Использование проблемного метода для формирования учебно-познавательных действий на уроках истории
методическая разработка по истории

В методической разработке характеризуется использование проблемного метода для формирования учебно-познавательных действий на уроках истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Павловский техникум народных художественных промыслов России»

Методическая разработка

Использование проблемного метода для формирования учебно – познавательных компетенций на уроках истории.

Выполнил:

преподаватель истории

и обществознания

Ястребов

Сергей Вячеславович

Павлово

2023 г.

Использование проблемного метода для формирования учебно – познавательных компетенций на уроках истории.

Целью моей работы является развитие учебно - познавательных компетенций обучающихся в процессе изучения общественных дисциплин на основе организации проблемного обучения на уроках и во внеурочное время.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

-изучение теоретического материала по реализации проблемного обучения на уроках и во внеурочное время;

-диагностика первоначального уровня сформированности учебно-познавательных компетенций обучающихся;

-оценка результатов педагогической деятельности не только с точки зрения предметных линий развития, но и развития ключевых компетенций обучающихся;

-вовлечение максимального числа обучающихся в активные формы обучения на уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности.

 При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала.

Выделяю этапы урока с применением технологии проблемного обучения на примере разработанного мной урока по теме «Экономические реформы П.А.Столыпина» (9класс).

I этап - организационный момент. Актуализация знаний. На интерактивной доске высвечиваю высказывания:

- «Его имя поднимают современные либералы. Он им нужен как знамя». 

- «Борец за благо России».

-  Человек, «достойный сесть на царский трон».

- «Разрушитель вековых устоев и узурпатор власти».

- «Душитель революции, вешатель». Учащиеся должны определить, о ком идет речь. После того, как имя героя названо правильно (А.П.Столыпин), задаю проблемный вопрос: «Кто он – А.Н.Столыпин?»: человек, достойный сесть на царский трон или узурпатор власти и  душитель революции?

II этап – этап изучения нового материала. Учащимся заранее даю опережающие задания на изложение различных точек зрения. Первая точка зрения: Столыпинские реформы были половинчатые, незавершенные, что вызовет в дальнейшем новые революционные потрясения. Вторая точка зрения: Столыпинские реформы позволили стране выйти из кризиса первой русской революции и  стать самой передовой державой мира по темпам развития. Каждую позицию защищает подготовленная группа учащихся.

III этап - закрепление нового материала. На этом этапе побуждаю учащихся делать сравнения, выводы и записывать их в тетрадь. В ходе работы ученики класса, выслушав обе точки зрения, дополняют их своими знаниями и приходят к общим выводам при сравнительном анализе.

IVэтап - творческое домашнее задание: ставлю проблемную задачу с недостаточными или избыточными данными. Задание - письменно ответить на вопрос: несмотря на положительные  результаты реформ  А.Н.Столыпина страна так и не стала передовой- почему? Это будет актуализацией знаний к следующему уроку о I Мировой войне.

    При изучении и закреплении нового материала часто применяю различные проблемные задачи («300 задач по истории России»Степанищев А.Т.), работу с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, презентациями, приемы  «ученик в роли учителя», «оживи картину», составление и использование кроссвордов. Все эти приемы носят также проблемный характер.

   -Дискуссия- очень действенный метод технологии проблемного обучения. Применяю  его на обобщающих уроках, в ходе которых происходит обобщение и повторение теоретического материала. Например, тема «Великая Отечественная война:  уроки и итоги» и др.

-Важное место в моей работе занимают ученические проекты как одна из форм активизации учебно - познавательной деятельности.  Ко Дню Победы в Великой Отечественной войне были созданы такие проекты: основные сражения ВОВ, легендарные полководцы советской армии, партизанское и подпольное движение, образование и наука в годы ВОВ, советский тыл в годы ВОВ, дети - герои в годы войны. Все исследовательские проекты так же носят проблемный характер по своему содержанию.

 Стимулируя познавательно-поисковую активность обучающихся, использую прием«Архивариус». Учащиеся получают на дом «любопытные вопросы», на которые им необходимо найти ответ. Например, кого на Руси называли зернышками, что значит «кавалерственная дама», откуда в русский язык пришло слово «маршал» и другие. Обязательное требование - указание на то, откуда почерпнуты сведения. Ценится информация, «добытая» из энциклопедий, справочников, пособий, периодических изданий и художественной литературы.

  Большой интерес вызывает мемориальный материал, свидетельства современников и участников событий. Этот материал может стать прекрасной основой для формирования проблемных вопросов. Например, при изучении темы «Первая мировая война» можно включить в урок документ «Военный министр А.А. Поливанов о неподготовленности армий к войне». Учащимся предлагаю вопросы к документу:

1.Какие причины поражения русской армии видит военный министр А.А. Поливанов?

2.Назовите сначала более частные, а затем – более общие причины поражений русской армии.

-Рефлексия собственной деятельности учащихся в конце урока  позволяет  осознать смогли ли они  решить поставленную проблему и оценить свою успешность.

Формами решения проблемных ситуаций могут быть проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами. В процессе решения проблем совершенствуютcя способы умственных действий учащихся получения необходимой информации (чтение, работа с учебной и научно – популярной литературой, управление вниманием, наблюдением, запоминанием); по развитию интеллектуальных способностей (осмысление материала, выделение главного, анализ и синтез, обобщение, систематизация доказательств, аргументирование, формулирование выводов, умозаключений); а также по формированию организационных и оценочных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания...

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания с использованием ИКТ.

Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение.В своей статье я показываю, каким образом формирую и развиваю учебно-познавательн...

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления

Сергей  Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...

План самообразования «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления»

Цель самообразования по теме: - повышение профессионального мастерства. Задачи профессионального самообразования:- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;-изучить опы...