. Конспект урока в 8 классе "Внутренняя политика Александра 1 в 1801 – 1806 годах"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Урок разработан к учебному пособию Данилова А.А., КосулинойЛ.Г.

 8 класс с дополнительным раздаточным материаллом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravl_al_1_1801_-06gg.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработан к учебному пособию Данилова А.А., КосулинойЛ.Г.

 8 класс

Урок 30                                                                      Дата:_______________

Тема. Внутренняя политика Александра 1 в 1801 – 1806 годах.

Цель уроков: назвать характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале 19 века; объяснить значение понятий: «Негласный комитет», министерство, принцип разделений властей, «вольные хлебопашцы»; начать составление характеристики личности и деятельности Александр I.

Основное содержание: Негласный комитет.  Либеральные начинания в области государственного устройства, по крестьянскому вопросу, в сфере образования и культуры.

Личность в истории: Александр I

Оборудование уроков: карта «Российская империя в первой половине XIX в.». , раздаточный материал

План уроков:

 1. Проверка знаний.

 2. Негласный комитет и внутренняя политика до 1812 г.

 3. Личность в истории.

 4. Внешняя политика.

Новые понятия и даты: «Негласный комитет», вольные хлебопашцы; либерализм, манифест, маневры, амнистия

 Государственный совет – 1810 г., Комитет министров; 1801 – 1825  - правление Александра I ; 1803 – указ о вольных хлебопашцах; 1801 – 1811 – преобразование органов центрального управления.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карта, раздаточный материал для учащихся – сведения об Александре I , карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания.

А) Индивидуальные задания:

1) работа с текстом

Из записок И.Д. Якушкина.

«Мне хотелось знать, оценят ли мои крестьяне выгоду для себя условий, на которых я предлагал освободить их. Я собрал их и долго с ними толковал; они слушали меня со вниманием и наконец спросили: «Земля, которой мы теперь владеем, будет принадлежать нам или нет?» Я им ответил, что земля будет принадлежать мне, но что они будут властны ее нанимать у меня. – «Ну так, батюшка, оставайся все по  - старому: мы – ваши, а земля - наша». Напрасно я старался им объяснить всю выгоду независимости, которую им доставит освобождение. Русский крестьянин не допускает возможности, чтобы у него не было хоть клока земли, которую он пахал бы для себя».

Ответьте на вопрос по тексту: Кто такой Якушкин?  Почему крестьяне отказались от предложения И.Д. Якушкина об их освобождении?

2) Работа со схемой (можно раздать индивидуальные листочки  или  вызвать ученика к доске он оформляет запись через интерактивную доску)

Вспомните при ком было введено деление страны на (1)             ? (по указу Петра I в 1708 году)

Б) Фронтальный опрос: ответы на вопросы.

-  Назовите границы Российской Империи.

- Оцените плюсы и минусы ее геополитического положения. Какие народы жили на территории империи к началу века?

- Приведите не менее трех фактов, доказывающих, что Россия в начале 19 века была преимущественно аграрной страной.

- Укажите те факторы (условия), которые,  по вашему мнению, способствовали и которые препятствовали развитию российской экономики.

- Какие мировые религии вы знаете?

- На какие ветви делится христианство?

- Какие религии были представлены в стране двести лет назад? Покажите на карте места их распространения.

 - На какие группы делилось население? Как эти группы назывались? (сословия)

- Дайте определение понятию. Были ли равны между собой в правах люди разных сословий? Какие сословия обладали только правами? У каких сословий были обязанности? Кто имел право владеть землей и крестьянами? Положение  какой категории крестьян было самым тяжелым? Почему? Можно ли было перейти из олного сословия в другое? Приведите примеры.

В) ответ учащегося по индивидуальному заданию -  тексту.

3. Вывод по этапу урока: Какой по форме правления была Россия в начале 19 века? Как звали императора?

  1. Работа с текстом для всего класса.  Текст № 1(листочки  смотреть дополнительный материал),

Вопросы: каким было детство Александра? Почему Екатерина, не одобрявшая идеи Французской революции, выбрала Лагарпа в качестве наставника? Почему Александр фактически отказался принять престол из рук бабушки, а взял его из рук заговорщиков да еще ценой убийства собственного отца?

 по страничке учебника 7 – 8. Прочитайте материал.

  1. Работа с понятиями: Что такое либерализм, маневры, манифест?

 – учебник стр 11, запись в тетрадь.

  1. Вывод: Какие черты характера императора, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя?

  1. О Негласном комитете учитель сообщает следующее. (Тексты № 2 о Негласном комитете)

История Негласного комитета началась в царствование Павла I,

когда Александр подружился с молодыми аристократами:

Адамом Чарторыйским (1770—1861), польским шляхтичем (дворянином), оказавшимся после раздела Польши в 1795 г. на русской службе. В 1804—1806 гг. — министр иностранных дел России, ратовал за восстановление Польши, сенатор, член Государственного совета, во время Польского восстания 1830 г. входил в состав образованного восставшими правительства. После 1831 г. в эмиграции в Париже;

Виктором Павловичем Кочубеем (1768—1834), князем, сторонником либеральных реформ. В 1802—1807 и в 1819—1823 гг. — министр внутренних дел России, с 1827 г. — председатель Государственного совета и Комитета министров;

Павлом Александровичем Строгановым (1772—1817), графом, сторонником либеральных реформ;

Николаем Николаевичем Новосильцевым (1761 — 1836) — участником подавления Польского восстания в 1794 г., получившим образование в Лондонском университете, неофициально представлял императорскую власть в Польше. С 1832 г. граф и председатель Государственного совета.

Цели Негласного комитета: изучение реальной обстановки в стране; реформы государственного аппарата, учреждение конституции без ограничения власти императора; обсуждение вопросов внешней политики России, ее обороноспособности, постепенной отмены крепостного права.

Запись в тетрадь:

Годы правление Александра  I – 1801 – 1825 гг.

Результаты деятельности Негласного комитета:

Социальная сфера:

  • 1801 г. — указ императора, разрешавший покупать незаселенные земли недворянам. Принес пользу купцам, покупавшим землю для строительства торгово-промышленных заведений.
  • 1803 г. — указ императора о «вольных хлебопашцах». Помещики имели право отпускать крестьян на волю с землей, предоставляемой за выкуп. За царствование Александра I на волю вышло 47 тыс. душ крепостных, или около 0,5% от их общего числа.
  • 1808—1809 гг. — указы императора, ограничившие произвол помещиков, запретившие продавать крестьян на ярмарках.

Государственная политика:

  • 1802—1811 гг. — создание министерств, заменивших старые коллегии и установившие принцип единоначалия.
  • 1810 г. — создание Государственного совета по предложению М.М. Сперанского, — высшего законосовещательного органа при императоре, состоявшего из министров и специально назначенных государем членов. Просуществовал до 1917 г.

(В 1906 г. был преобразован в верхнюю законодательную палату, состоял из равного числа — по 89 — из назначенных императором и избранных народом членов.)

8. Вывод по этапу урока: Какую направленность имели данные преобразования?

9. Работа по ученику стр. 8 -10. Ответы на вопросы

- Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль в жизни России он сыграл? Дайте характеристику первых преобразований Александра 1. Какие из них вы считаете главными и почему?

10. Обобщение нового материала. Выполнение  тестовых заданий

 тест по теме: «Начало правления Александра I».  

1. Неподатным сословием было: а) духовенство; б) крестьянство; в) мещанство; г) казачество.

2. Круг друзей-единомышленников, окружавших Александра I в первый период его правления, в котором разрабатывались проекты реформ, получил наименование:

а) Верховный Тайный совет; б) Тайная канцелярия; в) Уложенная комиссия; г) Негласный комитет.

3. В соответствии с Указом о вольных хлебопашцах:

а) помещики получили право освобождать крепостных крестьян;

б) в России отменялось крепостное право;

в) крестьяне западных губерний освобождались от власти помещиков;

г) помещики обязывались перевести крепостных крестьян с барщины на оброк.

4. Чем по форме правления являлась Россия в начале XIX века:

а) конституционной монархией; б) аристократической республикой;

в) абсолютной монархией; г) демократической республикой.

5. В основу государственного устройства М. М. Сперанский предлагал заложить принцип: а) православия, самодержавия, народности; б) верховенства судебных решений; в) сочетания коллегиальности и верховенства; г) разделения властей.

6. Соотнесите даты и события.  Записать  так – 1Г2В3А4Д

1) 1803 г.                        а) образование Государственного Совета;

2) 1801 г.                        б) создание 8  Министерств;

3) 1810 г.                        в) Указ о вольных хлебопашцах;

4) 1802 г.                        г) указ императора, разрешавший

                                            покупать незаселенные земли недворянам.  ;

                                        д) указ о покупке земли купцами.

Ответы: № 1а, № 2 г, № 3 а, № 4 в, № 5 г,  № 6 – 1в, 2г, 3а, 4 б.

11. Итого урока. Какие реформы были осуществлены в начале 19 века?

12. Домашнее задание: учебник авторов Данилова, Косулиной п. 1, стр   7 – 11, учить даты, понятия.

Текст № 2

Ада́м Ада́мович Чарторы́йский  глава княжеского рода Чарторыйских, которого в течение долгой жизни польские инсургенты не раз прочили в короли Польши.

Занимал пост министра иностранных дел Российской империи(1804—1806) 

  Граф Па́вел Алекса́ндрович Стро́ганов (7 июня 1772Париж — 10 июня 1817) — российский военный и государственный деятель; генерал-лейтенантгенерал-адъютант.

Князь Ви́ктор Па́влович Кочубе́й (11 (22) ноября 1768 — 3 (15) июня 1834) — русский дипломат и государственный деятель, министр внутренних дел Российской империи (1802—1807, 1819—1823).


Граф (с 1833 г.) Никола́й Никола́евич Новоси́льцев или Новосильцов (1761 — 8 (20 апреля1838Санкт-Петербург) — русский государственный деятель, член Негласного комитета, президент Императорской Академии наук (18031810), кабинета министров (1832), председатель Государственного совета 

Текст № 1 для учеников:  прочитать и ответить на вопросы

ЮНОСТЬ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I

«Александр был старшим внуком и личным воспитанником Екатерины, которая потратила много энергии и обнаружила замечательный педагогический талант, стремясь сделать из него если не идеального человека, то идеального государя. Как только Александр родился, державная бабка тотчас взяла его к себе... можно подумать, будто Екатерина весь век свой занималась воспитанием детей. Она выказала при этом столько энергии, горячности, нежности и любви к внуку, сколько едва ли кто мог предположить в этой женщине, привыкшей посвящать свое время государственным делам или личным наслаждениям — чувственным и умственным...

Когда Александр стал подрастать, Екатерина сама сочинила азбуку и написала ряд сказок, которые были изданы и в свое время имели широкое распространение; впоследствии с целью написания учебника русской истории Екатерина не остановилась перед изучением источников русской истории и даже сама углубилась в летописи.

Для обучения внуков французскому языку Екатерина пригласила в 1783 г. в Россию 29-летнего швейцарца Фредерика Сезара де Лагарпа. Ярый республиканец, сторонник Просвещения, адвокат Лагарп сыграл выдающуюся роль в жизни Александра...

Обучение осложнялось тем, что учитель, кроме французского, не знал никакого другого языка, хотя ученик говорил по-английски, по-русски и немного по-немецки. Выход был найден: они стали учить друг друга, к несказанной радости Александра. Лагарп рисовал в тетради разные предметы и внизу подписывал их названия по-французски, а ученик — по-русски. Познания быстро совершенствовались, увлекая обоих. На прогулках разговоры шли не только о словах, но и об идеях народовластия, об уважении к человеческому достоинству, к свободе личности, отрицанию угнетения человека человеком. С каждым новым днем авторитет Лагарпа укреплялся, становился для Александра непререкаемым. Императрица с одобрением относилась к позициям учителя и назначила его главным наставником внуков.

Когда грянула Французская революция, Екатерина продолжала покровительствовать Лагарпу и заявила ему: «Будьте якобинцем, республиканцем, всем, кем хотите; я вижу, что вы честный человек, и мне этого достаточно». Но отец, ненавидевший Лагарпа и считавший его опасным революционером, как-то спросил Александра: «Этот грязный якобинец все еще при вас?» Ученик не осмелился защитить горячо любимого наставника.

Императрица утвердилась в своих намерениях передать престол Александру, но 17-летний юноша неожиданно для нее отвечал, что не намерен царствовать. Негодующая Екатерина вызвала к себе Лагарпа, потребовав воздействовать на ученика и склонить его принять корону, так как Павел не будет ее наследником. Возмущенный наставник отказался вмешиваться и через несколько дней получил уведомление об отставке.

Перед отъездом по просьбе Александра Лагарп составил для него «Наставление», где были отражены нравственные устои, принципы правления, личная гигиена и даже режим питания. В мае 1795 г. Лагарп покинул Россию. Александр позже писал:

«Всем, что знаю, и, может быть, всем, что во мне есть хорошего, я обязан Лагарпу». Либеральные идеи, мечты о свободе, равенстве, братстве постепенно стали уходить в прошлое, но память и уважение к наставнику остались навсегда» (Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории. XIX век. М., 2000. С. 8-9).

Вопросы: каким было детство Александра? Почему Екатерина, не одобрявшая идеи Французской революции, выбрала Лагарпа в качестве наставника? Почему Александр фактически отказался принять престол из рук бабушки, а взял его из рук заговорщиков да еще ценой убийства собственного отца?

Административное деление России в начале 19 века.

Вспомните при ком было введено деление страны на (1)             ?

Работа с текстом.

Из записок И.Д. Якушкина.

«Мне хотелось знать, оценят ли мои крестьяне выгоду для себя условий, на которых я предлагал освободить их. Я собрал их и долго с ними толковал; они слушали меня со вниманием и наконец спросили: «Земля, которой мы теперь владеем, будет принадлежать нам или нет?» Я им ответил, что земля будет принадлежать мне, но что они будут властны ее нанимать у меня. – «Ну так, батюшка, оставайся все по  - старому: мы – ваши, а земля - наша». Напрасно я старался им объяснить всю выгоду независимости, которую им доставит освобождение. Русский крестьянин не допускает возможности, чтобы у него не было хоть клока земли, которую он пахал бы для себя».

Ответьте на вопрос по тексту: Кто такой Якушкин?  Почему крестьяне отказались от предложения И.Д. Якушкина об их освобождении?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах».

Цель урока: сформировать представления о личности Александра I, его внутренней политике,  причинах назначения «Негласного комитета» и характере первых преобразований в стране....

Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах"

Конспект урока "Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годах может быть использован учителем при проведении урока истории в 8 классе....

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 годы

План урока.Выяснить причины кризиса феодально-крепостнической системы в России на рубеже  XVIII-XIX веков.Охарактеризовать личность императора Александра IРассмотреть результаты деятельности...

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Внутренняя политика Александра I в 1801- 1806 годах»

В первый год XIX в . на российский престол вступил новый император - сын Павла I Александр I ....

Презентация "Внешняя политика Александра I 1801-1812 гг."

Изучение темы  "Внешняя политика Александра I 1801-1812 гг." на основе алгоритма по изучению политики...

Презентация по истории 9 класс по теме "Внутренняя политика Александра I 1801-1806 гг."

Презентация адаптирована к учебнику Истории России 9 класспод редакцией А.В.Торкунова к теме "Александра I: начало правления." Освещает мероприятия внутренней политики в 1801-1806 гг. (не вк...