Материал для подготовки ВПР по истории Древнего мира 5 класс (Индия,Китай, Древний Египет)
материал по истории (5 класс)
Данный материал поможет учащимся пятых классов систематизировать свои знания и основательно подготовиться к ВПР по истории Древнего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_dlya_podgotovki_k_vpr_po_istorii_drevnego_mira_-_indiya_i_kitay_dlya_5_klassa.docx | 22.48 КБ |
drevniy_egipet.docx | 235.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема №9 – Древняя Индия
- Географическое положение/климатические условия - Расположена в Южной Азии. Берега её с запада, востока и юга омывает Индийский океан. С севера её границей служат Гималаи. Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. В июле и августе льют дожди и реки выходят из берегов. В остальное время года дожди бывают редко. Самые широкие и полноводные реки Индии – Инд и Ганг – берут своё начало в Гималаях. Долину Ганга покрывали джунгли.
- Основные занятия населения - В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали также хлопчатник и сахарный тростник, сеяли пшеницу и ячмень. Занимались скотоводством (пасли коров и коз), охотой, ткачеством, торговлей.
- Религия - Индийцы считали свои реки священными, дающими жизнь. Также они верили, что на заснеженных вершинах Гималаев живут боги. Большие, исполинские деревья индийцы почитали как богов, называя их «царями леса». Некоторых богов индийцы представляли в виде диких животных, которым поклонялись. Главные божества – Ганеша с головой слова, Брахма, Вишну, Шива. Верили в переселение душ. Религии: ведизм – брахманизм – индуизм – буддизм.
- Язык, письменность - Язык – санскрит. Величайшие памятники литературы того времени – Веды, «Махабхарата», «Рамаяна». Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков. Изначально писали на глиняных табличках, камнях.
- Общество Древней Индии - Правитель – раджа. Каждый индиец с рождения принадлежал к одной из 4 каст – брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники и др. рабочие), шудры (слуги). Слуги, которых называли «неприкосаемыми», не относились ни к одной из каст – им жилось хуже всех. Они выполняли самую грязную работу. Им даже запрещалось жить в деревне.
- Особенности культуры - Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Её самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Вторая особенность индийской культуры связана с её обращённостью к Вселенной, её погруженностью в тайны мироздания. Третью важную черту индийской культуры составляет её обращённость внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души (яркая философия и практика йогу).Неповторимое своеобразие индийской культуры составляет также её удивительная музыкальность и танцевальность. Ещё одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви – чувственной и физической силы.
- Термины
Индия - страна в Южной Азии.
Инд и Ганг - реки Индии.
Джунгли - труднопроходимые леса в Индии.
Каста -группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями.
Арии («благородный») — скотоводческие племена, расселившиеся в Древней Индии.
«Веды» — сборник древних религиозных текстов в Древней Индии.
Варна – это сословия Древней Индии, сформировавшиеся под влиянием религии индуизма, точнее, представлений о происхождении людей.
- Брахманы – жрецы, занимали самое высокое положение в обществе, носили белый цвет одежды.
- Кштарии – воины, обладали властью, знатные воины, носили красный цвет одежды.
- Вайшьи – земледельцы, носили одежду желтого цвета.
- Шудры – слуги, обслуживали людей из высших варн, носили одежду черного цвета.
Сансара – единый бесконечный круговорот перерождений души человека.
Карма – перемещение души человека по сумме добрых и злых дел в другое тело.
Будда (просветленный) (ок. 567-488 до н.э.) — Сиддхартха Гаутама, основатель мировой религии буддизма (жить порядочно и честно, изучать мысли и действия других людей и свои собственные, относиться к окружающим с мудрым пониманием).
Индуизм – религия Древней Индии.
Нирвана («угасание», «потухание») — в буддизме высшая цель всех живых существ, заключающаяся в освобождении от тягот перерождения и от действия закона кармы.
3 век до нашей эры - Ашока объединил индийский царства.
РАДЖА - царь в древней Индии, верховный распорядитель государственного имущества, командующий войском.
САНСКРИТ — древний литературный язык Индии со сложной грамматикой.
РАМАЯНА — древнеиндийский эпос, мудреца Вальмики.
Тема №10 – Древний Китай (Поднебесная)
- Географическое положение, природно-климатические условия - Крупнейшие реки – Хуанхэ и Янцзы. Страна на 80% состоит из гор и плоскогорий. Северная часть этого государства была покрыта густыми лесами.
- Основные занятия - Выращивали чайные кусты, рис, пшеницу, ячмень. Культивировали тутовое дерево (шёлк, бумага). Занимались торговлей, военным делом, гончарным ремеслом, охотой.
- Изобретения - Изобретение бумаги, Великая китайская стена, созданная для обороны северных границ государства от гуннов. Великий шёлковый путь. Компас, порох, фарфор, чай, выведение новых сортов овощей, деревьев. Медицина (открытие точек, которые влияли на здоровье человека; золотые иголки)
- Язык – китайский. Китайское письмо возникло примерно 2000 лет до н.э. и используется до сих пор. Символы – узелковое письмо, затем иероглифы. Писали на бамбуковых палочках, расщеплённых на части.
- Религия - Конфуцианство (государственная идеология с I в. до н.э.), даосизм, буддизм. В отличие от других стран мира здесь не строили храмов, посвящённых какому-либо конкретному божеству, а роль жрецов выполняли чаще всего государственные чиновники. Религия Древнего Китая делила всё сущее на 2 части – инь (мужское) и ян (женское начало).
- Правитель - Первым властителем объединённого Китая стал Цинь Шихуан, столицей – город Сяньян.
- Термины.
ПОДНЕБЕСНАЯ — китайский термин, который использовался для обозначения всего мира, а позднее территории, на которую распространялась власть китайского императора.
ДАОСИЗМ — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.
ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА – одно из чудес света, крупнейший памятник архитектуры, который проходит по северному Китаю на протяжении 8852 км.
«ТЕРРАКОТОВАЯ АРМИЯ» — принятое название захоронения по меньшей мере 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей у мавзолея императора Цинь Шихуанди в Сиане.
Конфу́ций (551 д.н.э.- 479 д.н.э.) — древний мыслитель и философ Китая.
Философия пяти добродетелей: мудрость, гуманность, преданность, почитание старших, мужество.
Конфуций учил:
- Почитать и помнить предков
- Дети должны слушаться и уважать родителей
- Всем следует жить в гармонии, быть честными.
- Каждый человек должен добросовестно исполнять свои обязанности
- Никто не должен копить в своей душе зло и зависть.
Великий шёлковый путь — караванная дорога, торговый маршрут, который использовался для вывоза шёлка из Китая, и связывавший в древности Восточную Азию со Средиземноморьем.
Бамбук - материал для письма в Древнем Китае.
221 год до нашей эры - Цинь Шихуан стал первым и единственным правителем Китая.
ДАОСИЗМ - одно из направлений древнекитайской философии. Основные трактаты «Лао-дзы» и «Чжуан». Появилось около IV-III вв. до н.э. В центре учения - противопоставление общества и природы и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы долга и обязанностей и вернуться к простой жизни, близкой природе.
Предварительный просмотр:
Древний Египет Задание 3 | Древний Египет Задание 4 |
Основные термины иероглифы — древние рисуночные знаки египетского письма; Осирис — владыка загробного мира ном — город-государство (область) в Древнем Египте. Амон-Ра — древнеегипетское божество солнца; фараон — правитель Древнего Египта; мумия — сохранённое бальзамированием тело; иероглифы — рисуночное письмо Древнего Египта саркофаг — гробница для захоронения. шадуф — приспособление для подъёма воды из реки или колодца; сфинкс — фигура с телом льва и головой человека в головном уборе фараона; мумификация — процесс создания мумии из тела умершего человека или животного, происходящий в специальных условиях; вельможа - это царский советник; жрецы - служители богов; налог - платежи в казну государства, значительной частью урожая и приплода скота; папирус-это материал для письма в Древнем Египте; пирамида – это гробница фараона. (самая высокая Хеопса); раб – это человек, потерявший свободу. | Строительство пирамиды фараона Хеопса походы фараона Тутмоса III (рассказ- Поход Тутмоса 3 в Сирию, ему нужны были рабы, пути к торговле; восьмой поход утвердил господство Тутмоса 3 во всей Финикии, Сирии, Палестине) религиозная реформа Эхнатона ( рассказ: Эхнатон начал религиозную реформу, культ одного бога –Атона, богов стали изображать с человеческими головами) создание иероглифического письма( рассказ: в египетском письме более 700 иероглифов, тайна иероглифов была разгадана французским ученым Шампольоном) войны фараона Рамсеса II с хеттами, битва при Кадеше (рассказ: Поводом к войне послужили набеги хеттов на Египет, в битве при Кадеше Рамсес 2 выиграл сражение, эту битву он просил запечатлеть во всех храмах Египта) строительство усыпальниц-пирамид (рассказ: о строительстве пирамид можно прочитать у древнегреческого историка Геродота, для сооружения усыпальниц требовались целые десятилетия, пирамиды являются одним из чудес света). объединение Верхнего и Нижнего царства (рассказ: первоначально цари Верхнего и Нижнего Египта воевали между собой, но затем царь Верхнего Египта подчинил себе Нижний Египет, Объединив страну, царь начал носить двойную корону.) перенос столицы государства в Ахетатон (рассказ: После того, как Эхнатон провел религиозную реформу, он решил перенести столицу из Фив в новый город Ахетатон, где были построены дворцы, храмы. Дворец самого Эхнатона был очень богатым, в нем были и висячие сады, и балкон, статуи самого Эхнатона). разливы Нила ( рассказ: разливы Нила начинаются в июне после обильных дождей, до разлива ширина реки уменьшалась вдвое, а во время разлива вода поднималась с каждым днем и заливала поля, которые питались влагой и илом. Лишь в ноябре Нил возвращался в свои берега) обожествление власти фараона (рассказ: к правителю Египта приближались, подняв руки в знак обожания, целовали ему сандалии, вельможи называли себя жалкими людишками). |
Основные даты 5 тысяч лет до н.э. - появление письменности и первых государств. Около 3000 года до н.э. - Образование единого государства в Египте. Столица – Мемфис. Около 2600 года до н.э. - Постройка пирамиды Хеопса в Египте. 1500 лет до н.э. - завоевательные походы Тутмоса. |
Древний Египет Задание 5 | Древний Египет Задание 6 |
Земледелие (зерновое хозяйство овощеводство) стало главным занятием под влиянием благоприятных факторов: 1) жаркий климат; 2) мягкие и плодородные почвы; 3) полноводные реки (разливы, восстанавливающие плодородие почв; возможности для орошения). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cценарий урока истории в 5 классе "Рабство в Древнем мире"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направление представленной работы: общественные дисциплины Тема урока: «Рабство в Древнем Риме». Характеристика класса: в 5 б...
Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"
Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....
Внеклассное мероприятие: Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции»
Цель мероприятия: в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую ...
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Природа и люди Древней Индии"
Данная презентация даст подробное и полное представление о природе и и жизни людей Древней Индии....
Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Боги древнего Египта» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Боги древнего Египта».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология развивающего обучения....
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс
Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК Вигасина А.А., Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...
Урок истории в 5 классе: "Рабство в Древнем мире"
Данный материал позволит прпоказать работу детей в группе, в парах и индивидуально во время урока....