ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ БАШКИРСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ГИМНАЗИИ-ИНТЕРНАТ №1 ИМЕНИ РАМИ ГАРИПОВА
статья по истории

Хамидуллина Чулпан Рафимовна

В статье автор делится с основными приемами музейной педагогики в формировании гражданско-патриотических ценностей у обучающихся  Башкирской Республиканской гимназии-интернат №1 имени Рами Гарипова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_iro_rb.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ БАШКИРСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ГИМНАЗИИ-ИНТЕРНАТ №1 ИМЕНИ РАМИ ГАРИПОВА

THE MAIN DIRECTIONS OF MUSEUM PEDAGOGY IN THE PROCESS OF FORMATION OF CIVIL AND PATRIOTIC VALUES AMONG THE STUDENTS OF BASHKIR REPUBLICAN BOARDING GYMNASIUM № 1 NAMED AFTER RAMI GARIPOV

Ч.Р. Хамидуллина, к.и.н.,

учитель истории и обществознания,

руководитель историко-краеведческого музея

 имени З. В. Хисматуллиной

Ch. R. Hamidullina, cand. sc. (History)

history and social studies teacher,

head of the local history museum

named after Z.V. Hismatullina

Аннотация. В статье автор делится с основными приемами музейной педагогики в формировании гражданско-патриотических ценностей у обучающихся   Башкирской Республиканской гимназии-интернат №1 имени Рами Гарипова.

Abstract.  In the article, the author describes the main techniques of museum pedagogy in the formation of civic and patriotic values among the students of Bashkir Republican Boarding Gymnasium № 1 named after Rami Garipov.

Ключевые слова: историко-краеведческий музей имени Зумары Валеевны Хисматуллиной, школа экскурсоводов, видеоэкскурсия, актив школьного музея, проектная деятельность, патриотическое воспитание.

Keywords: local history museum named after Zumara Valeevna Hismatullina, school of guides, video tour, school museum asset, project activities, patriotic education.

Башкирская гимназия-интернат №1 имени Рами Гарипова - ведущее учебное заведение национального образования Республики Башкортостан, где создана этнокультурная среда, в которой происходит сохранение и трансляция духовного и культурно-исторического наследия.

Особую индивидуальность БРГИ №1 имени Рами Гарипова придает её историко-краеведческий музей имени З.В. Хисматуллиной. Инициатором его создания и бессменным руководителем на протяжении более чем 20 лет был человек, неравнодушный к истории края и культуре башкирского народа, преподаватель географии, заслуженный учитель РСФСР и Башкортостана, почетный гражданин г. Уфы Зумара Валеевна Хисматуллина.

Формирование музея началось в 1977 году.  Благодаря организаторским способностям Зумары Валеевны и преданности к своей работе, созданный на базе школы небольшой школьный уголок - музей за довольно короткий срок превратился в этнографическую музейную ценность республиканского и российского уровня.

В 1980-1990 годы ХХ век наш музей являлся лидером среди школьных музеев РСФСР, по примеру которого создавались другие.  Доказательством тому стало решение Министерства просвещения РСФСР о   присвоении краеведческому музею гимназии звания «Народный музей», а позднее - «Отличный школьный музей России». В 1994 году историко-этнографический музей занял первое место в республиканском смотре музеев, организованном Президиумом Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

         В 1990 гг. в связи с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны наш музей продолжал жить и развиваться.

         По своему статусу музей относится к комплексным, и в 2017 году решением педагогического совета гимназии музей получил имя своего основателя. Теперь это – Историко-краеведческий музей имени З.В. Хисматуллиной, действующий на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».

В коллекциях музея представлены деревянная утварь, предметы вышивки и ткачества, полный комплекс традиционной женской одежды, женские украшения, предметы быта, оружие башкир. Гордостью музея является «камар» конца ХIХ в (широкий пояс с большой пряжкой, отделанный полудрагоценными камнями на черном серебре), принадлежавший кантонному начальнику Теляку, а также редкие книги на арабском языке, изданные в Каире сто лет назад, кители и фуражки генералов Великой Отечественной войны Т.Т. Кусимова, Г.А. Белова, маршала авиации И.И. Пстыго.

Сегодня, музей действует уже в условиях современных образовательных стандартов и быстро меняющихся технологий.

Целью работы школьного музея является формирование у гимназистов гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора и воспитание познавательных интересов и способностей. Учащиеся овладевают практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.

Одним из главных направлений работы музея является экскурсионная деятельность.

В гимназии действует «Школа экскурсоводов». Экскурсии - это отличный инструмент формирования культуры речи, кроме этого, юные экскурсоводы становятся известными и популярными в своей школе, а это, как показывает опыт, формирует в детях   чувства собственного достоинства и уверенности в себе.  Ежегодно для учащихся, студентов, членов различных делегаций, посещающих башкирскую гимназию, проводится более ста экскурсий. Экскурсии ведутся на двух языках – башкирском и русском. За всю историю в музее республиканской гимназии побывали видные политические деятели Башкортостана и России, а также представители более 70 зарубежных стран: США, Венгрии, Турции, Дании, Голландии, Монголии, Мозамбика и др. Никого не могут оставить равнодушными уникальные экспонаты.

 За 2018-2019 гг. учащимися гимназии были проведены экскурсии для участников крупных мероприятий международного, всероссийского и республиканского уровней.

Так, в октябре 2018 года музей принял 250 участников 6-го конгресса Российского Общества Преподавателей русского языка и литературы, в мае 2019 года - 150 делегатов Первого республиканского съезда учителей родных языков, в октябре 2019 года -  80 участников 4-го международного Гуманитарного форума. Это делегации из Ханты-Мансийского автономного округа, Курской области, Татарстана,

4 мая 2018 года у нас в гостях побывал Герой России, летчик-космонавт Сергей Николаевич Ревин. В декабре 2019 года - российский политик и знаменитый боксер Николай Сергеевич Валуев. В июне 2023 года с большим интересом познакомился с экспозициями музея Владимир Ростиславович Мединский, видный государственный и политический деятель.

Результатом деятельности музея является и участие наших ребят в различных научно-практических конференциях, конкурсах. В 2018-2019 учебном году музейные активисты гимназии принимали участие на республиканском этапе Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций и заняли первое место в номинации «Музейная история», а в октябре 2019 года ребята приняли участие в финале конкурса в г. Москва, где стали призерами, заняв третье призовое место.

В последнее десятилетие медиавозможности Интернета стали новым стимулом развития музейно-школьной деятельности. Интеграция инновационных технологий позволяет всесторонне развивать учащихся. Например, по инициативе гимназистов были открыты страницы музея на сайте гимназии и в соцсетях для обеспечения широкого доступа к информации об экспонатах музея. Особенно полюбился ребятам процесс съемки видеоматериала и монтажа. Так, актив музея подготовил и записал несколько видеоэкскурсий, где ребята рассказывают об истории и экспозициях музея. А в прошлом учебном году активистом музея Григорьевой Анастасией была подготовлена видеоэкскурсия: «Путешествие в мир башкирских украшений», которая заняла первое место на республиканском конкурсе экскурсоводов организованным Министерством образования и науки Республики Башкортостан.

Третий год на основе экспонатов музея в нашей гимназии проводится конкурс видеороликов об истории, традициях и культуре родного края. Этот процесс способствует развитию исследовательских навыков, работы с графическим и видеоматериалом, включая съемку, монтаж и озвучивание роликов, а также умение презентовать их экспертному сообществу.  Большим достижением стала победа в 2022 году во всероссийском конкурсе видеороликов среди школьных музеев, организованном музеем Победы, в номинации «Культурные традиции моего края». Наша команда была приглашена на фестиваль «Культурный маршрут», в рамках которого ребята приняли участие в разработке проекта «МY КРАЙ» со сверстниками из Краснодарского края, Ростовской области и города Калининграда и выиграли путёвку во Всероссийский детский центр «Орлёнок».

        Историко-краеведческий музей имени З.В.Хисматуллиной это площадка гимназии, на которой успешно действует детский «актив школьного музея». Перспективным методом работы с активом музея является проектная деятельность, которая отлично активизирует творческую инициативность у обучающихся.  Второй год активистами музея осуществляется проект «Музейная ночь». Ребята придумывают тему, разрабатывают программу, распределяют обязанности. Так, музейная ночь в прошлом учебном году была посвящена истории и культуре Башкортостана. Проект включал в себя несколько мероприятий: квесты, мастер-классы, игра «Что? Где? Когда?» и ночная экскурсия по музею для наших выпускников, где ребята, посмотрев альбомы гимназистов прошлых выпусков, пришли к выводу, что школьный музей не только аккумулирует документальные свидетельства прошлого, но и создает летопись сегодняшнего дня школы.

        Особенно нравятся гимназистам игровые проекты, ведь именно в ходе игры включаются эмоции.  На квест-экскурсии, решая логические задачи ребята более увлеченно относятся к экспонатам музея, быстрее усваивают информацию, свободнее общаются в коллективе. В этом направлении у нас тоже есть успехи. Участвуя во всероссийском конкурсе разработок музейных уроков «Школьный музей. Взгляд в будущее», наша команда разработала урок-квест и  стала победителем в номинации: «Разговоры о важном» в школьном музее. Для награждения, в октябре этого года, мы были приглашены на ежегодный съезд «Школьный Музей Победы», где собрались ребята и педагоги из 42 регионов страны.

        Сегодня в Федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» уделено внимание школьным музеям, наш школьный музей вошёл в состав участников долгосрочной программы «Школьный музей Победы» и школе присвоен статус партнера Музея Победы. А в мае 2023 года мы вошли в Топ-100 школ в рейтинге Музея Победы.

        Таким образом, историко-краеведческий музей имени Зумары Валеевны Хисматуллиной - это место воспитания самых лучших черт и качеств характера, души. Это - пространство для творческой самореализации подрастающего поколения. Это - среда, где в гимназистах пробуждается светлое чувство любви к родному краю и искреннее чувство гордости за своих соотечественников!

ОБ АВТОРАХ.

  1. Хамидуллина Чулпан Рафимовна, к.и.н., учитель истории и обществознания высшей категории, руководитель школьного историко-краеведческого музея имени Зумары Валеевны Хисматуллиной Башкирской Республиканской гимназии-интернат №1 имени Рами Гарипова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы конференции "Музейная педагогика как средство формирования гражданско-патриотических и нравственных качеств личности"

В сборнике представлены выступления руководителей школьных и сельских музее и педагогов школ ГО Верхотурский на третьей научно-практической конференции, проводимой коллективом ГБОУ СО "СОШ № 3" г.Верх...

«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....

«Формирование гражданско-патриотических чувств у современных школьников в процессе ознакомления с природой родного края»

Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине, преданности своему отечеству....

Программа воспитательно- образовательной деятельности, направленной на формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся.

Проблема гражданского становления подрастающего поколения - одна из актуальнейших в современном образовании. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование гражданской компетентности ч...

«Использование социально – активных технологий в воспитательном процессе с целью формирования гражданского – патриотического самосознания воспитанников в условиях временного коллектива»

laquo;Использование социально – активных технологий в воспитательном процессе с целью формирования гражданского – патриотического самосознания воспитанников в условиях временного кол...