Природа и люди Древней Индии
учебно-методический материал по истории (5 класс)

Урок для 5 класса по истории Древнего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_i_lyudi_drevney_indii.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме:

«Природа и люди Древней Индии»

учитель Дмитриенко Надежда Николаевна

Цели:

Образовательные: способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда и Ганга, жизнью и занятиями населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии.

Развивающие: развивать умения и навыки работы с картой, текстом учебника, участие в диалоге.

Воспитательные: воспитывать чувство толерантности по отношению к другим народам.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.

Метапредметные: 

- коммуникативные: готовность к сотрудничеству с учениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.

- регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- познавательные: способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда и Ганга, жизнью и занятиями населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии.

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Тип и вид  урока

Усвоение знаний, навыков и умений / урок-путешествие.

Методы и формы обучения

Проблемный.

Основное содержание темы, понятия и термины

Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей Древней Индии, сельскохозяйственные культуры и одомашненные животные. Древние города-государства. Бог Ганеша.  Джунгли, рис, хлопчатник, сахар.

Образовательные ресурсы

Учебник, карта «Индия в древности», рабочий лист к уроку, презентация, проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Организационный момент.

Приветствует учащихся.

Друзья мои, звенит звонок

И рада я начать урок

Нас впереди открытья ждут,

Итак, вперёд и в добрый путь!

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Регулятивные: настраивание  на активную работу, волевая саморегуляция.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, многие из вас, также, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий,

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать тихонько календарь.

Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране. (слайд 1)

Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь?

Итак, цель нашего путешествия – Древняя Индия. (записывают тему урока в рабочий лист) (слайд 2)

Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну.

 Древние греки называли Индию: волшебной, сказочной страной». Почему? Мы постараемся ответить на этот вопрос.

Чтобы ответить на этот главный вопрос, как вы думаете, что нам нужно обсудить? (слайд 3)

Слушают учителя.

Сами формулируют цели урока.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; оформляют свои мысли в устной форме.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.

Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.96. А у меня на доске. (слайд 4). Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. (подпишите название полуострова в рабочем листе) Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия?

Верно с трёх сторон она омывается Индийским океаном. (подпишите в рабочем листе)

 Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. Почему? (ответы обучающихся) В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (слайд 5-6) Давайте запишем их названия в рабочие листы. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.

Посмотрите на карту. Как называются горы на севере полуострова? (запишем их названия в рабочие листы). (слайд 7-8)

Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Джомолунгма – в переводе "поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера.

Дожди в Индии идут часто. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко.

Подводит итоги вместе с детьми. Покажите на карте.  Где же находится Индия? (на юге Азии, на полуострове Индостан) Какие реки протекают по её территории? (Инд и Ганг) Какой океан омывает её берега? (Индийский) Какие горы находятся на севере Индии (Гималаи)

Работа с текстом учебника (пункт 2.стр.97),  найти информацию о растительном мире джунглей. (слайд 9)
Беседа с учащимися по прочитанному.

- Что такое джунгли? (густые, труднопроходимые места).
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях?

А для знакомства с животным миром вам нужно познакомится с исторический документом и ответить на вопросы. Я читаю, вы следите по тексту. Работаем. (слайд 10)
Беседа по документу.
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли? (слайд 11-14)

Показывают на карте местоположение Древней Индии, горы и главные реки Индии – Инд и Ганг. Зная природные условия, определяют основные занятия жителей. Поясняют, почему долина Инда была раньше заселена земледельцами. Заполняют по ходу изучения материала рабочие листы.

Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника. Отвечают на вопросы.

Читают стихотворение на слайде, отвечают на вопросы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность

производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии
с нормами родного языка

Физическая минутка (приложение 1) (слайд 15)

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Шли мы по джунглям и вышли к поселку.  Я попрошу вас открыть учебники на стр. 93, прочитать п. 3 и назвать основные занятия индийцев. (слайд 16)

А сейчас мы с вами немного поиграем. Это поможет вам получить дополнительную информацию о жизни древних индийцев. Мы с вами разыграем импровизированный спектакль. Несколько человек получат роли, которые им предстоит сыграть. (слайд 18-23) (приложение 2)

Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника.

Разыгрывают сценку среди учащихся.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); определяют основную и второстепенную информацию; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости; принимают другое мнение и позицию

IV. Первичная проверка понимания.

Предлагает решить историческую задачу в рабочем листе. (слайд 24)

Проводят поиск необходимой информации в тексте документа. Осуществляют анализ документа. Отвечают на вопрос: «Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок»?

Регулятивные: формирование последовательности действий.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); определяют основную и второстепенную информацию; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости; принимают другое мнение и позицию

V. Закрепление

Предлагает подготовить репортаж о Древней Индии

Индия расположена в ___________.

Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире _______.

Берега Индии омываются _________.                            

Самые многоводные реки Индии ___ и ______.

 Климат полуострова очень _______ и

__________.

Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами –_____________.

Там водится множество __________.

Здесь живут огромные _________, страшные ________, ловкие _______, ядовитые ________.

Готовят репортаж о Древней Индии.

Регулятивные: формирование последовательности действий.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в письменной форме; слушают и понимают речь других.

VI. Рефлексия.

Ученикам предлагает на бумажных сотовых телефонах написать SMS–сообщение другу о том, как прошёл урок. (слайд 25)

Пишут SMS другу.

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее самостоятельное выполнение

VII

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Комментирует задания.

  1. Читать п.21;

По желанию на выбор:

  1. Подготовить сообщение о главных животных Индии; о памятниках культуры.
  2. Подготовить презентацию, разработать тест или составить кроссворд на изученную тему.

Воспринимают домашнее задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу.

Приложение 1.

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

  • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
  • идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
  • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
  • впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
  • раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
  • вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Приложение 2.

Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани.

Учитель: Клеопатра воскликнула:

Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

Учитель: Взмолился путешественник.

1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!

Учитель: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка.Царица помиловала путешественника и сказала:

Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.

Учитель: Тогда заговорил второй путешественник:

2 путешественник: Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез.

Игра "Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Учитель приглашает желающих учеников отгадать, что находится в сундучке. Ученик должен с закрытыми глазами отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается.

Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.

Поклон. Аплодисменты.

 Приложение 3.

Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во П  тысячелетие до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

Приложение 4.

Индия расположена в Южной Азии.

 Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи.

Берега Индии омываются Индийским океаном._________                              

Самые многоводные реки Индии Инд и Ганг.

 Климат полуострова очень жаркий и влажный.

Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами –джунглями.

Там водится множество животных.

Здесь живут огромные слоны, страшные хищники, ловкие обезьяны, ядовитые змеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии» с презентацией и модулями

Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии».     Для работы с учебными  модулями Единой коллекции образовательных ресурсов необходимо заранее  установить  програм...

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...

Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

«Природа и люди Древней Индии»

На уроке учащиеся познакомятся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии....

Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс

Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"

Материал по истории Древнего мираКласс: 5      Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...