновское училище было расформировано, и курсантов перевили в Казань. Когда Сергею удавалось выбить двое -  трое суток отгула, он мчался в Ульяновск увидеть любимую жену.

 Ученик 1:         Так пошло два года и, в 1993 – ем году на погонах Сергея Голубева, заблистали, долгожданные лейтенантские звездочки. Недолгим было чествование новоиспеченных офицеров – вскоре Сергей отправился в Северокавказский военный округ, в танковую часть, дислоцировавшуюся в Нальчике.

 Эта весть, словно ножом, полоснула сердце матери и жены – ведь вести из Чечни, с каждым днем, становились все тревожнее. Дудаевская клика, узурпировавшая власть в республике, жестоко расправлялась с оппозицией. Маленькая северокавказская республика колебалась на хрупкой грани мира и войны.

Ученик 4: Сергей же повода для тревоги не давал. Он писал домой спокойные письма, где скупо рассказывал о своей службе. А вскоре и сам приехал в отпуск. Когда улеглась радость от встречи, мама стала допытываться – какова обстановка на Северном Кавказе. Сергей либо отшучивался, либо отвечал общими фразами.

         Когда отпуск закончился, и сын уехал в свою часть, мать стала тревожиться за Сергея, шло время, а письма от него все не было. Не дождавшись весточки, Анна Николаевна отправила в Нальчик телеграмму. В ответ пришло извещение, что лейтенант Сергей Голубев находится в командировке. Мать сразу же поняла, в какую командировку отправлен её сын. В ту пору газеты, радио и телевидение были переполнены информацией о начинающейся чеченской войне.

 Ученик 2:         Узнав номер телефона части, в которой служил Сергей, Анна Николаевна стала упорно звонить командованию. Однако добиться вразумительного ответа она не смогла. Поняв, что телефонными звонками ничего не добьёшься, мать отправила телеграмму соседям Сергея по общежитию. Но и те не могли дать Анне Николаевне исчерпывающий ответ. Уже отчаявшись узнать, что – либо о судьбе сына, она без особого энтузиазма, как-то раз, вновь набрала номер телефона части Сергея. На её счастье трубку взял подчиненный сына. - Вы не волнуйтесь -  ответил он, - Сергей сейчас на дежурстве в Моздоке, в охранении. Вы скажите, что ему передать, мы туда каждую неделю ездим. Анна Николаевна попросила отвезти ему ее письма.

 Ученик 1:         Вскоре пришла, долгожданная весточка от сына. Была она короткой. Сергей просил не беспокоиться за него и извинялся за долгое молчание – не было ни времени, ни места, ни возможности, чтобы написать и отправить письмо. Матери оставалось лишь гадать, как сын сумел переслать ей, то письмо, что она держала в руках – домашний адрес на конверте был написан чужой рукой, а обратного адреса не было вовсе.

 В феврале 95-го, пройдя все круги человеческого ада, часть Сергея возвратилась в Нальчик. Но отдых был не долгим. В марте Сергея и его товарищей вновь бросили в пекло боев. 16 апреля лейтенант Голубев, отбыв срок командировки на войну, должен был возвратиться в часть. Но отъезд пришлось отложить – не нашлось офицера для замены Сергея.

Ученик 3: А через два дня он погиб при штурме селения Бамут.

Ученик 4: Два танка с десантом на броне прорвались на площадь в центре селения, но были отрезаны от своих. Танк Сергея был подбит, но был на ходу, поэтому экипаж продолжал вести бой, стреляя из задымленной машины. В один из моментов боя Сергей приказал экипажу покинуть горящую машину, а сам продолжал вести огонь, прикрывая бойцов, выходящих из окружения. Сергей Голубев и его боевой товарищ командир второго танка лейтенант Вячеслав Кубынин отстреливались из своих из своих горящих танков до последнего. И когда нестерпимый жар заставил командиров покинуть бронемашины, они были сражены автоматными очередями. Вскоре Анне Николаевне пришло письмо от сослуживца ее сына, капитана Александра Коршунова.

 Ученик 1:          «…Очень сильно был укреплен Бамут, в нем находилось большое количество боевиков. Они дорого заплатили за гибель наших парней. За 18 погибших бойцов они потеряли около двух сотен. Говорят, сам Дудаев приезжал туда. Они посчитали, что с ними вели бой, какие – то отборные части.

 Ученик 3:          После боя был обмен. За восемнадцать трупов мы отдали восемнадцать моджахедов…»

Когда в город Саранск пришел «груз 200», Сергея Голубева хоронил весь «Светотехстрой». За свой последний бой Голубев Сергей Николаевич был представлен к званию Героя России. Но «наверху» сочли, что эта награда для лейтенанта слишком высока и для него «достаточно» ордена Мужества, которым он и награжден Указом Президента Российской Федерации от 09.09.1995 года посмертно.

 Ученик 2:         Боевой подвиг Сергея Голубева яркий пример героической службы Отечеству!  Память о нем будет вечной. На его примере будет воспитываться новое поколение патриотов России!

Прошла война, прошла страда, 
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

(Минута молчания)

Издавна на Руси было принято зажигать свечу в память об умерших. Так пусть же обо всех погибших горят свечи.

(Зажигаются свечи)

Пусть это будет грустная минута,

И все-таки сегодня мы должны

Зажечь свечу, по тем, кто не вернулся

В родимый дом с далекой той войны.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках конкурса «Добрая зима» «Безграничные возможности особенных детей».

Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках конкурса «Добрая зима». «Безграничные возможности особенных детей»....

Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 7 класса по теме: «Сам себе режиссер! Легко ли быть культурным человеком?»

В наше время одной из актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры обучающихся. Классный час составлен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование, углубление,...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Положение конкурса среди воспитателей и узких специалистов социально – реабилитационного центра для подростков на лучшую методическую разработку досугового мероприятия «Зима – время чудес»

     Положениеконкурса среди воспитателей и узких специалистовсоциально – реабилитационного центра для подростковна лучшую  методическую  разработку досугового ме...

II Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Методическая разработка по тематическому направлению - Духовное и нравственное воспитание. Тема методической разработки: Мы за мир! Мы за дружбу!Выбор данной темы объясняется тем, что в восп...

Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»

В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...

Методическая разработка к Всероссийскому конкурсу среди классных руководителей. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Персоналии и герои Смутного времени.

Важнейшим направлением воспитательной работы образовательных учреждений в Российской Федерации, является гражданско-патриотическое воспитание школьников. Оно способствует решению важных, значимых восп...