Технологическая карта урока истории "Россия в XIX веке"
учебно-методический материал по истории (8 класс)
В уроке на закрепление знаний применены элементы образовательных технологий "проект в уроке" и "формирующее оценивание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich.karta_.docx | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Зейналова Гюльназ Алиевна МБОУ ШР «СОШ №4»
Предмет: История
Тема: «Повторительно-обобщающий урок теме: «Россия в XIX веке» Класс: 9б
Тип урока: урок закрепления знаний
Образовательная технология: элементы технологии «проект в уроке», элементы технологии формирующего оценивания
Цель
- ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: систематизировать представление учащихся о социально-экономическом и политическом развитии России в первой половине XIX века
- ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: обобщить знания об исторических личностях эпохи.
Планируемые предметные результаты:
Получат возможность называть основные даты, события, современников, достижения указанного периода
Планируемые метапредметные результаты
Познавательные:
Работа с разными источниками информации: карты, фотографии, документы, учебник, записи в тетради, репродукции картин, интернет-ресурсы, энциклопедии;
Развитие перекрестного мышления (вспоминая не только отечественных современников правителей, но и зарубежных современников российских правителей);
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (создание интеллект-карты);
Выделяют важное в изученном материале, используют ранее полученные знания.
Регулятивные:
сами формулируют тему и цель урока;
продумывают алгоритм действий;
выстраивают работу в группе;
оценивание
Коммуникативные:
сотрудничают при выполнение заданий;
публично представляют продукт;
высказывают свое мнение;
обсуждают, выполняя взаимооценку
Личностные результаты:
воспитание дисциплинированности, взаимопомощи:
поступают в соответствии с правилами в малой и большой группах;
проявляют заинтересованность в личном и коллективном успехе;
проявляют интерес к своему однокласснику;
понимают ценность учения; гордость за страну, гражданами которой являются.
Оборудование: компьютер, колонки.
Раздаточный материал: красные листы с пошаговой инструкцией; карточки с именами основных исторических деятелей; оценочный лист; лист самооценки; 2 большие передвижные доски; 3 листа ватмана, клей.
Дидактический материал:
Фото царей и сподвижников; вырезки из документов о правителях, 3 карты по внешней политике царей; картинки с изобретениями девятнадцатого века ( железная дорога, частные банки, лицей, наркоз, гипсовая повязка); учебник «История России XIX век» под редакцией академика РАН А.В.Торкунова в 2-х частях, 2020 г.; «Большой справочник истории для школьников» В.Н. Амбаров, П. Андреев, 2002г.; «Путеводитель по истории России» В.Е. Воронин, Л.М. Ляшенко, 2019 г.; «Великие художники» К.Костюк, 2020г.
Методы обучения: коммуникативные; наглядные; метод стимулирования мотивации учебной деятельности
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оценивание: взаимооценивание, самооценивание.
Здоровьесбережение: создание благоприятного психологического климата в начале урока, движение при работе в группах.
Рефлексия: в два этапа: рефлексия учебной деятельности, рефлексия содержания урока.
Технологическая карта урока
«Повторительно-обобщающий урок теме: «Россия в XIX веке»
Этап урока | Методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
(мотивационно-целевой этап) | Проблемный вопрос | (Читает 3 парные группы слов на доске: (СЛАЙД)
- Скажите, по какому принципу разделены ряды? - Предположите цель сегодняшнего урока? | - По принципу событий в правление трех царей XIX века: 1.Александр I 2.Николай I 3.Александр II - повторить важное в правлении трех царей. (обобщить знания об исторических личностях эпохи) |
( процессуальный этап) | Мозговой штурм Совместная выработка критериев проекта (интеллект-карты) Правила выполнения проекта Защита проектов | В современную Россию ежегодно приезжает отдыхать около 4 миллионов туристов. Представим, что наши сегодняшние гости – это туристы. А вы – экскурсоводы по истории XIX века. А туристы просят вас рассказать о правлении царей: что было интересного, особенного. - Скажите, в правлении любого правителя, что нас будет интересовать как историков? -Более того, туристов будет интересовать вопрос: при каком царе самим туристам захотелось бы жить? - И вы прямо сейчас мысленно распределяете множественные события исторической эпохи по правителям, чтобы не перепутать какое событие при каком из трех царей произошло. -Именно поэтому мы сейчас составим наглядную схему с главной информацией по каждому царю. - Перед нами три царя Российского государства XIX века. Раз три, значит, и работать будем в трех группах. Каждый ряд – это группа. (СЛАЙД – макет интеллект-карты). - Прежде, чем мы приступим, попробуйте оценить свои знания на настоящий момент в листах самооценки на ваших столах. (Приложение 2) - Вас в каждой группе по 8-9 человек. Вы можете разбиться на несколько мини-групп, распределить зону ответственности каждого. На моем столе есть дополнительный материал к вашей схеме (которым вы воспользуйтесь позже): портреты царей; карточки с именами государственных деятелей, военачальников, современников, деятелей культуры; карты; выдержки из документов; книги с картинами художников; энциклопедии. Ваша задача: выбрать именно то, что относится к правлению именно того царя, чью схему вы представите: 1 ряд – Александр I 2 ряд – Николай I 3 ряд – Александр II Вы также можете пользоваться учебником, тетрадью, интернет пространством. - На ваших столах есть пошаговая инструкция, что делать. У вас 20 минут. Представитель от каждой группы, подойдите за ватманом, клеем. Можете приступать (на доске написать время завершения работы; контролировать работу групп) (через 15 минут) - До окончания работы осталось 5 минут! - Теперь слушаем представителей каждой группы - Обращаю ваше внимание на то, что две остальные группы внимательно слушают докладчиков. Позже будет задание, связанное со всеми царями. ( через 15 минут) - Всем спасибо. | - Личные качества, события во внутренней политике и внешней, семья, современники… Оценивают свои знания на начало урока Приступают к выполнению проектной работы (пользуются пошаговой инструкцией – Приложение 1) - Каждая группа презентует продукт |
(рефлексивно-оценочный этап) | Оценочные листы Составление задания «Да-Нет» Проблемный вопрос | - У вас на столах оценочные листы. Заполните сейчас в них фамилии состава вашей группы. И совместно оцените вклад каждого участника группы. (Оценочный лист – Приложение 3) - Прошу сдать оценочные листы. Каждый балл, который вы поставили участнику группы, соответствует отметке. 0 баллов – отметка «3» 1 балл- отметка «4» 2 балла – отметка «5» - Давайте проверим, насколько внимательно мы слушали друг друга. Я попрошу каждый ряд по своей рассказанной информации составить 1-2 утверждения, которое будет верно или не верно. Верно оно или нет, ответит соседний ряд. (через 3 минуты по очереди 1 ряд озвучивает утверждения для 2 ряда; 2 ряд – для 3 ряда; 3 ряд – для 1 ряда) - Молодцы. Теперь у меня к вам вопрос. Для наших туристов сегодня вы представили правление трех российских царей. Как вы думаете, основываясь на нашем проекте, к какому выводу придут туристы: при каком царе они хотели бы жить? - Объясните, почему? Обратимся к Листам самооценки на ваших столах. Отметьте, изменились ли ваши знания или нет. Ниже запишите вывод. (новая информация, или что-то было забыто??) (1-2 минуты) - Кто желает прочитать свои выводы? Домашнее задание: Составить схему по правлению Александра II или Александра I, или Николая I | Взаимооценивание Составляют утверждения, работая в микрогруппах (1 ряд делится на 2 группы) - При Александре II (отмена крепостного права, но революционеры!) - При Александре I (результативная внешняя политика, либеральные реформы) - заполняют листы самооценки. Желающие проговаривают вывод |
Приложение 1.
Инструкция по выполнению проектной работы:
- Выстроить и распределить работу группы так, чтобы участвовал каждый.
(в течение работы в группе)
- Заполнить схему информацией о правлении царя (8 минут)
- Воспользоваться материалами на столе учителя, распределить их на схеме (7 минут)
- Подготовиться к представлению готовой работы:
- выбрать 3-4 человека выступающих;
- распределить темы, которые будет озвучивать каждый из докладчиков;
- соблюдать временной режим (3-4 минуты на защиту схемы).
Приложение 2.
Лист самооценки | |
Ф.И. ученика - | |
Мои знания о правителях XIX века От 0 до 5 баллов ( в начале урока) | Мои знания о правителях XIX века От 0 до 5 баллов ( в конце урока) |
Вывод: |
Приложение 3
Оценочный лист | |
Фамилия, имя ученика | баллы |
1. | 0 1 2 |
2. | 0 1 2 |
3. | 0 1 2 |
4. | 0 1 2 |
5. | 0 1 2 |
6. | 0 1 2 |
7. | 0 1 2 |
8. | 0 1 2 |
9. | 0 1 2 |
Расшифровка баллов:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Экономическое развитие России в конце XIX - начале XX века" 9 класс
Определены личностные, предметные и метапредметные задачи урока, деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока....
Технологическая карта урока "Серебряный век" русской поэзии в музыке 21 века
Данный урок разработан для учащихся 9 класса средних общеобразовательных школ. ...
Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)
Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" (6 класс)...
Технологическая карта урока Культура и мир человека XVI века
Цель урока - сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету Ро...
Технологическая карта урока «Хакасия в 16 веке» 7 класс
Разработка урока по истории Хакасии для 7 класса. ФГОС...
Технологическая карта урока по истории Средние века. "Столетняя война"
Технологическая карта к уроку истории по теме "Столетняя война"...
Мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических работников по 1 модели.
мастер-класс «Современный урок 21 века: типы, структура, методы, приемы, технологии». Технологическая карта урока в соответствии с требованиями аттестации педагогических раб...