Технологическая карта урока истории "Россия в XIX веке"
учебно-методический материал по истории (8 класс)

Зейналова Гюльназ Алиевна

В уроке на закрепление знаний применены элементы образовательных технологий "проект в уроке" и "формирующее оценивание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich.karta_.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Зейналова Гюльназ Алиевна    МБОУ ШР «СОШ №4»

Предмет: История

Тема: «Повторительно-обобщающий урок теме: «Россия в XIX веке»   Класс:

Тип урока: урок закрепления знаний  

Образовательная технология: элементы технологии «проект в уроке», элементы технологии формирующего оценивания

Цель

- ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: систематизировать представление учащихся о социально-экономическом и политическом развитии России в первой половине XIX века

- ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: обобщить знания об исторических личностях эпохи.

Планируемые предметные результаты:

Получат возможность называть основные даты, события, современников, достижения указанного периода

Планируемые метапредметные результаты

Познавательные: 

Работа с разными источниками информации: карты, фотографии, документы, учебник, записи в тетради, репродукции картин, интернет-ресурсы, энциклопедии;

Развитие перекрестного мышления (вспоминая не только отечественных современников правителей, но и зарубежных современников российских правителей);

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (создание интеллект-карты);

Выделяют важное в изученном материале, используют ранее полученные знания.

Регулятивные:

 сами формулируют тему и цель урока;

продумывают алгоритм действий;

выстраивают работу в группе;

оценивание

Коммуникативные:

сотрудничают при выполнение заданий;

публично представляют продукт;

высказывают свое мнение;

обсуждают, выполняя взаимооценку 

Личностные результаты: 

воспитание дисциплинированности, взаимопомощи:

поступают в соответствии с правилами в малой и большой группах;

проявляют заинтересованность в личном и коллективном успехе;  

проявляют интерес к своему однокласснику;        

понимают ценность учения; гордость за страну, гражданами которой являются.

Оборудование: компьютер, колонки.

Раздаточный материал: красные листы с пошаговой инструкцией; карточки с именами основных исторических деятелей; оценочный лист; лист самооценки; 2 большие передвижные доски; 3 листа ватмана, клей.

Дидактический материал:

Фото царей и сподвижников; вырезки из документов о правителях, 3 карты по внешней политике царей; картинки с изобретениями девятнадцатого века ( железная дорога, частные банки, лицей, наркоз, гипсовая повязка); учебник «История России XIX век» под редакцией академика РАН А.В.Торкунова  в 2-х частях, 2020 г.; «Большой справочник истории для школьников» В.Н. Амбаров, П. Андреев, 2002г.; «Путеводитель по истории России» В.Е. Воронин, Л.М. Ляшенко, 2019 г.; «Великие художники» К.Костюк, 2020г.

Методы обучения:  коммуникативные; наглядные; метод стимулирования мотивации учебной деятельности

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оценивание: взаимооценивание, самооценивание.

Здоровьесбережение: создание благоприятного психологического климата в начале урока, движение при работе в группах.

Рефлексия: в два этапа: рефлексия учебной деятельности, рефлексия содержания урока.

        Технологическая карта урока

«Повторительно-обобщающий урок теме: «Россия в XIX веке»

Этап урока

Методические

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

  1. Постановка задачи

(мотивационно-целевой этап)

Проблемный вопрос

(Читает 3 парные группы слов на доске: (СЛАЙД)

  1. Отечественная война; реформы М.Сперанского
  2. Тайная канцелярия; крымская война
  3. Отмена крепостного права; деятельность Лорис-Меликова)

- Скажите, по какому принципу разделены ряды?

- Предположите цель сегодняшнего урока?

- По принципу событий в правление трех царей XIX века:

1.Александр I

2.Николай I

3.Александр II

- повторить важное в правлении трех царей.

(обобщить знания об исторических личностях эпохи)

  1. Выполнение заданий

( процессуальный этап)

Мозговой штурм

Совместная выработка критериев проекта (интеллект-карты)

Правила выполнения проекта

Защита проектов

В современную Россию ежегодно приезжает отдыхать около 4 миллионов туристов. Представим, что наши сегодняшние гости – это туристы. А вы – экскурсоводы по истории XIX века. А туристы просят вас рассказать о правлении царей: что было интересного, особенного.

- Скажите, в правлении любого правителя, что нас будет интересовать как историков?

-Более того, туристов будет интересовать вопрос: при каком царе самим туристам захотелось бы жить?

- И вы прямо сейчас мысленно распределяете множественные события исторической эпохи по правителям, чтобы не перепутать какое событие при каком из трех царей произошло.

-Именно поэтому мы сейчас составим наглядную схему с главной информацией по каждому царю.

- Перед нами три царя Российского государства XIX века. Раз три, значит, и работать будем в трех группах. Каждый ряд – это группа. (СЛАЙД – макет интеллект-карты).

- Прежде, чем мы приступим, попробуйте оценить свои знания на настоящий момент в листах самооценки на ваших столах. (Приложение 2)

- Вас в каждой группе по 8-9 человек. Вы можете разбиться на несколько мини-групп, распределить зону ответственности каждого. На моем столе есть дополнительный материал к вашей схеме (которым вы воспользуйтесь позже): портреты царей; карточки с именами государственных деятелей, военачальников, современников, деятелей культуры; карты; выдержки из документов; книги с картинами художников; энциклопедии. Ваша задача: выбрать именно то, что относится к правлению именно того царя, чью схему вы представите:

1 ряд – Александр I

2 ряд – Николай I

3 ряд – Александр II

Вы также можете пользоваться учебником, тетрадью, интернет пространством.

- На ваших столах есть пошаговая инструкция, что делать. У вас 20 минут. Представитель от каждой группы, подойдите за ватманом, клеем. Можете приступать

(на доске написать время завершения работы; контролировать работу групп)

(через 15 минут)

- До окончания работы осталось 5 минут!

 - Теперь слушаем представителей каждой группы

- Обращаю ваше внимание на то, что две остальные группы внимательно слушают докладчиков. Позже будет задание, связанное со всеми царями.

( через 15 минут)

 - Всем спасибо.

- Личные качества, события во внутренней политике и внешней, семья, современники…

Оценивают свои знания на начало урока

Приступают к выполнению проектной работы (пользуются пошаговой инструкцией – Приложение 1)

- Каждая группа презентует продукт

  1. Представление результатов

(рефлексивно-оценочный этап)

Оценочные листы

Составление задания «Да-Нет»

Проблемный вопрос

- У вас на столах оценочные листы. Заполните сейчас в них фамилии состава вашей группы. И совместно оцените вклад каждого участника группы.

(Оценочный лист – Приложение 3)

- Прошу сдать оценочные листы. Каждый балл, который вы поставили участнику группы, соответствует отметке.

0 баллов – отметка «3»

1 балл- отметка «4»

2 балла – отметка «5»

- Давайте проверим, насколько внимательно мы слушали друг друга. Я попрошу каждый ряд по своей рассказанной информации составить 1-2 утверждения, которое будет верно или не верно.

Верно оно или нет, ответит соседний ряд.

(через 3 минуты по очереди 1 ряд озвучивает утверждения для 2 ряда; 2 ряд – для 3 ряда; 3 ряд – для 1 ряда)

- Молодцы. Теперь у меня к вам вопрос. Для наших туристов сегодня вы представили правление трех российских царей. Как вы думаете, основываясь на нашем проекте, к какому выводу придут туристы: при каком царе они хотели бы жить?

- Объясните, почему?

Обратимся к Листам самооценки на ваших столах. Отметьте, изменились ли ваши знания или нет. Ниже запишите вывод. (новая информация, или что-то было забыто??)      (1-2 минуты)

- Кто желает прочитать свои выводы?

Домашнее задание:

Составить схему по правлению Александра II или  Александра I, или Николая I

Взаимооценивание

Составляют утверждения, работая в микрогруппах (1 ряд делится на 2 группы)

- При Александре II (отмена крепостного права, но революционеры!)

- При Александре I (результативная внешняя политика, либеральные реформы)

- заполняют листы самооценки.

Желающие проговаривают вывод

Приложение 1.

Инструкция по выполнению проектной работы:

  1. Выстроить и распределить работу группы так, чтобы участвовал каждый.

(в течение работы в группе)

  1. Заполнить схему информацией о правлении царя (8 минут)
  2. Воспользоваться материалами на столе учителя, распределить их на схеме (7 минут)
  3. Подготовиться к представлению готовой работы:

- выбрать 3-4 человека выступающих;

- распределить темы, которые будет озвучивать каждый из докладчиков;

- соблюдать временной режим (3-4 минуты на защиту схемы).

Приложение 2.

Лист самооценки

Ф.И. ученика -

Мои знания о правителях XIX века

От 0 до 5 баллов

( в начале урока)

Мои знания о правителях XIX века

От 0 до 5 баллов

( в конце урока)

Вывод:

Приложение 3        

Оценочный лист

Фамилия, имя ученика

баллы

1.

0   1   2

2.

0   1   2

3.

0   1   2

4.

0   1   2

5.

0   1   2

6.

0   1   2

7.        

0   1   2

8.

0   1   2

9.

0   1   2

Расшифровка баллов:

  1. Принимал слабое участие
  2. Принимал участие, давал точные ответы, ценные советы
  3. Принимал активное участие, направлял работы группы

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс

Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока....

Технологическая карта урока "Серебряный век" русской поэзии в музыке 21 века

Данный урок разработан для учащихся 9 класса средних общеобразовательных школ. ...

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине"  (6 класс)...

Технологическая карта урока Культура и мир человека XVI века

Цель урока - сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету Ро...

Технологическая карта урока «Хакасия в 16 веке» 7 класс

Разработка урока по истории Хакасии для 7 класса. ФГОС...

Технологическая карта урока по истории Средние века. "Столетняя война"

Технологическая карта к уроку истории по теме "Столетняя война"...

Мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических работников по 1 модели.

мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических раб...