«Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.»
методическая разработка по истории (6 класс)

Петренко Вероника Викторовна

Тема урока: «Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.»

Цель урока: изучить развитие культуры народов России в указанный период, а также выявить особенности и основные тенденции развития русской культуры в XVII веке.

Задачи урока:

  • рассмотреть основные направления развития культуры народов России;
  • проанализировать влияние исторических событий на культуру;
  • оценить вклад различных народов в культурное наследие России;
  • развивать навыки работы с историческими источниками и картой;
  • воспитывать уважение к культурному наследию своей страны.

Тема урока: «Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.»

Цель урока: изучить развитие культуры народов России в указанный период, а также выявить особенности и основные тенденции развития русской культуры в XVII веке.

Задачи урока:

  • рассмотреть основные направления развития культуры народов России;
  • проанализировать влияние исторических событий на культуру;
  • оценить вклад различных народов в культурное наследие России;
  • развивать навыки работы с историческими источниками и картой;
  • воспитывать уважение к культурному наследию своей страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_6.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 6

Теория по теме «Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.»

Русская культура XIV – начала XVI в.

Монгольское нашествие нанесло серьёзный удар по культуре русских  княжеств. Русские земли были разорены, многие мастера или погибли, или были уведены в Орду. Первое после Батыева нашествия строительство каменной церкви отмечено в летописях только в 90-х гг. XIII в. в Новгороде. Во второй половине XIV в. вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение.
Особенностью развития культуры XIV–XV вв. стало постепенное  преодоление культурной разобщённости русских земель и возрождение единой русской культуры. По мере политического и экономического усиления Москвы она становится одним из главных культурных центров русских земель. Создание централизованного государства дало мощный толчок развитию культуры. Расширяются культурные контакты России с другими странами, особенно с Италией, откуда в Москву приезжают выдающиеся архитекторы и другие мастера.
В устном народном творчестве продолжается развитие героического былинного эпоса. В этот период появляется новый жанр – исторические песни. В песне об Авдотье-Рязаночке рассказывается о простой женщине, которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город. События тверского восстания 1327 г. получили отклик в народной песне о Щелкане Дудентьевиче.
Центральной темой в  
литературе XIV–XV вв. была борьба за освобождение русских земель. События Куликовской битвы нашли от- ражение в двух памятниках литературы. «Задонщина» создана сразу после битвы. Автором «Задонщины» считается Сафоний Рязанский. Через сто лет после битвы, в XV в., неизвестным автором было создано «Сказание о Мамаевом побоище».
В XV в. появляется новый литературный жанр – хождения, т.е.  описания путешествий. Наибольшую известность получило «Хождение за три моря» – путевые записки тверского купца Афанасия Никитина, отправившегося в 1466 г. с торговым караваном на Северный Кавказ и побывавшего в Иране и Индии.
В XV в. возрождается общерусское летописание. Первой общерусской стала Троицкая летопись, составленная в начале XV в. в Москве.
В начале XVI в. создаётся «Сказание о князьях Владимирских»,  в котором утверждается легенда о происхождении великих князей от брата римского императора Константина по имени Прус, который был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии (в том числе шапку Мономаха) от византийского императора Константина Мономаха.  

Культура при Иване IV Грозном

 Литература. В годы правления Ивана Грозного появляется новый литературный жанр – публицистика. Выдающимся публицистом XVI в. был Иван Семёнович Пересветов, который в своих челобитных Ивану Грозному предложил проект реформ, направленных на укрепление самодержавной власти царя при опоре на дворянство.
Публицистический характер имели сочинения князя Андрея  Курбского «История о великом князе московском» и его переписка с Иваном Грозным, в которых Курбский выступает против самовластия царя.
Выдающимся памятником литературы середины XVI в. является «Домострой» протопопа Сильвестра. «Домострой» представля-  ет собой свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в.
В 1563 г. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в Москве  организована типография, в которой в 1564 г. была издана первая датированная русская печатная книга «Апостол». В 1574 г. – первый «Букварь».

Культура. В русской культуре XVII в. начинается процесс «обмирщения», то есть освобождения от церковно-религиозной регламентации.
Происходит усиление личностного начала и светских элементов  в культуре. Яркий автобиографический характер носит «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Наиболее значимые произведения публицистики XVII в. — «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах» Авраамия Палицына, «Жезл правления» Симеона Полоцкого, «Политика» Юрия Крижанича и др.
Распространяются научные знания. Создаются исторические сочинения: «Скифская история» Андрея Лызлова, «Повесть об осадном  Азовском сидении» Фёдора Порошина, первое учебно-историческое сочинение «Синопсис» Иннокентия Гизеля.
Расширяются связи с другими культурами, в том числе продолжается практика перевода иностранной литературы на русский  язык. В XVII в. были переведены «Римские деяния», «Великое зерцало», «Повесть об Оттоне, цесаре Римском» и др. В XVII в. извест- но 153 переводных сочинения, из которых три четверти — светского содержания.
Усиливается социальная значимость произведений литературы  и искусства. Появляется большое количество сатирических произведений — «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисе».
В XVII в. создаются последние русские летописи — в 1630 г. «Новый  летописец», к которому в последующие годы писались продолжения; в 1652 г. свод патриарха Никона и др.
Новые веяния в архитектуре проявились уже в построенном  в 1630-е гг. Теремном дворце Московского кремля. Стремление к нарядности в архитектуре нашло выражение в появлении в конце XVII в. нового стиля — нарышкинское (московское) барокко.
В живописи наибольшую известность получили Строгановская  школа иконописи (Прокопий Чирин, братья Савины, Степан Арефьев, Емельян Москвитин) и школа Симона Ушакова (Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов и др.).
В XVII в. появляется портретная живопись. Портреты в то время  называли
парсунами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Межпредметные связи в изучении предметов «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», «Литература» и «Русский язык»

Эксперимент по введению нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», проводимый в нашей школе, стал для нас интересным опытом, которым мы хотим поделиться с ...

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

Формирование общероссийской идентичности средствами учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Огромное значение для духовно-нравственного развития младших школьников имеет направленность содержания учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР на воспитание гражданина и патриота своего Отечества - России....

План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.

Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...