Технологическая карта "Спарта" (История, 5 кл)
план-конспект урока по истории (5 класс)
Тема урока: «Древняя Спарта»
Тип урока – урок усвоения новых знаний
Образовательные ресурсы: Рабочая программа по истории в 5 классе; учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.: под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл. Издательство «Просвещение»; 2020.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организационный момент (1 мин) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Приветствие учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Актуализация знаний. (10 мин) | Фронтальная. Словесный, практический. Игра. |
А…. А….. А… А…… А….. (Слова: Афины, Аттика, Арес, Ареопаг, Архонт)
1. Как в Греции звать 2. Что за камень появился 3) Расшифруйте фразу и назовите автора: «ьтидогу месв еж узарс халед хикилев в ондурт» («Трудно в великих делах сразу же всем угодить») Кто был автором этих слов? (Солон) Что было главным в его законах ? | угадывают зашифрованные слова и объясняют их значение. Разгадывают загадки, называя исторические понятия. Отвечают на вопросы и делают вывод: в результате деятельности Солона в Афинах устанавливались основы демократии. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. | Работа с понятиями, беседа по вопросам. |
III. Постановка учебной задачи (2 мин). | Фронтальная. Словесный, практический. Рассказ, работа с картой | - Древняя Греция была небольшой страной, но в ней образовалось много самостоятельных государств. Наиболее из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: «Наша Эллада как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское, а другой Спартанское государство». Предлагает сформулировать тему урока и учебные задачи. Действительно, речь пойдет о Древней Спарте. Что же мы с вами должны изучить, чтобы охарактеризовать Спарту как полис? Формулирует пункты плана. | Слушают учителя. Находят на карте Древнюю Грецию, Афины и Спарту. Называют тему урока, формулируют задачи. Называют возможные вопросы изучения. | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную самостоятельно. Познавательные: используют знаково-символические средства. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают и понимают речь других. | Работа с картой |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. (25 мин). | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, работа с картой. | Предлагает совершить путешествие в Древнюю Спарту. Рассказывает о местоположении, природных условиях Спарты, истории ее заселения.
Работа с картой: работа в парах. Карта для нас сегодня - как путеводитель для туристов.
Спарта располагалась на полуострове Пелопоннес. Путешественники всегда интересуются мифами той страны. По которой путешествуют. Давайте и мы…… Миф о происхождении названия полуострова «Пелопоннес» (приложение 1 ) Спартанскому государству принадлежали две области на территории полуострова. Угадайте название одной из них работая с кругограммой. Расшифрованная кругограмма – наша виза в Спартанское государство. Все получили визу? Расшифрованное слово записать в тетрадь: Лаконика – это область, где проживали спартанцы. Другая область - Мессения. II. Спартанцы (спартиаты) и илоты. Объяснение материала идет параллельно с показом слайдов. Для объяснение данного пункта плана можно обратиться к информации в учебнике. (§ 31 пункт 1 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира) В ходе объяснения особо выделить понятия “Спарта”, “илоты” и зафиксировать их в тетради: Спарта – это государство спартиатов; илоты – рабы-земледельцы в Спарте. Они жили, не тужили II. Устройство государства. схема: “Устройство Спартанского государства”. Следует разъяснить, что высшим органом власти был Совет старейшин, который следил за выполнением законов и принимал самые важные для государства решения. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть архагетов (царей) была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству. На самой низшей ступени стоят бесправные илоты-рабы. Вспомните государственное устройство Афинского государства? В чем сходство и различие между двумя государствами? Физкультминутка. III. Спартанское воспитание. Разбить на 3- 4 группы и дать им возможность поработать с историческими источниками (отрывки из хрестоматии) и пунктом № 3 учебника стр. 149. Вопросы первым двум группам перед началом работы с источником: как воспитывали подрастающее поколение в Спарте? Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему? (Приложение 2) Вопросы двум другим группам: назовите высшие ценности в Спартанском государстве и объясните почему, используя отрывок? Что было недостойно настоящего спартанца? (Приложение 3) После ответов групп на вопросы необходимо обобщить вместе с учащимися результаты групповой работы, сделать общие выводы по теме. | Показывают Спарту, Лаконикию, Мессению на карте. Под руководством учителя характеризуют местоположение, природные условия Спарты. Объясняет значение терминов. Расшифровывая кругограмму, учащиеся определяют область - Лаконика. Выделяют основные категории жителей Спарты. Записывают понятия в тетрадь. Характеризуют политический строй древнегреческого города-государства Спарты. Выполняют упражнение. Работают в группах. Рассказывают об обычаях Древней Спарты. Рассказывают, каким было спартанское воспитание. Подводят итог, определяют свое отношение к спартанскому воспитанию. | Познавательные: выявляют особенности объекта в в процессе рассмотрения; высказывают предположения; используют доказательство; воспроизводят по памяти информацию. Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; извлекают информацию из наглядного материала; решают проблемы творческого и поискового характера; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: Умеют работать в группе; контролируют действия партнера. | Работа с картой, беседа по вопросам Рассказ, беседа по вопросам. |
V. Закрепление знаний и способов действий. (5 мин). | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа. | - - Путешествуя по той или иной стране,_ мы все равно возвращаемся домой! Иногда восторгаясь той страной, в которой побывали, иногда разочарованно вздыхаем… - Если бы можно было чудом перенестись в древние Афины или Спарту, многое бы вас не только удивило, но и разочаровало. Предположите, что бы вас могло удивить в Афинах и Спарте. Что могло разочаровать? Какое государственное устройство вам больше нравится – афинское или спартанское? Путешествия всегда приносят не только впечатления, но и новые знания. Разгадайте загадки: Загадка 1. Древние писатели рассказывали, что спартанские женщины, узнав о смерти своих сыновей в бою, тут же шли на поле битвы. Они осматривали, с какой стороны тела ранены павшие воины, а затем поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством. Они хоронили сыновей с почетом в гробницах предков. В других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле сражения и мертвых воинов хоронили их в общей могиле. Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? (Раны, нанесенные воину в спину, указывали на то, что он струсил и пытался бежать с поля боя. Напротив, раны в груди свидетельствовали о мужестве воина, достойно встретившего смерть). Загадка 2. Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь. | Дают сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. | Познавательные: осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения объектов; высказывают предположения; анализируют информацию и делают выводы. Коммуникативные: Формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка. | Беседа по вопросам. |
VI. Рефлексия. (2 мин). | Фронтальная. Словесный. Игра. | - Понравилось ли вам путешествие по Спарте? Давайте оценим нашу работу с помощью голосования. В Древней Спарте оно проводилось при помощи крика, такой способ афиняне насмешливо называли «детским». Мы не будем устраивать шума, а проголосуем как в Древних Афинах, используя камешки. Светлый означает, что вы работали активно и довольны своей работой, темный наоборот. Благодарит за урок. | Голосуют. | ||
VII. Домашнее задание. (1 мин). | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя. | Дифференцированное:
| Воспринимают задание, уточняют. | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»
Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...