Технологическая карта "Спарта" (История, 5 кл)
план-конспект урока по истории (5 класс)

Вилижинская Мария Александровна

Тема урока: «Древняя Спарта»

Тип урока – урок усвоения новых знаний

Образовательные ресурсы: Рабочая программа по истории в 5 классе; учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.: под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл. Издательство «Просвещение»; 2020.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент (1 мин)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Приветствие учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализация знаний. (10 мин)

Фронтальная. Словесный, практический. Игра.

  1. Игра «Что? Где? Когда?».

А….

А…..

А…

А……

А…..

(Слова: Афины, Аттика, Арес, Ареопаг, Архонт)

  1. Исторические загадки по пройденному материалу:

1. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять.
(Демос)

2. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился –
Зерно не отдано сполна.
(Долговой камень)

3) Расшифруйте фразу и назовите автора: «ьтидогу месв еж узарс халед хикилев в ондурт»

(«Трудно в великих делах сразу же всем угодить»)

Кто был автором этих слов? (Солон)

Что было главным в его законах ?

угадывают зашифрованные слова и объясняют их значение.

Разгадывают загадки, называя исторические понятия.

Отвечают на вопросы и делают вывод: в результате деятельности Солона в Афинах устанавливались основы демократии.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство.

Работа с понятиями, беседа по вопросам.

III. Постановка учебной задачи (2 мин).

Фронтальная. Словесный, практический. Рассказ, работа с картой

- Древняя Греция была небольшой страной, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: «Наша Эллада как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское, а другой Спартанское государство». Предлагает сформулировать тему урока и учебные задачи. Действительно, речь пойдет о Древней Спарте. Что же мы с вами должны изучить, чтобы охарактеризовать Спарту как полис?

Формулирует пункты плана.

Слушают учителя. Находят на карте Древнюю Грецию, Афины и Спарту. Называют тему урока, формулируют задачи.

Называют возможные вопросы изучения.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную самостоятельно.

Познавательные: используют знаково-символические средства.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь других.

Работа с картой

IV. Усвоение новых знаний и способов действий. (25 мин).

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, работа с картой.

Предлагает совершить путешествие в Древнюю Спарту. Рассказывает о местоположении, природных условиях Спарты, истории ее заселения.

  1. Местоположение и природные условия Спарты.

Работа с картой: работа в парах. Карта для нас сегодня -  как путеводитель для туристов.

  1. На территории какого большого государства располагается Древняя Спарта?
  2. Как назывались небольшие государства, на которые была поделена Древняя Греция?
  3. С каким из полисов вы уже знакомы и где он расположен?

Спарта располагалась на полуострове Пелопоннес.

Путешественники всегда интересуются мифами той страны. По которой путешествуют. Давайте и мы……   Миф о происхождении названия полуострова «Пелопоннес» (приложение 1 )

Спартанскому государству принадлежали две области на территории полуострова. Угадайте название одной из них работая с кругограммой. Расшифрованная кругограмма – наша виза в Спартанское государство. Все получили визу?

Расшифрованное слово записать в тетрадь: Лаконика – это область, где проживали спартанцы.

Другая область - Мессения.

II. Спартанцы (спартиаты) и илоты.

Объяснение материала идет параллельно с показом слайдов. Для объяснение данного пункта плана можно обратиться к информации в учебнике. (§ 31 пункт 1 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира)

В ходе объяснения особо выделить понятия “Спарта”, “илоты” и зафиксировать их в тетради: Спарта – это государство спартиатов; илоты – рабы-земледельцы в Спарте.

Они жили, не тужили
В Греции любимой.
Но пришли спартанцы – вмиг
Их они разбили.
В рабов превратили.
И могли убить иль высечь
Просто без причины.
(Илоты)

II. Устройство государства.

схема: “Устройство Спартанского государства”. Следует разъяснить, что высшим органом власти был Совет старейшин, который следил за выполнением законов и принимал самые важные для государства решения. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть архагетов (царей) была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству. На самой низшей ступени стоят бесправные илоты-рабы.

Вспомните государственное устройство Афинского государства? В чем сходство и различие между двумя государствами?

Физкультминутка.

III. Спартанское воспитание.

Разбить на 3- 4 группы и дать им возможность поработать с историческими источниками (отрывки из хрестоматии) и пунктом № 3 учебника  стр. 149.

Вопросы первым двум группам перед началом работы с источником: как воспитывали подрастающее поколение в Спарте? Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему? (Приложение 2)

Вопросы двум другим группам: назовите высшие ценности в Спартанском государстве и объясните почему, используя отрывок? Что было недостойно настоящего спартанца? (Приложение 3)

После ответов групп на вопросы необходимо обобщить вместе с учащимися результаты групповой работы, сделать общие выводы по теме.

Показывают Спарту, Лаконикию, Мессению на карте. Под руководством учителя характеризуют местоположение, природные условия Спарты. Объясняет значение терминов.

Расшифровывая кругограмму, учащиеся определяют область -  Лаконика.

Выделяют основные категории жителей Спарты. Записывают понятия в тетрадь.

Характеризуют политический строй древнегреческого города-государства Спарты.

Выполняют упражнение.

Работают в группах. Рассказывают об обычаях Древней Спарты. Рассказывают, каким было спартанское воспитание.

Подводят итог, определяют свое отношение к спартанскому воспитанию.

Познавательные: выявляют особенности объекта в в процессе рассмотрения; высказывают предположения; используют доказательство; воспроизводят по памяти информацию.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; извлекают информацию из наглядного материала; решают проблемы творческого и поискового характера; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

Умеют работать в группе; контролируют действия партнера.

Работа с картой, беседа по вопросам

Рассказ, беседа по вопросам.

V. Закрепление знаний и способов действий. (5 мин).

Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа.

- - Путешествуя по той или иной стране,_ мы все равно возвращаемся домой! Иногда восторгаясь той страной, в которой побывали, иногда разочарованно вздыхаем…

- Если бы можно было чудом перенестись в древние Афины или Спарту, многое бы вас не только удивило, но и разочаровало. Предположите, что бы вас могло удивить в Афинах и Спарте. Что могло разочаровать? Какое государственное устройство вам больше нравится – афинское или спартанское?

Путешествия всегда приносят не только впечатления, но и новые знания.            Разгадайте загадки:

Загадка 1. Древние писатели рассказывали, что спартанские женщины, узнав о смерти своих сыновей в бою, тут же шли на поле битвы. Они осматривали, с какой стороны тела ранены павшие воины, а затем поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством. Они хоронили сыновей с почетом в гробницах предков. В других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле сражения и мертвых воинов хоронили их в общей могиле. Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? (Раны, нанесенные воину в спину, указывали на то, что он струсил и пытался бежать с поля боя. Напротив, раны в груди свидетельствовали о мужестве воина, достойно встретившего смерть).

Загадка 2. Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь.

Дают сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты.

Познавательные: осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения объектов; высказывают предположения; анализируют информацию и делают выводы.

Коммуникативные:

Формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Беседа по вопросам.

VI. Рефлексия. (2 мин).

Фронтальная. Словесный. Игра.

- Понравилось ли вам путешествие по Спарте?

Давайте оценим нашу работу с помощью голосования. В Древней Спарте оно проводилось при помощи крика, такой способ афиняне насмешливо называли «детским». Мы не будем устраивать шума, а проголосуем как в Древних Афинах, используя камешки. Светлый означает, что вы работали активно и довольны своей работой, темный наоборот.  

Благодарит за урок.

Голосуют.

VII. Домашнее задание. (1 мин).

 Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя.

Дифференцированное:

  1. П.31, вопросы «проверьте себя»
  2. Творческое задание: рассказ «один день из жизни спартанца»
  3. Творческое задание: подготовить сообщение «Лаконичная речь»

Воспринимают задание, уточняют.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...