Урок истории Древнего Мира
методическая разработка по истории (5 класс)
Урок истории Древнего Мира в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_poyavlenie_neravensta_i_znati_gotov_sayt_0_1.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Нижнесаянтуйская СОШ", Тарбагатайский район ,РБ
Учитель истории Русина Е.Ф.
План-конспект урока 5 кл История Древнего мира
Тема урока "Появление неравенства и знати"
Цели: Способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлении новых орудий труда; содействовать пониманию изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской, процессом разрушения первобытного равенства, выделения знати, военных вождей и их дружин
Тип урока :Усвоение и контроль знаний и способов действий .учебный практикум
Планируемые результаты: Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества
Личностные результаты: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Метапредметные результаты: Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
Основное содержание темы, понятия и термины: Развитие ремесел. Обработка металлов (около 9 тыс. лет назад). Изобретение плуга. Соседская община. Выделение знати. Ремесленник, гончарный круг, медь, топор, плуг, вождь племени, знать, рабы, дружина, город, святилище, царь, медно-каменный век
Образовательные ресурсы: Учебник. Электронное приложение к учебнику. Диск «История. 5–6 классы. Редактор тестов». Учебная картина «Поселок первобытных земледельцев и скотоводов». Схема-рисунок и аппликация (слайды) «Раздел земли в общине»
Этапы урока
I. Организационный момент:.
Учитель | Учащиеся УУД |
Приветствует учащихся .Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Быстрое включение в деловой ритм |
II .Проверка выполнения домашнего задания | |
Индивидуальная, фронтальная. Творческий, словесный. Рассказ. Организует проверку выполнения домашнего задания | Рассказывают, как первобытные земледельцы вырастили зерно. Коммуникативные: оформляют рассказ, «удерживая» логику повествования, используя информацию, полученную из разных источников Форма контроля: Рассказ |
III. Постановка учебной задачи | |
Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу | Слушают учителя, формулируют учебную задачу Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя Форма контроля: Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. | |
Развитие ремесел. Начало обработки металлов Индивиду-альная, фронтальная. Словесный, практический, наглядный. Работа с текстом, иллюстрацией, рассказ Знакомит с новой датой – 9 тыс. лет назад (начало обработки металлов), раскрывает понятие «медно-каменный век» (см. Приложение). Организует самостоятельную работу Предлагает, используя иллюстрации, рассказать о технологии изготовления орудий труда из меди. Зарождение плужного земледелия Организует ознакомление с изобретением упряжного пахотного орудия труда путем усовершенствования мотыги, о роли пахотных орудий в земледелии От родовой общины к общине соседской Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа со схемой-рисунком, аппликацией, беседа. На основе работы с рисунком-схемой и аппликацией «Раздел земли в общине» рассказывает о переходе от родовой общины к соседской. – Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи? Выделение знати. Возникновение городов Рассказ учителя, работа со схемой-рисунком, аппликацией (слайдами), беседа Формулирует представление о возникновении имущественного неравенства, используя схему-рисунок и аппликацию. Подчеркивает главную мысль урока: равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появились бедные и богатые, знатные
| На основе текста Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи Узнают о зарождении плужного земледелия на основе работы с текстом Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника Под руководством учителя излагают суждения о причинах и следствиях исторических процессов, характеризуют условия и образ жизни, занятия людей Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют сравнение, делают вывод. Коммуникативные: слушают Прослеживают процесс возникновения неравенства между людьми. Регулятивные: учатся работать Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи. |
V. Контроль знаний и способов действий | |
Индивидуальная. Репродуктивный, проблемный. Тесты. Организует работу с тестами | Самостоятельно выполняют тестовые задания по теме «Жизнь первобытных людей» Регулятивные: оценивают правильность выполнения задания. Познавательные: выбирают решение из нескольких предложенных |
VI. Информация о домашнем задании | |
Сообщение учителя Комментирует задание.Задания в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют. Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания |
Ресурсный материал к уроку
Приложение
То время, о котором говорилось прежде, в науке называют каменным веком, потому что большую часть орудий труда люди, жившие в ту далекую эпоху, изготавливали из камня. Когда люди научились делать орудия из меди, они, как вы уже знаете, все равно продолжали широко использовать камень. Поэтому следующая эпоха и называется медно-каменным веком.
Почему даже после появления медных орудий труда люди продолжали пользоваться изделиями из камня? Ответ на этот вопрос крайне прост: медь – очень мягкий металл. Медным топором почти невозможно срубить крепкое дерево, медным копьем трудно убить врага, а плугом с медными насадками – вскопать твердую почву. Потому для особо сложных хозяйственных и военных задач люди продолжали использовать орудия труда и оружие из остро отточенного камня, из рога, из кости. Лишь когда медь научились соединять с другими металлами – оловом, цинком – и получать сплав, называемый бронзой, металл постепенно вытеснил камень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории Древнего мира для 5 класса
Урок развивающего обучения « Театр в Древней Греции»Цели урока:Образовательная:познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием;Развивающая:развитие умения сравнива...
Урок истории Древнего мира для 5 класса
Урок развивающего обучения « Театр в Древней Греции»Цели урока:Образовательная:познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием;Развивающая:развитие умения сравнива...
Урок истории Древнего мира. Тема урока: «Финикия»,
1. Тема урока: «Финикия», Раздел II Древний Восток, глава 3 Древняя Азия2. Учебник: Т.П. Андриевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина «История древ...
Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"
Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"...
технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"
Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....
Технологическая карта урока истории древнего мира "Древняя Спарта" (5кл)
В рамках урока истории сформировать историко-географический образ Древней Спарты как полиса Древней Греции, охарактеризовать особенности культуры и обычаи. Развивать навыки работы с информацией (отбир...
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классеТема урока: Финикийские мореплавателиЦели урока:сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии че...