конспект урока Внешняя политика Александра II
план-конспект урока по истории (9 класс)
Урок может использоваться в 9 классе с презентацией или самостоятельно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории в 8 классе
Тема урока: « Внешняя политика Александра II»
ФИО | Костышина Галина Николаевна | |
Место работы | МБОУ Шамординская ООШ | |
Должность | учитель | |
Предмет | история | |
Класс | 8 | |
Тема урока | Внешняя политика Александра II | |
Базовый учебник | Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX в. 8 класс. – М.: Просвещение, 2012. |
Класс: 8 Дата: 09.04.2013
Урок истории: История России. XIXв.
Раздел: Россия во второй половине XIX в. Номер урока в разделе: 9
Тема: Внешняя политика Александра II .
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Вид урока. Урок- презентация
Предварительная работа.
Создать презентацию «Внешняя политика Александра II», приготовить рабочие листы, памятки по синквейну и ПОПС-формуле, копии документов, тесты, таблички с название направлений внешней политики «Европейское», «Среднеазиатское», «Кавказское», «Дальневосточное», «Русско-американские отношения»
Цели урока:
Образовательные.
- Эмпирический уровень
- Познакомить учащихся с основными событиями внешней политики России при Александре II и показать влияние конкретных исторических личностей на развитие этих событий.
- Теоретический уровень.
- выяснить причины и ход действий Российской дипломатии во главе с Горчаковым А.М. по отмене нейтрализации Черного моря;
- изучить основные этапы завоевания Средней Азии и вклад в этот процесс генерала Черняева М.Г.;
- осветить деятельность генерал-губернатора Н.Н.Муравьёва по разрешению проблем дальневосточных территорий;
- изучить новые термины и даты: Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтрализации Черного моря; 60-80-егг. – присоединение Средней Азии к России; 1875 г. – Петербургский договор с Японией о передаче ей Курильских островов, а России - о. Сахалин; 1858 г. – Айгунский договор, 1860г. – Пекинский договор России с Китаем о разграничении территории.
- Помочь осмыслить выводы урока:
- Дипломатическим и военным путём российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, обозначить и укрепить свои границы, восстановить своё положение как великой державы.
- Личность играет в истории немаловажную роль.
- Продолжить работу над известными понятиями и выводами:
- дипломатия, международные отношения, договор, Союз трёх императоров, Парижский договор, международный авторитет.
- Отмена статей Парижского договора восстанавливала международный авторитет России.
Развивающие.
- Продолжить работу по формированию умений:
- развивать навыки работы с дополнительной информацией, с историческими картами, в том числе и контурными,;
- анализировать исторические источники;
- отвечать на вопросы;
- работать в группе;
- самостоятельно заполнять таблицу, делать выводы.
Воспитательные.
- воспитывать интерес к предмету, чувства сопричастности к истории своей страны, патриотизма и любви к своей Родине.
Формы работы учащихся: проблемно-поисковая, групповая, фронтальная, самостоятельная, презентация по теме.
Оборудование: компьютер, экран, презентация, учебники, атласы и контурные карты, карточки-тесты, рабочие листы, копии документов, памятки по синквейну и ПОПС-формуле, карточки с названиями направлений внешней политики.
Использованные для подготовки к уроку ЭОР:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ce9679e-6a29-4914-9091-fe9d88179935/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7abbce73-72bc-475c-ac97-fb21aa1f158b/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b0514ad7-2ac1-4185-b84e-502c8b91c5f9/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/37571464-0d3b-4dc5-ab47-2f07c3d6f4c0/view/
Структура и ход урока
1.Организационный момент (1 минута);
2.Вводный тест (6 минут);
3. Изучение нового материала (20минут)
4.Закрепление знаний, умений и навыков, тест (7 минут)
5.Рефлексия (7минут);
6. Домашнее задание (1минуты).
7. Подведение итогов урока (3минуты)
Перед уроком учащиеся разделены на 5 групп
ХОД УРОКА.
Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1. Орг.момент | 1 мин. Слайд 1 | Здравствуйте, ребята. Я прошу вас занять места по группам. Меня зовут Костышина Галина Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок истории. А начать наш урок я хочу с вопроса. - Ваша ассоциация связанная со словом история? - Всё верно: даты, термины, события–всё это важно для истории, но большую роль в ней играют личности, стоящие за тем или иным событием. | Стоят у рабочих мест. Рассаживаются по группам. Ответы учащихся |
2.Постановка проблемного вопроса и актуализация ранее изученного материала | 6 мин. (1+4+1) Слайд 2 1 мин. Слайд 3 5 мин. Слайд 4 Слайд 5 | Итак, есть гипотеза: «Успехи государства достигаются конкретными людьми–государственными деятелями, военачальниками, учёными–которые своими личными качествами: упорством, патриотизмом, профессионализмом, верностью долгу добиваются не только личных успехов, но из усилий каждого складывается величие страны» И мы постараемся доказать её на нашем уроке. Тема нашего урока «Внешняя политика при Александре II» Но прежде чем мы будем говорить о внешней политике при Александре II, вспомним, какое внешнеполитическое наследие он получил. Для этого нам нужно ответить на вопросы теста. ВВОДНЫЙ ТЕСТ (КЛЮЧ, САМОПРОВЕКА) ПРОВЕРКА. Отложите пока ваши тесты, у нас сегодня будет несколько форм работы и участие в каждой из них это ваш вклад в общую оценку. | Класс выполняет тест. (прил.1) Самопроверка теста. Ключ и критерии оценки на слайде |
3.Изучение новой темы. Переход к изучению новой темы. | 20 мин. (2+8+10) Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9-11 Слайд 12-15 Слайд 16-19 Слайд 20-23 Слайд 24-26 Слайд 27 | На основании тестов сделайте вывод: - Какое внешнеполитическое наследие получил Александр II? Охарактеризуйте его 1 словом. Действительно, внешнеполитическое наследие было непростым. После окончания Крымской войны основное внимание Александра II было сосредоточено на проведении внутренних реформ. Их успех в немалой степени зависел от внешней обстановки. - Как вы думаете, почему? Правильно, новая война могла сорвать преобразования. Император назначил послами в крупнейших государствах мира последовательных сторонников своего курса. Во главе Министерства иностранных дел в 1856 г. Был поставлен князь А. М. Горчаков. В письме Александру II он так определил основную внешнеполитическую цель страны: «При современном положении нашего государства и Европы вообще главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития, и вся внешняя политика должна быть подчинена этой задаче». Исходя из этой цели были выделены главные направления внешней политики: Выход из международной изоляции развал антирусского блока, куда входила Англия, Франция и Австрия, и восстановление роли России как великой державы, отмена унизительных статей Парижского мирного договора, запрещавших иметь флот и военные укрепления на Черном море. Кроме того, необходимо было договорами закрепить границы с соседними государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Эти сложные задачи были решены мирным путем во многом благодаря тем государственным деятелям, которые находились на службе у Александра. Дипломатическая деятельность велась по нескольким направлениям. Мы с вами рассмотрим сегодня три из 4, с ближневосточным направлением вы подробнее познакомитесь на следующем уроке. Из этих направлений мы выделим 5 блоков. Вы уже разделены по группам и сейчас будете работать самостоятельно по блокам. Перед вами на столах находятся документы, учебники, атласы. С их помощью вам нужно в рабочих листах ( приложение2) заполнить пропуски в таблице и по событиям из таблицы определить результаты дипломатической деятельности во внешней политике. Пропущенные сведения по другим направлениям вы заполняете по результатам выступлений других групп. Однако, мы с вами проверяем гипотезу, а значит вам нужно выделить личность сыгравшую значимую роль в этих событиях и указать какую роль сыграл этот человек в данном направлении. Поэтому один из членов группы - эксперт составит мини-справку по значимой личности. Итак. По истечению 8 минут, вы называете направление, характеризуете задачи, основные события, результаты, показываете при необходимости на карте вновь присоединённые территории и значимую личность, другие группы заполняют свои рабочие листы по вашим выступлениям. Выступления групп. Европейское, Кавказское, Среднеазиатское, Дальневосточное, Русско-американские отношения, Тем кто хотел бы больше узнать об этих личностях можно обратиться по этой ссылке (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb41d91e-e756-4a2e-bdae-73deba0a231d/view/ ) , она есть на ваших рабочих листах. Таким образом, мы видим что внешняя политика Александра II по всем направлениям носила активный характер. -Какие это были направления? -Какими путями решались внешнеполитические задачи? | Ответы уч-ся. (непростое, сложное, проблемное, конфликтное) Ответы уч-ся. Слушают и смотрят презентацию. Слушают инструкцию. Знакомятся с материалами Работают самостоятельно в группах с учебниками и документами, заполняют таблицы, готовят мини справки по историческим личностям. Каждая группа озвучивает свою таблицу, показывает на карте вновь присоединённые территории и зачитывает информацию о значимой личности, другие группы с помощью выступлений и слайдов заполняют свои рабочие листы. Ответ: Европейское, Кавказское, Среднеазиатское, Дальневосточное, Русско-американские отношения. Ответ: дипломатическим и военным |
4.Закрепление ЗУН | 7 мин. Слайд 28 Слайд 29 Слайд 30 Слайд31 Слайд32 | Итак, дипломатическим и военным путём российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, обозначить и укрепить свои границы, восстановить своё положение как великой державы.(мульти карта) Есть ли вопросы по теме урока? Тогда, повторим. Для этого нам нужно выполнить тест всего из 5 вопросов(приложение 3) Выполнили? Обменяйтесь листами, проверяем. Ключ и критерии оценки на слайде | Работа по «Интерактивной карте роста территории России». Выполнение теста. Взаимопроверка. Ключ и критерии оценки на слайде |
5.Рефлексия Вывод по теме | 7 мин Слайд 33 Слайд34 Слайд 35 Слайд 36 | Однако вернёмся к нашей гипотезе. Удалось ли нам показать роль личностей в том или ином событии? Докажите на примерах. Давайте попробуем составить сенквейн. У вас на столах есть памятки (приложение 4). И посмотрите на пример сенквейна «Александр II», который составила я Составьте сенквейн, об одной из сегодняшний персоналий, на выбор. Итак, перед вами «Портретная галерея» наших исторических деятелей. Какой же вывод мы можем сделать? Действительно, мы убедились в немаловажной роли личности в истории. И кто знает, может и кто то из вас сможет приумножить достижения нашего государства, сделать его лучше, богаче, сильнее, опираясь на великое прошлое наших предков т.е. на историю | Ответы уч-ся с использованием рабочих листов. Составление сенквейна в группах. Зачитывают по одному сенквейну от группы. Ответы уч-ся |
6.Д/з | 1 мин. Слайд 37 | А теперь, внимание! Записываем д/з (на слайде) - §27 изучить, применяя рабочие листы; - отметить на контурных картах вновь присоединённые территории. *Написать мини- сообщение по ПОПС( памятка) формуле на тему «Была ли оправдана продажа Аляски. За и против». Есть ли вопросы по выполнению д/з? | Записывают домашнее задание. |
7.Итог урока и оценивание деятельности учащихся. Окончание урока по звонку. | 3 мин. | А какие события и имена запомнились вам больше всего? Выставление и комментирование оценок Спасибо за урок, все свободны. | Ответы уч-ся Подача дневников для выставления оценок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Внешняя политика Александра 1 в начале XIX века»
Урок- игра по истории России в 8 классе. Урок построен в виде судебного заседания. Обучающимся предлагается стать участниками судебного процесса над политическими деятелями, ответственными за сложную ...
План-конспект урока "Внешняя политика Екатерины Великой"
План-конспект урока, содержащий схемы и таблицы...
План-конспект урока "Внешняя политика Екатерины II"
План-конспект урока составлен с использованием электронных образовательных ресурсов....
Конспект урока "Внешняя политика Ивана Грозного" 6 класс
Урок выполнен в форме новых ФГОС ООО. Предназначен для проведения урока по истории в 6 классе. Имеет слайды....
конспект урока "Внутренняя политика Александра I"
Конспект урока в 8 классе по истории России 19 века. На уроке используется личностно-ориентированная технология....
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."
Конспект урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг."...
Урок "Внешняя политика Александра 1 в 1801-1812 годах"
Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век:Учеб.для 8 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2009.Цель урока: сформировать представление об...