Конспект урока "Внутренняя политика Александра III"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Акмаева Ольга Александровна

Внутренняя политика Александра 3: контрреформы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 История России, 9 класс.                                                                                                           Тема: Внутренняя политика правительства Александра III: контрреформы.

Цель урока:  Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III  – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ  предыдущего царствования.

Задачи урока:

 Образовательная  формирование представления об основных направлениях  внутренней политики Александра III   и обстоятельствах,   оказавших решающее воздействие на нее;

 Развивающие – развивать навыки составления характеристики исторического деятеля,  способствовать развитию навыков анализа различной исторической информации, умения формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока, вести дискуссию.

Воспитательные –.познакомить с различными оценками деятельности Александра III, сформулировать собственное оценочное суждение об императоре как государственном деятеле, его роли в развитии России.

Планируемые результаты:

Предметные -  учащиеся научатся характеризовать свои способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.                                                                                                                             Метапредметные УУД:                                                                                                                Личностные УУД:  определять правила работы в группах;  устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; составлять план и последовательность действий;  осуществлять самоконтроль; выделять то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: проводить поиск информации; проводить анализ учебного материала; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений.

Коммуникативные УУД:  уметь слушать и вступать в диалог; уметь работать в группе и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;              уметь выражать свои мысли

Оборудование:  карта «Россия в пореформенный период», раздаточный материал (карточки), интерактивная доска, презентация, Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова

учебник «История России»  XIX- нач. XX века, изд. «Дрофа». М., 2019г.

Основные понятия: контрреформы, рабочее законодательство, манифест, конституция, самодержавие, автономия,.выкупные платежи.

Основные даты: 1881-1894 гг, 29.04.1881 г., 1882, 1884, 1887, 1893 гг.

Личности в истории: Александр III, К.П. Победоносцев, Н.П. Игнатьев, М.Т.Лорис-Меликов.

Используемые на уроке образовательные технологии и методы: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, дискуссия, технологии развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий.

Тип урока:  комбинированный урок с элементами практикума.

                   

                       Ход урока

I. Организационный момент.  Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучение истории Российской империи второй половины XIX века.  Я надеюсь, что наше общение сегодня будет интересным. Итак, начинаем наш урок.                                                                                                                    

II. Актуализация опорных знаний. Формулировка темы и задач урока.                                      Беседа с классом по вопросам:                                                                                                           

- Назовите правителей Российской империи правивших в XIX веке.                                                        - Когда был подписан манифест об отмене крепостного права?                                                            - Какие ещё реформы были проведены императором Александром II в 1860-70-х гг. ?                      - Какое значение они имели?                                                                                                                          - Кто такие были народники? Назовите три направления народничества в России?

   Вспомните, какие события привели к началу царствования Александра III?

(1марта 1881г. был убит Александр II, отец нового императора)

1881-1894гг – годы правления Александра III

                                                                                                                                                              Тема нашего урока «Внутренняя политика Александра III: контрреформы» (слайд 1). Некоторые историки характеризуют этого императора как контрреформатора в отличие от его отца великого реформатора Александра II, отменившего крепостное право.                                                                       Давайте определим цель  нашего урока. (- Выяснить, действительно ли  его деятельность - это контрреформы, т. е. период ликвидации реформ предыдущего царствования).

 Исходя из цели урока: какие задачи нам нужно будет решить? (- Познакомиться с направлениями и содержанием внутренней политики Александра III - слайд 2).

                                                                                                                                                         Проблема урока: Александр III продолжил либеральные реформы своего отца или проводил консервативную политику?  ( слайд 3).     

III. Изучение нового материала

1. Александр III: между либералами и консерваторами.

     Сообщение ученика: «Личность Александра III» .

     Учитель: 1881-1894 – годы правления Александра III ( слайд 4).

     Первой проблемой нового императора стал вопрос о проекте «конституции»              М.Т.Лорис-Меликова. Что такое Конституция? (работа с термином).                                               Александр III знал, что его отец одобрительно отзывался об этом проекте и в день своей гибели собирался подписать его.  

Многие считали, что вопрос об утверждении конституции был решен, так как это было последней волей погибшего императора. На совещании 8 марта 1881г. Большинство министров проголосовали «за», но после выступления обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева, Александр III поддержал меньшинство.

В речи Победоносцева, изменившей возможный ход истории страны, прозвучали слова:

«…Нация ожидает твёрдого и авторитетного действия… не следует приступать к мерам, которые уменьшают авторитет власти, дозволять обществу рассуждать о вещах, о которых до настоящего времени оно не имело право говорить…» (Слайд 5 ).

    Под влиянием К.П.Победоносцева и в силу собственных убеждений Александр встал на путь контрреформ.

Контрреформы - принятое в исторической литературе название мероприятий правительства Александра III в 1880-х гг., пересмотр реформ 1860-х гг.

Убедимся, действительно ли Александр III отменил все реформаторские достижения отца.

29 апреля 1881 года вышел Манифест  о сохранении самодержавия  без изменений.

а) Начинается проведение реформ, которые были направлены на сохранение самодержавия

б) Задача – сохранение спокойствия страны.

   Работа с понятиями.

 манифест – это торжественное обращение к народу,

самодержавие – это власть одного человека над всем государством (учащиеся делают в тетради соответствующие записи).

   Смена политического курса - основное содержание манифеста (Слайд 6 ).

1. честное служение императору и государству

2. искоренение крамолы (любые революционные идеи)

3. утверждение веры и нравственности (восстановление и укрепление влияния православия в обществе)

4. доброе воспитание детей (на основе христианской морали)

5. истребление неправды и хищений (меры по искоренению коррупции и злоупотреблений)

6. наведение порядка в аппарате управления по всей стране.

Подали в отставку Лорис-Меликов и другие министры-либералы

 Новый министр внутренних дел - граф Николай Павлович Игнатьев (Слайд 7)

   Задание: стр. 176. 3-4 абз. Найти доказательства отказа от либерального курса

(проверка задания)  (Слайд 8).                                                                                                                              1. создание Особого совещания с правом ссылать «подозрительных» без суда и следствия

2.  право местных властей действовать по законам военного времени:

а). Закрывать учебные заведения

б). Ссылать неблагонадежных

в). Проводить закрытые процессы

3. 1882г. «Временные правила о печати»

4. отказ от идеи созыва Земского собора

Физкультминутка

2. Контрреформы или ограниченные реформы?(практикум, работа в группах)

Задание: проанализировать материал в учебнике (с. 177-179), выделить основные положения этих реформ, оценить деятельность Александра III.

1 группа – аграрная сфера.

2 группа – сфера промышленности.

3 группа – политика в области образования.

4 группа – суд                                                                                                                                                   4 группа – местное самоуправление

Реформа

Цель

Результат

Аграрная сфера

Сфера промышленности

Образование

Суд

Местное самоуправление

IV. Закрепление изученного материала.

Представление учащимися своих вариантов заполненных таблиц        

Примерный вариант заполнения таблицы. (Слайд 9).

Реформа

Цель

Результат

Аграрная сфера

Поддержка дворян как опоры престола

Учреждение Дворянского банка

Ссуды помещикам под низкие проценты

Проблема малоземелья крестьян

Сохранение общины как гаранта порядка в деревне

Снижение выкупных платежей

Отмена подушной подати

Учреждение Крестьянского банка

Затруднен выход из общины

Реформа

Цель

Результат

Сфера промышленности

Решение рабочего вопроса

1882-1886гг:

Ограничение труда малолетних

Введение фабричной инспекции

Запрет ночной работы женщин и детей

Определение условий найма

Реформа

Цель

Результат

Образование

Обеспечение правопорядка

Усиление контроля власти

Ограничение самоуправления университетов, усиление власти попечителей учебных округов и Министерства просвещения

Запрет студенческих организаций

1887г. Циркуляр о «кухаркиных детях»

Реформа

Цель

Результат

Суд

Обеспечение правопорядка

Усиление контроля власти

Право смещать судей по усмотрению Сената

Ограничение гласности судов

Изъятие дел из суда присяжных

Военные суды по политическим процессам

Реформа

Цель

Результат

Местное самоуправление

Обеспечение правопорядка

Усиление контроля власти

1889 г. Институт земских начальников:

- право отменять решения сельских сходов и волостных судов

- подотчетность губернаторам

1890 г.Положение о земских учреждениях

- ограничение независимости земств в местных вопросах

- нарушение принципа всесословности

 

   Работа с понятиями.                                                                                                                        Автономия – право на самоуправление,

выкупные платежи – это плата крестьян за землю,

рабочее законодательство – это законы, которые регулируют положение рабочих.                    

V. Подведение итогов урока                                                                                                                         - Итак, перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос - Александр III продолжил либеральные реформы своего отца или проводил консервативную политику?   Ответы учащихся.                                                                                                                                 Учитель:  Это скорее было ограничение некоторых реформ, но не ликвидация. Например:               1. Закон, ограничивавший возможность выхода крестьян из общины, передел общинных земель и их продажу;                                                                                                                                        2. Новый университетский устав, лишавший университеты автономии, увеличение в двое платы за обучение;                                                                                                                                               3 Закон о «кухаркиных детях», затруднявший поступление в университеты детей из низших сословий;                                                                                                                                                          4. закрытие земских школ и замена их церковноприходскими, с низким уровнем обучения;                      5. Закрытие высших женских курсов;                                                                                                                        6. отмена мировых посредников и мирового суда.   (Слайд 10).

                                                                                                                             

VI. Рефлексия. (Слайд 11)

Сейчас по желанию высказываемся о нашем сегодняшнем уроке одним предложением, выбирая фразы:

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Теперь я могу...

Меня удивило...

 VII. Домашнее задание: (Слайд 12)

§ 20 изучить, учить записи в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "

Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской  истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...

Конспект урока «Внешняя политика Александра 1 в начале XIX века»

Урок- игра по истории России в 8 классе. Урок построен в виде судебного заседания. Обучающимся предлагается стать участниками судебного процесса над политическими деятелями, ответственными за сложную ...

конспект урока "Внутренняя политика Александра I"

Конспект урока в 8 классе по истории России 19 века. На уроке используется   личностно-ориентированная технология....

Материалы к уроку по теме "Внутренняя политика Александра III" (конспект урока и презентация)

Цель урока: сформировать представление учащихся о направлении развития внутренней политики Александра III в первые годы его царствования.Задачи урока: 1. Показать роль К.П. Победоносцева в формир...

конспект урока Внешняя политика Александра II

Урок может использоваться в 9 классе с презентацией или самостоятельно...

. Конспект урока в 8 классе "Внутренняя политика Александра 1 в 1801 – 1806 годах"

Урок разработан к учебному пособию Данилова А.А., КосулинойЛ.Г. 8 класс с дополнительным раздаточным материаллом....

Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."

Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."...