Методические рекомендации к Интерактивной компьютерной программе классных часов«Юная Россия» по формированию гражданской идентичности
проект на тему

Свительская Татьяна Петровна

Методические рекомендации

к Интерактивной компьютерной программе

классных часов«Юная Россия»

по формированию гражданской идентичности

 

 Цель программы – содействие формированию гражданской идентичности юных россиян, социальному взрослению участников, сдружениюклассного коллектива класса и приобретению учащимися жизненно важных навыков.

 

Оборудование: Диск DVD с интерактивной программой «Юная Россия», компьютер или ноутбук (наличие DVD-привода и 2 Гб свободного пространства на жестком диске), интерактивная доска или проектор с экраном, карта проекта «Вместе мы – одна страна!» на ткани.

 

Формат работы – в режиме классных часов,  общая встреча класса -  1 раз в неделю.

Программа построена как чередование привлекательных для ребят форм внеклассной работы: 1. Игры.

               2. Песни.

               3. Беседы.

               4. Овладение жизненно важными навыками.

               5. Совместная подготовка к проведению социальнозначимых дел.

               6. Просмотр мультфильмов Компании «Аэроплан» о регионах России.

 

Такая логика построения классного часа позволяет оптимально сочетать формы, где доминирующими видами активности ребят выступают, чередуясь, общение, деятельность и саморазвитие.

Большие возможности для личностного роста учеников, налаживания межличностных связей открывает участие ребят в предварительной подготовке и самостоятельном проведении ряда элементов классного часа. В этом может помочьвнутриклассная организация.Возможно, ребята в классе объединены в небольщие команды, или экипажи, или звенья, есть командиры команд или лидеры.

Давайте последовательно разберем все элементы Интерактивной программы классного часа.

1.      Игра.В Интерактивной программе имеется большая коллекция игр для развития внимания, для сплочения класса, веселых игр с залом. При организации игр важно обратить внимание на следующие моменты:

-          Игра – уникальныйвид добровольной деятельности, объединяющий детей и взрослых и вызывающий гамму положительных эмоций, настраивая на дружеский лад. Игра важна в начале встречи для установления контакта взрослых и детей, и детей между собой;

-          Микрогруппа заранее выбирает игру для начала классного часа. Выбрав игру, ребята читают её описание, договариваются о ее проведении, распределяют роли ведущих, подготавливают необходимый инвентарь. На уроке, во время проведения игры, на экран высвечивается только страница с названием игры, текст с описанием нужен лишь для подготовки и на уроке не открывается. Важно подбирать игры, которые помогают ребятам сплачиваться, узнавать новое о себе и своих друзьях и одноклассниках,игры, создающие хорошее настроение;

-          иногда ребята ссорятся из-за правил, желания играть определенные роли, будем к этому готовы и спокойно предложим ребятам – договориться;

-          играют все (по возможности).

Игры с залом важны для создания позитивного эмоционального настроя, когда собираются на какое-то коллективное действие два, три и более класса, или вместе дети и их родители. Это может быть коллективный концерт или тематические творческие выступления ребят на какую-то тему. Игра помогает заполнить паузы между выступлениями и этим соединяет их между собой, создавая целостность общего действия. Чтобы научиться проводить такие игры с залом, ребятам полезно попрактиковаться на уроке перед ребятами своего класса.

2.      Песня.В нашей программе собранабольшая коллекция детских песен для разучивания с ребятами и совместного пения. Совместное пение хороших, добрых песен – удивительный воспитательный инструмент. Когда люди вместе поют, они начинают лучше слышать и чувствовать друг друга. Очень важно, и это доказано учеными, что пение – это профилактика антисоциальных деструктивных проявлений.С полным правом можно сказать: «Какие песни поем – такою жизнью и живем». Песни, как правило, выбираются без предварительной подготовки прямо во время урока в соответствующем разделе меню. Правда, иногда приходится немного поспорить, на какой песне остановиться.

Поем все вместе. Песни в формате караоке используются нами не для сольного исполнения, не для соревнования в получении баллов, а для удовольствия от совместного хорового пения, для сплочения класса.

3.      Беседа. Возможно, это несколько забытая ныне форма внеурочной работы,  позволяющая донести до ребят простые, но важные жизненные истины о добре и зле, о храбрости и милосердии, о богатстве возможностей, предоставляемых нам жизнью. Важно, что беседу ведет педагог. Именно взрослый может с помощью понятных примеров, запоминающихся образов, своего опыта обратить внимание ребят на важные ценности, глубокие традиции, передаваемые из поколения в поколение, то, чем важно дорожить, что важно отстаивать. В Программе мы предлагаем использовать замечательные «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева, а также стихи сборника «Моя Россия». Но тематика бесед и используемый материал может быть гораздо шире. В этом обязательно поможет вкус и опыт самого педагога. Важно, чтобы беседа была короткой и яркой, выразительной изапоминающейся. 

4.      Овладение жизненно важными навыками. Этот элемент классного часа призван, отчасти, компенсировать  дефицит разнообразия в рамках учебной программы видов деятельности для саморазвития. 10 направлений практических навыков, 250 иллюстраций помогут мальчикам и девочкам найти то, что привлекает их внимание. Знаток песен и игр, турист и кашевар, проводник и санитар, связной и друг природы – все это включено в 10 книжек практических навыков, обильно наполненных иллюстрациями. Этот элемент классного часа также, как и игры, готовится предварительно в микрогруппе. Ребята самостоятельно выбирают полезные знания, навыки о которых собираются рассказать, распределяют роли. Отдельно договариваются, кто будет включать на интерактивной доске (или через компьютер и проектор) рисунки иллюстраций из копилки полезных навыков. Ведь работу микрогруппы в конце сбора будет оценивать весь класс.

Классному руководителю было бы правильно накануне сбора проконтролировать, как идет работа микрогруппы, определились ли ребята с материалом для выступления.

5.      Календарь Добрых Дел.Часто говорят, что «по делам их – узнаете их». И действительно, важно не только рассуждать о доброте, но и делать доброе в окружающей нас жизни для тех, кто нуждается. Этот элемент Программы тесно связан с предыдущим, потому что, если мы хотим сделать что-то доброе, но не умеем, то нашей доброте не хватает знания и мастерства. Календарь Добрых дел собрал в себя главные даты российского календаря – День бабушек и дедушек, День Народного единства, День волонтера и др. В Программе есть небольшая подсказка для ребят и педагога, что можно сделать практически в тот или иной день Календаря. Этот элемент классного часа предполагает коллективное обсуждение всем классом Доброго Дела к предстоящей дате, необходимой подготовки к нему. На экране в это время высвечивается страничка календаря с соответствующей датой и иллюстрацией.

6.      Мульти-экспедиция «Вместе мы – одна страна!». Еще одна микрогруппаребят готовит  к классному часу рассказ о каком-либо уголке России (городе, селе, области, республике). В основе рассказа – мультфильм, созданный компанией «Аэроплан» о выбранном регионе. Возможен такой вариант: до просмотра мультфильма собираются ответы ребят на вопрос – Что нам уже известно о городе или республике? Ребята отвечают, а кто-нибудь с помощью учителя кратко фиксирует на доске ответы. Затем просмотр мультфильма и обсуждение, что узнали нового. Ответы также можно фиксировать на доске. И далее задаем ребятам такой вопрос – Что нам хочется узнать еще об этом месте нашей страны? Возможно,  те ребята, которые готовили эту часть классного часа, смогут сразу ответить на эти вопросы. Или после классного часа они поищут информацию и в виде письменных сообщений разместят ее в  информационном уголке класса.

На наш взгляд, очень важно,  чтобы группа ребят, ответственных за подготовку этой части классного часа, к  каждойвстрече подбирала наиболее подходящие формы для знакомства с новыми уголками нашей страны, собирала интересный материал о регионе.  После выступления микрогруппы на карте мульти-экспедиции «Вместе мы – одна страна!» вывешивается новый флажок, символизирующий заочное знакомство класса с регионом. Важно, что после такого знакомства ребята вместе с педагогом могут написать письмо учащимся этого региона через сайт dorogadobra.ru.

 

            Завершается классный час «Кругом Совета», на котором обсуждается, какая из

микрогрупп выполнила свое задание наилучшим образом, а кто постарался

недостаточно. В завершение распределяются ответственные за подготовку элементов

            классного часа (игры, навыков и мульти-экспедиции) к следующей встрече.

На прощание можно включить одно из музыкальных произведений, расположенных  в главном меню Программы «Юная Россия».

 

Успешной работы и благодарных воспитанников!

 

 

 

 

 

Литература:

1. Дергунов В.А. К истокам гражданственности. Казань.: Изд. МО РТ, 2004.

2.      Ермолин А.А. Навигатор третьего тысячелетия, или как стать разведчиком. М.: ИД «Карапуз», 2001.

3.      На службе у детства. М.: Народное образование, 2003.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_rukovodstvo.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования

Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...

Познавательная деятельность как основа формирования гражданской идентичности

Одна из 7 задач стратегии социокультурной модернизации образования связана с целенаправленным формированием гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в ...

Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности

участие в поисковой деятельности стимулирует и активизирует формирование гражданской идентичности обучающихся, а также носит практический результат реального характера....

Статья "Обучающие тренинги как активный метод по формированию гражданской идентичности школьников"

Одной из форм работы по формированию гражданской идентичности у подростков являются использование обучающих тренингов и их элементов. Тренинговая форма работы ориентирована на использование активных м...

Прошлое и настоящее многонационального народа России. Формирование гражданской идентичности.

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых путешественников направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежно...

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (на примере ОГАОУ «Губкинской СОШ с УИОП»)

В докладе рассмотрены пути формирования гражданской идентичности в современной России. Как пример рассматривается ОГАОУ "Губкинская СОШ с УИОП"...