открытый урок истории "Религия древних римлян"
методическая разработка по истории (5 класс)
отрытый урок в 5 классе. знакомство с богами Древнего Рима в сравнении с богами Древней Греции. заполнение сравнительной таблицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_istorii_5_a_2024.docx | 22.71 КБ |
otkrytyy_urok_5_klass.pptx | 1.45 МБ |
prilozhenie_1.docx | 18.56 КБ |
prilozhenie_2.docx | 15.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Отрытый урок 5 а 19 марта 2024
Абашеева И.Г.
Тема: Религия древних римлян
Цель: - дать представление об особенностях религии древних римлян, характерных черт древнеримского пантеона богов;
- раскрыть религиозные верования римлян на основе сравнительной характеристики римского и греческого пантеона богов;
- способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания
Планируемые результаты
Предметные:
1) совершенствовать умения выявлять причинно-следственные связи между условиями жизни древних римлян и их знаниями;
2) умение оценивать ключевые события и явления, памятники культуры крупнейших цивилизаций Древнего Рима;
3) расширить и привести в систему знания о римских богах и об их роли в жизни древних римлян.
Метапредметные:
1) развитие умений формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
2) развитие мотивов и интереса своей познавательной деятельности;
3) формулировать свою точку зрения;
4) умения давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
5) формирование умений оценивать правильность выполнения учебной задачи, владения основами самоконтроля и самооценки.
Личностные:
1) повышение мотивации к изучению предмета;
2) осознание важности изучения истории;
3) проявление личностных качеств, способствующих успешной социализации.
Тип урока:
Урок открытия новых знаний
(изучение нового материала)
Методы обучения:
- репродуктивный
- проблемный
- эвристический
- решение практических задач
Форма организации деятельности учащихся:
- Фронтальная
Технические средства:
- Проектор
- Компьютер
- Презентация
- Условно-графическая наглядность: таблица, плакат
Дидактические средства
- Раздаточный материал (рабочие листы)
- Учебник Никишин В.О., Стрелков А.В., Томашевич О.В., Михайловский Ф.А. История Древнего мира.- М.: «Русское слово», 2020
Технология, применяемая на уроке:
- технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология
- Планируемый сценарий урока
- 1.Организационный момент(психологический настрой на работу).
- 2.Стадия вызова (определение темы и целей урока).
- 3.Стадия осмысления содержания (повторение теоретических сведений, получение новой информации, решение проблемных вопросов).
- 4.Физкультминутка
- 5.Стадия рефлексии (выполнение заданий на сопоставление, применение полученных знаний, подтверждение информации, полученной на стадии осмысления содержания).
- 6.Итоговая рефлексия(оценивание работы).
- 7.Домашнее задание.
Ход урока:
I .Оргмомент.
Психологический настрой на работу.
II .Актуализация знаний, определение темы урока.
- На каком полуострове мы сейчас с вами находимся? (На Апеннинском)
- Какие племена населяли этот полуостров в древности? (дети перечисляют племена)
- Чем занимались в основном жители этого полуострова? (дети называют занятия жителей)
- А какой еще полуостров вы знаете из прошедших тем? (Балканский)
- Какая страна находится на Балканском полуострове? (Греция)
- Чем занимались жители Греции? (дети называют занятия жителей)
Итак, подведем небольшой итог, мы знаем что греки, итальянцы в древности все не покладая рук трудились каждый день, чтобы жизнь была обеспеченной, хорошей, долгой, но всегда их волновали вопросы: кто мы? Откуда мы? Что происходит вокруг нас? Что влияет на качество нашей жизни? Вопросов много: а готовых ответов нет. И тогда в умах людей стали возникать образы духов, богов, о которых якобы зависело сама жизнь людей. Вера в богов мы называем религией. Дайте определение понятию Религия. Перечислите египетских богов, греческих богов и чему они покровительствовали.
А теперь вернёмся на Апеннинский полуостров и попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока и задачи.
Запись темы в тетрадь
У вас на столах лежат рабочие листы с заданиями. В ходе урока вы будете их заполнять и сдадите на проверку в конце урока.
Обратите внимание на плакат, здесь изображён великий польский и немецкий астроном XV века Николай Коперник. В своём исследовании он доказал что Солнце является центром Вселенной. Внимательно прочтите названия планет здесь изображённых, все они получили своё название в честь римских богов. А в каких богов верили древние римляне давайте знакомиться.
Демонстрация слайдов (1-11). Заполнение рабочих листов.
Физминутка. (проговаривание считалки по Греции:
Греция находится в Европе
На Балканском полуострове
Это горная страна,
Там нет полноводных рек
Там есть гора Олимп
Греция делится на три части
Северная, Средняя, Южная (Пелопоннес)
Греция омывается водами Ионического и Эгейского морей
Там есть города Афины, Спарта, Керинф
Считалка произносится всем классом, в сопровождении с физ.элементами)
VI. Закрепление.
А сейчас, я предлагаю вам «Установи соответствие» и вспомнить всех богов Древнего Рима, с которыми мы сегодня познакомились. Я называю богов, а вы определяете, чему они покровительствовали. Бог неба, дождя.
- Бог моря.
- Бог подземного царства.
- Богиня охоты.
- Бог света и искусства.
- Богиня мудрости, справедливой войны
- Богиня любви и красоты.
- Богиня земледелия.
- Бог виноделия.
- Бог кузнечного дела.
- Вестник богов, бог путешествий.
- Бог жестокой, безжалостной войны.
Рефлексия.
Ребята попробуйте самостоятельно сформулировать итоги урока.
Чем мы занимались и что нового узнали?
Повторили богов древнего Египта и древней Греции
Познакомились с именами богов древнего Рима
Заполнили сравнительную таблицу
Выполнили задания с элементами ВПР
Домашнее задание.
П. 45, пункт 3
Выставление оценок с комментариями
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Юпитер Соответствует греческому богу Зевсу 1) Главное божество в Древнем Риме 2) Покровитель не ба и грозы 3) Символы – орел и дуб
Юнона Соответствует греческой богине Гере Царица всех богов Покровительница брака, материнства Символы – диадема, павлин, кукушка
Марс Соответствует греческому богу Аресу Бог войны Отец Ромула и Рема, основавших Рим Символы – копье, щит
Венера Соответствует греческой богине Афродите 1) Дочь Юпитера 2) Богиня красоты, любви и процветания 3) Символы – голубь заяц
Минерва Соответствует греческой богине Афине Богиня мудрости Покровительница искусства Символы – сова и змея
Церера Соответствует греческой богине Деметре Сестра Юпитера Богиня урожая, плодородия и сельского хозяйства - Символы – хлебные колосья.
(латинский миф.) римский бог торговли, Прибыли и обогащения. Культ Меркурия Рано слился с культом Гермеса. Иносказательное имя Меркурия означает вестник,посланец . Меркурия изображали с крылышками на ногах, с жезлом(кадуцеем) и (часто) С денежной сумкой на боку
Нептун Соответствует греческому богу Посейдону Брат Юпитера. Бог моря и пресной воды. Символы – трезубец.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист __________ класс ____________________ФИО
Выполните задания
1. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
Сын Юноны и Юпитера — Марс, был богом войны. Шум битвы он предпочитал звукам любой музыки, обожал борьбу и кровопролитие.
Помощниками Марса были воинственные боги, это Фобос (бог страха), Эрида (богиня раздора), Демиос (опасения), Паллор (ужаса) и Метус (бог тревоги). Богиня Беллона постоянно сопровождала его, правила колесницей Марса, отражала все удары, следила за безопасностью бога. Поэтому этим двум богам поклонялись в одном храме, алтари которых обагрялись кровью.
Воины, отправляясь на войну, приходили в храм Марса, где он был изображён в доспехах, с шлемом в одной руке и с копьём в другой. Дотрагиваясь до копья, воины громко восклицали ‹Бодрствуй, Марс!» Они верили, что Марс шагает впереди воинов и ведёт их к победе. После победы полководцы складывали свои лавровые венки к подножью.
А) Древний Рим
В) Вавилонское царство
Б) Древний Египет
Г) Персидская держава
2. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.
Считалось, что когда-то Янус был главным небесным божеством. Утром открывал небесные врата, выпуская солнце на небо, а вечером запирал их после того, как солнце возвращалось на ночь. Но потом эту обязанность он передал Юпитеру, а сам занял не менее почётную должность владыки всех начал и начинаний.
Под его покровительством находились все входы и выходы — частных домов, храмов, городских ворот. Именем Януса, призываемого жрецами, начинался каждый день, месяц, год. Приступая к любому делу, люди славили двуликого бога.
Именем Януса называли первый день нового года и весь первый месяц — януарий.
В первые дни януария устраивался большой праздник. Богу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу добра и дарили сладости как пожелание того, чтобы весь год проходил счастливо, сладко.
А) Древний Египет
В) Древний Рим
Б) Древняя Индия
Г) Древняя Палестина
3. Напишите имя бога, описанного в данном тексте .
…….— верховный бог древних римлян. Он был могущественным властителем неба, олицетворением солнечного света, грозы, бури. В гневе …… метал молнии и поражал ими непокорных его божественной воле. Его обитель находилась на высоких горах. Оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов.
Предварительный просмотр:
Боги древних римлян
Имя бога | Чему покровительствовал? | Греческий бог |
Юпитер | Верховный владыка богов. Повелитель неба, грозы и молнии. | |
Покровительница женщин, брака и рождения | Гера | |
Минерва | Афина | |
Богиня охоты, луны, плодородия, покровительница диких зверей | Артемида | |
Марс | Арес | |
Богиня любви и красоты. Богиня весны и садов | Афродита | |
Церера | Богиня земледелия и плодородия | |
Бахус | Дионис | |
Бог огня и кузнечного дела | Гефест | |
Меркурий | Бог скотоводства и торговли, покровитель путников, вестник богов | |
Нептун | Посейдон |
Боги древних римлян
Имя бога | Чему покровительствовал? | Греческий бог |
Юпитер | Верховный владыка богов. Повелитель неба, грозы и молнии. | |
Покровительница женщин, брака и рождения | Гера | |
Минерва | Афина | |
Богиня охоты, луны, плодородия, покровительница диких зверей | Артемида | |
Марс | Арес | |
Богиня любви и красоты. Богиня весны и садов | Афродита | |
Церера | Богиня земледелия и плодородия | |
Бахус | Дионис | |
Бог огня и кузнечного дела | Гефест | |
Меркурий | Бог скотоводства и торговли, покровитель путников, вестник богов | |
Нептун | Посейдон |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока истории Древнего Востока "По следам древности"
Открытый урок-повторение для 5 классов помогает учителю проверить знания учащихся по истории стран Древнего Востока и закрепить их....
7 класс, открытый урок. Тема:"Древние цивилизации Латинской Америки. Майя."
Представляю итоговый урок по теме "Древние цивилизации Латинской Америки.Майя" в 7 классе...
История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"
История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"...
конспект открытого урока "Религия древних греков2
план-конспект открытого урока "Религия древних греков" с использованием технологии развития критического мышления...
конспект открытого урока "Религия древних греков2
план-конспект открытого урока "Религия древних греков" с использованием технологии развития критического мышления...
конспект открытого урока "Религия древних греков2
план-конспект открытого урока "Религия древних греков" с использованием технологии развития критического мышления...
Открытый урок "Казань древняя и современная"
Цель урока: закрепление пройденного материала, развитие диалогической и монологической речи учащихся, воспитание любви к Родине, к родному городу.В новой программе по иностранным языкам Министерства о...