Конспект урока "Внутренняя политика Александра III"
план-конспект урока по истории (9 класс)
Внутренняя политика Александра 3: контрреформы
Скачать:
Предварительный просмотр:
История России, 9 класс. Тема: Внутренняя политика правительства Александра III: контрреформы.
Цель урока: Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования.
Задачи урока:
Образовательная – формирование представления об основных направлениях внутренней политики Александра III и обстоятельствах, оказавших решающее воздействие на нее;
Развивающие – развивать навыки составления характеристики исторического деятеля, способствовать развитию навыков анализа различной исторической информации, умения формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока, вести дискуссию.
Воспитательные –.познакомить с различными оценками деятельности Александра III, сформулировать собственное оценочное суждение об императоре как государственном деятеле, его роли в развитии России.
Планируемые результаты:
Предметные - учащиеся научатся характеризовать свои способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Метапредметные УУД: Личностные УУД: определять правила работы в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; составлять план и последовательность действий; осуществлять самоконтроль; выделять то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД: проводить поиск информации; проводить анализ учебного материала; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; уметь работать в группе и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; уметь выражать свои мысли
Оборудование: карта «Россия в пореформенный период», раздаточный материал (карточки), интерактивная доска, презентация, Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова
учебник «История России» XIX- нач. XX века, изд. «Дрофа». М., 2019г.
Основные понятия: контрреформы, рабочее законодательство, манифест, конституция, самодержавие, автономия,.выкупные платежи.
Основные даты: 1881-1894 гг, 29.04.1881 г., 1882, 1884, 1887, 1893 гг.
Личности в истории: Александр III, К.П. Победоносцев, Н.П. Игнатьев, М.Т.Лорис-Меликов.
Используемые на уроке образовательные технологии и методы: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, дискуссия, технологии развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий.
Тип урока: комбинированный урок с элементами практикума.
Ход урока
I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучение истории Российской империи второй половины XIX века. Я надеюсь, что наше общение сегодня будет интересным. Итак, начинаем наш урок.
II. Актуализация опорных знаний. Формулировка темы и задач урока. Беседа с классом по вопросам:
- Назовите правителей Российской империи правивших в XIX веке. - Когда был подписан манифест об отмене крепостного права? - Какие ещё реформы были проведены императором Александром II в 1860-70-х гг. ? - Какое значение они имели? - Кто такие были народники? Назовите три направления народничества в России?
Вспомните, какие события привели к началу царствования Александра III?
(1марта 1881г. был убит Александр II, отец нового императора)
1881-1894гг – годы правления Александра III
Тема нашего урока «Внутренняя политика Александра III: контрреформы» (слайд 1). Некоторые историки характеризуют этого императора как контрреформатора в отличие от его отца великого реформатора Александра II, отменившего крепостное право. Давайте определим цель нашего урока. (- Выяснить, действительно ли его деятельность - это контрреформы, т. е. период ликвидации реформ предыдущего царствования).
Исходя из цели урока: какие задачи нам нужно будет решить? (- Познакомиться с направлениями и содержанием внутренней политики Александра III - слайд 2).
Проблема урока: Александр III продолжил либеральные реформы своего отца или проводил консервативную политику? ( слайд 3).
III. Изучение нового материала
1. Александр III: между либералами и консерваторами.
Сообщение ученика: «Личность Александра III» .
Учитель: 1881-1894 – годы правления Александра III ( слайд 4).
Первой проблемой нового императора стал вопрос о проекте «конституции» М.Т.Лорис-Меликова. Что такое Конституция? (работа с термином). Александр III знал, что его отец одобрительно отзывался об этом проекте и в день своей гибели собирался подписать его.
Многие считали, что вопрос об утверждении конституции был решен, так как это было последней волей погибшего императора. На совещании 8 марта 1881г. Большинство министров проголосовали «за», но после выступления обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева, Александр III поддержал меньшинство.
В речи Победоносцева, изменившей возможный ход истории страны, прозвучали слова:
«…Нация ожидает твёрдого и авторитетного действия… не следует приступать к мерам, которые уменьшают авторитет власти, дозволять обществу рассуждать о вещах, о которых до настоящего времени оно не имело право говорить…» (Слайд 5 ).
Под влиянием К.П.Победоносцева и в силу собственных убеждений Александр встал на путь контрреформ.
Контрреформы - принятое в исторической литературе название мероприятий правительства Александра III в 1880-х гг., пересмотр реформ 1860-х гг.
Убедимся, действительно ли Александр III отменил все реформаторские достижения отца.
29 апреля 1881 года вышел Манифест о сохранении самодержавия без изменений.
а) Начинается проведение реформ, которые были направлены на сохранение самодержавия
б) Задача – сохранение спокойствия страны.
Работа с понятиями.
манифест – это торжественное обращение к народу,
самодержавие – это власть одного человека над всем государством (учащиеся делают в тетради соответствующие записи).
Смена политического курса - основное содержание манифеста (Слайд 6 ).
1. честное служение императору и государству
2. искоренение крамолы (любые революционные идеи)
3. утверждение веры и нравственности (восстановление и укрепление влияния православия в обществе)
4. доброе воспитание детей (на основе христианской морали)
5. истребление неправды и хищений (меры по искоренению коррупции и злоупотреблений)
6. наведение порядка в аппарате управления по всей стране.
Подали в отставку Лорис-Меликов и другие министры-либералы
Новый министр внутренних дел - граф Николай Павлович Игнатьев (Слайд 7)
Задание: стр. 176. 3-4 абз. Найти доказательства отказа от либерального курса
(проверка задания) (Слайд 8). 1. создание Особого совещания с правом ссылать «подозрительных» без суда и следствия
2. право местных властей действовать по законам военного времени:
а). Закрывать учебные заведения
б). Ссылать неблагонадежных
в). Проводить закрытые процессы
3. 1882г. «Временные правила о печати»
4. отказ от идеи созыва Земского собора
Физкультминутка
2. Контрреформы или ограниченные реформы?(практикум, работа в группах)
Задание: проанализировать материал в учебнике (с. 177-179), выделить основные положения этих реформ, оценить деятельность Александра III.
1 группа – аграрная сфера.
2 группа – сфера промышленности.
3 группа – политика в области образования.
4 группа – суд 4 группа – местное самоуправление
Реформа | Цель | Результат |
Аграрная сфера | ||
Сфера промышленности | ||
Образование | ||
Суд | ||
Местное самоуправление |
IV. Закрепление изученного материала.
Представление учащимися своих вариантов заполненных таблиц
Примерный вариант заполнения таблицы. (Слайд 9).
Реформа | Цель | Результат |
Аграрная сфера | Поддержка дворян как опоры престола | Учреждение Дворянского банка Ссуды помещикам под низкие проценты |
Проблема малоземелья крестьян Сохранение общины как гаранта порядка в деревне | Снижение выкупных платежей Отмена подушной подати Учреждение Крестьянского банка Затруднен выход из общины |
Реформа | Цель | Результат |
Сфера промышленности | Решение рабочего вопроса | 1882-1886гг: Ограничение труда малолетних Введение фабричной инспекции Запрет ночной работы женщин и детей Определение условий найма |
Реформа | Цель | Результат |
Образование | Обеспечение правопорядка Усиление контроля власти | Ограничение самоуправления университетов, усиление власти попечителей учебных округов и Министерства просвещения Запрет студенческих организаций 1887г. Циркуляр о «кухаркиных детях» |
Реформа | Цель | Результат |
Суд | Обеспечение правопорядка Усиление контроля власти | Право смещать судей по усмотрению Сената Ограничение гласности судов Изъятие дел из суда присяжных Военные суды по политическим процессам |
Реформа | Цель | Результат |
Местное самоуправление | Обеспечение правопорядка Усиление контроля власти | 1889 г. Институт земских начальников: - право отменять решения сельских сходов и волостных судов - подотчетность губернаторам 1890 г.Положение о земских учреждениях - ограничение независимости земств в местных вопросах - нарушение принципа всесословности |
Работа с понятиями. Автономия – право на самоуправление,
выкупные платежи – это плата крестьян за землю,
рабочее законодательство – это законы, которые регулируют положение рабочих.
V. Подведение итогов урока - Итак, перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос - Александр III продолжил либеральные реформы своего отца или проводил консервативную политику? Ответы учащихся. Учитель: Это скорее было ограничение некоторых реформ, но не ликвидация. Например: 1. Закон, ограничивавший возможность выхода крестьян из общины, передел общинных земель и их продажу; 2. Новый университетский устав, лишавший университеты автономии, увеличение в двое платы за обучение; 3 Закон о «кухаркиных детях», затруднявший поступление в университеты детей из низших сословий; 4. закрытие земских школ и замена их церковноприходскими, с низким уровнем обучения; 5. Закрытие высших женских курсов; 6. отмена мировых посредников и мирового суда. (Слайд 10).
VI. Рефлексия. (Слайд 11)
Сейчас по желанию высказываемся о нашем сегодняшнем уроке одним предложением, выбирая фразы:
Сегодня я узнал...
Было интересно...
Теперь я могу...
Меня удивило...
VII. Домашнее задание: (Слайд 12)
§ 20 изучить, учить записи в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "
Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...
Конспект урока «Внешняя политика Александра 1 в начале XIX века»
Урок- игра по истории России в 8 классе. Урок построен в виде судебного заседания. Обучающимся предлагается стать участниками судебного процесса над политическими деятелями, ответственными за сложную ...
конспект урока "Внутренняя политика Александра I"
Конспект урока в 8 классе по истории России 19 века. На уроке используется личностно-ориентированная технология....
Материалы к уроку по теме "Внутренняя политика Александра III" (конспект урока и презентация)
Цель урока: сформировать представление учащихся о направлении развития внутренней политики Александра III в первые годы его царствования.Задачи урока: 1. Показать роль К.П. Победоносцева в формир...
конспект урока Внешняя политика Александра II
Урок может использоваться в 9 классе с презентацией или самостоятельно...
. Конспект урока в 8 классе "Внутренняя политика Александра 1 в 1801 – 1806 годах"
Урок разработан к учебному пособию Данилова А.А., КосулинойЛ.Г. 8 класс с дополнительным раздаточным материаллом....
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."...