Формирование критического мышления на уроках истории.
статья по истории (10 класс)

Кондрашова  Анджела Ринатовна

     В условиях современного информационного общества  не просто ориентироваться  не только взрослому, но и ребенку. Стремительными темпами происходит увеличение объёма знаний, необходимого для формирования мышления современного человека.

       Исходя из этого, основное противоречие современной системы образования - это противоречие между достаточно быстрым темпом обновления знаний и ограниченными возможностями их усвоения. Сегодня как никогда важно формировать умение быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное. А также умения осмыслить и применить полученную информацию. На успешную реализацию этих принципов работает технология развития критического мышления.

В статье рассматривается необходимость формирования у учащихся умения сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям  истории. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Формирование критического мышления на уроках истории.

     В условиях современного информационного общества  не просто ориентироваться  не только взрослому, но и ребенку. Стремительными темпами происходит увеличение объёма знаний, необходимого для формирования мышления современного человека.

       Исходя из этого, основное противоречие современной системы образования - это противоречие между достаточно быстрым темпом обновления знаний и ограниченными возможностями их усвоения. Сегодня как никогда важно формировать умение быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное. А также умения осмыслить и применить полученную информацию. На успешную реализацию этих принципов работает технология развития критического мышления.

В статье рассматривается необходимость формирования у учащихся умения сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям  истории.  

Ключевые слова: технология критического мышления, критическое мышление, проблемное обучение.

Актуальность данного метода состоит в том, что учащиеся включаются в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Обучение, со стороны ученика, носит уже осознанный характер ,он активно участвует в процессе получения новых знаний. Значительно меняется и роль учителя в учебном процессе. Учитель уделяет большое внимание передаче умения правильно поддерживать дискуссию, терпимости к оппоненту, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Для этого, надо стараться, чтобы в центре учебного процесса  стоял не только учитель, но и  сам ученик. Только правильное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

     В основе формирования критического мышления школьников лежит  универсальное умение работать с информацией (находить, отбирать, анализировать, оценивать её достоверность и т. д.)  Критическое мышление - это способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения. [1C30]

             Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление -значит развивать умение думать, а для этого ребенку нужно создавать определенные условия ,в которой личности надо будет формировать и  развить в себе ряд качеств, таких ,как : гибкость, способность исправлять свои ошибки, настойчивость, поиск компромиссных решений. Процесс формирования критического мышления, безусловно социален. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому применяя технологию критического мышления, надо активно использовать в учебной и внеурочной деятельности всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов, дискуссий и круглых столов, а также проведение ролевых и деловых игр.

На уроке истории важно все: и благоприятная психологическая атмосфера, и  высокая степень мотивации на его изучение, и осознание необходимости использования полученных знаний в повседневной жизни (не только знать, но и применять) Знания могут позабыться по истечении  времени, а умения действовать в определенных ситуациях, сформированные на уроке, остаются надолго. Во время урока необходимо задействовать и разум, и чувства ученика. Важны не только знания , но и чувства, с которыми он получает эти знания. В своей практике я стараюсь тоже использовать различные методы и средства, помогающие разнообразить изучение истории, особенно в старших классах.. Надо стремится  заменить традиционное образование - когда основная задача учителя- поделиться необходимым объемом знаний , на образование  «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. Процесс обучения  будет успешнее, если ученики будут формулировать проблемы - в том числе экономические, общественные и политические ,на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа.

     Интересные домашние задания способствуют тому, что учащихся  не надо заставлять делать уроки. Приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сделать каждый урок непохожим на  предыдущий. Работа в паре или группе позволяют включать в урок всех школьников. Не надо бояться того, что дети на уроке будут говорить, обсуждать, даже спорить, нужно просто научить их это делать так, чтобы в конечном итоге появился ими же выполненный продукт (памятка, обращение, презентация).

Особенности  технологии развития   критического мышления:

-технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, когда в процесс обучения включены и учитель и учащиеся .[2С.13]

-Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, превращая обучение в совместный и интересный поиск необходимого материала  в учебнике или других источниках.

 Первая стадия  -вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию, осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Приемы, используемые на стадии вызова:

  • Зачитывание отрывка из художественной книги
  • Показ отрывка из фильма
  • Работа с историческим текстом
  • Ряды понятий (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие.) [3С.103]

        Так, при изучении в шестом классе темы «Образование средневековых городов» учащимся предлагается самостоятельно сформулировать вопросы, которые помогут раскрыть причины данного процесса.: Почему и каким образом стали возникать средневековые города? Если учащиеся не могут уцепиться за какую-нибудь определенную мысль, то задаётся вопрос, который подтолкнет к рассуждению: как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и образованию городов? Этот более конкретный вопрос начинает активизировать мышление учащихся. Ставлю другие вопросы более узкого характера: Какие успехи в хозяйстве были в Европе в Х1V-ХV веках? Почему с успехами в хозяйстве появляются люди, специализирующиеся на каком-то отдельном ремесле («умельцы»)? Почему «умельцы» уходят из деревни? Куда они уходят? Где поселяются? Что еще кроме мастерской ремесленника появляется на их месте поселения?

   В5классе ребята вполне справляются, например, с самостоятельным определением причин поражения восстания под руководством Спартака, устанавливают общие черты и отличия в положении и использовании труда рабов в Древнем Египте, Греции, Риме. В 6-ом способны самостоятельно определить причины поражения крестьянских войн, установить общие черты и особенности крупных крестьянских движений во Франции, Англии, Чехии, Германии, сравнить устройство и функции сословно-представительных учреждений в Англии и Франции и так далее.[4С.67]

   В старших классах более эффективны  уже собственно решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:

1)задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И.В. Сталин знал о готовящейся войне, третьи - о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии.

2)Проблемный вопрос: «Почему Александр Невский в разгар лета 1240 года одержавший блестящую победу над шведами (за эту победу народ ему дал ему прозвище «невский») и тем самым спасший независимость Новгорода, зимой того же года был изгнан из родного города этим же народом?»[5C.78]

Задача в виде текста:

  « При жизни В.И. Ленина советскую Россию никто из стран не хотел признавать «де юре» (исключение составили Германия, Афганистан и страны, возникшие на просторах Российской империи) Почему? Почему затем в правление И.В. Сталина, буквально за 9-10 лет СССР был признан почти всеми странами, вплоть до США, хотя именно при Сталине с особой силой проявился и тоталитарный режим, и культ личности, и диктаторство и т.п.?

   После раскрытия темы учителем можно предложить самим учащимся определить главную проблему урока и составить вопросы к теме таким образом, чтобы стало понятно, о чем пойдет речь на уроке.

    На этапе контроля и оценки результатов учебной работы предлагаю самооценку деятельности каждого ученика через рефлексию. Рефлексия осуществляется через такие приемы:

1) незаконченное предложение:

самым интересным для меня было..., потому что...;

сегодня на уроке я узнал(а)...;

мне понравилось..., потому что...;

мне не понравилось…, потому что…

          Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность обучающихся на уроке. Они  задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны.У детей появляется  живой интерес. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

        Список литературы:

1.Богатенкова Н.В, Муштавинская И.В «Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт - Петербургский университет педагогического мастерства, 2001. С.13

2 ВласоваТ.А. «Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах». // Преподавание истории и обществознания в школе - 2005 № 3. С.56

3. Долженко Ю.А «Методическое сопровождение личностно- ориентированного образования». Б., 2003г.С.103

4.Заир-Бек С.И,Муштавинская И.В . Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2004.С.67

5.И.О.Загашев,С.И.Заир -Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя -СПб; Альян «Дельта», 2003.С.78


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания

В работе рассматриваются приёмы, исползуемые на разных стадиях урока, разработанного по технологии РКМЧП....

Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания как путь формирования творчески активной способной к саморазвитию личности на основе “альтернативных ситуаций”

Данная статья подробно раскрывает сущность творческого мышления, его особенности и отличия от критического типа мышления. Поэтому одной из целей является формирование личности творчески активной, спос...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

формирование критического мышления на уроках истории и обществзнания

Как применяю приемы критическг мышения на уроках....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...