Воспитание национального самосознания обучающихся в условиях Башкирской республиканской гимназии-интерната №1 имени Рами Гарипова
статья на тему

Альбина Ахкамовна Галина

Как воспитать самосознание (рух)?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАЛИНА А.А.        

Воспитание национального самосознания обучающихся в условиях Башкирской республиканской гимназии №1 имени Рами Гарипова

Под национальным  самосознанием  традиционно понимается совокупность взглядов, идей, мнений, социально-психологических настроений, выражающих содержание, уровень, отношение  к своей истории, культуре, традициям и др. национально-этническим общностям.

Национальное самосознание складывается под воздействием условий жизни, воспитания, образования, а также традиций и функционирует, изменяясь в лучшую или худшую сторону, в течение всей жизни человека. Исторические знания также участвуют в его формировании. Не может быть и речи об этом сознании, если тот или иной этнос не знает историю своего народа, своей деревни, своего рода.

Актуальность  формирования национального самосознания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, освоением детьми родной, русской и мировой культуре. Для того чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить с ними, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать  им.

Уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям необходимо воспитывать с детства. Поэтому воспитание национального самосознания всегда было одним из важнейших направлений работы в БРГИ №1.

       Целями  воспитательной работы нашего образовательного учреждения в плане формирования национального самосознания являются:

  1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры башкирского народа;
  2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;
  3. Развитие навыков познавательной, творческой, исследовательской  деятельности учащихся;
  4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

      Мы живем в Башкортостане, изучаем башкирский язык, культуру Башкортостана, тем самым обогащаем себя духовно. Еще Ф.И.Буслаев говорил о нерасторжимом единстве родного языка с личностью обучающегося. «Родной язык так сросся с личностью каждого, - писал он, - что учить одному значит вместе с тем и развивать духовные способности учащегося» (Языковая личность,2002). Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно, откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие.

      Не будет преувеличением, если отметим, что основным компонентом, который отражает характер этнического сознания народа, является его искусство. Как и основные элементы национальной культуры – язык, литература, традиции, обряд, фольклор – искусство народа призвано быть орудием развития национального самосознания. На основе народных традиций воспитания можно помочь учащимся выработать современные идеалы. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, к его обычаям и традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям в детских учреждениях, учебных заведениях, сочетание национальной и общечеловеческой культур дает хорошие результаты в воспитании и обучении учащихся.

      Коллектив БРГИ №1 имени Рами Гарипова считает своей задачей раскрывать и развивать таланты учащихся. Здесь организованы кружки и секции, способствующие развитию одаренных детей. Например, кружок народного и эстрадного вокала «Атайсал», вокальный ансамбль ансамбль кураистов имени Адигама Искужина, детский  драматический театр «Тансулпан».  Каждое выступление  ансамбля народного танца «Акйондоз» - завораживающее зрелище. В их репертуаре как башкирские, так и танцы народов России. Нет в Башкортостане конкурса, где  учащиеся нашей гимназии не одерживали бы победу.

А как же спорт? Спортивные успехи гимназистов по легкой атлетике, волейболу, баскетболу дополняют «гиревики». Кружок  «Курэш» является предметом нашей гордости. Национальная борьба очень популярна в Башкортостане, да и наши ребята не подводят…

      Обучению родному языку на основе общения позволяет достигнуть хороших результатов на уроках башкирского языка и литературы. С этой целью организовываются встречи с интересными людьми, с банкирами, с депутатами, с прославленными выпускниками. Традиционно такие мероприятия проходят на башкирском языке.

       Велика роль и школьных музеев. Этнографический музей, кабинет-музей имени Рами Гарипова, кабинет-музей имени Мустая Карима с их собранной по крупицам уникальной коллекцией – бесценным свидетельством прошлого дают возможность изменить внутренний мир учащихся, сделать их лучше, совершеннее, богаче, формирует устойчивую потребность в общении с прошлым,  дают возможность видеть, извлекать из прошлого все ценное, лучшее. Во многих музеях школ организованы уголки из предметов быта и труда башкир, родословное дерево, утварь, история деревень, история башкирского народа. Учителя башкирского языка и литературы на своих уроках пользуются экспонатами музея, организовывают посещение в другие школьные и районные музеи. Учащиеся очень заинтересованы историей, бытом, культурой своего народа, родословием своих предков. Они с огромным желанием собирают информацию для музея, узнают от жителей о своих предках, а также приносят в школьный музей найденные экспонаты.

       Приумножать уникальное достояние – исторический союз народов, их  многовековую дружбу и братство помогают такие мероприятия, как фестиваль «Дружбы народов». Ежегодно проводимый праздник «Сабантуй» с множеством национальных игр и развлечений позволяет проникнуться духом соревнований.

       У нашего народа со стародавних времен существует негласное правило: тот, кто считает себя настоящим башкиром, обязан знать своих предков до седьмого колена, уважать традиции, чтить духовное наследие народа. Шэжэре для  башкир не только родословная, но и бесценный источник изучения истории народа. Шэжэре - суть нашего прошлого, суть нашего будущего. И поэтому проведение такого праздника в БРГИ №1 имени Рами Гарипова  стало доброй традицией. Победители школьного праздника участвуют в районных, городских, республиканских праздниках.

       Клуб ЮНЕСКО «Акмулла», учрежденный в нашей гимназии в 2011 году, принял участие на II Международном фестивале национальных культур «Вместе сквозь время». Этот фестиваль был посвящен 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства. Наша делегация ярко представила самобытность  и уникальность башкирской культуры, башкирского фольклора.

        Ежегодно учащиеся нашей гимназии участвуют в районных, республиканских научно-практических конференциях, посвященных поэтам, писателям («Гариповские», «Валидовские» , «Гафурийские» «Юсуповские» чтения), конкурсах юных сказителей, исполнителей эпического сказания «Урал батыр», олимпиадах по башкирскому языку и литературе, культуре и истории РБ и занимают призовые места.

      Огромный интерес не только у детей, но и у взрослых (педколлектива)  вызывают поездки на Капову пещеру(Шульган), на землю башкирского рода Юрматы, в «Мурадымовское ущелье», в географический центр Башкортостана - Гафурийский район, в Зауралье с посещением Абзелиловского, Баймакского  районов, организованные  администрацией нашей гимназии и родительским комитетом. Такие экскурсии имеют и познавательный, и воспитательный характер.

       Деятельность нашего образовательного учреждения широко освещается на страницах газеты «Интернатым – пар канатым», издаваемой группой учащихся под редакцией учителей башкирского и русского языков. Газета выходит 1 раз в месяц на башкирском и русском языках. В ней широко освещаются мероприятия, проведенные в БРГИ№ 1 имени Рами Гарипова.

Славное прошлое, настоящее и будущее Башкирской республиканской гимназии - интерната №1 имени Рами Гарипова тесно связано с историей народа, сего сегодняшним днем. В этом знаменитом учебном заведении получили прочные знания и достойное воспитание десятки тысяч башкирских детей. «Кузницей кадров» называют учебное заведение, так как среди выпускников гимназии-интерната есть видные политики, мастера искусств, известные  писатели, поэты, ученые, военные. И сегодня деятельность БРГИ №1 является «живой» работой, нацеленной на будущее. Ученик, воспитанный в лучших традициях своего народа, осознающий духовную  и культурную принадлежность  к нему, может стать патриотом, духовной личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание национального самосознания личности на уроках татарской литературы и во внеклассной работе

Цель изучения татарского языка и литературы, содержание учебного материала и методы его изучения оказывают непосредственное влияние на работу с обучающимися на уроке  татарского языка и литератур...

Жизнь и творчество народного поэта Башкортостана Рами Гарипова.

Данную презентацию можно использовать при изучении биографии и творчества народного поэта Башкортостана Рами Гарипова. В даннай работе собраны очень много фотографий из жизни поэта, которые трудно най...

Урок " Творчество Рами Гарипова"

Урок на башкирском языке. Рассчитан для учителей башкирского языка в среднем звене....

Духовность, как базовая ценность воспитания национального самосознания обучающихся.

Доклад учителя музыки -  Моренковой Т.А. для педагогического совещания в школе в 2015 - 2016 учебном году....

Презентация на тему "Творчество и жизнь Рами Гарипова"

Презентация на тему "Творчество и жизнь Рами Гарипова"...

Комплексный анализ публицистического текста как средство воспитания национального самосознания учащихся

 Методическая разработка «Комплексный анализ публицистического текста как средство воспитания национального самосознаная учащихся" представляет систему уроков русского языка и л...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ БАШКИРСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ГИМНАЗИИ-ИНТЕРНАТ №1 ИМЕНИ РАМИ ГАРИПОВА

В статье автор делится с основными приемами музейной педагогики в формировании гражданско-патриотических ценностей у обучающихся  Башкирской Республиканской гимназии-интернат №1 имени Рами Гарипо...