Технологическая карта урока "Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древний Восток»
учебно-методический материал по истории (5 класс)
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Древний Восток»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_istorii.docx | 40.98 КБ |
Обобщающий урок по теме «Социальные ценности и нормы» | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель | Меньших Татьяна Тимофеевна |
Предмет | История |
Дата проведения | 06.12.2023 |
Класс | 5 «В» |
Тип урока | Урок повторения, обобщения и контроля знаний |
Форма проведения | Игра- путешествие |
Технологии, приемы, методы | Проблемный метод, активные методы обучения |
УМК | Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. 5 класс. |
Тема | Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древний Восток» |
Цель | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Древний Восток» |
Планируемые результаты | Предметные: -применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущностных отличий государств Древнего Востока; - устанавливать причинно-следственную связь между природными условиями стран Востока и занятиями его жителей; - находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; – устанавливать причинно-следственные связи на простом сложном уровне -- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). Личностные: - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений в истории; - уважение к историческому прошлому других народов. Регулятивные: - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность. Познавательные: - умение работать с информацией учебника, карты, использовать материалы на электронных носителях; -анализировать, обобщать факты, группировать, структурировать в виде таблицы. Коммуникативные: - умение эффективно сотрудничать в группе; - строить монологическое контекстное высказывание; - применение знаний и приобретённых умений в области других школьных предметов (литература, география, художественная культура). |
Структура урока
Этапы урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Организационный момент Цель: настроить на сотрудничество и пробудить любознательность | 1.Приветствие, создание атмосферы сотрудничества. | 1.Приветствие, восприятие атмосферы сотрудничества. | Личностные: -осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений в истории; - уважение к историческому прошлому других народов. Регулятивные:
|
2. Актуализация знаний. Цель: вызвать интерес, побудить учащихся к активности | 1. Учитель зачитывает письмо «Просьба о помощи» | 1.Предполагаемый ответ: Хеопс. Тутанхамон – Египет, Тигр, Евфрат, Вавилон – Двуречье. Индия не находится между Реками Тигр и Евфрат. Столица Индии — Дели. Пирамида Хеопса находится в Египте. Великая Китайская стена находится в Китае | Предметные: -применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущностных отличий государств Древнего Востока; - устанавливать причинно-следственную связь между природными условиями стран Востока и занятиями его жителей; Коммуникативные: -применять знания из географии, умение читать карту. Личностные: - способность ориентироваться в изученном и изучаемом материале. |
3.Мотивация к учебной деятельности. Цель: вызвать интерес к игре -путешествию | Понятие «Древний Восток» - понятие относительное. Название это было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными. Наша задача – это закрепление полученных знаний на уроке, их систематизация, обобщение, углубление по некоторым вопросам истории Древнего Востока. Форма проведения – игра-путешествие. Мы окунемся в волшебный мир Древнего Востока, совершим путешествие по странам. Как в каждом путешествии у нас будут пункты назначения, где Вы должны будете выполнять определенные задания. Готовы? | Учащиеся смотрят видеоролик о странах Востока. Команды готовятся к выполнению заданий. | Коммуникативные: - умение эффективно сотрудничать в группе; - строить монологическое контекстное высказывание; Регулятивные: -проектирование задач для их решения. Предметные: -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и ещё неизвестного. |
3.Мотивация к учебной деятельности. Цель: вызвать познавательный интерес к странам Востока Цель: проверить знания географических объектов стран и их географическое положение Цель: проверить знания исторической терминологии Цель: проверить знание исторических деятелей Востока Цель: проверить умение устанавливать причинно- следственные связи на простом и сложном уровне | Первый пункт «Географический» Задание № 1 Реклама страны Ребята, назовите страны, которые мы изучали в рамках темы «Древний Восток»? Каждая команда получает задание. Мы советуем Вам отправиться в путешествие в_____________; Во время путешествия Вы увидите______( можно описать реки, моря, дворцы, сооружения, животных); Мы советуем Вам приобрести(купить) в подарок _____________ (в качестве сувенира) Второй пункт «Исторический словарь» Царь Древнего Египта; Растение, из стеблей которого делали материал для письма Знак письменности Древнего Египта; Гробница египетских фараонов; На каком материке находится Египет?; Кого называли «царем царей»? Основным строительным материалом в Двуречье была Жители Двуречья писали Древнеегипетский фараон, для которого построена самая большая пирамида Египтяне называли его «отец ужаса», его двадцатиметровая статуя с лицом фараона действительно внушала им страх Когда египтяне начинали строить гробницу – при жизни человека или после его смерти? Устройство для подъема воды Жрец в Индии Большое сильное государство За правильный ответ команда получает 1 балл Третий пункт «Найди лишнее слово и объясни почему: 1. а) Нил, Тигр, Ганг, Вавилон; б) Алфавит, пурпурная краска, корабль, бумага; в) Чай, алфавит, компас, шелк. 2. а) Брахман, воины, фараон, неприкасаемые; б) Шахматы, хлопок, корабль, сахар; в) Пирамиды, иероглифы, папирус, клинопись. За правильный ответ команда получает 1 балл Четвертый пункт «Исторические деятели» Ребята, определите, о ком приведенные ниже слова! Вопросы задаются всем участникам команд. Каждый участник может принести баллы своей команде за правильный ответ. 1. «Я царь совершенный, могучим оружием, врученным мне богами, истребил врагов, на севере и на юге! Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого. Если кто-то из людей уничтожит мои законы, то великие боги проклянут его судьбу». (Хаммурапи) 2. «Я царь великий, царь царей, царь этой земли говорю: «Мне достались по воле бога Ахурамазды 23 страны и среди них Персия, Вавилония, Ассирия, Египет, Парфия. Я отличный всадник, отличный стрелок из лука, отличный копьеметатель. Этими способностями меня одарил бог». (Дарий I) 3.Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис). 4.Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей). 5. Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания. (Ашшурбанапал). 6. Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу (Кир). 7. При нём Китай стал единым государством, и он стал его первым властелином (ЦинъШихуан). 8. В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока). 9. Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий. /Будда/ 10.Китайский мудрец. /Конфуций/ За правильный ответ участники могут принести своей команде по 1 баллу. Пятый пункт «Черный ящик». По описанию нужно узнать предмет, который находится в ящике (Приложение №1) Шестой пункт «Тест» (Приложение № 2) | 1. Предполагаемый ответ: Египет, Финикия, Палестина, Сирия, Ассирия, Междуречье, Индия, Китай Предполагаемые ответы: Царь Древнего Египта (Фараон); Растение, из стеблей которого делали материал для письма (Папирус); Знак письменности Древнего Египта (Иероглиф); Гробница египетских фараонов (Пирамида); На каком материке находится Египет? (Африка); Кого называли «царем царей»? (Персидского правителя); Основным строительным материалом в Двуречье была (Глина); Жители Двуречья писали (Клинописью); Древнеегипетский фараон, для которого построена самая большая пирамида (Хеопс); Египтяне называли его «отец ужаса», его двадцатиметровая статуя с лицом фараона действительно внушала им страх (Сфинкс); Когда египтяне начинали строить гробницу – при жизни человека или после его смерти? (При жизни); Устройство для подъема воды (шадуф) Жрец в Индии (брахман); Большое сильное государство (держава) За правильный ответ команда получает 1 балл Предполагаемые ответы: а) Нил, Тигр, Ганг-реки, Вавилон столица Вавилонского царства; б) Алфавит, пурпурная краска, корабль- Финикия, бумага появилась в Китае. Предполагаемые ответы: 1. «Я царь совершенный, могучим оружием, врученным мне богами, истребил врагов, на севере и на юге! Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого. Если кто-то из людей уничтожит мои законы, то великие боги проклянут его судьбу». (Хаммурапи) 2. «Я царь великий, царь царей, царь этой земли говорю: «Мне достались по воле бога Ахурамазды 23 страны и среди них Персия, Вавилония, Ассирия, Египет, Парфия. Я отличный всадник, отличный стрелок из лука, отличный копьеметатель. Этими способностями меня одарил бог». (Дарий I) 3.Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис). 4.Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей). 5. Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания. (Ашшурбанапал). 6. Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу (Кир). 7. При нём Китай стал единым государством, и он стал его первым властелином (ЦинъШихуан). 8. В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока). 9. Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий. /Будда/ 10.Китайский мудрец. /Конфуций/ За правильный ответ участники могут принести своей команде по 1 баллу. Предполагаемые ответы (Приложение № 1) Предполагаемые ответы (Приложение № 2) | Коммуникативные: - умение эффективно сотрудничать в группе; - строить монологическое контекстное высказывание; Регулятивные: -проектирование задач для их решения. Предметные: -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и ещё неизвестного. Личностные: - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений в истории; - уважение к историческому прошлому других народов. Регулятивные: - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность Коммуникативные: - умение эффективно сотрудничать в группе; - строить монологическое контекстное высказывание; Личностные: - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений в истории; - уважение к историческому прошлому других народов. Регулятивные: - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность Коммуникативные: - умение эффективно сотрудничать в группе; - строить монологическое контекстное высказывание
Коммуникативные: - применение знаний и приобретённых умений в области других школьных предметов (литература, география, художественная культура); - слушать и понимать речь других. Познавательные: - осознание социального опыта предшествующих поколений. Регулятивные: - умение правильно локализовать исторические процессы во времени и в пространстве. |
4. Подведение итогов. Домашнее задание. | Вот и подошла к концу наша игра. Ребята, понравилось вам путешествие? Какое задание было для вас самым легким, а какое самым трудным? Молодцы! Работали дружно, справились со всеми заданиями. Победила команда, набравшая большее количество баллов, за это она получает отличные оценки. | 1.Записывают домашнее задание. Составить синквейн «Конфуций» | Регулятивные: - осознанный выбор домашнего задания, его необходимость и важность. |
Приложение № 1
Пятый пункт «Черный ящик».
По описанию нужно узнать предмет, который находится в ящике.
- Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
- Зерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
- То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
- Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
- Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (компас)
- Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)
- Эту книгу евреи считали священной, а впоследствии эта книга стала священной у многих ныне живущих народов (Библия).
- Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех (стекло).
- Это растение египтяне разрезали на мелкие полоски, укладывали один слой на другой, прессовали, сушили на солнце, а потом использовали в качестве материала для письма (папирус).
- Их Родина - Индии, весь мир использует их, но почему - то все думают, что их родители арабы. /цифры/
- Он состоял у финикийцев из 22 знаков, его у них заимствовали греки, а потом стали использовать остальные народы (алфавит)
- Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы (шахматы).
Приложение № 2
Каждая команда получает тест, состоящий из 5 вопросов. Максимальное количество баллов за правильное выполнение задания - 5.
Задание для первой команды:
1. Древнее Двуречье- это страна, находившаяся в долинах рек:
А) Нил и Тигр
Б) Тигр и Евфрат
В) Иордан и Евфрат
2. Материал для письма в Двуречье:
А) иероглифы
Б) папирус
В) глиняные таблички
3. В отличие от Египта и Двуречья в Финикии:
А) не было крупных рек и плодородных долин
Б) было много места для полей и пастбищ
В) не было высоких гор
4. Прозрачное стекло, пурпурные ткани это -
А) изделия, которые первыми научились изготавливать финикийцы
Б) это изделия, которые финикийские купцы привозили на родину
В) это изделия, секрет изготовления которых финикийцы заимствовали у египтян
5. Ашшурбанапал остался в истории благодаря:
А) жестокости и беспощадности
Б) строительству храма Яхве
В) собранной им библиотеки
Ответы к тесту первой команды: 1Б, 2В, 3А, 4А, 5В
Задание для второй команды:
1. В Древнем Двуречье не было:
А) дерева
Б) глины
В) пастбищ
2. Письменность Древнего Двуречья:
А) иероглифы
Б) буквы
В) клинопись
3. В отличие от Египта и Двуречья основное занятие финикийцев:
А) торговля
Б) ремесло
В) земледелие
4. Финикия славилась:
А) обширными полями и пастбищами
Б) виноградниками, оливковыми рощами и строительным лесом
В) высокими башнями до неба, жестокими царями
5. Столицей Ассирии был город:
А) Карфаген
Б) Ниневия
В) Иерусалим
Ответы к тесту второй команды: 1А, 2В, 3А, 4Б, 5Б.
Задание для третьей команды:
1 Какая страна древности располагалась в Южной Азии?
А) Египет
Б) Индия
В) Китай
2.Царских советников и военачальников в Древнем Египте называли:
А) фараонами
Б) вождями
В) вельможами
3.Крупнейшие реки Китая:
А) Ганг и Инд
Б) Нил и Иордан
В) Хуанхэ и Янцзы
4.В египетской письменности использовались:
А) буквы
Б) иероглифы
В) клинописные знаки
5. В Древнем Двуречье
А) возникла клинопись
Б) был изобретён компас
В) возводили высокие ступенчатые башни-храмы
Ответы к тесту второй команды: 1Б, 2В, 3В, 4Б, 5В.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. педагога | Меньших Татьяна Тимофеевна |
Предмет | Обществознание |
Дата проведения | 07.12.2023 |
Класс | 7 «Б» |
Тема | Обобщающий урок по теме «Социальные ценности и нормы» |
Тип урока | Проверить качество усвоения знаний учащихся по теме: Социальные ценности и нормы» |
Цель урока | Содержательная: Сформировать представление о социальных ценностях и социальных нормах, их видах и значении в обществе. Деятельностная: Научить учащихся распознавать виды социальных норм, объяснять значение данных норм в обществе. |
Планируемые результаты | Предметные: усвоение понятий «социальные ценности», «социальные нормы», научатся называть различные виды норм, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила поведения. Метапредметные: Познавательные: выявление особенностей и признаков объектов, приведение примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействие в ходе групповой работы, ведение диалога, участие в дискуссии, принятие другого мнения и позиции, учет существования различных точек зрения. Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала, принятие и решение учебной задачи. Личностные: самоопределение в отношении социальных норм, воспитание уважительного отношения к правилам проживания в обществе, формирование собственной жизненной позиции. |
Методы и приемы | Проблемный метод, кейс-метод, |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, работа в группах. |
Оборудование | Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2018, компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint, рабочие листы урока с таблицей. |
Структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. | Приветствие учащихся. | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. | Коммуникативные УУД Эмоциональный настрой на урок. |
Актуализация знаний. | Для того, чтобы понять, о чем идет речь, я предлагаю вашему вниманию несколько выражений: «Кто бы вы ни были – директор, академик, пожилая женщина или школьник, - входя в помещение, здоровайтесь первым» «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». «…Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? | Высказывают предположение, что речь пойдет о правилах поведения между людьми, социальных нормах и социальных ценностях. | Познавательные УУД Сравнение, анализ. Регулятивные УУД Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей. |
Основная часть. Погружение в проблемную ситуацию. | Проблемный вопрос: Ребята, а что такое ценности, какова их роль в жизни человека? Могут ли люди жить без ценностей? Вместе с детьми выводит понятие «социальные ценности Предлагает записать в тетрадь определение. Слайд презентации «Социальные ценности» | Рассуждения детей. Подбирают синонимы слову «ценности» Записывают определение в тетради. | Коммуникативные УУД Умение слушать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения. Личностные УУД Положительное отношение к познавательной деятельности и учебному взаимодействию. |
Определение темы занятия. Целеполагание. | Все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека, пирамиду ценностей Слайд презентации «Пирамида ценностей» | Отвечают на вопросы формулируют тему и цель урока. | Регулятивные УУД Умение формулировать учебные задачи. |
Контроль полученных знаний | Учитель просит обучающихся составить пирамиду ценностей Учитель: Существуют следующие разновидности норм. Предлагает составить кластер. (Приложение № 1) Обычаи и традиции – образцы поведения, унаследованные от предшественников; Правовые нормы - формально определенные правила поведения, установленные государством; Моральные нормы – представления о добре и зле; Политические нормы – регулируют поведение между обществом и государством; Религиозные нормы – приняты в религиозных обществах; Этические нормы – правила поведения, принятые в определенных социальных кругах. Вниманию учащихся предлагается видеоролик «Социальные ценности и нормы» Учитель предлагает составить сравнительный анализ норм морали, норм права и религиозных норм. (Приложение № 2) Учитель предлагает выполнить тестовые задания с выставлением оценок. (Приложение № 3) | Учащиеся составляют в рабочем листе урока «Пирамиду ценностей» Приводят примеры, анализируют. Составляют кластер в тетради. (Приложение № 1) Учащиеся смотрят видеоролик. Заполняют таблицу в рабочем листе урока, анализируют, приводят примеры. (Приложение № 2) Выполняют тестовые задания (Приложение № 3) | Познавательные УУД Создание представления о ключевых понятиях по пройденным темам. Анализ, сравнение, обобщение. Представление информации в виде схемы, пирамиды. Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Умение работать в группе, слушать и слышать другого, выражать и аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД Самоконтроль. Умение планировать свою деятельность. |
Домашнее задание.
| Написать десять пословиц о социальных ценностях и нормах | Записывают домашнее задание | Регулятивные УУД Мысленно планируют собственные действия по выполнению домашнего задания. |
КЛАСТЕР Приложение № 1
Религиозные нормы | Это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений. Они становятся всеобщими в результате их многократного повторения. Но повторяют их люди потому, что обычаи выражают какие-то очень важные жизненные закономерности, нарушение которых чревато наступлением для людей серьезных отрицательных последствий |
Правовые нормы | Правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением. |
Нормы морали (нравственности, этики) | Это нормы обхождения с окружающими людьми, формы их приветствий и обращения к ним, манеры, учтивость по отношению к другим. Иными словами, они показывают, какими должны быть облик вежливого, воспитанного человека, его поведение в обществе |
Традиции | Это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Иначе их еще называют нравственными нормами. В качестве санкций за нарушение моральных норм может последовать общественное осуждение, презрение |
Правила Этикета | Правила поведения обобщенного характера, передающиеся из поколения в поколение и характеризующие национальные, религиозные семейные и другие особенности общества |
Моральные нормы | Это обязательные для всех правила поведения, охраняемые силой государственного принуждения. Они регулируют наиболее значимые стороны нашей жизни (управление государством, собственность, применение труда, взимание налогов, охрану окружающей среды, наказание за совершение преступлений и др.). Так как их нарушение может принести обществу значительный вред, государство устанавливает санкции, отличающиеся суровостью |
Обычаи | Это правила поведения, регулирующие поведение людей, верующих в Бога и устанавливаемые церковью. Эти нормы достаточно сильно охраняются церковными санкциями, которые для верующего человека часто даже более ощутимы, чем меры государственного принуждения |
Сравнительный анализ социальных норм Приложение № 2
Линия сравнения | Нормы морали | Религиозные нормы | Правовые нормы |
Назначение (что регулируют) | Регулирует поведение людей | Регулирует поведение людей | Регулирует поведение людей |
Создана (кем?) | Социальной общностью | Религиозной общиной | Государством |
Существует в виде (письменном, устном) | В устной форме | Письменной форме (священные книги) | В письменной форме (законы) |
Распространяется | На большую социальную общность | На членов религиозной общины | На всех жителей государства |
Нарушение нормы наказывается | Осуждение социальной общностью | Богом | Государством в виде уполномоченных на это людей |
Примеры | Обман, пренебрежение мнением других людей, все, что противоречит принципам справедливости, честности, уважения | Нарушение правил исповеди, не соблюдение поста, сквернословие | Мошенничество, безбилетный проезд, хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нецензурная брань в общественном месте, грабеж |
Тесты Приложение № 3
1. Примером негативного отклоняющегося поведения является:
А) повышенный интерес к результатам спортивных состязаний
Б) фанатическая преданность творчеству музыкальной группы
В) применение криминальных методов для решения личных проблем
Г) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами
2. К числу неформальных санкций относится:
А) вручение грамоты Б) лестный отзыв В) премирование Г) вручение памятного подарка
3. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Социальные нормы задают границы, условия, формы поведения людей.
Б. Социальные нормы могут быть выражены с помощью понятий «запрещено», «разрешено» или «должно быть».
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Учёные изучали мнение жителей страны Р. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Причины отклоняющегося поведения | Группа опрошенных | ||
мужчины | женщины | ||
Некоторые люди генетически предрасположены к отклоняющемуся поведению | 30 | 15 | |
Отклоняющееся поведение является следствием психологических качеств, черт характера | 10 | 10 | |
Отклоняющееся поведение связано с социальными условиями жизни человека | 55 | 60 | |
Человек случайно попадает под влияние «плохой» компании | 5 | 15 | |
Какой вывод можно сделать на основании таблицы?
1.Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.
2.Доля тех, кто видят биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди женщин, чем среди мужчин.
3.Наименьшие доли опрошенных в обеих группах видят причину отклоняющегося поведения во влиянии «плохой» компании.
4.Доля тех, кто считает, что влияние «плохой» компании определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди мужчин, чем среди женщин.
5. Сравните нормы права и морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) регулируют общественные отношения 2) фиксируются в специальных актах
3) поддерживаются силой государства 4) придают общественному развитию устойчивость
Черты сходства | Черты отличия |
6. Что из перечисленного не является девиантным поведением?
1) выступление против существующего политического режима
2) злоупотребление спиртным 3) употребление наркотиков 4) футбольное хулиганство
7. Вставьте пропущенные слова. Каждое слово может быть использовано только один раз.
«Особенности характера, социальные способности и уровень общей одарённости влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности ___________(А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы_____________(Б) (игровой, спортивной учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются__________(В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления ___________(Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним __________(Д) его деятельности. Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ________ (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих.
Список терминов:
1) общество 2) человек 3) конфликтная ситуация 4) межличностные отношения 5) деятельность 6) личность 7) регулятор 8) нормы
9) санкции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-обобщение по теме «Древний восток»
Основная технология - играТип урока: повторительно-обобщающий...
Презентация к уроку истории 5 класс Обобщение по теме "Древний Восток"
Данную презентацию можно использовать при подготовке к уроку истории 5 класс Обобщение по теме "Древний Восток"...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме Древнейшая Греция
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме Древнейшая Греция...
Технологическая карта урока "Повторение и обобщение темы "Натуральные числа". Подготовка к контрольной работе
Данная технологическая карта урока ориентирована на использование УМК Мерзляк А.Г. "Математика 5 класс"....
Технологическая карта урока в 5 ом классе на тему "Древние люди"
Рассказать детям о жизни древних людей....
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Древняя Греция"
Технологическая карта урока по истории в 5 классе по теме "Древняя Греция.Греки и критяне"...
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.
Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....