Урок на тему "Культура Киевской Руси"
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

Стелюкова Алла Анатольевна

Нетрадиционный урок с использованием межпредметных связй (учитель истории и МХК)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_kievskiy_rusi_10_klass.docx405.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:    Культура Киевской Руси.

10 класс

Цели урока:   

  1. познакомить обучающихся с культурными достижениями Киевской Руси, особенностями развития архитектуры, фресковой и мозаичной живописи, показать преемственность древнерусского искусства;
  2. воспитать уважение к памятникам культуры, понимание красоты, патриотизм;
  3. развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки; развивать умения логически мыслить, готовить сообщение, отбирать материал, выполнять тестовые задания.

     

Тип урока: интегрированный: история и МХК.

Методы: словесный, групповой, наглядный.

Оборудование урока: учебник,  раздаточный материал (разрезные картинки), рабочие листы с заданиями для групп, бумага, картон, клей, пластилин, макароны разных видов, горох, рис, бусины, бисер, ножницы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Фронтальная беседа.

- Что такое культура?

Культура – это преобразовательная деятельность человека и ее результаты.

Культура – это явление, которое позволяет провести грань, отделяющую человека от мира животных, это то, что отличает человека от животных.

Всякое явление имеет не только внешнюю, но и внутреннюю сторону.

Культура – это внешнее проявление духовного и душевного состояния народа.

Какое место культура занимает в жизни человека?

Какие вы знаете памятники культуры, дошедшие к нам из глубины веков?

3. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Класс разделён на 3 группы.

Учитель истории:

Вам необходимо в группах собрать картинку из отдельных частей.

1 группа –

http://vannadecor.ru/wp-content/uploads/2017/10/panno-iz-mozaiki.jpg

2 группа –

http://vality.ru/wp-content/uploads/2017/08/im3283.jpg

3 группа –

http://kudago.com/media/images/place/03/f5/03f51f02afb5e55950894faf7d334118.jpg

 Что у вас получилось? О чем будем говорить сегодня на уроке? Какое одно слово объединяет эти все изображения? Как эти понятия можно связать и как будет называться тема урока?

Учитель истории: Правильно. Мы сегодня поговорим о культуре Киевской Руси.

У нас сегодня на уроке 2 предмета: история и МХК.

Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир. Вам предстоит ответить на вопросы:

  1. Почему христианство смогло стать фактором, определившим особенности российской цивилизации?
  2. Какие виды искусства получили развитие в Киевской Руси?
  3. Определить  особенности  древнерусской культуры.

4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

1) Беседа.

Учитель МХК:

Эпиграфом нашего урока можно считать слова:

Мы собираем веры истинной… обломки,

Уже одиннадцатый век… нам крест нести

Дай, Бог, помогут…православные потомки…

Эти слова древнерусского летописца – признание высокого уровня развития культуры народа, присущей ему любви к красоте. Далеко вглубь веков уходит история нашего народа. О ней рассказывают народные предания, старинные летописи, орудия труда, могильные курганы, древние городища, места исторических сражений, архитектурные сооружения, произведения прикладного искусства, живописи. Посмотрим вокруг: где бы мы ни жили, везде есть следы давно минувшей жизни народа, как драгоценные крупицы, разбросанные по территории нашей огромной Родины. Находить, изучать и сохранять их – важное и благородное дело. Мы родились на земле славной своей историей, богатой многовековой культурой и прекрасными памятниками искусства, снискавшими мировую славу. Сегодня мы познакомимся с ними. 

Учитель истории: Принятие христианства – переломный момент в истории русской культуры. Распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре (988 г.) и продолжалось в течение полутора веков. Русь приняла христианство от Византии, оттуда же были заимствованы достижения в искусстве, пришли мастера. Но с самого начала русская культура отличалась самобытностью и оригинальностью.

После принятия христианства происходит быстрый подъем древнерусской культуры. Исключительно плодотворным было влияние церкви на культурное строительство. Принесенная из Византии и Болгарии церковнославянская письменность послужила основой для развития русской письменности и для выработки древнерусского литературного языка.       

Учитель МХК:

Принятие христианства на Руси способствовало развитию храмовой архитектуры и храмовой живописи. Церкви на Руси строились во множестве, и древние зодчие умели выбирать прекрасные места для храмов. Исконно русским материалом для строительства было дерево. Русские мастера рубили из дерева и крестьянские избы, и терема богатых людей, сооружали крепостные стены, детинец-кремль, христианские храмы. Постройки стремились ввысь, украшались башенками, галереями, художественной резьбой по дереву. Для деревянного зодчества была характерна многоярусность, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Мастера гордились своей работой.

Безымянным русским мастерам посвящено стихотворение Дмитрия Блынского, отрывок из которого я хочу вам прочитать.

В грубые передники одеты –

У кого в деревне ни спроси, –

Вечно наши прадеды и деды

Плотниками были на Руси.

Сколько обтесал отец мой бревен!

Вот они встают передо мной:

Друг за другом положить их вровень –

Был бы опоясан шар земной.

На земле стоят дома и хаты.

Где б я ни был, я как дома в них:

Может, здесь стучал топор когда-то

Одного из родичей моих.

Учитель истории:

           Вместе с ростом грамотности происходит быстрый подъем и древнерусской литературы. До нашего времени дошло более 150 рукописных книг 11-12 веков.

Одной из таких книг является "Слово о законе и благодати", написанное Илларионом, где автор проводит главную мысль о равноправии всех христианских народов, независимо от времени их крещения.        

2. Работа с учебником по группам.

Учитель истории: Каждая группа должна прочитать статью в учебнике по заданной теме:  1 группа «Фольклор», 2 группа «Письменность и литература», 3 группа «Архитектура и живопись».

5. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

1.    Выполнение заданий  в группах.

1 группа – по теме «Фольклор».

Вопросы:

  1. Что относится к фольклору Киевской Руси?
  2. Что являлось главной составной частью русского фольклора? (песня)
  3. Когда возникли первые систематические записи устного народного творчества в Киевской Руси?
  4. Кто воспевался в былинах?
  5. В картинах какого художника можно увидеть мощь и силу богатырей?
  6. Используя информацию из учебника проанализируйте одну из древнерусских былин. Выскажите своё мнение: можно ли использовать былины как исторический источник?

2 группа – по теме «Письменность и литература».

Вопросы:

  1. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались произведения, в которых действовали описанные герои. «Необычны и подчас фантастичны силы героев – палица у богатырей по 100 пудов, скачут они на конях… чуть ниже облака ходячего… Но и враги, выходившие на богатырей, были чудовищно могучи. Войска вражьего, растянувшегося в степях, серому волку в три дня не обрыскать, черному ворону не облететь».
  1. летописями 2) былинами 3) житиями 4) хождениями

2.   Кто является автором «Слова о законе и благодати»?

               1) Олег Веший 2) Владимир Мономах 3) Илларион 4) Нестор

3.  Создателями славянской азбуки являются:

              1) Кирилл и Мефодий 2) Аскольд и Дир 3) Борис и Глеб 4) Ян и Путята    Вышатичи.

4.   Среди каких слоев населения получила распространение грамотность в  Древней Руси?

            1) только среди князей и бояр 2) только среди купечества 3) только среди горожан 4) среди различных слоев населения

5. Укажите произведение, автором которого является Нестор.

           1) «Слово о законе и благодати» 2) «Чтение о Борисе и Глебе» 3) «Поучение детям» 4) «Слово о полку Игореве»

6.    В древнерусской литературе «житием» называли

         1) погодную запись событий 2) описание деятельности христианских святых

         3) поучение князей наследникам 4) народные эпические сказания

7.    Письменность в Древнерусском государстве известна

        1) с VIII в. 2) с середины IX в. 3) c начала X в. 4) скань, эмаль, филигрань.

3 группа – по теме «Архитектура и живопись».

Заполнить кроссворд на тему "Культура Древней Руси"

По горизонтали

6. Главная особенность русской культуры - творческая …

7. Где находятся Золотые Ворота

8. Что досталось от Византии Руси

10. Какой камень использовался при строительстве

12. Какое государство оказало решающую роль на развитие Руси

15. Огромное влияние на формирование русской культуры оказали …

16. С кем связаны главные западные заимствования

17. Главный строительный материал

По вертикали

1. Главное, что нам дало татаро-монгольское иго

2. Первый этап развития Руси

3. Этнос формировался из восточно-славянских и финноугорских племен, а также…

4. Купола были шлемовидные и …

5. Кроме Византии, какое государство также оказало влияние на развитие Руси

9. Два наиболее ярких города - Владимир и…

11. Что использовали на Руси для строительства, кроме дерева

13. Отличительная культура благодаря пограниченому положению Востока и…

14. Какой народ представляли кочевники?

2. Творческая работа в группах:

Учитель МХК: А сейчас, ребята, мы приступаем к практической части нашего занятия. Путешествуя по Древнему Киеву, вы очень многое узнали.   

    1 группа – создание мозаики из бумаги, используя дополнительные материалы;

    2 группа – создание макета архитектурного здания из пластилина.

    3 группа – оформление «Живой газеты» интересными фактами о Софии Киевской.

  1. Подведение итогов урока, оценивание и сообщение домашнего задания.

     Подведём итоги нашего урока и ответим на вопросы:

  1. Почему христианство смогло стать фактором, определившим особенности российской цивилизации?
  2. Какие виды искусства получили развитие в Киевской Руси?
  3. Определить  особенности  древнерусской культуры.

Вывод: Древнерусская культура имела сложное происхождение, отличалась разнообразием и самобытностью.

Учитель истории:  Давайте  с  вами  составим  синквейн  по теме нашего урока.

Д.з.  Написать эссе на одну из тем «Нужна ли была грамотность жителю Киевской Руси?», «Представление о прекрасном в Киевской Руси».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока истории на тему "Культура и искусство Киевской Руси"

урок истории для 7 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Культура и искусство Киевской Руси"....

конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"

урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси"....

урок по истории «Феодальная раздробленность Киевской Руси»

Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии феодального строя, его характерных чертах. Решать проблемные задачи, работать с картой....

Культура киевской Руси

Интегрированный урок проводится в 6 классе совместно с учителем ИЗО Неводовой Ольгой Александровной....

Культура Киевской Руси

Материал составлен по теме  " Культура Киевской Руси" Материал  изложен  в удобной для усвоения и запоминания форме- в таблице, словаре.В словарь включены терминыи понятия, ...

Культура Киевской Руси

Спаренный урок для 6 класса разработан в сооавторстве с учителем истории Козиной Н.А. Урок- путешествие с использованием деятельностного подхода, обучающиеся в ходе занятия выполняют различные виды гр...

Культура Киевской Руси

В презентации представлены материалы, характеризующие древнерусскую культуру : письменность, архитектуру и иконопись...