Тема урока: «Большой террор» История России, 10 класс
учебно-методический материал по истории (10 класс)
1. | Номинация | Номинация 1.3 1.3.1 Урок, направленный на формирование читательской грамотности. |
2. | Ф.И.О. автора | Бабич Надежда Александровна, учитель истории и обществознания |
3. | Наименование образовательного учреждения | Падунская средняя общеобразовательная школа имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е.Хребтова, филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича» |
4. | Название работы | Конспект урока история России в 10 классе конспект урока по теме «Большой террор» |
5. | Перечень используемых ЦОР (ссылки на заимствованные материалы обязательны) | Информационные технологии и электронные средства обучения: ИКТ, ноутбук.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bolshoy_terror.docx | 482.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Большой террор»
История России, 10 класс
Цель урока:1. показать беззаконность массовых репрессий, их широкий размах и рост недовольства в стране;
2. формировать умение работать с историческими документами, архивными источниками;
Задачи урока:
образовательные:
определить особенности политического развития и духовного климата в СССР в 1930-е годы.
развивающие:
- развивать креативные умения и коммуникативные навыки.
воспитательные:
- воспитывать толерантность; неприятие различных проявлений насилия; формировать понятие ценности человеческой жизни, чувства ответственности за свои решения и поступки
Планируемые результаты:
Предметные: Ученик получит навык распоряжения денежными средствами; научится ориентироваться в многообразии банковских услуг и применять эти знания на практике; систематизировать и анализировать полученную информацию.
УУД:
Регулятивные: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; принимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Коммуникативные: согласовывать усилия по достижению общей цели – ориентироваться на партнера; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; формирование границ собственного знания и «незнания»; оценка своих поступков.
Оборудование урока:
презентация с использованием проектора;
архивные документы;
иллюстративный материал.
Методы и приемы работы: аналитическая беседа с обучающимися, проблемные вопросы, анализ документов.
Основные понятия: «враг народа», культ личности, политические процессы, репрессии.
Тип урока: комбинированное занятие.
Формат заданий предполагает формировать не только читательскую грамотность, но и побуждает обучающихся к осознанному выбору своей позиции по проблеме, затронутой в документах, др. материалах задания.
Форма работы: групповая
ХОД УРОКА.1. Организационный момент
Мотивация (слайд 1-2)
(Эх, хорошо в стране советской жить." Музыка И.Дунаевского, слова: В.Шмидтгоф (1935г.)
Эпиграф
Всем, кто клеймен был статьею полсотни восьмою,
кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречен на тюремную робу до гроба,
кто был судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями
им наши слезы и скорбь, наша вечная память!
(Т.Руслов)
Рассмотрите советский плакат 1930-х годов и назовите отражённую в нём идеологическую практику, характерную для тоталитарного общества. (слайд 3)
2. Основная часть урока. Изучение нового материала.
Слово учителя.
-Все ужасы прошлых столетий давно позади, но они никогда не будут забыты, ни нами, ни нашими потомками, потому что это – наше прошлое, на него не закроешь глаза, от него не отвернешься, оно всегда будет рядом с нами, напоминая о себе.
Много суровых испытаний… жертв, и лишений… выпало в 20 веке на долю нашей страны… Две Мировые и Гражданская война, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну. Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам. Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. И что самое трагическое, система изначально боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врагов, а потом уничтожая их.
Просмотр ролика (Выступление И.В.Сталина)
Задание 1 группа
Документ 1.
Слайд . 4 Прокомментируйте следующий эпизод, рассказанный А. Солженицыным: «Идет (в Московской области) районная партийная конференция. Ее ведет новый секретарь райкома вместо недавно посаженного. В конце конференции принимается обращение преданности товарищу Сталину. Разумеется, все встают (как и по ходу конференции все вскакивали при каждом упоминании его имени). В маленьком зале хлещут «бурные аплодисменты, переходящие новацию». Три минуты, четыре... пять минут, они все еще бурные и все еще переходящие в овацию. Но уже болят ладони. Но уже задыхаются пожилые люди. Но уже это становится нестерпимо глупо даже для тех, кто искренно обожает Сталина. Однако: кто же первый осмелится прекратить? Это мог бы сделать секретарь райкома... Но он недавний, он вместо посаженного, он сам боится! ...Аплодисменты продолжаются... Шесть минут! Семь... восемь минут... Они уже не могут остановиться... Еще в глуби зала, в тесноте, можно хоть чуть сжульничать, бить реже, не так сильно, не так яростно, — но в президиуме, на виду? Директор местной бумажной фабрики... стоит в президиуме и, понимая всю ложность, всю безвыходность положения, аплодирует! — девятую минуту! Десятую! Он смотрит с тоской на секретаря райкома, но тот не смеет бросить. Безумие! Повальное! Озираясь друг на друга со слабой надеждой, но изображая на лицах восторг, руководители района будут аплодировать, пока не упадут... И даже тогда оставшиеся не дрогнут!..
И директор... на одиннадцатой минуте принимает деловой вид и опускается на свое место в президиуме. И — о, чудо! — куда делся всеобщий несдержанный неописуемый энтузиазм? Все разом на том же хлопке прекращают и тоже садятся. Они спасены!..
В ту же ночь директор фабрики арестован. Ему легко мотают совсем по другому поводу 10 лет. Но после подписания... следственного протокола следователь напоминает ему: «И никогда не бросайте аплодировать первый!»
Подумайте, не нуждается ли описанное выше не только в политической оценке, но и в психологической характеристике.
Сделайте выводы на основе знакомства с происходившим в годы культа личности относительно характера репрессий и нравственной атмосферы в обществе.
- Обратимся к документам.
Анализ исторического документа.
Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
Каковы исторические условия создания документа?
К чему призывает и что осуждает автор документа?
Каковы последствия: реальные или прогнозируемые – осуществление идей этого документа?
Дайте историческую оценку документа.
Сделаем вывод: Система пронизывала все сферы жизни, вплоть до внутреннего мира человека. Сопротивляться ей было трудно, почти невозможно. Если кто пытался это делать, то его постигали репрессии.
Задание 2 группа
Документ 1.
Слайд
Стихи из букваря.
В далеком поселке заболела девочка Таня.
Смерть кружит над ребенком, врачи бессильны:
Слабый голос девочки мама слышит вдруг —
Таня имя Сталина произносит вслух.
Шепчет Таня: «Сталина, мама, позови».
Сколько в детском голосе ласки и любви!
Мудрый взгляд у Сталина, по-отцовски нежный,
В материнском сердце вспыхнула надежда...
Телеграмму мама отправляет срочно,
Телеграф работает даже поздно ночью.
К Сталину за помощью обратилась мама.
На столе у Сталина эта телеграмма.
Сталин телеграмму посылает маме.
Вот что пишет Сталин в этой телеграмме:
«Как здоровье девочки, срочно сообщите,
Меры мною приняты, не волнуйтесь, ждите».
Сталинские строки в сотый раз читая,
Плачет от волнения женщина простая.
За окном кружится самолет над лесом,
Это из столицы прилетел профессор...
Таня спасена...
- Кем изображается Сталин в данном стихотворении?
- Какое отношение Сталина к простым людям представляет автор?
- Подумайте, почему автор вводит фразу «Плачет от волнения женщина простая…»?
Слово учителя. Партийная пропаганда 1930-х гг. рассматривала Сталина как верного продолжателя учения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И.Ленина. Рядовые партийцы видели в Сталине борца за осуществление коммунистических идеалов, вождя международного революционного движения.
В действительности же взгляды И.В.Сталина во многом противоречили воззрениям классиков марксизма.
Провозгласив цели построения социализма в СССР, он обосновал право партии большевиков на монопольное удержание власти в стране на неопределенно длительный срок.
В образе мудрого, беспощадного к врагам народа, простого и доступного лидера партии и народа Сталин умело пользовался своей властью и настроением народных масс.
Задание 1 группа
Документ
Камил Икрамов, сын расстрелянного первого секретаря ЦК КП Узбекистана, попал в тюрьму, еще не успев получить паспорт. Прокурор сказал ему: «Молодой человек, я знаю, что вы не виноваты, но вы сын своего отца и будете сидеть всю жизнь».
Когда арестовали Г. Сокольникова и его жену писательницу Г. Серебрякову, то их малолетняя дочь провела два дня в песочнице во дворе дома, где они жили, и никто из жильцов не подошел к ней и не покормил, не приютил ребенка.
Четверо дядьев литератора Льва Овруцкого были зачислены следователями в иранские шпионы. В живых остался только один, неграмотный извозчик... Вернувшись домой, он, увидев на столе племянника глобус, попросил: «Слушай, покажи мне, наконец, где этот Иран?»
В марте 1938 г. поэт А. Сурков написал следующие строки: «Жалким сбродом стоят перед нашим судом те, кто грязь заносили в наш солнечный дом. И Бухарин, и Рыков, Чернов и Ягода. Суд идет! Гнев в сердцах миллионов созрел. Нет пощады изменникам! Смерть им! Расстрел! Вот железная воля народа!»
Изучите материалы — отрывки из дневника, воспоминаний, программного документа. Сделайте выводы возможности и способах сопротивления политике репрессий.
Задание 2 группа
Документ
Писатель А. Письменный: «В те годы было несколько способов душевного существования, или поведения. Первый способ — выступить активным борцом против партии... Если говорить о себе... то этот путь для меня исключался полностью...
Второй способ... остаться в стороне от всяких общественных интересов, замкнуться в равнодушии... Был третий путь — путь лицемерия. Это был весьма распространенный, но отнюдь не самый легкий путь... Можно ли посчитать справедливым мое суждение или нет, но самым правильным, и если не сказать честным, то самым разумным, во всяком случае чистосердечным, был четвертый способ существования... поверить. Поверить в то, что идет ожесточенная классовая борьба, что остротой ее формы объясняются все странности... происходившего вокруг. Поверить, что Сталин отстаивает интересы простого народа и ведет широкую борьбу с врагами».
Из дневника школьника Юры Баранова (1937 г.): «Страшное несчастье постигло нашу семью. Папу арестовали по обвинению в самом страшном — во вредительстве. Я уверен, нет, более чем уверен, что он этого не заслуживает...
В результате случилось то, чего мы все боялись, о чем боялись даже думать, — папу приговорили к расстрелу. Это совсем не значит, что я отказываюсь от своих замечаний о папе, которые давал в этом дневнике. Нет. Я мог бы много написать о его суде, но не могу сделать этого...
Не ждал я такого исхода
И горьких не ждал этих слез.
В страну, где кончалась свобода,
Меня этот год перенес.
Но разве сломить нашу силу
Рукою неверной судьбы?
Пока не увижу могилу,
Своей не закончу борьбы».
Изучите материалы — отрывки из дневника, воспоминаний, программного документа. Сделайте выводы возможности и способах сопротивления политике репрессий.
Слово учителя. Сталинская Конституция СССР 1936 года Важным политическим событием стало принятие новой Конституции СССР в 1936 г., которую часто называют «сталинской» конституцией. Теперь высшим органом власти объявлялся Верховный Совет СССР. Сессии Верховного Совета проходили 2 раз в год и длилось обычно по 2 дня. В перерывах между этими сессиями власть осуществлял Президиум Верховного Совета СССР. Важно то, что депутаты Верховного Совета избирались с помощью равного и прямого, тайного и всеобщего голосования. В Конституции фиксировалось, что в СССР построен социализм. Были упомянуты два важных социалистических принципа: «кто не работает, то не ест»; «от каждого – по его способностям, каждому – по его труду». В 126 статье упоминалась и коммунистическая партия, которая называлась «руководящим ядром» всех организаций в СССР.
Советская пропаганда подчеркивала роль Сталина в принятии новой Конституции
Какие новшества декларировались Конституцией СССР 1936 г.?
Задание 1 группа
Документ Конституция СССР 1936 г.
«Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством…
Статья 119. Граждане СССР имеют право на отдых…
Статья 120. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности…
Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование…
Статья 122. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни…
Статья 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом…
1. Можно ли считать Конституцию СССР 1936 г. демократическим документом? Объясните свой ответ. 2. Какие статьи Конституции реально воплощались в жизнь, а какие нет?
Задание 2 группа
Документ Конституция СССР 1936 г.
Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: а) свобода слова; б) свобода печати; в) свобода собраний и митингов; г) свобода уличных шествий и демонстраций…
Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе, как по постановлению суда или с санкции прокурора...
Статья 135. Выборы депутатов являются всеобщими…
Статья 136. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях…
Статья 139. Выборы депутатов являются прямыми…
Статья 140. Голосование при выборах депутатов является тайным…»
1. Можно ли считать Конституцию СССР 1936 г. демократическим документом? Объясните свой ответ. 2. Какие статьи Конституции реально воплощались в жизнь, а какие нет?
Заключительная часть урока
Когда горят поминальные свечи, и зал в минуту скорби затих, Мне кажется, сюда, на эту встречу, слетаются души наших родных. Они спешат сюда из Якутии, Чукотки, Воркуты, С Вишеры, Усолья, Магадана, Беломора, Соловков, Читы. Мне кажется, они своих здесь ищут, и радуются, что хранит нас Бог, что «черный ворон» по ночам не рыщет, не слышно стука кованых сапог. Они взывают к нам, пока живущим, И, кажется, мы слышим этот глас: «Родимые, добрее станьте, лучше, Зажгите свечи, помяните нас». Я думаю, пока есть мы, живые, пока потомки наши будут жить, В день Памяти всегда, по всей России Свечам гореть, поминовенью быть. Горят пусть свечи светом негасимым, и пусть в сердцах людей не гаснет свет. Я верю: благодарная Россия Жертв не забудет, не забудет, нет!
Итог урока: Мы начали серьёзный разговор и затронули важную тему истории нашей страны, думаю, что вы не остались равнодушными к данной информации.
Беспрекословное подчинение одному человеку, вера в вождя, страх, привели к тому, что в 1930-е годы в стране заработал один из самых жестоких механизмов командно-административной системы. Название ему – Репрессии
РЕФЛЕКСИЯ (у каждого на парте листок в центре записано ключевое понятие РЕПРЕССИИ, а по кругу от него ассоциации (предложенными учащимися)
Домашнее задание: учебник История России 2023 г., автор
В.Р.Мединский.,А.В.Торкунов
параграф 21 стр 229-238, вопрос 3,4 стр 238 устно, рубрика «Работаем с понятиями» письменно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"
Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...
План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9
План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...
Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».
Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...