Технологическая карта урока по теме «Возникновение земледелия и скотоводства» с использованием сингапурских образовательных структур
план-конспект урока по истории (5 класс)
В условиях информационного общества учитель, сможет преподать своим ученикам материал с критическим применением информации. Его воспитание — одна из задач так называемого «сингапурского проекта». Сразу оговоримся, что прежде чем приступить к ним на практике, учитель должен разбить класс на группы по 3 — 5 человек и добиться адекватного восприятия учащимися такого формата работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме «Возникновение земледелия и скотоводства» с использованием сингапурских образовательных структур
Автор: Кадиров Ринат Монирович, учитель истории и обществознания МБОУ «Многопрофильная №181» Советского района, г. Казани
Предмет: история
Класс: 5
Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства»
УМК: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс - Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., М.: Просвещение, 2020
Тема | «Возникновение земледелия и скотоводства» | |
Цель и задачи | - Создание условий для формирования представлений об условиях, которые способствовали развитию земледелия и скотоводства. 1. Образовательная: Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока; 2. Развивающая: развитие навыков устной речи, умения работать в паре, группах, развивать навык работы с исторической картой; 3. Воспитательная: формирование навыков учебной деятельности, поддержание интереса к изучению истории, формирование таких качеств как умение самостоятельно и коллективно решать учебные задачи, сотрудничество и взаимопомощь. | |
Тип урока | Изучение нового материала | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
| Личностные: Формирование ответственного отношения к учению; Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Метапредметные: Коммуникативные: уметь строить речевое высказывание по образцу, использовать адекватные языковые средства, формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников, Познавательные: осознанно построить речевое высказывание на тему «Возникновение земледелия и скотоводства», уметь логически правильно построить маршрут движения. Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать свои достижения в различных видах речевой деятельности и сравнивать свою оценку с оценкой учителя. | |
Основные понятия | Производящее хозяйство, серп, мотыга, зернотерка, керамика, ткачество, циновка, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы. | |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
История, физкультура | - фронтальный опрос - парная работа - групповая работа - индивидуальная работа - сингапурские обучающие структуры (Continuous Round Robin, Simultaneous Round Table, Corners, Mix-Freeze Group, Take off-Touch down, Rally Table) | - учебник - презентация с заданиями - карта - «Мэнэдж Мэт» (инструмент для управления классом) - карточки для оценивания - Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки по всеобщей истории к учебнику А.А. Вигасина и др. (М. Просвещение). Москва. «ВАКО» |
№ | Этапы работы | Содержание этапа | ||
1. | Организационный этап учебного занятия | Время | Используемые ресурсы | |
Организационный момент (настрой на урок, мотивация к новым знаниям) | 1 минута |
| ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||
Цель: – Подготовка класса к работе Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: перечислите условия, которые способствовали развитию земледелия и скотоводства. | - Записывают тему урока, заполняют тетради Заполнение схемы охота→ собирательство→ пользовались плодами природы не влияли на среду→ присваивающее хозяйство | Коммуникативные: Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. | ||
2. | Этап целеполагания | Время | Используемые ресурсы | |
| Целеполагание и мотивация | 7 минут | сингапурская обучающая структура Continuous Round Robin | |
Учебная игра. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
Цель: - поставить познавательную задачу. Задание учащимся: — Прочертите линию после последнего ответа. Сейчас я включу музыку (она должна быть ритмичной, но не очень громкой). Для вас это сигнал встать и начать двигаться по кабинету, чтобы записать как можно больше идей одноклассников. Как только музыка прекратиться (через 5 минут), вы вернетесь на свои места. | Цель: - сформулировать задачу урока. Ответы учащихся:
( Отвечая на наводящие вопросы, сами делают выводы о цели урока.) - (Ученики обсуждают ответ на вопрос по кругу) | Познавательные: принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи. Регулятивные: уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. Личностные: мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная). Коммуникативные: взаимодействие с учителем и одноклассниками во время беседы. | ||
Обобщение ранее изученного материала | 15 минут | сингапурские обучающие структуры Simultaneous Round Table, Corners, Mix-Freeze Group | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||
Цель: - активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. 1. Задание учащимся: (сингапурская обучающая структура Simultaneous Round Table) Цели:подготовка уч-ся к осознанию ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация фиксирования каждым учащимся индивидуа-льного затруднения в пробном действий Продолжительность: 3-5 мин Цель:- совершенствование навыков монологической речи Проблема: Почему на определенном этапе развития человеческого общества возникли скотоводство и земледелие? Какие перемены в жизни людей произошли с возникновением земледелия и скотоводства? 2. Задание учащимся: (сингапурская обучающая структура Corners) Задача учителя на данном этапе проследить, чтобы дети не «кучковались» и не использовали время, отведенное на игру, для праздного общения. Вернувшись в группы, ученики по очереди зачитывают записанные идеи. (сингапурская обучающая структура Mix-Freeze Group) | Цель: - участвовать в групповой работе с целью поиска и сравнения информации. Ответы учащихся Показывают требуемые территории, отвечают на вопросы. Формулируют цель урока: определить, от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества? 3.Формулируют тему урока «Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства» Цель: - понять звучащую речь на слух и извлечь необходимую информацию; участвовать в групповой работе. Ответы учащихся: Показывают требуемые территории, отвечают на вопросы. Формулируют цель урока: определить, от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества? 3.Формулируют тему урока «Переход к производящему хозяйству: возникновение земледелия и скотоводства» | Познавательные: развитие языковых способностей к догадке, наблюдение, поиск нужной информации, сравнение; повторить изученный материал. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку своих одноклассников в процессе работы в группе. Коммуникативные: участвовать в работе группы; распределять роли, договариваться друг с другом и приходить к общему решению в совместной деятельности; построение высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Личностные: доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности. | ||
4. | Динамическая пауза | Время | Используемые ресурсы | |
3 минуты | сингапурская обучающая структура Take off-Touch down | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||
Цель: - смена учебной деятельности на уроке. Задание учащимся: Работа с понятиями | Цель: - сделать динамический перерыв и повторить понятия Ответы учащихся: Поясняет задание на слайдах Слайды Задание 1. Первое животное, которое приручил человек – это А) овца Б) коза В) собака Г) корова Задание 2 Раньше других растений земледельцы стали выращивать А) рожь Б)гречиху В) ячмень и пшеницу Г) кукурузу | Познавательные: повторение изученных ранее слов. Коммуникативные: понимать на слух речь учителя и воспроизводить действия. Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной форме. | ||
5. | Этап применения знаний и умений в новой ситуации | Время | Используемые ресурсы | |
10 минут | сингапурская обучающая структура Rally Table,задания на карточке. | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||
Цель: - проверка и закрепление полученных знаний. Организует презентацию подготовленных групповых заданий, предоставляет ресурсы для работы. Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск Задание учащимся: -Работа по группам: 1. Найти в учебнике информацию о первых земледельцах. Выделить понятия для «Словаря». Составить кластер – «Первобытные земледельцы». Расскажите о трех гл. орудия первобытных земледельцев. 2. Найти в учебнике информацию о скотоводах для составления схемы, которая бы объясняла зависимость нужд человека и приручения животных. Определите понятия для «Словаря». Какой зверь был одомашнен первым, как он помогал людям. | Цель - самостоятельно выполнять задание, выявлять и корректировать возможные ошибки. Ответы учащихся: Обсуждение предложенных вопросов, работа с истор. картой, исследование географического района первичного земледелия, заполнение контурной карты. 1. Какие территории на земле были раньше всего освоены земледельцами и почему? 2. Какие территории были пригодны для разведения скота и почему? групповое проектирование и представление своего материала, составление схем, словаря, текста. | Познавательные: повторить изученный материал, понимать с опорой на наглядность и языковую догадку основное содержание небольшого письменного задания. Коммуникативные: понимать на слух речь и ответить на вопрос, уметь ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во время выполнения задания. Личностные: доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности. | ||
6. | Рефлексия | Время | Используемые ресурсы | |
7 минут | Карточки для оценивания | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||
Цель: - подведение итогов работы на уроке. Задание учащимся: Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:
Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Цель: - сформулировать полученные результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Ответы учащихся: Отвечают на вопросы | Познавательные: оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: выделять и формулировать результат работы, осуществлять пошаговый контроль по результату. Личностные: формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека. | ||
7. | Итоговый этап учебного занятия | Время | Используемые ресурсы | |
Домашнее задание | 1 минута | Дневник | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||
Цель: – развитие навыков чтения во время выполнения устного домашнего задания. Задание учащимся: - § 4. рабочая тетрадь упражнение № 16 | Цель: – осмыслить и записать домашнее задание. Ответы учащихся: Записывают в дневник | Познавательные: осуществлять анализ информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. |
Тест. Возникновение земледелия и скотоводства
1.Несколько родовых общин, живших в одной местности:
а. человеческое стадо б. племя в. соседская община
2.Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
а. охота б. скотоводство в. собирательство
3.Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?
а. цари б. жрецы в. Старейшины
4.Первое домашнее животное, прирученное человеком:
а. корова б. лошадь в. Собака
5.Когда человек начал заниматься земледелием?
а. 10 тысяч лет назад б. 3 тысяч лет назад в. 200 тысяч лет назад
6.Первое орудие труда первобытного человека:
а. мотыга б. заостренный камень в. плуг
7.Из чего первобытные люди делали первую одежду?
а. из шелка б. из шкур диких животных в. из хлопка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему «Возникновение земледелия и скотоводства»
Методическая разработка урока истории "Возникновение земледелия и скотоводства"...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Возникновение земледелия и скотоводства"
Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС, образовательной программы 5-9 классы, примерной программы по истории 5-9 классы и примерной программы для предметной линии учебников ...
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение земледелия и скотоводства
Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, котор...
Урок на тему: "Возникновение земледелия и скотоводства", 5 класс
Урок на тему" Возникновение земледелия и скотоводства"...
Технологическая карта урока по теме "Jack and the beanstalk" с использованием элементов технологии интерактивная лекция
Ф. И. О. учителяШвыркова Наталия ВалерьевнаТема/классТехнология обучения“Jack and the beanstalk”Интерактивная лекцияСодержание (лингвистический компонент, виды РД)Аудирование (...
Открытый урок в рамках ежегодной практики педагогов-студентов Московского Государственного Педагогического Университета Тема: "Возникновение земледелия и скотоводства"
Урок истории в 5 классе, адаптированный для учащихся с ОВЗ по слуху...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме " Возникновение земледелия и скотоводства"
Урок открытия новых знаний по образовательной технологии АМО....