Иван IV. Подготовка к ОГЭ.
рабочие листы по истории (7 класс)

 

Иван IV. Подготовка к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list_pravlenie_ivana_groznogo.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Иван IV. Подготовка к ОГЭ.

1.Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго

столбца.

ПОНЯТИЯ

А) опричнина

Б) посад

В) белые слободы

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) до принятия Соборного уложения 1649 г. — территории в русском городе, жители которых были освобождены от государственных податей и повинностей

2) часть города за пределами Кремля, где жили ремесленники

3) часть государства с особым управлением, выделенная Иваном IV

4) порядок распределения служебных мест с учётом происхождения предков, знатности рода

А

Б

В

ОТВЕТ

2. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, под каким названием вошло в историю правительство, о котором идёт речь.

«О начале правления Ивана можно даже сказать, что это была самодержавная монархия "с человеческим лицом" благодаря реформам правительства, возглавляемого Адашевым и Сильвестром. За десять лет своего пребывания у власти правительство это провело столько реформ, сколько не знало никакое другое десятилетие в истории средневековой России. Правда, предпосылки реформаторской деятельности складывались ещё до выхода Адашева и Сильвестра на историческую сцену».

 

1) «Совет всея земли»

2) Избранная рада

3) Земский собор

4) Приказ тайных дел

3. Сравните особенности государственного устройства при Иване III и Иване IV. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) приказы — центральные исполнительные органы

2) Боярская дума — орган центральной власти в стране

3) Земские соборы — сословно-представительные учреждения

4) отмена кормлений                  

Черты сходства

Черты различия

   Ответ:

4. Сравните внутреннюю политику Ивана IV в годы деятельности Избранной рады и в годы опричнины. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) преобразования проводились по воле царя

2) в результате преобразований в России была соз-                                       Ответ:

дана сословно-представительная монархия

Черты сходства

Черты различия

3) цель преобразований — усиление власти царя

4) массовые опалы, расправа с боярами

5. Из работы историка А.А.Зимина и А.Л.Хорошкевича  «Россия времён Ивана Грозного».

   «….. Война была проиграна. Историческую задачу получения свободного выхода В балтийское море не удалось. Виной тому были многие объективные причины – как сложное  внутриполитическое положение страны, так и трудности внешнеполитического порядка. России приходилось вести напряжённую войну с сильным противником и на Западе и на Востоке. И всё же… война была событием мирового значения. В ходе её был сокрушён Ливонский орден… Были созданы предпосылки включения Прибалтики в состав Российской империи в начале XVIII в.»

1.Укажите название войны и годы её ведения. Что было главной целью войны?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Использую текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трёх военно-политических причин поражения России в войне.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Используя текст документа и знания по курсу истории, назовите не менее трёх итогов войны.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие три черты характеризовали  развитие Русского государства в XV- XVI вв.?

1)ускорение процесса закрепощения крестьян

2)завершение процесса централизации страны

3)начало феодальной раздробленности

4)возникновение первых мануфактур

5)усиление великокняжеской власти

6)развитие рыночных отношений

7. Какие реформы были проведены Избранной Радой в  XVI в.? Назовите не менее  трёх реформ.  В чём заключалось их значение?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Назовите не менее трёх положений, раскрывающих содержание опричной политики Ивана Грозного.

Укажите не менее трёх итогов и последствий опричнины.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Ниже приведены две точки зрения на опричную  политику Ивана Грозного.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной.

Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

Опричная политика способствовала дальнейшему объединению русских земель и отвечала интересам широких слоёв населения, страдавших от распрей феодальной аристократии.

Опричная политика ослабила Российское государство, она была направлена на усиление личной власти царя, сопровождалась террором и произволом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению по картине Васнецова "Иван-царевич на сером волке"

Презентация поможет учащимся 5 класса подготовится к сочинению по картине....

Презентация Н. В. Гоголь "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифировичем"

Презентация к уроку литратуры в 10 классе по повести Н. В. Гоголя "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". В презентацию включена словарная работа, иллюстрации, отражающие...

Урок внеклассного чтения в 6 классе на основе проблемно - исследовательской технологии "Н.В.Гоголь."Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"

Урок внеклассного чтения проводится после изучения повести «Тарас Бульба». Урок является необходимым звеном в процессе подготовки учащихся к восприятию комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» и...

«Скучно на этом свете, господа!» Урок по произведениям Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Слово учителя      Закрыта последняя страница героической повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», напомню  последние  яркие   её  строки:...

Творчество Иванны Иванив

1. Иванив И. (Верстова И.М.) Крымские цветы. Бумага, акварель, белила.2.Иванив И. (Верстова И.М.) Цвет иван-чая. Бумага, акварель, белила.3.Иванив И. (Верстова И.М.) У реки. Бумага, акваре...

Презентация к уроку развития речи по теме: подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»

Презентация содержит в себе материалы для подготовки к написанию  сочинения - описания по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»...

Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»

Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....