Cтатья: «Интеграция истории и культуры Санкт-Петербурга в школьную программу общего образования»
статья по истории (6 класс)
Мы рассматриваем интеграцию истории и культуры Санкт-Петербурга в школьную программу общего образования на примере темы «Античные традиции в петербургской культуре».
Интеграция темы «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личность и доказывает, что без внутренней мотивации, стимулирования саморазвития, субъектных отношений невозможно осуществить реформирование, модернизацию образовательной системы. Интегративный подход предполагает, прежде всего, многомерность и единство образования, одновременное и равновесное функционирование трех его элементов: обучения, воспитания, творческого развития личности в их взаимосвязи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_integratsiya.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 371 Имени Героя Российской Федерации Е.Н. Зиничева
Московского района Санкт-Петербурга
Cтатья: «Интеграция истории и культуры Санкт-Петербурга в школьную программу общего образования»
Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
Кухарская Валентина Юрьевна
Мы рассматриваем интеграцию истории и культуры Санкт-Петербурга в школьную программу общего образования на примере темы «Античные традиции в петербургской культуре».
Интеграция темы «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личность и доказывает, что без внутренней мотивации, стимулирования саморазвития, субъектных отношений невозможно осуществить реформирование, модернизацию образовательной системы. Интегративный подход предполагает, прежде всего, многомерность и единство образования, одновременное и равновесное функционирование трех его элементов: обучения, воспитания, творческого развития личности в их взаимосвязи.
Главной целью интеграции краеведческого материала и общеобразовательной программы школы является гармоничное развитие личности учащегося и достижение нового качества целостного образовательного процесса. Понять взаимодействие общего и дополнительного образования детей вне системного подхода практически невозможно. Исходя из классического принципа целостности и системности, мы можем предположить, что целостная образовательная система вправе реализовать две главные взаимосвязанные цели: социализацию и индивидуализацию каждого учащегося.
Данный материал позволяет расширить потенциал общего (базового) образования за счет более полного использования личностных ресурсов обучающихся посредством реализации досуговых форм освоения социального опыта познавательной, исполнительской и творческой деятельности на основе индивидуальных образовательных программ.
Практика убедительно доказала следующее явление: дополнительное образование детей успешно развивается в той школе, где в этом заинтересованы учителя школы, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, методисты, административные кадры школы и образовательные учреждения дополнительного образовательного, которые создают максимальные условия эффективного взаимодействия основного и дополнительного образования детей.
Я хочу рассказать об интеграции краеведческого материала в школьную программу на примере Летнего сада, где объединились история Санкт-Петербурга и мотивы античных мифов и аллегорий.
Летний сад – исторический заповедник культуры и искусства Санкт-Петербурга.
Летний сад - старейший сад Петербурга, ровесник нашего города. Он был создан по указу Петра I в1704 году и изначально создавался как летняя царская резиденция. Сначала сад сделали регулярным и в нем высаживали только однолетние цветы. Потом посадили деревья, оборудовали фонтаны и установили великолепные мраморные статуи, большинство из которых являются изображениями аллегорий, так популярных в петровское время, а также скульптуры богов и героев античных мифов и легенд.
В 70-х годах XVIII века по проекту архитектора Юрия Матвеевича Фельтена, была возведена ограда Летнего сада - одна из самых красивых в мире.
Летний сад был излюбленным местом прогулок и российских императоров, и простых горожан. И сегодня мы можем любоваться этим произведением садово-паркового искусства. Конечно, за более чем 300 лет здесь многое изменилось, но в нем осталось главное - душа Петербурга .
Летний сад - это не только прекрасный сад, но и музей скульптуры под открытым небом. А музей - это книга, на каждой странице которой можно открыть для себя что-то новое и интересное. Путешествие по Летнему саду подобно чтению огромной познавательной книги, где каждый открывает для себя настоящее сокровище.
Летний сад в школьной программе курса «История и культура Санкт-Петербурга».
В курсе школьной программы «История и культура Санкт-Петербурга» Летнему саду уделено большое внимание как важному историческому объекту нашего города. История Летнего сада тесно связана с событиями истории России: петровские ассамблеи и маскарады XVIII века, посещение сада Пушкиным, Крыловым, Ахматовой. Летний дворец Петра I, Кофейный домик, блокадные школьные грядки.
При прохождении программы рассматриваются следующие учебные темы:
- Летний сад – царский огород.
- «Дворец архитектор Трезини поставил у края Невы…»
- Фонтаны Летнего сада.
- «Где лучшая в мире стоит из оград».
- Школьная аллея - память о детях блокадного Ленинграда.
- Мраморные боги, герои, скульптуры-аллегории.
При рассмотрении данных учебных тем особое внимание уделяется исторической составляющей курса: как Летний сад связан не только с историей города, но и с историей страны.
Для раскрытия последней темы: «Мраморные боги, герои, скульптуры-аллегории,» нам как раз и помогает дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Античные традиции в петербургской культуре».
Летний сад в программе ОДОД «Античные традиции в петербургской культуре».
В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Античные традиции в петербургской культуре» главный акцент при изучении
Летнего сада делается на изучение учащимися мифов, легенд и аллегорий и их изображениях в скульптурах и барельефах Летнего сада. Учащиеся учатся находить "подсказки" у мраморных богов и героев, читать язык аллегорий.
Созданный в начале XVIII века уникальный комплекс скульптуры Летнего сада сыграл в своё время исключительную роль в развитии светской объемной пластики в России, эстетическом воспитании, а также пропаганде искусств, наук, служивших основными целями и идеями государственных, военно-политических, экономических и культурных преобразований.
При прохождении программы рассматриваются следующие темы:
1.Античная мифология - источник сюжетов и тем.
2.Летний сад и аллегории.
3.Античные мифы, воплощенные в скульптуре.
4.Скульптурные композиции Летнего сада.
5. Герои мифов славят Россию.
Ценность дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ состоит в том, что они усиливают вариативную составляющую общего образования, способствуют практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулируют познавательную мотивацию обучающихся.
Способы реализации интеграции курсов программ.
Учитывая взаимосвязь между темой учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» Мраморные боги, герои, скульптуры-аллегории и дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Античные традиции в петербургской культуре» мы решили использовать принципиальное отличие дополнительного образования от общего. Оно заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе дополнительного образования педагоги имеют возможность изменить передаваемые учащимся способы деятельности из цели обучения в средство развития способностей учащихся.
Был проведен анализ учебного материала, для обнаружения взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения идей и объектов программ. После определения «точек соприкосновения» было решено подготовить и провести квест «Летний сад».
Этапы реализации:
- Подготовка материалов для мероприятия
- Согласование и утверждение проекта с администрацией отдела садов и парков Русского музея
- Подготовка учащихся к прохождению квеста, с посещением Русского музея и Летнего сада
- Участие в квесте.
- Подведение итогов.
Прежде всего, был отобран интересный материал для вопросов и заданий, затем разработана программа проведения квеста и раздаточный материал.
Все это было согласовано с администрацией отдела садов и парков Русского музея и было получено разрешение на проведение квеста в Летнем саду в определенные дни и часы.
Через систему дополнительного образования была проведена подготовка учащихся к прохождению квеста, с посещения не только Русского музея, Летнего сада, изучением литературы, но и знакомством с другими памятными местами и архитектурными ансамблями нашего города. При подготовке широко использовались Электронные Образовательные Ресурсы (ЭОР).
Примерно через 6 месяцев после начала работы над квестом было проведено несколько игр среди учащихся школы, а затем и среди школ нашего района, при активной поддержке и помощи Дворца Детского и юношеского творчества Московского района. Причем при проведении районной игры-квеста сотрудниками Русского музея был сделан нам приятный сюрприз, проведя бесплатную экскурсию по Летнему саду перед началом игры.
Администрация отдела садов и парков Русского музея не отказалась и дальше сотрудничать с нами, и мы ждем осени 2019 года, чтобы снова провести серию игр в Летнем саду, каждый раз подбирая новый материал.
Реализация проекта включают в себя следующие этапы:
- Подготовка материалов для мероприятия
- Согласование и утверждение проекта с администрацией отдела садов и парков Русского музея
- Подготовка учащихся к прохождению квеста, с посещением Русского музея и Летнего сада
- Участие в квесте.
- Подведение итогов.
Заключение.
Дополнительное образование детей может выступать как связующее интегративное звено между миром детства и развивающейся личности подрастающего человека в школе. Ведь проблема интеграции рассматривается, прежде всего,
- как синтез научного знания;
- как интеграции отдельных наук и научных направлений (педагогическая, гендерная психология);
- как межпредметные и междисциплинарные связи в образовании.
Одним из факторов, определяющим научную и практическую значимость в разрешении проблемы интеграции общего и дополнительного образования детей, является острая потребность общества в повышении качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории 9,10,11 класс основное общее образование
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования Министерства образовани...
Интеграция естественно-научных и общетехнических дисциплин в общем образовании
текст выступления на педсовете...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...
Рабочая программа учебного предмета « Физическая культура» 1 класс, начальное общее образование, на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа учебному предмету «Физическая культура» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (индивидуальное обучение) Основное общее образование 8 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (индивидуальное обучение) Основное общее образование 8 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Лечебная физическая культура» 9 класс Основное общее образование (ФГОС ООО)
Рабочая программа учебного курса по физической культуре для учащихсяспециальной медицинской группы с заболеванием опорно-двигательного аппарата. 9 класса разработана на основе: Федерального ...
Программа курса внеурочной деятельности «Решу ОГЭ: история в вопросах и ответах» основного общего образования для учащихся 9-х классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решу ОГЭ: история в вопросах и ответах» разработана на период до 2023года.Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих д...