Природа и люди Древней Индии
учебно-методический материал по истории (5 класс)
Урок для 5 класса по истории Древнего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_i_lyudi_drevney_indii.docx | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме:
«Природа и люди Древней Индии»
учитель Дмитриенко Надежда Николаевна
Цели: | Образовательные: способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда и Ганга, жизнью и занятиями населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии. Развивающие: развивать умения и навыки работы с картой, текстом учебника, участие в диалоге. Воспитательные: воспитывать чувство толерантности по отношению к другим народам. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества. Метапредметные: - коммуникативные: готовность к сотрудничеству с учениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др. - регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; - познавательные: способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда и Ганга, жизнью и занятиями населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии. Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. |
Тип и вид урока | Усвоение знаний, навыков и умений / урок-путешествие. |
Методы и формы обучения | Проблемный. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей Древней Индии, сельскохозяйственные культуры и одомашненные животные. Древние города-государства. Бог Ганеша. Джунгли, рис, хлопчатник, сахар. |
Образовательные ресурсы | Учебник, карта «Индия в древности», рабочий лист к уроку, презентация, проектор. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. | Приветствует учащихся. Друзья мои, звенит звонок И рада я начать урок Нас впереди открытья ждут, Итак, вперёд и в добрый путь! Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Регулятивные: настраивание на активную работу, волевая саморегуляция. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Ребята, многие из вас, также, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова А. Твардовского: Есть два разряда путешествий, Один – пускаться с места вдаль, Другой – сидеть себе на месте, Листать тихонько календарь. Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране. (слайд 1) Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь? Итак, цель нашего путешествия – Древняя Индия. (записывают тему урока в рабочий лист) (слайд 2) Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну. Древние греки называли Индию: волшебной, сказочной страной». Почему? Мы постараемся ответить на этот вопрос. Чтобы ответить на этот главный вопрос, как вы думаете, что нам нужно обсудить? (слайд 3) | Слушают учителя. Сами формулируют цели урока. | Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; оформляют свои мысли в устной форме. |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. | Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.96. А у меня на доске. (слайд 4). Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. (подпишите название полуострова в рабочем листе) Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? Верно с трёх сторон она омывается Индийским океаном. (подпишите в рабочем листе) Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. Почему? (ответы обучающихся) В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (слайд 5-6) Давайте запишем их названия в рабочие листы. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными. Посмотрите на карту. Как называются горы на севере полуострова? (запишем их названия в рабочие листы). (слайд 7-8) Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Джомолунгма – в переводе "поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Дожди в Индии идут часто. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Подводит итоги вместе с детьми. Покажите на карте. Где же находится Индия? (на юге Азии, на полуострове Индостан) Какие реки протекают по её территории? (Инд и Ганг) Какой океан омывает её берега? (Индийский) Какие горы находятся на севере Индии (Гималаи) Работа с текстом учебника (пункт 2.стр.97), найти информацию о растительном мире джунглей. (слайд 9) - Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места). А для знакомства с животным миром вам нужно познакомится с исторический документом и ответить на вопросы. Я читаю, вы следите по тексту. Работаем. (слайд 10) | Показывают на карте местоположение Древней Индии, горы и главные реки Индии – Инд и Ганг. Зная природные условия, определяют основные занятия жителей. Поясняют, почему долина Инда была раньше заселена земледельцами. Заполняют по ходу изучения материала рабочие листы. Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника. Отвечают на вопросы. Читают стихотворение на слайде, отвечают на вопросы. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии |
Физическая минутка (приложение 1) (слайд 15) | |||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. | Шли мы по джунглям и вышли к поселку. Я попрошу вас открыть учебники на стр. 93, прочитать п. 3 и назвать основные занятия индийцев. (слайд 16) А сейчас мы с вами немного поиграем. Это поможет вам получить дополнительную информацию о жизни древних индийцев. Мы с вами разыграем импровизированный спектакль. Несколько человек получат роли, которые им предстоит сыграть. (слайд 18-23) (приложение 2) | Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника. Разыгрывают сценку среди учащихся. | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); определяют основную и второстепенную информацию; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости; принимают другое мнение и позицию |
IV. Первичная проверка понимания. | Предлагает решить историческую задачу в рабочем листе. (слайд 24) | Проводят поиск необходимой информации в тексте документа. Осуществляют анализ документа. Отвечают на вопрос: «Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок»? | Регулятивные: формирование последовательности действий. Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); определяют основную и второстепенную информацию; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости; принимают другое мнение и позицию |
V. Закрепление | Предлагает подготовить репортаж о Древней Индии Индия расположена в ___________. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире _______. Берега Индии омываются _________. Самые многоводные реки Индии ___ и ______. Климат полуострова очень _______ и __________. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами –_____________. Там водится множество __________. Здесь живут огромные _________, страшные ________, ловкие _______, ядовитые ________. | Готовят репортаж о Древней Индии. | Регулятивные: формирование последовательности действий. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию. Коммуникативные: оформляют свои мысли в письменной форме; слушают и понимают речь других. |
VI. Рефлексия. | Ученикам предлагает на бумажных сотовых телефонах написать SMS–сообщение другу о том, как прошёл урок. (слайд 25) | Пишут SMS другу. | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее самостоятельное выполнение |
VII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Комментирует задания.
По желанию на выбор:
| Воспринимают домашнее задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу. |
Приложение 1.
Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
- заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
- идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
- увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
- впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
- раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
- вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
Приложение 2.
Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.
1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани.
Учитель: Клеопатра воскликнула:
Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!
Учитель: Взмолился путешественник.
1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!
Учитель: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка.Царица помиловала путешественника и сказала:
Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.
Учитель: Тогда заговорил второй путешественник:
2 путешественник: Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез.
Игра "Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Учитель приглашает желающих учеников отгадать, что находится в сундучке. Ученик должен с закрытыми глазами отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается.
Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.
Поклон. Аплодисменты.
Приложение 3.
Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во П тысячелетие до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
Приложение 4.
Индия расположена в Южной Азии.
Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи.
Берега Индии омываются Индийским океаном._________
Самые многоводные реки Индии Инд и Ганг.
Климат полуострова очень жаркий и влажный.
Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами –джунглями.
Там водится множество животных.
Здесь живут огромные слоны, страшные хищники, ловкие обезьяны, ядовитые змеи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии» с презентацией и модулями
Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии». Для работы с учебными модулями Единой коллекции образовательных ресурсов необходимо заранее установить програм...
Урок истории "Природа и люди Древней Индии"
Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...
Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии
Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...
«Природа и люди Древней Индии»
На уроке учащиеся познакомятся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии....
Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс
Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....
Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"
Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....
Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"
Материал по истории Древнего мираКласс: 5 Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...