открытый урок истории "Религия древних римлян"
методическая разработка по истории (5 класс)

Абашеева Ирина Георгиевна

отрытый урок в 5 классе. знакомство с богами Древнего Рима в сравнении с богами Древней Греции. заполнение сравнительной таблицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_istorii_5_a_2024.docx22.71 КБ
Файл otkrytyy_urok_5_klass.pptx1.45 МБ
Файл prilozhenie_1.docx18.56 КБ
Файл prilozhenie_2.docx15.14 КБ

Предварительный просмотр:

Отрытый урок 5 а 19 марта 2024

Абашеева И.Г.

Тема: Религия древних римлян

Цель: - дать представление об особенностях религии древних римлян, характерных черт древнеримского пантеона богов;

- раскрыть религиозные верования римлян на основе сравнительной характеристики римского и греческого пантеона богов;

- способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания

Планируемые результаты

Предметные:

1) совершенствовать умения выявлять причинно-следственные связи между условиями жизни древних римлян и их знаниями;

2) умение оценивать ключевые события и явления, памятники культуры крупнейших цивилизаций Древнего Рима;

3) расширить и привести в систему знания о римских богах и об их роли в жизни древних римлян.

Метапредметные:

1) развитие умений формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, самостоятельно обнаруживать и формулировать  учебную проблему;

2) развитие мотивов и интереса своей познавательной деятельности;

3) формулировать свою точку зрения;

4) умения давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

5) формирование умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, владения основами самоконтроля и самооценки.

Личностные:

1) повышение мотивации к изучению предмета;

2) осознание важности изучения истории;

3) проявление личностных качеств, способствующих успешной социализации.

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

(изучение нового материала)

Методы обучения:

  • репродуктивный
  • проблемный
  • эвристический
  • решение практических задач

Форма организации деятельности учащихся:

  • Фронтальная

Технические средства:

  • Проектор
  • Компьютер
  • Презентация
  • Условно-графическая наглядность: таблица, плакат

Дидактические средства

  • Раздаточный материал (рабочие листы)
  • Учебник Никишин В.О., Стрелков А.В., Томашевич О.В., Михайловский Ф.А. История Древнего мира.- М.: «Русское слово», 2020

Технология, применяемая на уроке:

  • технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология
  • Планируемый сценарий урока
  • 1.Организационный момент(психологический настрой на работу).
  • 2.Стадия вызова (определение темы и целей урока).
  • 3.Стадия осмысления содержания (повторение теоретических сведений, получение новой информации, решение проблемных вопросов).
  • 4.Физкультминутка
  • 5.Стадия рефлексии (выполнение заданий на сопоставление, применение полученных знаний, подтверждение информации, полученной на стадии осмысления содержания).
  • 6.Итоговая рефлексия(оценивание работы).
  • 7.Домашнее задание.

Ход урока:

I .Оргмомент.

Психологический настрой на работу.

II .Актуализация знаний, определение темы урока.

- На каком полуострове мы сейчас с вами находимся? (На Апеннинском)

- Какие племена населяли этот полуостров в древности? (дети перечисляют племена)

- Чем занимались в основном жители этого полуострова? (дети называют занятия жителей)

- А какой еще полуостров вы знаете из прошедших тем? (Балканский)

- Какая страна находится на Балканском полуострове? (Греция)

- Чем занимались жители Греции? (дети называют занятия жителей)

Итак, подведем небольшой итог, мы знаем что греки, итальянцы в древности все не покладая рук трудились каждый день, чтобы жизнь была обеспеченной, хорошей, долгой, но всегда их волновали вопросы: кто мы? Откуда мы? Что происходит вокруг нас? Что влияет на качество нашей жизни? Вопросов много: а готовых ответов нет. И тогда в умах людей стали возникать образы духов, богов, о которых якобы зависело сама жизнь людей. Вера в богов мы называем религией. Дайте определение понятию Религия. Перечислите египетских богов, греческих богов и чему они покровительствовали.

А теперь вернёмся на Апеннинский полуостров и попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока и задачи.

Запись темы в тетрадь

У вас на столах лежат рабочие листы с заданиями. В ходе урока вы будете их заполнять и сдадите на проверку в конце урока.

Обратите внимание на плакат, здесь изображён великий польский и немецкий астроном XV века Николай Коперник. В своём исследовании он доказал что Солнце является центром Вселенной. Внимательно прочтите названия планет здесь изображённых, все они получили своё название в честь римских богов. А в каких богов верили древние римляне давайте знакомиться.

Демонстрация слайдов (1-11). Заполнение рабочих листов.

Физминутка. (проговаривание считалки по Греции:

Греция находится в Европе

На Балканском полуострове

Это горная страна,

Там нет полноводных рек

Там есть гора Олимп

Греция делится на три части

Северная, Средняя, Южная (Пелопоннес)

Греция омывается водами Ионического и Эгейского морей

Там есть города Афины, Спарта, Керинф

Считалка произносится всем классом, в сопровождении с физ.элементами)

VI. Закрепление.  

А сейчас, я предлагаю вам  «Установи соответствие» и вспомнить всех богов Древнего Рима, с которыми мы сегодня познакомились. Я называю богов, а вы определяете, чему они покровительствовали.  Бог неба, дождя.

  1. Бог моря.
  2. Бог подземного царства.
  3. Богиня охоты.
  4. Бог света и искусства.
  5. Богиня мудрости, справедливой войны
  6. Богиня любви и красоты.
  7. Богиня земледелия.
  8. Бог виноделия.
  9. Бог кузнечного дела.
  10. Вестник богов, бог путешествий.
  11. Бог жестокой, безжалостной войны.

Рефлексия.

Ребята попробуйте самостоятельно сформулировать итоги урока.

Чем мы занимались и что нового узнали?

Повторили богов древнего Египта и древней Греции

Познакомились с именами богов древнего Рима

Заполнили сравнительную таблицу

Выполнили задания с элементами ВПР

Домашнее задание.

П. 45, пункт 3

Выставление оценок с комментариями


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Боги древнего мира

Слайд 2

Юпитер Соответствует греческому богу Зевсу 1) Главное божество в Древнем Риме 2) Покровитель не ба и грозы 3) Символы – орел и дуб

Слайд 3

Юнона Соответствует греческой богине Гере Царица всех богов Покровительница брака, материнства Символы – диадема, павлин, кукушка

Слайд 4

Марс Соответствует греческому богу Аресу Бог войны Отец Ромула и Рема, основавших Рим Символы – копье, щит

Слайд 5

Венера Соответствует греческой богине Афродите 1) Дочь Юпитера 2) Богиня красоты, любви и процветания 3) Символы – голубь заяц

Слайд 8

Минерва Соответствует греческой богине Афине Богиня мудрости Покровительница искусства Символы – сова и змея

Слайд 9

Церера Соответствует греческой богине Деметре Сестра Юпитера Богиня урожая, плодородия и сельского хозяйства - Символы – хлебные колосья.

Слайд 11

(латинский миф.) римский бог торговли, Прибыли и обогащения. Культ Меркурия Рано слился с культом Гермеса. Иносказательное имя Меркурия означает вестник,посланец . Меркурия изображали с крылышками на ногах, с жезлом(кадуцеем) и (часто) С денежной сумкой на боку

Слайд 12

Нептун Соответствует греческому богу Посейдону Брат Юпитера. Бог моря и пресной воды. Символы – трезубец.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист  __________ класс ____________________ФИО

Выполните задания

1. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Сын Юноны и Юпитера — Марс, был богом войны. Шум битвы он предпочитал звукам любой музыки, обожал борьбу и кровопролитие.

Помощниками Марса были воинственные боги, это Фобос (бог страха), Эрида (богиня раздора), Демиос (опасения), Паллор (ужаса) и Метус (бог тревоги). Богиня Беллона постоянно сопровождала его, правила колесницей Марса, отражала все удары, следила за безопасностью бога. Поэтому этим двум богам поклонялись в одном храме, алтари которых обагрялись кровью.

Воины, отправляясь на войну, приходили в храм Марса, где он был изображён в доспехах, с шлемом в одной руке и с копьём в другой. Дотрагиваясь до копья, воины громко восклицали ‹Бодрствуй, Марс!» Они верили, что Марс шагает впереди воинов и ведёт их к победе. После победы полководцы складывали свои лавровые венки к подножью.

А) Древний Рим

В) Вавилонское царство

Б) Древний Египет

Г) Персидская держава

2. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Считалось, что когда-то Янус был главным небесным божеством. Утром открывал небесные врата, выпуская солнце на небо, а вечером запирал их после того, как солнце возвращалось на ночь. Но потом эту обязанность он передал Юпитеру, а сам занял не менее почётную должность владыки всех начал и начинаний.

Под его покровительством находились все входы и выходы — частных домов, храмов, городских ворот. Именем Януса, призываемого жрецами, начинался каждый день, месяц, год. Приступая к любому делу, люди славили двуликого бога.

Именем Януса называли первый день нового года и весь первый месяц — януарий.

В первые дни януария устраивался большой праздник. Богу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу добра и дарили сладости как пожелание того, чтобы весь год проходил счастливо, сладко.

А) Древний Египет

В) Древний Рим 

Б) Древняя Индия

Г) Древняя Палестина

3. Напишите имя  бога, описанного в данном тексте . 

…….— верховный бог древних римлян. Он был могущественным властителем неба, олицетворением солнечного света, грозы, бури. В гневе ……  метал молнии и поражал ими непокорных его божественной воле. Его обитель находилась на высоких горах. Оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов.



Предварительный просмотр:

Боги древних римлян

Имя бога

Чему покровительствовал?

Греческий бог

Юпитер

Верховный владыка богов. Повелитель неба, грозы и молнии.

Покровительница женщин, брака и рождения

Гера

Минерва

Афина

Богиня охоты, луны, плодородия, покровительница диких зверей

Артемида

Марс

Арес

Богиня любви и красоты. Богиня весны и садов

Афродита

Церера

Богиня земледелия и плодородия

Бахус

Дионис

Бог огня и кузнечного дела

Гефест

Меркурий

Бог скотоводства и торговли, покровитель путников, вестник богов

Нептун

Посейдон

Боги древних римлян

Имя бога

Чему покровительствовал?

Греческий бог

Юпитер

Верховный владыка богов. Повелитель неба, грозы и молнии.

Покровительница женщин, брака и рождения

Гера

Минерва

Афина

Богиня охоты, луны, плодородия, покровительница диких зверей

Артемида

Марс

Арес

Богиня любви и красоты. Богиня весны и садов

Афродита

Церера

Богиня земледелия и плодородия

Бахус

Дионис

Бог огня и кузнечного дела

Гефест

Меркурий

Бог скотоводства и торговли, покровитель путников, вестник богов

Нептун

Посейдон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока истории Древнего Востока "По следам древности"

Открытый урок-повторение для 5 классов помогает учителю проверить знания учащихся по истории стран Древнего Востока и закрепить их....

7 класс, открытый урок. Тема:"Древние цивилизации Латинской Америки. Майя."

Представляю итоговый урок по теме "Древние цивилизации Латинской Америки.Майя" в 7 классе...

История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"

История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"...

конспект открытого урока "Религия древних греков2

план-конспект открытого урока "Религия древних греков" с использованием технологии развития критического мышления...

конспект открытого урока "Религия древних греков2

план-конспект открытого урока "Религия древних греков" с использованием технологии развития критического мышления...

конспект открытого урока "Религия древних греков2

план-конспект открытого урока "Религия древних греков" с использованием технологии развития критического мышления...

Открытый урок "Казань древняя и современная"

Цель урока: закрепление пройденного материала, развитие диалогической и монологической речи учащихся, воспитание любви к Родине, к родному городу.В новой программе по иностранным языкам Министерства о...