Использование проблемного метода для формирования учебно-познавательных действий на уроках истории
методическая разработка по истории
В методической разработке характеризуется использование проблемного метода для формирования учебно-познавательных действий на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_problemnogo_metoda_dlya_formirovaniya_uchebno.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Павловский техникум народных художественных промыслов России»
Методическая разработка
Использование проблемного метода для формирования учебно – познавательных компетенций на уроках истории.
Выполнил:
преподаватель истории
и обществознания
Ястребов
Сергей Вячеславович
Павлово
2023 г.
Использование проблемного метода для формирования учебно – познавательных компетенций на уроках истории.
Целью моей работы является развитие учебно - познавательных компетенций обучающихся в процессе изучения общественных дисциплин на основе организации проблемного обучения на уроках и во внеурочное время.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
-изучение теоретического материала по реализации проблемного обучения на уроках и во внеурочное время;
-диагностика первоначального уровня сформированности учебно-познавательных компетенций обучающихся;
-оценка результатов педагогической деятельности не только с точки зрения предметных линий развития, но и развития ключевых компетенций обучающихся;
-вовлечение максимального числа обучающихся в активные формы обучения на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности.
При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала.
Выделяю этапы урока с применением технологии проблемного обучения на примере разработанного мной урока по теме «Экономические реформы П.А.Столыпина» (9класс).
I этап - организационный момент. Актуализация знаний. На интерактивной доске высвечиваю высказывания:
- «Его имя поднимают современные либералы. Он им нужен как знамя».
- «Борец за благо России».
- Человек, «достойный сесть на царский трон».
- «Разрушитель вековых устоев и узурпатор власти».
- «Душитель революции, вешатель». Учащиеся должны определить, о ком идет речь. После того, как имя героя названо правильно (А.П.Столыпин), задаю проблемный вопрос: «Кто он – А.Н.Столыпин?»: человек, достойный сесть на царский трон или узурпатор власти и душитель революции?
II этап – этап изучения нового материала. Учащимся заранее даю опережающие задания на изложение различных точек зрения. Первая точка зрения: Столыпинские реформы были половинчатые, незавершенные, что вызовет в дальнейшем новые революционные потрясения. Вторая точка зрения: Столыпинские реформы позволили стране выйти из кризиса первой русской революции и стать самой передовой державой мира по темпам развития. Каждую позицию защищает подготовленная группа учащихся.
III этап - закрепление нового материала. На этом этапе побуждаю учащихся делать сравнения, выводы и записывать их в тетрадь. В ходе работы ученики класса, выслушав обе точки зрения, дополняют их своими знаниями и приходят к общим выводам при сравнительном анализе.
IVэтап - творческое домашнее задание: ставлю проблемную задачу с недостаточными или избыточными данными. Задание - письменно ответить на вопрос: несмотря на положительные результаты реформ А.Н.Столыпина страна так и не стала передовой- почему? Это будет актуализацией знаний к следующему уроку о I Мировой войне.
При изучении и закреплении нового материала часто применяю различные проблемные задачи («300 задач по истории России»Степанищев А.Т.), работу с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, презентациями, приемы «ученик в роли учителя», «оживи картину», составление и использование кроссвордов. Все эти приемы носят также проблемный характер.
-Дискуссия- очень действенный метод технологии проблемного обучения. Применяю его на обобщающих уроках, в ходе которых происходит обобщение и повторение теоретического материала. Например, тема «Великая Отечественная война: уроки и итоги» и др.
-Важное место в моей работе занимают ученические проекты как одна из форм активизации учебно - познавательной деятельности. Ко Дню Победы в Великой Отечественной войне были созданы такие проекты: основные сражения ВОВ, легендарные полководцы советской армии, партизанское и подпольное движение, образование и наука в годы ВОВ, советский тыл в годы ВОВ, дети - герои в годы войны. Все исследовательские проекты так же носят проблемный характер по своему содержанию.
Стимулируя познавательно-поисковую активность обучающихся, использую прием«Архивариус». Учащиеся получают на дом «любопытные вопросы», на которые им необходимо найти ответ. Например, кого на Руси называли зернышками, что значит «кавалерственная дама», откуда в русский язык пришло слово «маршал» и другие. Обязательное требование - указание на то, откуда почерпнуты сведения. Ценится информация, «добытая» из энциклопедий, справочников, пособий, периодических изданий и художественной литературы.
Большой интерес вызывает мемориальный материал, свидетельства современников и участников событий. Этот материал может стать прекрасной основой для формирования проблемных вопросов. Например, при изучении темы «Первая мировая война» можно включить в урок документ «Военный министр А.А. Поливанов о неподготовленности армий к войне». Учащимся предлагаю вопросы к документу:
1.Какие причины поражения русской армии видит военный министр А.А. Поливанов?
2.Назовите сначала более частные, а затем – более общие причины поражений русской армии.
-Рефлексия собственной деятельности учащихся в конце урока позволяет осознать смогли ли они решить поставленную проблему и оценить свою успешность.
Формами решения проблемных ситуаций могут быть проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами. В процессе решения проблем совершенствуютcя способы умственных действий учащихся получения необходимой информации (чтение, работа с учебной и научно – популярной литературой, управление вниманием, наблюдением, запоминанием); по развитию интеллектуальных способностей (осмысление материала, выделение главного, анализ и синтез, обобщение, систематизация доказательств, аргументирование, формулирование выводов, умозаключений); а также по формированию организационных и оценочных умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания...
Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.
Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...
Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Сергей Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...
Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Тема методического семинара на конкурсе "Учитель года 2019"...
Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Выступление на семинаре...
План самообразования «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления»
Цель самообразования по теме: - повышение профессионального мастерства. Задачи профессионального самообразования:- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;-изучить опы...
План самообразования по теме "Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления"
Разработка индивидуального развития учителя...